Судья Полухин О.В. Дело № 12-103/2021
РЕШЕНИЕ
4 июня 2021 года город Орел
Судья Орловского областного суда Сабаева И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда жалобу Б.А.С. на постановление судьи Ливенского районного суда Орловской области от 22 апреля 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Б.А.С.,
установил:
постановлением судьи Ливенского районного суда Орловской области от 22 апреля 2021 года Б.А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Орловский областной суд, Б.А.С. просит отменить постановление судьи как необоснованное и прекратить производство по делу об административном правонарушении, ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения.
Приводит доводы о том, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ, поскольку размещенный им в сети интернет текст, автором которого он не является, путем репоста на странице в социальной сети «Вконтакте», содержащего информацию о времени проведения митинга, не свидетельствует о том, что он организовал митинг.
Размещение данного поста не преследовало цели организации публичного мероприятия или его проведения.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав Б.А.С., поддержавшего доводы жалобы, возражения должностного лица составившего протокол об административном правонарушении – УУП МРО МВД России <...> ФИО3, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Проведение публичных мероприятий регламентируется Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон от 19.06.2004
№ 54-ФЗ).
Согласно статье 2 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями (пункт 1). Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера (пункт 3). Шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам (пункт 5).
Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона от 19.06.2004
№ 54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, что выражается в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» к организации публичного мероприятия относятся: 1) оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления; 2) проведение предварительной агитации; 3) изготовление и распространение средств наглядной агитации; 4) другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.
Права и обязанности организатора публичного мероприятия установлены статьей 5 указанного Федерального закона.
Пунктом 1 части 4 статьи 5 Федерального закона от 19.06.2004
№ 54-ФЗ определено, что организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 7 названного Федерального закона установлено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Из положений статьи 10 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ следует, что предварительной агитацией является информирование граждан о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и распространение иной информации, связанной с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывы граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии.
При этом проведение предварительной агитации, оповещение граждан о публичном мероприятии, проведение публичного мероприятия организатор или иные граждане вправе осуществлять только с момента согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия (ч. 5 ст. 5, ст. 10 того же Федерального закона).
Исходя из пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2018 №28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ, образует организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о его проведении (за исключением случаев проведения публичного мероприятия, уведомление о проведении которого не требуется).
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 20.04.2021 в 6 часов 44 минуты Б.А.С., находясь по адресу: <адрес> (точное место не установлено), со своего мобильного устройства <...> в сети Интернет в социальной сети «Вконтакте», под учетной записью пользователя, зарегистрированного под никнеймом «Б.А.С.» <адрес>, на странице, находящейся в публичном свободном доступе, не скрытой настройками приватности, доступной для просмотра неограниченного круга пользователей, в средней колонке среди записей разместил текст следующего содержания: «Финальная битва между добром и нейтралитетом. Существуют обстоятельства, в которых нужно действовать быстро, иначе произойдет непоправимое. В такие моменты решения надо принимать мгновенно, потому что они решения могут изменить все. Сейчас именно такой момент. Мы приняли решение не дожидаться сбора 500 000 человек на нашем сайте. События развиваются слишком стремительно и слишком плохо. Ждать и откладывать больше нельзя. Экстремальная ситуация требует экстремальных решений. Мы объявляем митинг сейчас. Среда, 21 апреля, 19:00, центральные площади российских городов. Вы когда-нибудь собственными глазами видели, как убивают человека? Видели. Вы видите это прямо сейчас. И как бы ни хотелось абстрагироваться, не думать об этом, поменять тему – это не отменит того факта, что Алексея Навального убивают. Страшным способом. На глазах у всех», то есть, в нарушение требований Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» осуществил действия по организации публичного мероприятия, а именно: распространял информацию для неограниченного круга лиц о дате, времени, месте, целях и форме проведения публичного мероприятия, без подачи соответствующего уведомления о проведении публичного мероприятия.
Факт совершения Б.А.С. административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ, подтверждается совокупностью исследованных доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении от 21.04.2021 № №, в котором полно изложены обстоятельства административного правонарушения и объяснениями Б.А.С. (л.д.3-5); письменным объяснением Б.А.С. от 21.04.2021 о том, что 20.04.2021 он действительно разместил указанный в протоколе об административном правонарушении текст (л.д.8) рапортом оперуполномоченного ОУР МО МВД России <...> от 21.04.2021 (л.д.9); актом осмотра Интернет страницы сайта от 21.04.2021, скриншотами страницы по адресу: <адрес> и со страницы сообщества <адрес>, в котором имеется аналогичный текст со ссылкой на видеоролик под названием «Финальная битва между добром и нейтралитетом» <адрес> социальной сети «Вконтакте» и скриншотами и видеозаписью к нему (л.д.10-16); ответом главы <адрес> ФИО5 от 21.04.2021 №-О, ответом первого заместителя главы администрации <адрес> ФИО6 от 21.04.2021 № об отсутствии уведомлений о проведении публичных мероприятий, в том числе митингов, на территории <адрес> и <адрес> 21.04.2021 (л.д.18, 20) и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Оснований для переоценки доказательств не имеется.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия Б.А.С. правильно квалифицированы по части 2 статьи 20.2 КоАП РФ.
Постановление о привлечении Б.А.С. к административной ответственности соответствует требованиям статьи 29.10 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено Б.А.С. в пределах санкции части 2 статьи 20.2 КоАП РФ.
Довод Б.А.С. о том, что он не осуществлял действий по организации публичного мероприятия опровергается имеющимися в деле доказательствами, свидетельствующими о том, что Б.А.С., в нарушение приведенных выше требований Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ, проводил оповещение возможных участников готовящегося публичного мероприятия, призывал к участию в несогласованном публичном мероприятии.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, которые могли бы повлечь отмену принятого по настоящему делу постановления, судьей районного суда не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Ливенского районного суда Орловской области от 22 апреля 2021 года оставить без изменения, жалобу Б.А.С. - без удовлетворения.
Судья И.Н. Сабаева
Судья Полухин О.В. Дело № 12-103/2021
РЕШЕНИЕ
4 июня 2021 года город Орел
Судья Орловского областного суда Сабаева И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда жалобу Б.А.С. на постановление судьи Ливенского районного суда Орловской области от 22 апреля 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Б.А.С.,
установил:
постановлением судьи Ливенского районного суда Орловской области от 22 апреля 2021 года Б.А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Орловский областной суд, Б.А.С. просит отменить постановление судьи как необоснованное и прекратить производство по делу об административном правонарушении, ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения.
Приводит доводы о том, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ, поскольку размещенный им в сети интернет текст, автором которого он не является, путем репоста на странице в социальной сети «Вконтакте», содержащего информацию о времени проведения митинга, не свидетельствует о том, что он организовал митинг.
Размещение данного поста не преследовало цели организации публичного мероприятия или его проведения.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав Б.А.С., поддержавшего доводы жалобы, возражения должностного лица составившего протокол об административном правонарушении – УУП МРО МВД России <...> ФИО3, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Проведение публичных мероприятий регламентируется Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон от 19.06.2004
№ 54-ФЗ).
Согласно статье 2 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями (пункт 1). Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера (пункт 3). Шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам (пункт 5).
Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона от 19.06.2004
№ 54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, что выражается в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» к организации публичного мероприятия относятся: 1) оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления; 2) проведение предварительной агитации; 3) изготовление и распространение средств наглядной агитации; 4) другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.
Права и обязанности организатора публичного мероприятия установлены статьей 5 указанного Федерального закона.
Пунктом 1 части 4 статьи 5 Федерального закона от 19.06.2004
№ 54-ФЗ определено, что организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 7 названного Федерального закона установлено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Из положений статьи 10 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ следует, что предварительной агитацией является информирование граждан о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и распространение иной информации, связанной с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывы граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии.
При этом проведение предварительной агитации, оповещение граждан о публичном мероприятии, проведение публичного мероприятия организатор или иные граждане вправе осуществлять только с момента согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия (ч. 5 ст. 5, ст. 10 того же Федерального закона).
Исходя из пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2018 №28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ, образует организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о его проведении (за исключением случаев проведения публичного мероприятия, уведомление о проведении которого не требуется).
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 20.04.2021 в 6 часов 44 минуты Б.А.С., находясь по адресу: <адрес> (точное место не установлено), со своего мобильного устройства <...> в сети Интернет в социальной сети «Вконтакте», под учетной записью пользователя, зарегистрированного под никнеймом «Б.А.С.» <адрес>, на странице, находящейся в публичном свободном доступе, не скрытой настройками приватности, доступной для просмотра неограниченного круга пользователей, в средней колонке среди записей разместил текст следующего содержания: «Финальная битва между добром и нейтралитетом. Существуют обстоятельства, в которых нужно действовать быстро, иначе произойдет непоправимое. В такие моменты решения надо принимать мгновенно, потому что они решения могут изменить все. Сейчас именно такой момент. Мы приняли решение не дожидаться сбора 500 000 человек на нашем сайте. События развиваются слишком стремительно и слишком плохо. Ждать и откладывать больше нельзя. Экстремальная ситуация требует экстремальных решений. Мы объявляем митинг сейчас. Среда, 21 апреля, 19:00, центральные площади российских городов. Вы когда-нибудь собственными глазами видели, как убивают человека? Видели. Вы видите это прямо сейчас. И как бы ни хотелось абстрагироваться, не думать об этом, поменять тему – это не отменит того факта, что Алексея Навального убивают. Страшным способом. На глазах у всех», то есть, в нарушение требований Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» осуществил действия по организации публичного мероприятия, а именно: распространял информацию для неограниченного круга лиц о дате, времени, месте, целях и форме проведения публичного мероприятия, без подачи соответствующего уведомления о проведении публичного мероприятия.
Факт совершения Б.А.С. административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ, подтверждается совокупностью исследованных доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении от 21.04.2021 № №, в котором полно изложены обстоятельства административного правонарушения и объяснениями Б.А.С. (л.д.3-5); письменным объяснением Б.А.С. от 21.04.2021 о том, что 20.04.2021 он действительно разместил указанный в протоколе об административном правонарушении текст (л.д.8) рапортом оперуполномоченного ОУР МО МВД России <...> от 21.04.2021 (л.д.9); актом осмотра Интернет страницы сайта от 21.04.2021, скриншотами страницы по адресу: <адрес> и со страницы сообщества <адрес>, в котором имеется аналогичный текст со ссылкой на видеоролик под названием «Финальная битва между добром и нейтралитетом» <адрес> социальной сети «Вконтакте» и скриншотами и видеозаписью к нему (л.д.10-16); ответом главы <адрес> ФИО5 от 21.04.2021 №-О, ответом первого заместителя главы администрации <адрес> ФИО6 от 21.04.2021 № об отсутствии уведомлений о проведении публичных мероприятий, в том числе митингов, на территории <адрес> и <адрес> 21.04.2021 (л.д.18, 20) и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Оснований для переоценки доказательств не имеется.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия Б.А.С. правильно квалифицированы по части 2 статьи 20.2 КоАП РФ.
Постановление о привлечении Б.А.С. к административной ответственности соответствует требованиям статьи 29.10 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено Б.А.С. в пределах санкции части 2 статьи 20.2 КоАП РФ.
Довод Б.А.С. о том, что он не осуществлял действий по организации публичного мероприятия опровергается имеющимися в деле доказательствами, свидетельствующими о том, что Б.А.С., в нарушение приведенных выше требований Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ, проводил оповещение возможных участников готовящегося публичного мероприятия, призывал к участию в несогласованном публичном мероприятии.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, которые могли бы повлечь отмену принятого по настоящему делу постановления, судьей районного суда не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Ливенского районного суда Орловской области от 22 апреля 2021 года оставить без изменения, жалобу Б.А.С. - без удовлетворения.
Судья И.Н. Сабаева