Дело № 12-76/2019
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
14 февраля 2019 года п.Емельяново
Судья Емельяновского районного суда Красноярского края Зуева А.М.,
с участием лица, привлеченного к административной ответственности, Иванова И.А., его защитника Жарченко А.В., представителей Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю Альковой Ю.С., Шелковникова А.Н..
рассмотрев административный материал по жалобе Иванова И.А. на постановление от 30 ноября 2018 года № 164-118 заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю, которым Иванов И.А. признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.2 ст.8.7. ч.2 ст.8.8 КоАП РФ.
УСТАНОВИЛ:
30 ноября 2018 года заместителем начальника отдела государственного земельного надзора Федеральной службы по ветеринарному фитосанитарному надзору Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю вынесено постановление, которым Иванов И.А. признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.2 ст.8.7, ч.2 ст.8.8 КоАП РФ. и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Иванов И.А. обратился в суд с жалобой на указанное постановление, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что согласно выписке из ЕЕРН от 22.05.2018 года на праве собственности он владеет земельным участком с кадастровым номером 24:11:0350001:657, с видом разрешенного использования - сельхозназначения для сельскохозяйственного использования, но на данном участке фактически запрещено садить растения, поскольку указанная земля находится среди множества промышленных предприятий, промышленные выбросы не позволяют выращивать безопасную продукцию, о чем им неоднократно указывалось в ходе проверки. Кроме того, на момент привлечения его к ответственности, он не был юридическим собственником участка, а фактически не был собственником с 2014 года, собственником земли является ФИО5, который еще в ноябре 2018 года скосил сорняки на своем участке.
Иванов И.А. и его защитник в судебном заседании жалобу поддержали в полном объеме, по изложенным в ней основаниям. Иванов И.А. неиспользование земли с 2013 года по сельскохозяйственному назначению не оспаривал, указывая о ее непригодности из-за выбросов промышленных предприятий, находящихся вблизи участка.
Представители административного органа просили оставить жалобу без удовлетворения, как необоснованную, постановление - без изменения, представили письменный отзыв на жалобу, а также снимки земельного участка за 2015-2017гг., указывая, что на них отсутствуют признаки обработки земли.
Исследовав представленные материалы, выслушав участвующих лиц, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, может быть вынесено, в том числе, решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения и об изменении постановления.
Частью 2 ст.8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Частью 2 ст.8.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Как следует из статьи 13 ЗК РФ. в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации; воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
В силу статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно частей 2 и 3 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, а также земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения или причинение вреда окружающей среде, а также в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации с учетом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации установлены в Перечне, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ годаИ 369.
В соответствии с указанным Перечнем неиспользование земельного участка определяется на основании следующих признаков: на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы; на сенокосах не
производится сенокошение; на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка; на пастбищах не производится выпас скота; на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений; залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка; залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов; закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается, в том числе на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Обязанности собственников, владельцев, пользователей земельных участков по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного установлены ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».
Из ст.8 данного Закона следует, что собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны: осуществлять производство
сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство
плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую природную среду; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 16.07.1998 «О государственном регулировании обеспечения плодородия сельскохозяйственного назначения» воспроизводство плодородия сельскохозяйственного назначения - сохранение и повышение плодородия сельскохозяйственного назначения посредством систематического проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных и иных мероприятий.
Согласно ГОСТу 16265-89 уничтожение сорняков или снижение их вредоносности должно вестись допустимыми способами и средствами, в том числе, проведением: предупредительных мер борьбы с сорняками, направленных на ликвидацию источников и устранение путей распространения сорняков; истребительных мероприятий борьбы с сорняками направленных на уничтожение сорняков механическими (уничтожение сорняков почвообрабатывающими машинами и орудиями), химическими (уничтожение сорняков гербицидами) или биологическими (уничтожение сорняков с помощью насекомых, грибов, бактерий и других организмов) способами; комплексных мероприятий борьбы с сорняками - системное и последовательное применение различных мер и средств, обеспечивающих успех в уничтожении или снижении вредоносности сорняков; организационных мероприятий - рациональная организация на сельскохозяйственных угодьях агротехнических и других работ, способствующих уничтожению сорняков или локализации их местообитания.
