Решение по делу № 2-117/2015 (2-5082/2014;) ~ М-5219/2014 от 26.11.2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Ачинск Красноярского края 19 февраля 2015 года

Ачинский городской суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Хлюпина А.Ю.

при секретаре Саюк Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Итименева В.Г., Итименевой Н.В. к Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Федеральному государственном учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, Администрации Ключинского сельского совета Ачинского района, администрации Ачинского района, Министерству обороны РФ, Войсковой части № 58661-49, Федеральному государственному учреждению «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, о признании проживающими в жилом помещении на условиях социального найма, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Итименев В.Г. и Итименева Н.В. обратились в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Федеральному государственном учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, Администрации Ключинского сельского совета Ачинского района, администрации Ачинского района, Министерству обороны РФ, Войсковой части № 58661-49, Федеральному государственному учреждению «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, о признании проживающим в жилом помещении на условиях социального найма, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, мотивируя свои требования тем, что на основании решения жилищной комиссии войсковой части 74008 от 09.07.1987 года, Итименеву В.Г. была предоставлена квартира, расположенная по адресу: Красноярский край, Ачинский район, д. Каменка, ул. **, дом *, кв. **, в которой Итименев В.Г. совместно с супругой Итименевой Н.В. проживает до настоящего времени, выполняя все обязанности нанимателя жилого помещения. 18 января 2005 года был составлен Договор № 2 найма жилого помещения. Также 10.08.2011 года были заключены договоры № ** на техническое обслуживание помещения расположенного по адресу: Ачинский район д. Каменка ул. ** д. * квартира **. Он Итименев В.Г. несет бремя оплаты по коммунальным платежам, на его имя открыт финансово-лицовой счет. В выписке из домовой книги в качестве основания и регистрации его и его жены в указанной квартире указано ходатайство жилищной комиссии с 1987 года. Считает, что они фактически занимают спорную квартиру на условиях социального найма. Кроме того, занимаемое жилье не относится к указанным в Законе РФ «О приватизации жилищного фонда РФ» от 04.07.1991 года №1541-1 жилым помещением, не подлежащим приватизации. Считает, что данная квартира служебной не является, так как не используется как служебная. Ответчиками им до настоящего времени не представлено сведений о включении спорной квартиры в число служебных (л.д. 3-6).

Определением суда от 01.12.2014 года к участию в деле в качестве ответчика привлечен Департамент имущественных отношений Министерства обороны (л.д.1).

Определением от 29.01.2015 года к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне истцов. Не заявляющих самостоятельных требований привлечены Итеменев Ю.В. и Герасимова Н.В. (л.д.166).

Истцы Итименев В.Г., Итименева Н.В. уведомленные о месте и времени судебного заседания (л.д. 187,188), в суд не явились, от последних поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствии, исковые требования поддерживают в полном объёме (л.д.214,215).

Третьи лица Герасимова Н.В. и Итеменев Ю.В. в судебное заседание не явились о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом(л.д.191), от последних поступили нотариально заверенные согласия на приватизацию спорного жилого помещения(178,185).

Представитель ответчика Войсковой части № 58661-49, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.199), ранее представлен отзыв, в соответствии с которым представителем указано на то, что спорная квартира, расположенная по адресу: Ачинский район, д. Каменка, ул. **, д.*, кв. **, не имеет статуса служебного жилого помещения(л.д.40).

Представитель ответчика администрации Ключинского сельсовета, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 198), в суд не явился, ранее просили рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д.39,87,200).

Представитель Администрации Ачинского района, извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом(л.д.189,213), в суд не явился, согласно отзыву, Администрация Ачинского района Красноярского края не возражает против удовлетворения требований истцов при установлении в судебном порядке факта проживания на условиях социального найма. Дополнительно указано в отзыве на то, что в соответствии с реестром служебных жилых помещений, в Администрации Ачинского района отсутствуют сведения в отношении спорной квартиры о включении ее в число служебных. Кроме этого, Распоряжением Правительства РФ № 1779-р от 11.10.2011 г. о внесении вменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных сил Российской Федерации, подраздел «Красноярский край» был исключен полностью из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности (утвержденный распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 № 752-р), в том числе и Ачинский район, д. Каменка. В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 17.04.2012 г. № 487-р «О внесении вменений в перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных сил Российской Федерации», жилищный фонд закрытого военного городка, исключенного из перечня, а именно Ачинского района, д. Каменка, передается органам местного самоуправления. До настоящего времени жилищный фонд д. Каменка Ачинского района в муниципальную собственность Ачинского района не передавался. Учитывая изложенное считают, что жилое помещение, расположенное по адресу: Красноярский край, Ачинский район, д. Каменка, ул. **, д. * кв. **, относится к объектам муниципальной собственности в силу прямого указания закона.

Учитывая нормы гражданского законодательства, Администрация Ачинского района не является собственником, квартиры расположенной по адресу: Красноярский край, Ачинский район, д. Каменка, ул. ***, д. * кв. **, и кроме этого в настоящее время отсутствует возможность регистрации права собственности за Администрацией района. Таким образом, у Администрации Ачинского района нет правовых оснований для того, что бы выступать стороной по сделке - договора приватизации. В соответствии с п. 5 ст. 167 ГПК РФ, просят рассмотреть дело в отсутствии представителя Администрации района (л.д.35-36, 49-50,147).

Представитель ответчика Министерство обороны РФ, в суд не явился, извещен надлежащим образом (л.д. 190,210), причина неявки суду не известна. Отзыва на исковое заявление не представил. Ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя в суд не представлено.

Представитель ответчика ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ,извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом (л.д. 189,212), в суд не явился, согласно представленного в суд отзыва, с требованиями истца ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России не согласно, считает их не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Доказательств, подтверждающих факт обращения истцов в уполномоченный орган в соответствующим заявлением о признании истца о признании нуждающимся в жилом помещении на условиях социального найма не имеется, а, следовательно, нельзя сделать вывод о том, что право истцов нарушено или ограничено. При таком положении основания для удовлетворения исковых требований истцов у суда отсутствуют.

Полномочия по рассмотрению вопроса о предоставлении жилья военнослужащим в собственность в порядке, установленном Федеральным законом от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооружённых Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений», приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 года № 1455 «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооружённых Силах Российской Федерации», возложены на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, расположенный по адресу: 119160, г. Москва, ул. **, д. ** и его региональные управления, в частности ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, расположенное по адресу: 620100, г. Екатеринбург, Сибирский тракт, 5, корпус Б.

В соответствии с пунктом 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации прав и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 2 указанного Федерального закона 76-ФЗ военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными указанным Федеральным законом, федеральным конституционными законами и федеральными законами.

В частности, условия и порядок обеспечения жилыми помещениям военнослужащих определён Федеральным законом от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Указанный Федеральный закон определяет условия, при которых военнослужащие обеспечиваются жилыми помещениями. Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями; признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 Федерального закона 76-ФЗ. Остальным военнослужащим, то есть тем, которые заключили контракт до 1998 года, жилые помещения предоставляются не в собственность, а по договорам социального найма. Это означает, что рассматривая дела по приватизации жилых помещений, предоставленных военнослужащим, следует руководствоваться и применять нормы Федерального закона 76-ФЗ, также эти однозначно означает, что не все военнослужащие могут приватизировать жилые помещения. Только те, которые заключили контракт начиная с 1998 года!

Жилое помещение, расположенное по адресу: д. Каменка, ул. **, д. *, кв. ** из представленных материалов дела следует, что предоставлено Итименеву В.Г. на основании договора найма служебной квартиры № * от 18.01.2005 г. Квартира является служебной на основании постановления администрации 45-р.

Также согласно ст. 2 Закона РФ от 04.07. 1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде. включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социальной: найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Никаких документов оформленных, в установленном порядке, на отказ от участия в приватизации членов семьи в суде не представлены.

В связи с изложенным, считают, что для прекращения права на квартиру расположенную по адресу: д. Каменка, ул. **, д. *, кв. ** и ее приватизации необходимо проверить законность предоставления жилого помещения на основании ордера, отсутствие иной собственности, жилищных сертификатов полученных от Министерства обороны Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ (далее - ФЗ «О статусе военнослужащих») военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.

При этом, согласно п. 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», право на обеспечение жилым помещением на безвозмездной основе от Министерства обороны Российской Федерации предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства. При этом согласно нормам жилищного законодательства и законодательства о приватизации, для заключения договора найма и регистрации перехода прав собственности, гражданин должен предоставить документы (справку), подтверждающие не использование своего права приватизации по всей России, то есть из каждого субъекта федерации.

В соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования также только один раз.

В соответствии с подп. «м» п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 года № 1053 Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.

Однако, в соответствии с указаниями Министра обороны Российской Федерации №205/2/709 от 15 октября 2009 года, изданными во исполнение поручения Президента Российской Федерации о формировании к 2012 году фонда служебных жилых помещений запрещено исключать помещения из специализированного жилищного фонда.

Таким образом, в соответствии с приведенными нормами законов, подзаконных нормативных актов, служебные жилые помещения не подлежат приватизации. Истцами не представлены справки об отсутствии прав на объекты недвижимого имущества (жилые помещения), что не исключает наличия у них жилых помещений, приобретенных в порядке приватизации.

Более того, жилые помещения жилого фонда Вооружённых Сил Российской Федерации предназначены исключительно для обеспечения жильём (служебным или постоянным - по избранному месту жительства) военнослужащих. Обеспечение жилыми помещениями лиц гражданского персонала, иных граждан, не имеющих связи с Министерством обороны Российской Федерации, не является обязанностью Министерства обороны Российской Федерации, и такие граждане не имеют права проживать в жилых помещениях жилого фонда Вооружённых Сил Российской Федерации, за исключением случаев, когда жилые помещения предоставляются на основании договоров служебного найма на период работы в воинских частях и организациях Вооружённых Сил Российской Федерации.

Поэтому полагают, что у истцов отсутствуют основания для признания права собственности на квартиру в порядке приватизации, расположенную по адресу: д. Каменка, ул. **, д. **, кв. **. Просит в удовлетворении исковых требований Итименева В.Г., Итименевой Н.В. отказать в полном объеме; провести судебное заседание по настоящему гражданскому делу без участил представителя ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России (л.д. 140-141).

Представитель ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ,будучи извещенным надлежащим образом о дате судебного заседания (л.д. 189,211) в судебное заседание не явился, согласно представленных в суд возражений полагает, что квартира, занимаемая Итименевым В.Г.. Итимсневой Н.В. с семьей, находится в федеральной собственности в ведении Министерства обороны РФ и в оперативном управлении ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, которое соответствующих решений о переводе квартиры из разряда служебной в жилое помещение социального найма не принимало.

Согласно ст. ст. 93. 99 Жилищного Кодекса РФ. п. 1 ст. 15 Федеральной» Закона «О статусе военнослужащих» oт 27.05.1998г. №76-ФЗ. приказа Министра обороны РФ №80 от 15.02.2000г. служебные жилые помещения, включенные в жилищный фонд Министерства обороны РФ. предоставляются определенным категориям граждан по установленным в законе основаниям.

По ранее действующему порядку в соответствии с пунктом 20 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года № 80. было предусмотрено, что работники из числа гражданского персонала Вооруженных Сил непосредственно связанные с обслуживанием и эксплуатацией казарменно-жилищного фонда и коммунальных сооружений, обеспечиваются служебными жилыми помещениями, Согласно пункта 43 указанной Инструкции, обеспечение гражданского персонала Вооруженных Сил жилыми помещениями по договору социального найма осуществлялось на общих основаниях в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно общим нормам ст.ст. 94. 99. 104 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются гражданам, принятым на учет нуждающихся в получении служебных жилых помещений и предназначены для временного проживания отдельных категорий лиц на период трудовых отношений с учреждением, организаций, предоставивших служебное жилое помещение на основании принятою решения.

Нормативные акты (Закон «О статусе военнослужащих», приказ МО РФ №80), ныне действующий порядок (приказ МО РФ №1280 от 30.09.2010г.) в области жилищного обеспечения категории лиц, обеспечиваемых из фондов Министерства обороны РФ не содержат положений о предоставлении гражданскому персоналу (в том числе лицам, не имеющим трудовых отношений с Министерством обороны Российской Федерации) жилых помещений на условиях договора социального найма и соответствующих обязательствах перед ними Министерства обороны РФ. Так, единственным документом, нормативно предусматривающим обеспечение жилыми помещениями работников из числа гражданского персонала, являлся утративший силу приказ МО РФ №80 от 15.02.2000г. При этом, пунктом 20 утвержденной им Инструкции было предусмотрено выделение гражданскому персоналу 3% от общей площади жилых помещений, закрепленных за Министерством обороны РФ для обеспечения служебными жилыми помещениями. Право па получение гражданским персоналом постоянного жилья от военного ведомства не предусмотрено.

Таким образом, документами, представленными в дело не доказано принятие решения о постановке истцов на учет нуждающихся жилищной комиссией воинской части. Согласно сведениям ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ. Итименев В.Г, Итименева Н.В. на учете нуждающихся не состояли, в базах данных «Учет» ФГКЭУ КЭЧ в качестве нуждающейся не числились, учетные дела отсутствуют.

Жилое помещение по адресу: Красноярский край, Ачинский край, д. Каменка ул. ***, д. *, кв. **, в соответствии с Распоряжением администрации Ачинского района № 45-р от 02 марта 2005 года отнесено к специализированному жилищному фонду Министерства обороны Российской Федерации, т.е., указанное жилое повешение, занимаемое Итименевым В.Г., Итименевой Н.В. является служебным жилым помещением.

Указанное Распоряжение, в порядке статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации до настоящего времени, не обжаловано.

В соответствии с п. 6 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Военнослужащие - граждане, а также граждане. уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.

Аналогичные нормы содержаться в статье 4 Закона Российской Федерации 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Не подлежа! приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Вышеуказанная позиция подтверждается существующей правоприменительной судебной практикой по спорам, связанным с обеспечением гражданского персонала жилыми помещениями из фондов Министерства обороны РФ.

На основании вышеизложенного, ФГКУ «Центррегионжилье» просит суд отказать в удовлетворении требований по иску Итименева В.Г., Итименевой Н.В.. Ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствии представителя ФГКУ «Центррегионжилье» (л.д. 114-116).

ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, будучи надлежащим образом извещенным о дате судебного заседания (л.д. 190,209) в суд не явился, согласно представленного отзыва Учреждение с исковыми требованиями не согласно, и считает эти исковые требования незаконными, необоснованными по следующим основаниям.

По материалам дела спорная квартира была предоставлена Итименеву В.Г. на основании договора найма служебного жилого помещения № 2 от 18 января 2005 г. Таким образом, спорное жилое помещение (квартира) относится к специализированному жилому фонду, имеет статус служебного жилья.

Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991г. «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» № 1541-1 служебные жилые помещения приватизации не подлежат.

В соответствии с подп. «м» п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 1053 Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилищных помещений из указанного фонда.

Кроме того, согласно указаниям Министра обороны Российской Федерации №205/2/709 от 15 октября 2009 года в целях безусловного выполнения поручений Президента Российской Федерации о формировании к 2012 году фонда служебных жилых помещений, исключение жилых помещений из специализированного жилищного фонда запрещено.

В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы.

Копия трудовой книжки выдана в 2010 г., соответственно данная копия не может являться основанием подтверждающим факт трудовой деятельности в войсковой части 784008 по настоящее время Истцом, а соответственно его право на обеспечение служебным жильем, при отсутствии иного жилого помещения в собственности в данном населенном пункте.

Если истцу, которому на период трудовых отношений предоставлялось служебное жилое помещение, был уволен с работы, то заключенный с ним договор найма спорной квартиры подлежит прекращению.

Согласно п. 64 Отраслевого соглашения между Федерацией профсоюзов рабочих и служащих Вооруженных Сил России и Министерством обороны РФ на 2008 - 2010 годы, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 05.05.08 г. N 299, работники из числа гражданского персонала Вооруженных Сил РФ обеспечиваются по месту работы (службы) жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Специализированные жилые помещения предоставляются гражданам, не обеспеченным жильем в населенном пункте по месту дислокации воинской части или близлежащих населенных пунктах. Учет работников из числа гражданского персонала, нуждающихся в получении специализированных жилых помещений, осуществляется по месту работы (службы) командирами воинских частей.

Поскольку истец являлась работником Министерства обороны РФ из числа гражданского персонала, не состояла в Министерстве обороны РФ на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения, то Министерством обороны РФ в силу действующего законодательства могло предоставить на период работы жилое помещение только специализированного жилищного фонда, что и имело место в действительности.

В соответствие с п. 1 ст. 103 ЖК РФ, в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 настоящего Кодекса и ч. 2 настоящей статьи.

В соответствие с п. 3 ст. 104 ЖК РФ, договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Поскольку истец, которой на период трудовых отношений с Министерством обороны РФ было предоставлено служебное жилое помещение (квартира), был уволена с работы, то заключенный с ним договор найма указанной квартиры подлежит прекращению, а истец подлежит выселению из квартиры без предоставления другого жилого помещения и снятию с регистрационного учета по месту жительства в ней (как правовое следствие утраты прав на жилое помещение).

Как следует из копий документов, приложенных к исковому заявлению, спорная квартира была предоставлена Итименеву В.Г. ФГУ «Красноярской КЭЧ» Минобороны России.

Таким образом, жилое помещение, расположенное по адресу Красноярский края, Ачинский район, д. Каменка, ул. *, д. **, кв. **, было закреплено за ФГУ «Красноярская КЭЧ района» Минобороны России на праве оперативного управления.

На основании приказа Министра обороны Российской Федерации № 1871 от 17.12.2010 г. «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» ФГУ «Красноярская КЭЧ района» Минобороны России было реорганизовано путем присоединения к ФГУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России, которое в последующем стало ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России.

Таким образом, право оперативного управления на спорное жилое помещение перешло от ФГУ «Красноярская КЭЧ района» Минобороны России к ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России и надлежащим ответчиком по данному гражданскому делу является ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России, которое обладает данными подтверждающими статус данного жилого помещения.

Решений о передаче спорной квартиры ФГКУ «Специальное ТУИО» Минобороны России на праве оперативного управления собственником имущества. Российской Федерацией в лице Минобороны России, не принималось, соответствующие приказы в адрес ФГКУ «Специальное ТУИО» Минобороны России не поступали.

Таким образом, до настоящего времени спорная квартира на праве оперативного управления за ФГКУ «Специальное ТУИО» Минобороны России не закреплена, на его балансе не состоит.

ФГКУ «Специальное ТУИО» Минобороны России является ненадлежащим ответчиком по данному делу ввиду отсутствия каких-либо прав на спорное жилое помещение. В связи с чем просит в удовлетворении исковых требований Истцам отказать в полном объеме; признать ФГКУ «Специальное ТУИО» Минобороны России ненадлежащим ответчиком по данному гражданскому делу (л.д. 89-92).

Представитель Департамент имущественных отношений Министерства обороны,в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом (л.д.191,206), отзыва на исковое заявление, сведений об уважительности причин неявки, также как и ходатайств об отложении судебного заседания от него не поступало.

Представитель третьего лица Федерального агентства по управлению государственным имуществом, извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом (л.д. 190,207), в судебное заседание не явился, отзыва на исковое заявление, сведений об уважительности причин неявки, также как и ходатайств об отложении судебного заседания от него не поступало.

Представитель третьего лица Территориального управления федерального агентства по управлению госимуществом в Красноярском крае, будучи извещенным о времени и дне слушания (л.д. 190), в судебное заседание не явился, отзыва на исковое заявление, сведений об уважительности причин неявки, также как и ходатайств об отложении судебного заседания от него не поступало.

Представитель третьего лица ТУ Росимущества в Забайкальском крае, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д.191), в судебное заседание не явился, отзыва на исковое заявление, сведений об уважительности причин неявки, также как и ходатайств об отложении судебного заседания от него не поступало.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище.

Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлен ст.57 Жилищного кодекса РФ. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

В соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, с учетом положений настоящей статьи.

В соответствии с абз. 2 ст. 30 Жилищного кодекса РСФСР, утратившим силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ, учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства.

Вопросы обеспечения жильем гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации регулировались ведомственными нормативными актами. Приказ Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 г. N 285 "О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте", устанавливал порядок и правила обеспечения жильем не только военнослужащих, но и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, которые указаны в приказе как рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота.

В соответствии с Положением о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, утвержденным вышеуказанным Приказом Министра обороны СССР, рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, работающие в воинских частях, размещенных вне городов и поселков городского типа, обеспечивались жилой площадью по месту работы за счет жилого фонда этих воинских частей.

Рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, прекратившие трудовые отношения с воинскими частями в связи с увольнением по собственному желанию, или за нарушение трудовой дисциплины, или за совершение преступления, подлежали выселению из домов Министерства обороны СССР в судебном порядке без предоставления другой жилой площади, за исключением инвалидов войны, инвалидов труда I и II групп, пенсионеров по старости, персональных пенсионеров, семей лиц, находящихся на службе в Вооруженных Силах СССР, а также семей военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы.

Таким образом, приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 г. N 285 "О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте" предусматривалась возможность обеспечения лиц гражданского персонала Вооруженных Сил как служебным жильем, так и жильем по социальному найму за счет жилищного фонда Министерства обороны СССР.

Согласно действовавшему в 1987году порядку, вопрос о постановке гражданского персонала на учет нуждающихся по совместному ходатайству командира войсковой части и профсоюза организации выносился на рассмотрение жилищной комиссии. Именно жилищные комиссии воинских частей были наделены полномочиями по постановке на учет работников из числа гражданского персонала, на основании их решения работников признавали нуждающимися в получении служебных жилых помещений и жилых помещений по договорам социального найма.

В последующем, а именно с момента вступления в силу приказа Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, возможность обеспечения лиц гражданского персонала жильем по социальному найму была сформулирована иным образом. Так, в п. п. 26 и 43 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации было отмечено, что как учет гражданского персонала Вооруженных Сил, нуждающегося в улучшении жилищных условий, так и предоставление им жилых помещений осуществляются в соответствии с жилищным законодательством. Однако у Министерства обороны Российской Федерации сохранялись обязательства по обеспечению жильем по социальному найму определенной категории граждан, а именно лиц гражданского персонала, принятых на учет нуждающихся в получении жилья (улучшении жилищных условий) до 1 марта 2005 года.

Как установлено по делу, квартира, расположенная по адресу: Красноярский край, Ачинский район, дер. Каменка, ул. **, дом *, кв.**, состоящая из трех комнат, общей площадью 60,2 кв.м, в том числе жилой площадью 49,0 кв.м, является собственностью Российской Федерации, закреплена на праве оперативного управления за Министерством обороны РФ, до 11 октября 2011 года относилась к жилищному фонду военных городков закрытого типа.

Итименев В.Г. состоял в трудовых отношениях с восковой частью 74008, что подтверждается записями трудовой книжки о приеме на работу (л.д. 17и оборот).

На основании протокола жилищной комиссии войсковой части 74008 от 09 июля 1987 года, вышеуказанная квартира была предоставлена Итименеву В.Г. совместно с его супругой Итименевой Н.В. в связи с его трудовыми отношениями с войсковой частью.

Истцы вселились в спорную квартиру, зарегистрировались в ней по месту жительства, приняли на себя все обязанности нанимателя жилого помещения, следили за его техническим состоянием, оплачивала коммунальные платежи (л.д. л.д. 10-11, 24-26).

В материалы дела представлен договор найма служебной квартиры в домах государственного фонда РФ № 2 указанного жилого помещения от 18.01.2005 года, оформленный войсковой частью 74008 с Итименевым В.Г. (л.д.8-10), который, однако, суд не считает возможным принять во внимание, поскольку в момент вселения в жилое помещение истцов, квартира статуса служебного не имела.

Согласно выписке из похозяйственной книги, в спорном жилом помещении Итименев В.Г. проживает с 12.08.1987(в силу опечатки указано 70 г., однако из контекста усмтаривается. что правильно 87 г.), также как и его супруга Итименева Н.В. (л.д.23).

Финансово-лицевой счет на жилое помещение оформлен на истца с момента их регистрации в данном помещении т.е. с12.08.1987 года (л.д.22).

Доказательств отнесения спорного жилого помещения к числу служебных в момент заселения истцов, стороной ответчиков суду не представлено и в ходе рассмотрения дела не установлено.

Кроме того, как было указано выше, спорное жилое помещение было предоставлено Итименеву В.Г. в 1987 году на основании решения жилищной комиссии войсковой части, в связи с его трудовыми отношениями с войсковой частью. Следовательно, истец Итименев и его супруга Итименева Н.В. были вселены в жилое помещение, которое не имело статуса служебного.

Каких-либо данных о наличии у спорной квартиры в 1987 году статуса служебной, а также о предоставлении Итименеву В.Н. указанной квартиры в качестве служебного жилого помещения ответчиками не представлено. Как следует из представленных отзывов администрациями г.Ачинска и Ачинского района, а также представленных справок спорная квартира к числу служебных отнесена не была, в реестре муниципальной собственности Ачинского района и г.Ачинска не числится (л.д. 20.21).

Жилое помещение, расположенное по адресу: Ачинский район, д.Каменка, ул.**, д.*, кв. ** состоит на кадастровом учете под номером ***, имеет общую площадь 70,0 кв.м, что подтверждается кадастровым паспортом помещения (л.д. 12-16).

Таким образом, суд считает установленным, что на момент предоставления спорной квартиры Итименеву В.Н. указанная квартира статуса служебного жилого помещения не имела, была распределена на общих основаниях, а потому суд приходит к выводу о том, что истцы проживают в спорном жилом помещении на условиях социального, а не специализированного найма.

Доводы представителей ответчиков о том, что квартира ** в доме * по ул. ** в д.Каменка Ачинского района отнесена к числу служебных и включена в специализированный жилищный фонд Министерства обороны не нашли своего подтверждения, поскольку доказательств о включении спорной квартиры в число служебных в установленном законом порядке, ответчиками в материалы дела не представлено.

В соответствии с ч. 1 ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01.03.2005 г., жилое помещение включалось в число служебных решением соответствующего местного уполномоченного органа исполнительной власти.

Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года N 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством РФ.

Таким образом, после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в установленном законом порядке.

В соответствии с п.п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ (действующей с 01 марта 2005 года) служебные жилые помещения отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. Их правовое положение регулируется нормами гл. 9 Жилые помещения специализированного жилищного фонда Жилищного кодекса РФ. Как указано в ч. 2 ст. 92 ЖК РФ включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд и исключение его из указанного фонда осуществляются на основании решения органа, управляющего государственным или муниципальным жилищным фондом.

Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 утверждены «Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 ", согласно которым, для отнесения жилых помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда заявитель представляет в орган управления заявление и документы, перечень которых содержится в п.13 Правил. Указанное заявление рассматривается органом управления в течение 30 дней с даты подачи документов.

Орган управления принимает решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилого помещения специализированного жилищного фонда либо об отказе в таком отнесении. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами.

Исходя из приведенных положений закона, на жилые помещения распространяется режим служебного жилого помещения при условии соблюдения установленного законом порядка включения его в число специализированного жилищного фонда, несоблюдение данной процедуры является основанием для применения в отношении таких помещений правил, предусмотренных для жилых помещений, занимаемых по договору социального найма.

Согласно ст.2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 16.10.2012) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

В силу ст. 4 указанного Закона, не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения.

В силу ст. 8 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

До 11 октября 2011 года спорная квартира относилась к жилищному фонду военных городков закрытого типа, вследствие чего приватизация данного жилого помещения была запрещена законом.

Однако, Распоряжением Правительства РФ от 11 октября 2011 года N 1779-р «О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 N 752-р» дер.Каменка Ачинского района Красноярского края исключена из указанного перечня, в связи с чем спорное жилое помещение с 11 октября 2011 года является объектом приватизации.

В настоящее время лицами, имеющими право пользования спорным жилым помещением, являются истцы Итименев В.Г. и Итименева Н.В., которые в нем фактически проживают и несут обязанности нанимателей на протяжении всего периода с момента вселения до текущего дня.

Право на приватизацию жилого помещения ни Итименевым В.Г., ни Итименевой Н.В. ранее не использовано (л.д. 20,21)

Учитывая, что действующим законодательством не урегулирован порядок реализации Министерством обороны Российской Федерации функций по передаче квартир в собственность граждан в порядке приватизации, во внесудебном порядке реализовать свое законное право на приватизацию указанной квартиры истцы не имеют возможности.

С учетом установленных обстоятельств и вышеуказанных требований закона, учитывая, что истцами ранее не было использовано свое право на приватизацию жилого помещения, суд проходит к выводу об удовлетворения требований Итеменева Ю.Г. и Итеиеневой Н.В. о признании за ней права собственности на спорную квартиру в порядке приватизации.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Итименева В.Г. и Итименевой Н.В. удовлетворить.

Признать Итименева В.Г. и Итименеву Н.В. проживающими в жилом помещении, расположенном по адресу: Красноярский край, Ачинский район, дер. Каменка, улица **, дом *, квартира **, на условиях социального найма.

Признать за Итименевым В.Г. и Итименевой Н.В. право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: Красноярский край, Ачинский район, деревня Каменка, улица **, дом *, квартира **, общей площадью 70,0 квадратных метров по 1/2 доли на каждого.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.

Председательствующий судья А.Ю. Хлюпин

Мотивированная часть решения изготовлена 24 февраля 2015 года.

Председательствующий судья А.Ю. Хлюпин

«согласовано» судья А.Ю. Хлюпин

2-117/2015 (2-5082/2014;) ~ М-5219/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Итименева Нина Владимировна
Итименев Владимир Георгиевич
Ответчики
администрацмя Ключинского сельсовета
ФГКУ "Сибирское ТУИО" МО РФ
Войсковая часть № 58661-49
ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ
Департамент имущественных отношений МО РФ
администрация Ачинского района
Министерство обороны РФ
Другие
Федеральное агенство по управлению госимуществом
ТУФА по управлению госимуществом в Забайкальском крае
ТУФА по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю
Суд
Ачинский городской суд Красноярского края
Судья
Хлюпин Александр Юрьевич
Дело на странице суда
achinsk--krk.sudrf.ru
26.11.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.11.2014Передача материалов судье
01.12.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.12.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.12.2014Подготовка дела (собеседование)
15.12.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.12.2014Судебное заседание
29.01.2015Судебное заседание
29.01.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.02.2015Подготовка дела (собеседование)
06.02.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.02.2015Судебное заседание
24.02.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.02.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.03.2015Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
02.03.2015Изучение поступившего ходатайства/заявления
26.03.2015Судебное заседание
26.03.2015Судебное заседание
03.04.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
30.12.2015Дело оформлено
28.01.2016Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее