<данные изъяты>
Дело № 2-1875/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 июня 2018 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Тепляковой К.Г.
при секретаре Андроновой Д.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайонного прокурора в интересах Крохалевой ГВ к Управлению социальной защиты населения администрации г. Канска о признании незаконным решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Канский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах Крохалевой Г.В. к Управлению социальной защиты населения администрации г. Канска о признании незаконным решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, мотивируя свои требования тем, что Крохалева Г.В. является инвалидом второй группы, зарегистрирована и проживает в <адрес>. Истица обратилась в УСЗН администрации г. Канска с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде компенсации в размере 50% расходов по оплате коммунальных услуг и взносов на капитальный ремонт. С 01.02.2008 г. Крохалевой Г.В. назначены меры социальной поддержки в виде компенсации в размере 50 % расходов по оплате коммунальных услуг. С 01.11.2015 г. ответчиком принято решение о прекращении предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации в размере 50 % расходов по оплате коммунальных услуг и взносов на капитальный ремонт в связи с имеющейся задолженностью по оплате указанных услуг. В связи с чем, Канский межрайонный прокурор просит признать решение УСЗН администрации г. Канска о прекращении предоставления мер социальной поддержки Крохалевой Г.В. в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50% незаконным и отменить его. Обязать УСЗН администрации г. Канска возобновить Крохалевой Г.В. предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50% с 01.04.2017 г.
В судебном заседании представитель процессуального истца – помощник Канского межрайонного прокурора Кожакин Д.А. поддержал заявленные требования в полном объеме по изложенным основаниям.
Истец Крохалева Г.В. исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным основаниям, пояснив, что в связи с материальными трудностями не имеет возможность погасить образовавшуюся задолженность по оплате коммунальных услуг.
Представитель ответчика УСЗН администрации г. Канска Лукзен Е.Ф. в судебное заседание не явилась, представлено ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, а также возражения на исковые требования, согласно которым просит отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку льготы носят компенсационный характер, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Только при наличии уважительных причин возникновения задолженности в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
Представитель третьего лица Министерства социальной политики Красноярского края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей, извещенных надлежащим образом о времени и месие судебного заседания.
Суд, заслушав помощника Канского межрайонного прокурора Кожакина Д.А., истца Крохалеву Г.В., исследовав письменные материалы дела, полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно Конституции РФ, в соответствии с целями социального государства (ч.1 ст. 7) гарантируется каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч.1 ст. 39).
В соответствии со ст. 159 160 ЖК РФ, определено, что субсидии или компенсации расходов предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и жилищно-коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Согласно ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
На основании ст. 28.2 Федерального закона от 29 декабря 2004г. №199-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Нормы, определяющие условия предоставления льготы, изменения не претерпели.
Указанные меры социальной поддержки предоставляются в порядке и на условиях, установленных Законом Красноярского края от 17 декабря 2004 г. №13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» (далее Закона).
Статьей 23 Закона предусмотрены основания и сроки приостановления и прекращения предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, так согласно п.п.«в» п.9 ст.23 указанного Закона орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 10.1 настоящего Закона, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
Статья 20.1 Закона предусматривает условия при которых происходит приостановление и прекращение предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, предусмотренных статьями 2-10.1, 10.3 настоящего Закона, так согласно п.4 ст. 20.1 предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования).
Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Как установлено в судебном заседании установлено, Крохалева Г.В. является инвалидом второй группы, что подтверждается справкой МСЭ № 1402192 от 23.12.2014 г. (л.д. 10-11), зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>.
15.01.2015 г. Крохалева Г.В. обратилась в УСЗН администрации г. Канска с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в виде компенсации в размере 50% расходов по оплате коммунальных услуг (л.д.9-10).
С 01.02.2008 г. Крохалевой Г.В. УСЗН администрации г. Канска были предоставлены меры социальной поддержки на оплату жилого помещения коммунальных услуг по адресу: <адрес> размере 50%.
В связи с наличием задолженности по оплате коммунальных услуг Крохалевой Г.В. была приостановлена выплата мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг с 01.02.2008 г., о чем в адрес Крохалевой Г.В. направлено уведомление, на основании статьи 20.1 Закона края №13-2804 в связи с наличием задолженности по оплате коммунальных услуг за два и более месяца (л.д.13-14).
С 01.11.2015г. выплата мер социальной поддержки из-за имеющейся задолженности по ЖКУ была прекращена, о чем в адрес Крохалевой Г.В. было также направлено уведомление.
Разрешая заявленные исковые требования суд, учитывает, что согласно п.п.«в» п.9 ст.23 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004г. №13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 10.1 настоящего Закона, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
Вместе с тем, согласно п.4 ст.20.1 указанного Закона края предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995г. №181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Таким образом, законодательный орган исключил право на принятие органами местного самоуправления Красноярского края решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Следовательно, наличие у Крохалевой Г.В. задолженности по оплате коммунальных услуг не может явиться основанием как для приостановления, так и для прекращения в предоставлении ей, как инвалиду, мер социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50% по оплате коммунальных услуг.
Определением Верховного Суда РФ от 03 июня 2015 г. был признан недействующим с даты вступления решения суда в законную силу пункт 1 статьи 13 в части слов «документов, содержащих сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за месяц, предшествующий месяцу подачи заявления о предоставлении субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту постоянного жительства (пребывания), и копии соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (в случае, если у гражданина имеется задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг)» и пункт 4 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» в той мере, в которой распространено их действие на инвалидов.
Соответствующие изменения в Закон края от 17 декабря 2004 г. № 13-2804 внесены Законом Красноярского края от 04.02.2016 N 10-4209.
Несмотря на то, что п. 2 ст. 20.1 и п.п. «в» п. 9 ст. 23 вышеуказанного Закона края не являлись предметом самостоятельного обжалования в судебном порядке, из правовой позиции, приведенной в Определении Верховного Суда РФ от 03 июня 2015 года следует, что положения, содержащиеся в данных нормах не подлежат распространению на инвалидов, поскольку Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не предусмотрено лишение инвалида права на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг при наличии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что решение ответчика о прекращении предоставления Крохалевой Г.В. мер социальной поддержки в виде субсидии по оплате коммунальных услуг, является незаконным.
Учитывая, что предоставление вышеуказанных мер социальной поддержки материальному истцу прекратилось с 01.11.2015 г., суд полагает необходимым возложить обязанность на ответчика возобновить их с даты прекращения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
исковые требования Канского межрайонного прокурора в интересах Крохалевой Г В к Управлению социальной защиты населения администрации г. Канска о признании незаконным решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг - удовлетворить.
Признать решение Управления социальной защиты населения администрации г. Канска о прекращении предоставления мер социальной поддержки Крохалевой ГВ в виде компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в размере в размере 50% - незаконным.
Обязать Управление социальной защиты населения администрации г. Канска возобновить предоставление мер социальной поддержки Крохалевой Г В в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50% с 01.11.2015 г.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья К.Г. Теплякова
<данные изъяты>
Мотивированное решение изготовлено 13.06.2018 г.