Решение в окончательной форме изготовлено 30 декабря 2020 года
УИД: 51RS0003-01-2020-005469-73
Дело № 2-3315/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 декабря 2020 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Мацуевой Ю.В.,
при секретаре Величко Е.М.,
с участием:
представителя ответчика - адвоката Бессарабовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску акционерного общества «Мурманэнергосбыт» к Гладышеву В.В. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг,
установил:
акционерное общество «Мурманэнергосбыт» обратилось в суд с иском к Гладышеву В.В. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг.
В обоснование заявленных требований указано, что жилое помещение – квартира, расположенная по адресу: <адрес>, является частным. Указанное жилое помещение принадлежит Гладышеву В.В.
Истец является исполнителем коммунальных услуг на снабжение тепловой энергией в горячей воде в отношении многоквартирного дома № по <адрес>. Ответчик ненадлежащим образом исполняет свои обязанности по оплате коммунальных услуг, а именно услуг по отоплению и подогреву воды, в связи с чем образовалась задолженность. Просит взыскать с ответчика задолженность за коммунальные услуги «отопление» и «горячее водоснабжение» за период с 01 февраля 2016 года по 29 февраля 2020 года в размере 317 440 рублей 03 копейки, судебные расходы в размере 6374 рубля 40 копеек.
Определением суда от 30 ноября 2020 года к участи в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечена Гладышева Е.В..
Представитель истца в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, представила уточненный расчет.
Ответчик Гладышев В.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, воспользовался правом на ведение дела в суде через представителя. Ранее в ходе судебного разбирательства заявил о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным требованиям, за период с 01 февраля 2016 года по 31 октября 2017 года. Более того, указал, что в спорный период он не проживал в квартире, согласно договору № от 05 февраля 2013 года жилое помещение передано в найм бывшей супруге Гладышевой Е.В., которая, по его мнению, и должна нести расходы по погашению образовавшейся задолженности.
Представитель ответчика адвокат Бессарабова Н.А. в судебном заседании поддержала позицию своего доверителя, считала, что ответственность по погашению задолженности должна быть возложена на третье лицо Гладышеву Е.В., которая пользуется квартирой ответчика на основании договора найма. Более того, просила применить к заявленным требованиям срок исковой давности.
Третье лицо Гладышева Е.В. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, мнения относительно заявленных требований не высказала.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Согласно статье 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя, как следует из пунктов 2, 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги, включающую в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах) отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно статье 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Неиспользование собственником, нанимателем помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу требований статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу пункта 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила) предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 9 Правил условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом, определяются в договорах отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг.
Пунктом 7 Правил предусмотрено, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
Согласно пункту 2 Правил под потребителем понимается лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
В силу пп. «и» пункта 34 Правил потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, в том числе в объеме, определенном исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов, установленных в соответствии с подпунктом е(2) пункта 32 настоящих Правил, в случаях, установленных настоящими Правилами, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 32 Правил исполнитель вправе требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, - уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Судом установлено, что исполнителем коммунальных услуг – «отопление» и «горячее водоснабжение» в отношении многоквартирного дома № по <адрес> является АО «Мурманэнергосбыт».
Согласно договору возмездного оказания услуг от 25 февраля 2019 года № заключенному между АО «МЭС» и ООО «Единый расчетный центр», последним принято на себя обязательство совершать от имени ОАО «МЭС» следующие действия: подготовка информации для расчета и начисления платы за отопление и подогрев воды по многоквартирным домам, начислению платы за отопление и подогрев воды, ежемесячное формирование платежных документов за отопление и подогрев воды по финансовым лицевым счетам.
Приложением № 4 к указанному договору утвержден перечень многоквартирных домов, в отношении которых распространяются договорные обязательства сторон, в том числе и многоквартирный дом № по <адрес>.
Выпиской из лицевого счета № жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, подтверждено, что за период с февраля 2016 года по февраль 2020 года за коммунальные услуги «отопление» и «подогрев воды», образовалась задолженность в размере 317 440 рублей 03 копейки.
Как следует из представленных в материалы дела сведений из Единого государственного реестра недвижимости, справки формы 9, информации, представленной отделом адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции УМВД России по Мурманской области, жилое помещение – квартира, расположенная по адресу: <адрес>, на праве собственности, на основании договора купли-продажи от 12.11.2003, принадлежит Гладышеву В.В.
В указанном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы: ответчик Гладышев В.В., третье лицо Гладышева Е.В., несовершеннолетняя ФИО1, а с ДД.ММ.ГГГГ – несовершеннолетняя ФИО2 (л.д. 42).
В соответствии со статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно части 3 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В силу части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Оценивая доводы ответчика и его представителя о необходимости взыскания суммы задолженности с нанимателя жилого помещения Гладышевой Е.В., суд учитывает следующее.
Статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации действительно возлагает на собственника бремя содержания принадлежащего ему имущества, но если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании.
Согласно пункту 7 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданин, пользующийся жилым помещением на основании соглашения с собственником данного помещения, имеет права, несет обязанности и ответственность в соответствии с условиями такого соглашения.