В судебном заседании установлено и из представленных материалов следует, что на основании приказа Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю от 29.08.2018 года № 1797-П-4-118 государственным инспектором отдела государственного земельного надзора в соответствии с планом проверок соблюдения гражданами требований земельного законодательства на 2018 г. 05.10.2018 с 11 час. 00 мин. до 14 час. 00 мин. проведена внеплановая выездная проверка с целью оценки
соответствия деятельности, осуществляемой ФИО1 обязательным требованиям законодательства Российской Федерации,
Из материалов дела также следует, что с 10.12.2012 года и на момент проверки Иванов И.А. являлся собственником и владельцем земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью 115216 кв. м, с установленной категорией и видом разрешенного использования: сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования.
При осмотре земельного участка установлено, что участок по периметру не огорожен, доступ на участок свободный, здания и сооружения на участке отсутствуют. Рельеф участка неровный, имеются возвышенности. Фотосъемкой зафиксировано, что на всей площади участок зарастает многолетними сорными растениями следующего видового состава: пырей ползучий, кипрей, осот розовый, вьюнок полевой, зарастание не очаговое, сорные растения равномерно расположены по участку, вегетируют, находятся в фазе с образованными семенами, т.е за весенне-летний период 2018 года не уничтожались и прошли все фазы роста и развития растений от всходов до созревания семян, тем самым фитосанитарные мероприятия, направленные на уничтожение сорной растительности, на участке не проводятся.
Полностью отсутствуют признаки сельскохозяйственного использования участка в весеннее-летний период 2018 года, скармливание травостоя не зафиксировано, стоянок для пчел и растений медоносов на участке не зафиксировано. По составу произрастающих растений участок не является пашней, так как отсутствуют признаки механизированной обработки почвы, посевов х культур (стерня и пожнивные остатки с/х культур отсутствуют), сенокосом и пастбищем: признаки прогона и выпаса скота, признаки вольной и загонной пастьбы на участке отсутствуют, нет признаков подсева культурных кормовых трав (ряды и междурядия отсутствуют). Виды трав, ценные в кормовом отношении, признаки подкашивания не стравленных трав отсутствуют. Отсутствие сенокошения на участке является одним из признаков его неиспользования. Почвенный покров земельного участка густо покрыт травянистой растительностью в засохшем, и полуразложившемся состоянии, что говорит о длительном отсутствии механизированной обработки почвы, происходит процесс задернения. Верхний слой почвы представлен дерниной, пронизанной живыми и отмершими корнями травянистой растительности. Почва земельного участка сильно уплотнена. Также поверх плодородного слоя почвы размещены остатки травянистой растительности 2017 года в засохшем состоянии. Фотосъемкой зафиксировано, что земельный участок зарастает древесной растительностью - порослью березы от 0.5 м. до 1м., на поверхности земельного участка имеются земляные кочки, образованные ввиду длительного отсутствия механизированной обработки почвы (начался процесс закочкаривания). На основании наличия процесса закочкаривания можно сделать вывод о том, что с момента приобретения земельного участка (10.12.2012 года) на участке не проводилась механизированная обработка почвы. Наличие сорной и древесной растительности также свидетельствует об отсутствии механизированной обработки почвы, тем самым агротехнические мероприятия по борьбе с сорной растительностью на участке не проводятся.
Система земледелия - комплекс взаимосвязанных организационноэкономических, агротехнических, мелиоративных, почвозащитных мероприятий, направленных на эффективное использование земли, на повышение плодородия почвы с целью получения высоких устойчивых урожаев с/х культур на участке отсутствует.
По состоянию почвенного покрова - обработка почвы (воздействие на почву рабочими органами машин и орудий с целью улучшения почвенных условий и уничтожению сорняков) на участке последние 3 года не проводилась.
При использовании навигационной программы «GoogleEarth» были рассмотрены аэрофотоснимки земельного участка с кадастровым №ДД.ММ.ГГГГ, 2016 и 2017 года. На снимках признаков механизированной обработки почвы, а также сенокошения на участке не установлено, т.к. отсутствует полосчатый рисунок темного цвета, передающий ряды и междурядия.
Из вышеизложенного следует, что на земельном участке полностью отсутствуют признаки сельскохозяйственного использования участка в весеннее-осенний периоды 2015, 2016 и 2017 годов. Согласно перечню признаков неиспользования земельных участков для ведения с/х производства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах РФ»: на участке полностью отсутствуют признаки посевов сельскохозяйственных культур, обработки почвы, проведения агротехнических и фитосанитарных мероприятий по борьбе с сорной растительностью (вспашка, культивация, боронование, дискование и другие виды обработки почвы, отсутствие стерни, пожнивных остатков сельскохозяйственных культур), отсутствуют признаки сенокошения и выпаса скота.
Земельный участок с кадастровым № имеет признаки неиспользования в соответствии с разрешенным видом использования - для сельскохозяйственного производства (совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг), в том числе в качестве пастбища.
По результатам проверки установлено, что Иванов И. А. земельный участок с кадастровым № 24:11:0350001:657 общей площадью 115216 кв. м. не использует для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельностью более трех лет подряд, не проводит агротехнические, агрохимические и фитосанитарные мероприятия, направленные на уничтожение сорной растительности, тем самым не выполняет установленные требования и обязательные мероприятия по защите земель и охране почв от процессов негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель сельскохозяйственного назначения.
Установленные факты свидетельствуют о невыполнении собственником земельного участка - Ивановым И.А. требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, неиспользовании земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в установленный Законом срок. т.е. о совершении правонарушений, предусмотренных ч.2 ст. 8.7, ч.2 ст. 8.8 КоАП РФ.
Данные обстоятельства подтверждаются: актом проверки от 05.10.2018 года № 445-118, согласно которому в ходе осмотра земельного участка с кадастровым номером 24:11:0350001:657 выявлено нарушение требований ст.ст.13. 42 Земельного кодекса, ст.8 ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» и фототаблицей к акту, на которой зафиксировано неиспользование участка в целях сельскохозяйственного производства, зарастание участка сорной и древесной растительностью, приказом Россельхознадзора Управления по Красноярскому краю о проведении внеплановой выездной проверки; выпиской из ЕГ"РН, согласно которой земельный участок с указанным кадастровым номером относится к землям
сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства; протоколами от 11.10.2018 года об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 ст.8.7, ч.2 ст.8.8 КоАП РФ, составленным в отношении Иванова И.А. в соответствии с требованиями ст.28.2 КоАП РФ, иными представленными по делу документами.
По ходатайству заявителя в судебном заседании был допрошен в качестве свидетеля ФИО5, который дал показания, согласно которым он фактически владеет вышеуказанным земельным участком с 2015 года по договоренности с Ивановым И.А., однако переход права собственности они не регистрировали, оформил право собственности на участок в ноябре 2018 года и скосил на нем траву.
Вместе с тем, доводы заявителя о том, что фактически собственником земельного участка он не являлся с 2014 года и вышеуказанные показания свидетеля, не могут быть приняты во внимание.
Так, в силу ст. 131, п.п.2,3 ст. 223 ГК РФ право собственности на земельный участок возникает у покупателя в силу закона с момента государственной регистрации перехода к нему права собственности.
Таким образом, до момента регистрации права собственности ФИО5 на земельный участок №, т.е. до 14.11.2018 года согласно выписке из ЕГРН. собственником данного земельного участка являлся Иванов И.А.
Привлечение лица к ответственности после перехода права собственности на земельный участок, не противоречит требованиям закона.
Для привлечения лица к административной ответственности юридическое значение имеет дата совершения правонарушения. На момент совершения правонарушения - 05.10.2018 года Иванов И.А. являлся собственником данного земельного участка и. следовательно, обоснованно привлечен к административной ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.
Документальных сведений (с учетом требований закона о регистрации прав на землю) о том, что земельный участок с кадастровым номером 24:11:0350001:657 находился в собственности, пользовании и владении других лиц. из дела не усматривается.
Доводы заявителя о невозможности использования указанного земельного участка по для сельскохозяйственного производства в связи с близостью к промышленным предприятиям, ничем не подтверждены, данных о том, что целевое значение земли было изменено либо заявителем принимались меры для этого, не имеется.
Виновность Иванова И.А. в совершении указанных правонарушений подтверждена совокупностью материалов по делу и сомнений не вызывает.
При этом доказательств невозможности соблюдения Ивановым И.А. требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв, использования земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с этим деятельности, не имеется, а равно доказательств принятия им исчерпывающих мер для соблюдения правовых норм в области охраны окружающей среды и природопользования.
Назначенное Иванову И.А. наказание соответствует требованиям закона и санкции ч,2 ст.8.7 и ч.2 ст.8.8 КоАП РФ, с учетом правил ст.4.4 КоАП РФ. является справедливым.
С учетом изложенного, суд находит доводы жалобы несостоятельными, вину Иванова И.А. в совершении административного правонарушения - установленной и доказанной, а выводы должностного лица соответствующими обстоятельствам дела. Оснований для отмены либо изменения постановления по делу об административном правонарушении судом не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ. судья
РЕШИЛ:
Постановление от 30 ноября 2018 года № 164-118 заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю в отношении Иванова И.А. оставить без изменения, его жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд Красноярского края в течение К) суток со дня получения копии решения
|
|