Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-302/2022 ~ М-52/2022 от 11.01.2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 февраля 2022 года                                                          г. Чапаевск

Чапаевский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Законова М.Н.

с участием прокурора Устиновой М.Н.,

при секретаре Сергеевой О.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-302/22 по иску Прокурора г.о. Чапаевск в интересах неопределенного круга лиц к Кашину ФИО7 об обязании пройти флюорографическое обследование,

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор г.о. Чапаевск в интересах неопределенного круга лиц обратился суд к Кашину А.В. с вышеуказанным иском. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой города Чапаевска проверено исполнение представителями Чапаевского наркологического отделения ГБУЗ «Самарский областной клинический наркологический диспансер» законодательных требований об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации. Федеральный закон от 08.01.1998 №3-Ф3 «О наркотических средствах и психотропных веществах» устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности (далее - Закон). Согласно статьи 1 Закона наркомания - заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества; профилактика наркомании - совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании. В соответствии со ст. 54 Закона государство гарантирует больным наркоманией оказание наркологической помощи, которая включает обследование, консультирование, диагностику, лечение и медико-социальную реабилитацию. Больные наркоманией при оказании наркологической помощи пользуются правами пациентов в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан. Согласно статьи 56 Закона порядок медицинского наблюдения за больными наркоманией и учета больных наркоманией устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Генеральной прокуратурой Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти в области юстиции. В соответствии со ст.4 Федерального закона Российской Федерации №323- ФЗ от 21.11.2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий. Согласно п.4 ст.8 Федерального закона от 18.06.2001 года № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», в целях выявления туберкулеза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан, порядок и сроки, проведения которых устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Постановлением Правительства РФ от 25.12.2001 г. №892 «О реализации федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» утверждены Порядок и сроки проведения профилактических медицинских осмотров населения в целях выявления туберкулеза (далее - Порядок). Согласно п.п. «ж» п.5 Порядка, пациенты, состоящие на диспансерном учете в наркологических и психиатрических учреждениях в целях выявления туберкулеза, в групповом порядке по эпидемическим показаниям профилактическим медицинским осмотрам в целях выявления туберкулеза подлежат 2 раза в год (независимо от наличия или отсутствия признаков заболевания туберкулезом). В силу ч.1 ст.2, ст. 10, ч.1 ст.29 Федерального закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно- эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения. Граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания. В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Согласно п.809. Санитарно - эпидемиологических требований по профилактике инфекционных болезней СанПин 3.368621, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №4 пациенты, состоящие на диспансерном наблюдении (в том числе профилактическом наблюдении) в наркологических и психиатрических специализированных медицинских организациях по эпидемическим показаниям (независимо от наличия или отсутствия признаков заболевания туберкулезом) проходят 2 раза в год профилактические медицинские осмотры. По сведениям Чапаевского отделения Кашин А.В. состоит на диспансерном учете в Чапаевском отделении с диагнозом «употребление опиоидов с вредными последствиями». Данных о прохождении флюорографии нет свыше 1 года. Вместе с тем, вопреки указанным требованиям законодательства Кашин А.В. в установленные сроки профилактические медицинские осмотры на предмет выявления туберкулеза не проходит, чем подвергает опасности жизнь и здоровье других людей, т.е. затрагивает их права, свободы и законные интересы. Таким образом, Кашин А.В. уклоняется от прохождения регулярного обследования с периодичностью, предусмотренной нормативными правовыми актами, в связи с этим им нарушены требования законодательства и права неопределенного круга лиц на охрану здоровья, гарантированных Конституцией Российской Федерации, в первую очередь ст.7, согласно которой в Российской Федерации охраняется здоровье людей, и ст.41, предусматривающей, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья. Незаконное уклонение от прохождения профилактического медицинского осмотра воспрепятствует реализации государственной политики в области противодействия их незаконному обороту, направленному на постепенное сокращение числа больных наркоманией, сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ. Обращение прокурора в суд обусловлено защитой интересов неопределенного круга лиц. На основании изложенного, просил суд обязать Кашина Александра Владимировича, 10.12.1976 года рождения, в месячный срок со дня вступления судебного решения в законную силу пройти флюорографическое обследование.

В судебном заседании помощник прокурора г.о. Чапаевск Устинова М.Н. исковые требования поддержала в полном объеме по вышеизложенным мотивам.

Ответчик Кашин А.В. в судебном заседании исковые требования признал.

Представитель третьего лица – Чапаевского отделения «ГБУЗ СОНД» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещались надлежащим образом. Ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Изучив и оценив имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к нижеследующему выводу.

По смыслу положений ст.27 ФЗ «О прокуратуре РФ», прокурор может обратиться в суд с иском к частному лицу о выполнении содержащихся в нормах права предписаний, в том числе с иском о выполнении требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об охране здоровья и т.д.