Пунктом 3 статьи 678 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение. Если договором не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи.
Из представленного суду договора № следует, что 05 февраля 2013 года между Гладышевым В.В. и <данные изъяты> Гладышевой Е.В. был заключен договор найма жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Как следует из пункта 2.1 указанного договора на нанимателя возложена обязанность вносить плату за пользование помещением в сроки и в порядке, установленные договором, а также в период действия договора своевременно оплачивать все необходимые платежи за жилое помещение и коммунальные услуги в установленном порядке.
Срок действия договора установлен 5 лет (пункт 5.1 договора).
Из пояснений ответчика в ходе судебного разбирательства следует, что наниматель Гладышева Е.В. является бывшей его супругой, а проживающие в жилом помещении несовершеннолетние ФИО1 и ФИО2 являются совместными детьми.
При этом суд учитывает, что ответчик также зарегистрирован в жилом помещении, как и третье лицо Гладышева Е.В., срок действия договора найма истек 05 февраля 2018 года и сведений о продлении указанного срока сторонами не представлено. Гладышева Е.В. является бывшим членом семьи собственника жилого помещения.
В соответствии с частью 3 статьи 678 Гражданского кодекса Российской Федерации наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение, если договором не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи.
При таких обстоятельствах, с учетом вышеприведенного законодательства, собственник жилого помещения вправе требовать в судебном порядке с гражданина, который является бывшим членом семьи собственника и проживает в его квартире, возмещения понесенных расходов по оплате коммунальных услуг, приходящихся на указанное лицо.
Указанная позиция отражена в обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 03.12.2003, 24.12.2003 (вопрос № 50).
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что ответчик, на которого в силу закона, как на собственника жилого помещения, возложена обязанность своевременно и в полном объёме вносить плату за коммунальные услуги, в спорный период ненадлежащим образом исполнял свои обязанности.
При этом, в последующем Гладышев В.В. не лишен права обратиться к третьему лицу за возмещением понесенных им расходов по оплате коммунальных услуг, приходящихся на нее.
Размер задолженности подтвержден истцом документально, проверен судом.
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства ответчиком заявлено о пропуске истцом срока исковой давности при обращении в суд с указанными требованиями.
В соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В силу статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Согласно статье 204 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности не течет со дня обращения в суд в установленном порядке за защитой нарушенного права на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита нарушенного права.
В соответствии с разъяснениями в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года № 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", по смыслу статьи 204 ГК РФ начавшееся до предъявления иска течение срока исковой давности продолжается лишь в случаях оставления заявления без рассмотрения либо прекращения производства по делу по основаниям, предусмотренным абзацем вторым ст. 220 ГПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, с момента вступления в силу соответствующего определения суда либо отмены судебного приказа.
В случае прекращения производства по делу по указанным выше основаниям, а также в случае отмены судебного приказа, если неистекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, она удлиняется до шести месяцев (пункт 1 статьи 6, пункт 3 статьи 204 ГК РФ).
Из материалов дела видно, что по заявлению истца от 02.06.2020 мировым судьей судебного участка №6 Ленинского судебного района города Мурманска 02.06.2020 выдан судебный приказ № 2-1428/2020, который отменен определением мирового судьи от 29 июня 2020 года.
С настоящим исковым заявлением в суд истец обратился 06 ноября 2020 года, то есть в пределах срока, установленного для защиты нарушенного права.
Исходя из положений статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за потребленные коммунальные услуги за февраль 2016 года должны были быть внесены до 10 марта 2016 года, то есть при невнесении собственником помещения платы за коммунальные услуги, истец должен был узнать о нарушенном праве 10 марта 2016 года.
Поскольку истец обратился к мировому судье 02 июня 2020 года, трехгодичный срок давности по требованиям о взыскании задолженности истек за период с 01.02.2016 по 30.04.2017.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию задолженность за коммунальные услуги «отопление» и «подогрев воды» за период с 01.05.2017 по 29.02.2020, размер которой согласно предоставленному суду детализированному расчету составляет 218 148 рублей 45 копеек.
Согласно статье 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам относятся, в том числе, издержки, связанные с рассмотрением дела.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы.
При подаче иска в суд АО «Мурманэнергосбыт» уплатило государственную пошлину в сумме 6374 рубля 40 копеек, которая подлежит взысканию с ответчика пропорционально удовлетворенным требованиям.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования акционерного общества «Мурманэнергосбыт» к Гладышеву В.В. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг – удовлетворить частично.
Взыскать с Гладышева В.В., *** года рождения, в пользу акционерного общества «Мурманэнергосбыт» задолженность по оплате коммунальных услуг «отопление» и «подогрев воды» за период 01 мая 2017 года по 29 февраля 2020 года в размере 218 148 рублей 45 копеек, в возврат государственной пошлины 5381 рублей 48 копеек, а всего – 223 529 рублей 93 копейки.
В удовлетворении остальной части исковых требований акционерному обществу «Мурманэнергосбыт» отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд, через Ленинский районный суд города Мурманска, в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Ю.В. Мацуева