Дело № ...а-910/2020
10RS0№ ...-38
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 декабря 2020 года ........
Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Береговой С.В.,
при секретаре Челмайкиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению А.М. к призывной комиссии ........ муниципального района Республики Карелия, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Карелия», Военному комиссариату ........, Военному комиссариату ........ о признании незаконным решения и обязании произвести определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
А.М. обратился с указанным административным иском по тем основаниям, что состоит на воинском учете в Военном комиссариате ........ и ........ (далее – Военкомат ........). С ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ обучался в <...>, в связи с чем была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу. По окончанию обучения в ........ вернулся по месту регистрации и встал на учет в Военкомат ........, при переезде обратно в ........ данные о смене месте проживания передавались в Военкомат ......... С момента окончания отсрочки от призыва на военную службу и до достижения возраста 27 лет повесток не получал. ХХ.ХХ.ХХ призывной комиссией Кондопожского муниципального района РК вынесено заключение о признании А.М. гражданином, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Указывает, что о решении надлежащим образом не уведомлялся, оно принято в его отсутствие, что не позволило привести доводы и представить доказательства, которые могли бы повлиять на исход принятия решения. Просит признать незаконным решение (заключение) призывной комиссии Кондопожского муниципального района РК от ХХ.ХХ.ХХ о признании А.М. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований; обязать призывную комиссию рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении А.М., как не подлежащего призыву на военную службу по достижению им возраста 27 лет, и выдаче военного билета.
Административный истец А.М. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил в суд своего представителя.
Представитель административного истца А.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме. Указал, что у призывной комиссии Кондопожского муниципального района РК не было законных оснований для вынесения обжалуемого решения.
Представители административных ответчиков (Призывная комиссия Кондопожского муниципального района Республики Карелия, ФКУ «Военный комиссариат Республики Карелия», Военный комиссариат ........, Военный комиссариат ........), заинтересованного лица (Военный комиссариат ........) в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.
Заслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд (ч. 7 ст. 28 ФЗ № 53-ФЗ).
Учитывая дату обращения А.М. с административным иском, отсутствие сведений о получении им решения призывной комиссии Кондопожского муниципального района РК от ХХ.ХХ.ХХ, суд приходит к выводу, что срок для обращения с административным иском пропущен по уважительной причине и считает возможным его восстановить.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (ст. 59).
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – ФЗ № 53-ФЗ, ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»), призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
В силу ст. 25 указанного Федерального закона, призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 26 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии со ст. 28 ФЗ № 53-ФЗ, при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 этого же Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (п. 1.1 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ХХ.ХХ.ХХ № ... (далее – Положение).
В соответствии с пунктом 34 Положения о призыве на военную службу, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с ХХ.ХХ.ХХ, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Также Положением предусмотрено, что заседание призывной комиссии по рассмотрению вопроса о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, проводится, как правило, не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов призывной комиссии. Заключение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов призывной комиссии, о чем в тот же день производится запись в протоколе заседания призывной комиссии и учетно-алфавитной книге призывников. Протокол подписывается председателем призывной комиссии и ее членами.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что А.М., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, состоял на воинском учете в Военкомате ........ в периоды с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, ХХ.ХХ.ХХ вновь обратился с заявлением о постановке его на воинский учет.
ХХ.ХХ.ХХ А.М. принят на воинский учет в отдел ВК СПБ по ........, ХХ.ХХ.ХХ снят с воинского учета, личное дело направлено в Военкомат .........
В период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ А.М. был временно зарегистрирован по месту пребывания по адресу: ........, что подтверждается свидетельством № ... от ХХ.ХХ.ХХ, сведения о постановке на воинский учет в указанный период отсутствуют.
В силу положений ст. 10 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» обязанность по постановке на воинский учет в военном комиссариате по новому месту жительства наступает у гражданина, если он переехал в другое муниципальное образование на срок более трех месяцев. Эту обязанность он должен выполнить в течение двух недель с момента переезда.
Как следует из представленных документов, обязанность А.М. встать на воинский учет по новому месту жительства в течение длительного периода не исполнялась.
Ранее, ХХ.ХХ.ХХ А.М. отказался в получении повестки о явке в отдел военного комиссариата по ........, ХХ.ХХ.ХХ был привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 21.6 КоАП РФ, с назначением наказания в виде предупреждения.
В настоящее время на указанное постановление, вступившее в законную силу, подана жалоба в Петрозаводский городской суд РК.
ХХ.ХХ.ХХ А.М. подал заявление в отдел военного комиссариата по ........ о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу, однако, ХХ.ХХ.ХХ для рассмотрения заявления и вынесения решения не явился.
Также А.М. ХХ.ХХ.ХХ и ХХ.ХХ.ХХ по повестке в Военкомат ........ не являлся.
В период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ А.М. обучался в <...>, что подтверждается справками, представленными в личное дело.
ХХ.ХХ.ХХ при проведении медицинского обследования, был направлен для прохождения дополнительного обследования <...>, дообследование не прошел, соответственно после него в военный комиссариат не явился.
Из справки СПБ ГБУЗ «........» Поликлиническое отделение «........» следует, что ХХ.ХХ.ХХ при обращении А.М. хронических заболеваний не обнаружено, рекомендована <...> в плановом порядке.
Документов о невозможности проходить военную службу по призыву, А.М. не представлено.
На обращение А.М. от ХХ.ХХ.ХХ Военному прокурору Санкт-Петербургского гарнизона ХХ.ХХ.ХХ ФКУ «Военный комиссариат ........» дан ответ с рекомендацией выполнить мероприятия, определенные военным комиссаром ........, для постановки на воинский учет.
Исходя из приведенных норм права, решение о зачислении гражданина в запас могло быть принято при наличии в документах воинского учета А.М. сведений о неисполнении обязанности прохождения военной службы без законных на то оснований до достижения им 27-летия, то есть до ХХ.ХХ.ХХ.
Обязанность осуществлять призыв граждан на военную службу, оповещать о необходимости явки на заседания призывной комиссии, в том числе по окончании действия отсрочки от призыва на военную службу возложена на военные комиссариаты.
В период нахождения А.М. на воинском учете в Военкомате ........ принимались необходимые меры по его вызову для прохождения мероприятий, связанных с осуществлением призыва на военную службу, что подтверждается представленными в материалы документами.
Кроме того, в отношении А.М. принимались меры по розыску, что подтверждается обращениями начальника Военкомата ........, направленных в ОМВД России по .........
В соответствии со ст. 10 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны состоять на воинском учете в военном комиссариате, а также явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет.
Административный истец, являясь лицом подлежащим призыву на военную службу, не исполнил воинскую обязанность, не имея на то уважительных причин; на протяжении длительного времени уклонялся от призыва на военную службу, в связи с чем, оспариваемое решение принято призывной комиссией на основании закона и в соответствии с имеющимися полномочиями.
Ни одного из законных оснований, позволившее А.М. не проходить военную службу, не являться по вызову, не проходить медицинское освидетельствование, не представлено.
Довод представителя административного истца о том, что А.М. осуществлялись звонки в военный комиссариат, не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения, поскольку доказательств совершения звонков, равно как доказательств невозможности явки в военный комиссариат в назначенной время, или другой день, не представлено.
Таким образом, исходя из приведенных норм права, исследованных доказательств, оснований для удовлетворения завяленных требований у суда не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Кондопожский городской суд РК.
Судья С.В. Берегова
Мотивированное решение изготовлено ХХ.ХХ.ХХ.