Согласно ст.41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В силу положений ст.27 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» №323-ФЗ от 21 ноября 2011г. (далее Закон №323-ФЗ), граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.

Согласно Перечню заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденному Постановлением Правительства РФ №715 от 01 декабря 2004г. к таковым заболеваниям отнесен туберкулез (код заболевания по МКБ-10А15-А19).

По смыслу ст.27 Закона №323-ФЗ граждане, страдающие таким заболеванием как туберкулез, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этого заболевания, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Правовые основы осуществления государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации в целях охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения устанавливает Закон №77-ФЗ от 18.06.2001 «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации». Этим же законом установлены случаи обязательного медицинского обследования и лечения этого заболевания.

В Законе №77-ФЗ используются следующие основные понятия:

туберкулез - инфекционное заболевание, вызываемое микобактериями туберкулеза;

активная форма туберкулеза - туберкулез, признаки активности процесса которого установлены в результате проведения клинических, лабораторных, рентгенологических исследований;

заразная форма туберкулеза - активная форма туберкулеза, при которой происходит выделение микобактерий туберкулеза;

больной туберкулезом - больной активной формой туберкулеза;

противотуберкулезная помощь - совокупность социальных, медицинских, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на выявление, обследование и лечение, в том числе обязательные обследование и лечение, диспансерное наблюдение и медицинскую реабилитацию больных туберкулезом и проводимых при оказании медицинской помощи в амбулаторных или стационарных условиях в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

профилактика туберкулеза - комплекс мероприятий, направленных на предупреждение возникновения, распространения туберкулеза, а также раннее его выявление; ….

На основании п.4 ст.8 Закона №77-ФЗ, в целях выявления туберкулеза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан, порядок и сроки проведения которых, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Из содержания иска прокурора следует, что основанием к обращению в суд послужило неисполнение ответчиком требований п.5 Постановления Правительства РФ №892 от 25 декабря 2001г. «О реализации федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской федерации»».

Указанным постановлением были утверждены Порядок и сроки проведения профилактических медицинских осмотров населения в целях выявления туберкулеза; Порядок диспансерного наблюдения за больными туберкулезом; Порядок ведения государственного статистического наблюдения в целях предупреждения распространения туберкулеза.

Указанные Порядок и сроки проведения профилактических медицинских осмотров населения в целях выявления туберкулеза (далее Порядок) устанавливали основные требования к проведению профилактических медицинских осмотров граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее именуется - население), в целях выявления туберкулеза.

Профилактические медицинские осмотры населения направлены на своевременное выявление туберкулеза и проводятся в массовом, групповом (по эпидемическим показаниям) и индивидуальном порядке в лечебно-профилактических учреждениях по месту жительства, работы, службы, учебы или содержания в следственных изоляторах и исправительных учреждениях в соответствии с инструкцией о проведении профилактических медицинских осмотров населения, утверждаемой Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

При этом в силу п.4 указанного Порядка все без исключения население подлежало профилактическим медицинским осмотрам в целях выявления туберкулеза не реже 1 раза в 2 года.

Приказом Минздрава России «Об утверждении порядка и сроков проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза» №124н от 21 марта 2017г. (далее Приказ №124н), вступившим в действие с момента признания утратившим силу Постановления Правительства РФ от №892 от 25 декабря 2001г., предусмотрено проведение профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза только при условии получения их добровольного информированного согласия, являющегося необходимым предварительным условием медицинского вмешательства (п.7 Приказа №124н).

Пунктом 9 Приказа №124н установлено, что сроки проведения профилактических осмотров в отношении отдельных групп граждан определены приложением к настоящим порядку и срокам.

п.4.1. предусматривает, что в целях раннего выявления туберкулеза у взрослого населения прохождению профилактических медицинских осмотров подлежат граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; согласно п.4.2. профилактические медицинские осмотры проводятся в массовом, групповом (по эпидемическим показаниям) и индивидуальном порядке в медицинских организациях по месту жительства, работы, службы, учебы или содержания в следственных изоляторах и исправительных учреждениях.

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30 марта 1999г. (далее Закон №52-ФЗ) направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Согласно ч.2 Закона №52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности;…

Согласно ст.10 Закона №52-ФЗ, граждане обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

На основании ст.29 Закона №52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.

В силу п.2 ст.50 Закона №52-ФЗ при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки: … о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами;….

В силу ст.16 Закона №77-ФЗ нарушение законодательства Российской Федерации в области предупреждения распространения туберкулеза влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством.

Согласно п.2 ст.2 Закона № 323-ФЗ охрана здоровья граждан (далее - охрана здоровья) - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

В силу ст.18 Закона №323-ФЗ, каждый имеет право на охрану здоровья.

Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощью.

Федеральный закон от 08.01.1998 №3-Ф3 «О наркотических средствах и психотропных веществах» устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности (далее - Закон).

Согласно статьи 1 Закона наркомания - заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества; профилактика наркомании - совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании.

В соответствии со ст. 54 Закона государство гарантирует больным наркоманией оказание наркологической помощи, которая включает обследование, консультирование, диагностику, лечение и медико-социальную реабилитацию. Больные наркоманией при оказании наркологической помощи пользуются правами пациентов в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Согласно статьи 56 Закона порядок медицинского наблюдения за больными наркоманией и учета больных наркоманией устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Генеральной прокуратурой Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти в области юстиции.

Постановлением Правительства РФ от 25.12.2001 г. №892 «О реализации федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» утверждены Порядок и сроки проведения профилактических медицинских осмотров населения в целях выявления туберкулеза (далее - Порядок). Согласно п.п. «ж» п.5 Порядка, пациенты, состоящие на диспансерном учете в наркологических и психиатрических учреждениях в целях выявления туберкулеза, в групповом порядке по эпидемическим показаниям профилактическим медицинским осмотрам в целях выявления туберкулеза подлежат 2 раза в год (независимо от наличия или отсутствия признаков заболевания туберкулезом).

Согласно п.809. Санитарно - эпидемиологических требований по профилактике инфекционных болезней СанПин 3.368621, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №4 пациенты, состоящие на диспансерном наблюдении (в том числе профилактическом наблюдении) в наркологических и психиатрических специализированных медицинских организациях по эпидемическим показаниям (независимо от наличия или отсутствия признаков заболевания туберкулезом) проходят 2 раза в год профилактические медицинские осмотры.

Установлено, что по сведениям Чапаевского отделения Кашин А.В. состоит на диспансерном учете в Чапаевском отделении с диагнозом «<Данные изъяты> ». Данных о прохождении флюорографии нет свыше 1 года.

Вместе с тем, вопреки указанным требованиям законодательства Кашин А.В. в установленные сроки профилактические медицинские осмотры на предмет выявления туберкулеза не проходит, чем подвергает опасности жизнь и здоровье других людей, т.е. затрагивает их права, свободы и законные интересы.

Таким образом, Кашин А.В. уклоняется от прохождения регулярного обследования с периодичностью, предусмотренной нормативными правовыми актами, в связи с этим им нарушены требования законодательства и права неопределенного круга лиц на охрану здоровья, гарантированных Конституцией Российской Федерации, в первую очередь ст.7, согласно которой в Российской Федерации охраняется здоровье людей, и ст.41, предусматривающей, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья. Незаконное уклонение от прохождения профилактического медицинского осмотра воспрепятствует реализации государственной политики в области противодействия их незаконному обороту, направленному на постепенное сокращение числа больных наркоманией, сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ.

По сведениям ГБУЗ СО СОКНД Кашин А.В. уклоняется от прохождения флюорографического обследования.

Исковое заявление прокурором подано в порядке, установленном ст. 45 ГПК РФ, и в соответствии с полномочиями, установленными ст.27, ст.35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».

Учитывая мнение представителя истца, а также обстоятельства дела, в целях обеспечения предупреждения распространения туберкулеза по эпидемиологическим показаниям (независимо от наличия или отсутствия признаков заболевания туберкулезом), суд приходит к вывод о возможности удовлетворения требований прокурора о принятии мер по устранению нарушений законодательства со стороны ответчика, а именно о возложении на него обязанности пройти в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства либо в ином учреждении по своему выбору флюорографическое обследование в течение одного месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 194-196 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Прокурора г.о. Чапаевск Самарской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Кашину ФИО8 о возложении обязанности пройти флюорографическое обследование удовлетворить.

Обязать Кашина ФИО9,<Дата обезличена> г.р. в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу пройти флюорографическое обследование.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента постановления в окончательной форме в Самарский областной суд через Чапаевский городской суд.

              Судья                                                    М.Н. Законов

Мотивированное решение суда изготовлено 14.02.2022 года.

Подлинник документа находитсяв материалах гражданского дела№2-302/2022, 63RS0033-01-2022-000085-11

2-302/2022 ~ М-52/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурора г.о. Чапаевск в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Кашин А.В.
Другие
Чапаевское отделение ГБУЗ «Самарский областной клинический наркологический диспансер»,
Суд
Чапаевский городской суд Самарской области
Судья
Законов М. Н.
Дело на странице суда
chapaevsky--sam.sudrf.ru
11.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.01.2022Передача материалов судье
14.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.02.2022Судебное заседание
14.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.04.2022Дело оформлено
11.04.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее