Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2388/2020 ~ М-1782/2020 от 30.04.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    06 мая 2020 года Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе

председательствующего судьи             Осьмининой Ю.С.,

с участием прокурора                    ФИО2,

при секретаре                        ФИО6,

при участии: представителя административного истца ФИО3, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2388/2020 по административному исковому заявлению ГУ МВД России по Самарской области к ФИО1 о продлении содержания в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан,

установил:

ГУ МВД России по <адрес> обратились в суд с административным исковым заявлением о продлении содержания в центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по <адрес> (адрес дислокации: <адрес>) на срок до ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, в отношении которого на основании ч. 4 ст. 25.10 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» Министерством юстиции РФ ДД.ММ.ГГГГ вынесено распоряжение -рн о нежелательности пребывания (проживания) и ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по <адрес> вынесено решение о депортации ФИО1 за пределы Российской Федерации. Указанное распоряжение и решение до настоящего времени не обжалованы. В Посольство Азербайджанской Республики неоднократно направлялись запросы для установления гражданской принадлежности оформления свидетельства на возвращение в указанное государство. В связи с тем, что определить принадлежность по представленным документам не представилось возможным, в Посольство Азербайджанской Республики ГУ МВД России по <адрес> года был направлен повторный запрос с приложением всех имеющихся у ответчика документов, в том числе на мать. До настоящего времени ответа на запрос не получено, исполнить решение о депортации в отношении ФИО1 не представляется возможным, в связи с чем, просят продлить срок содержания ФИО1 до ДД.ММ.ГГГГ

Представитель административного истца ФИО3, действующий на основании доверенности, административные исковые требования поддержал, на удовлетворении настаивал.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен, находится на лечении в ГБУЗ «Сызранский противотуберкулезный диспансер», ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, против удовлетворения заявленного требования возражал.

Выслушав пояснения сторон, заключение прокурора полагавшего, что поскольку исполнение распоряжения Минюста РФ и решения о депортации, либо реадмиссии административного ответчика утрачено, по причине не установления гражданской принадлежности административного ответчика, а также в связи с поступившим от его матери ФИО4 обязательством об осуществлении контроля, предоставлении места жительства и регистрации по месту жительства административно исковое заявление ГУ МВД России по <адрес> о продлении срока содержания в центре временного содержания лица без гражданства ФИО1 удовлетворению не подлежит, исследовав материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям:

Основания и порядок временного помещения иностранного гражданина, подлежащего депортации, реадмиссии, в специальное учреждение предусмотрены Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и главой 28 КАС Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 4 ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

В силу п. 11 ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ, в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.

При этом, согласно п. 12 ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ, исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 настоящей статьи, либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.

В соответствии с п. 9 ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <данные изъяты> является лицом без гражданства.

На основания приговора Красноглинского районного суда <адрес> отДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был осужден за совершение преступления, предусмотренного ч.2 ст. 228 УК РФ к 3 годам 6 месяцам лишения свободы. Отбывал наказание в ФКУ «Лечебно-исправительном учреждении » УФСИН России по <адрес>.

На основании ч.4 ст.25.10 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» Министерством юстиции РФ ДД.ММ.ГГГГ вынесено распоряжение -рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации ФИО1 С.А..

ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 ГУ МВД России по <адрес> вынесено решение о депортации.

На основании решения Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 помещен в центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД <адрес> сроком до ДД.ММ.ГГГГ

На основании решения Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ срок содержания ФИО1 в центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД <адрес> продлен до ДД.ММ.ГГГГ

Обращаясь с административным иском о продлении срока содержания ФИО1 в центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ административный истец ссылается на то, что ГУ МВД России по <адрес> в адрес Посольства Азербайджанской Республики направлялись запросы для установления гражданской принадлежности ФИО1 с последующим оформлением ему выездных документов в страну гражданской принадлежности, ДД.ММ.ГГГГ из Посольства Азербайджанской Республики в Российской Федерации был получен ответ о том, что ФИО1, паспорт и удостоверение личности гражданина Азербайджанской Республики не выдавались факт принадлежности к гражданству не установлен. ДД.ММ.ГГГГ из Посольства Азербайджанской Республики в Российской Федерации был получен ответ о том, что определить принадлежность к гражданству Азербайджанской Республики ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., не предоставляется возможным. В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ в Посольство Азербайджанской Республики ГУ МВД России по <адрес> года был направлен повторный запрос с приложением копии свидетельства о рождении ФИО1, и копии паспорта мамы ФИО1 гражданки РФ, копии свидетельства о заключении брака. До настоящего времени ответа на запрос не получено.

В соответствии с п. п. 1, 4 ст. 35.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ содержание иностранных граждан в специальных учреждениях предусматривает ограничение свободы передвижения помещенных в них иностранных граждан, исключающее возможность самовольного оставления указанных учреждений, в целях обеспечения исполнения принятых в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и настоящим Федеральным законом постановления судьи о назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, решения о депортации либо решения о передаче иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии или решения о приеме Российской Федерацией иностранного гражданина, передаваемого иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.

Содержание (пребывание) иностранного гражданина в специальном учреждении осуществляется до его административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо его выезда за пределы Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Исходя из положений ст. ст. 3, 8, 9 Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948 года и пункта «а» ч. 1 статьи 5 Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами стран, в которой они проживают и статьи 9 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966 года, право человека на свободу и личную неприкосновенность, а также на судебную защиту в случае задержания относятся к общепризнанным принципам и нормам международного права, которые в соответствии со ст.15 Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 года предусмотрена возможность лишения свободы в случае законного задержания или заключения под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого принимаются меры по его высылке или выдаче.

Европейский Суд по правам человека в постановлениях неоднократно указывал на то, что любое лишение свободы будет оправданным только до тех пор, пока рассматривается вопрос о депортации или экстрадиции. Если такие действия не осуществляются с должной тщательностью, содержание под стражей перестает быть дозволительным. Национальные власти обязаны рассмотреть вопрос о том, является ли выдворение реальной перспективой, является ли помещение иностранного гражданина в Центр временного содержания реальной перспективой и оправданным, или продолжает оставаться таковым.

До настоящего времени депортация административного ответчика не осуществлена ввиду не установления гражданской принадлежности административного ответчика.

Изучив представленные в материалы дела документы суд полагает, что наличие распоряжения Минюста РФ о нежелательности пребывания ФИО1 в РФ, а также решения ГУ МВД России по <адрес> о депортации административного ответчика в данном случае не является безусловным основанием для продления срока содержания лица без гражданства, подлежащего депортации в центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по самарской области на заявленный срок.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 25 сентября 2014 года № 1830-О, действующей системой правового регулирования предусматривается судебный контроль за сроком содержания лица, в отношении которого принято решение о депортации, в специализированном учреждении, и, соответственно, оно не предполагает, что лицо, в отношении которого принято решение о депортации, может быть оставлено в неопределенности относительно сроков его содержания в специализированном учреждении.

С учетом этого суду надлежит проверять эффективность и достаточность действий уполномоченного органа, предпринимаемых при проведении процедуры депортации.

В частности, необходимо принимать во внимание сроки направления и рассмотрения запросов о депортации компетентными органами запрашивающей и запрашиваемой сторон, установленные соответствующими межправительственными соглашениями.

При решении вопроса о помещении иностранного гражданина в специальное учреждение суд должен основывать свое решение на всестороннем и объективном учете соответствующих обстоятельств (характер совершенного лицом правонарушения, предшествующее поведение этого лица, продолжительность его нахождения на территории Российской Федерации, наличие постоянного места жительства, семейное положение, состояние здоровья и т.п.), с тем чтобы избегать произвольного вторжения в сферу личной автономии индивида при исполнении постановления об административном выдворении иностранного гражданина за пределы Российской Федерации. По мнению Европейского Суда по правам человека, даже если помещение в специальное учреждение осуществляется на основании судебного решения и преследует законную цель - принудительное выдворение иностранца или апатрида, продолжительность содержания в таком учреждении не должна превышать обоснованно необходимую для преследуемой цели (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 мая 2017 года N 14-П).

Судом установлено, что ФИО1 пребывает в Центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, что на день рассмотрения административного иска о продлении такого срока составляет 6 месяцев.

Вместе с тем, материалы дела не содержат сведений о возможности исполнения решения о депортации в ближайшее время, административным истцом меры, направленные на исполнение решения о депортации, не принимаются, соответствующие доказательства в материалы дела не представлены.

Так, из материалов дела следует, что с момента принятия решения о депортации ФИО1 административным истцом ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ направлены запросы в Посольство Азербайджанской Республики для установления гражданской принадлежности и оформления свидетельства на возвращение в указанное государствоДД.ММ.ГГГГ из Посольства Азербайджанской Республики в Российской Федерации был получен ответ о том, что ФИО1, паспорт и удостоверение личности гражданина Азербайджанской Республики не выдавались факт принадлежности к гражданству не установлен. ДД.ММ.ГГГГ из Посольства Азербайджанской Республики в Российской Федерации был получен ответ о том, что определить принадлежность к гражданству Азербайджанской Республики ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., не предоставляется возможным. ДД.ММ.ГГГГ в Посольство Азербайджанской Республики ГУ МВД России по <адрес> года был направлен повторный запрос с приложением копии свидетельства о рождении ФИО1, и копии паспорта мамы ФИО1 гражданки РФ, копии свидетельства о заключении брака. До настоящего времени ответа на запрос не получено.

Между тем реадмиссия в установленные сроки не осуществлена в связи с не установлением принадлежности ФИО1 к какому-либо государству, а также отсутствием документов на его возвращение в страну гражданской принадлежности.

При этом иных действий ГУ МВД России по <адрес>, свидетельствующих об исполнении решения о депортации ФИО1, не предпринималось, подтверждающие доказательства в судебное заседание не представлены.

Как следует из материалов дела ФИО1 приехал на территорию Российской Федерации из Республики Азербайджан в 19974 г. вместе с родителями по свидетельству о рождении, до 2001 г. проживал в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> По указанному адресу также зарегистрирована мать ФИО1ФИО4, что подтверждается копией паспорта. В настоящее время ФИО1 проходит лечение в ГБУЗ «Сызранский противотуберкулезный диспансер», имеет заболевание цирротический туберкулез, ВИЧ инфекция, гепатит.

При этом в материалы дела представлено гарантийное письмо (расписка) матери ФИО1ФИО4 которая обязуется осуществлять контроль за своим сыном ФИО1 и состоянием его здоровья по месту жительства и регистрации : <адрес>.

Таким образом, подтверждено обеспеченность административного ответчика на территории Российской Федерации жилым помещением, содержанием, наличие у него родственников, проживающих в Российской Федерации.

В то же время в материалах дела отсутствуют какие-либо данные, указывающие на то, что находясь вне специального учреждения, ФИО1 намерен заниматься противоправной деятельностью, скрываться от миграционных органов.

При установленных обстоятельствах полагает, что отсутствуют достаточные основания для продления срока пребывания административного ответчика в специальном учреждении, поскольку на момент продления срока прошло 6 месяцев и не представляется возможным определить, когда ФИО1 будет фактически депортирован за пределы территории Российской Федерации, поскольку административный истец действий для исполнения решения суда о депортации не принимает, что может свидетельствовать о нарушении его прав длительным нахождением в специальном учреждении.

Кроме того, личность ФИО1 установлена, ему выдано заключение об установлении личности, оформленное по установленной форме, а вышеприведенные нормы закона не предусматривают обязательное помещение лица без гражданства, имеющего документ, удостоверяющий личность, в отношении которого принято решение о реадмиссии в специальное учреждение, закон устанавливает возможность контроля за такими лицами со стороны органа внутренних дел (п.п. 2,11 ст. 32.2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

При вышеизложенных обстоятельствах, учитывая наличие у административного ответчика на территории Российской Федерации места жительства, матери - гражданки Российской Федерации, его состояние здоровья, отсутствие данных о том, что административный ответчик может скрыться или уклониться от исполнения решения о депортации, его длительное пребывание в специальном учреждении, отсутствие сведений уполномоченного органа о возможности исполнения решения о депортации, суд приходит к выводу, что в данном конкретном случае продление срока пребывания ФИО1 в специальном учреждении не обоснованно, поэтому в удовлетворении административного иска следует отказать, поскольку административный ответчик не может быть оставлен в неопределенности относительно сроков его содержания в специальном учреждении.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266-269 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления ГУ МВД России по <адрес> о продлении срока содержания лица без гражданства ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Самарской области до ДД.ММ.ГГГГ – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение десяти дней.

Решение изготовлено в окончательной форме 06 мая 2020 года.

Председательствующий:           подпись Ю.С. Осьминина

Решение не вступило в законную силу.

Подлинный документ находится в деле ) Центрального районного суда г. Тольятти.

Копия верна.

Судья:                                                               Ю.С. Осьминина

Секретарь с/з                                                    ФИО6

2а-2388/2020 ~ М-1782/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор Центрального района г. Тольятти
ГУ МВД России по Самарской области
Ответчики
Ананьев С.А.
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Осьминина Ю. С.
Дело на странице суда
centralny--sam.sudrf.ru
30.04.2020Регистрация административного искового заявления
30.04.2020Передача материалов судье
30.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
30.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.05.2020Судебное заседание
06.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее