дело № 2-23/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
10 марта 2015 года пос. Февральск
Селемджинский районный суд Амурской области в составе председательствующего по делу судьи Савка М.И., при секретаре Р., с участием истицы Б.В.С., её представителя по доверенности Б.Ж.А., представителя МБОУ «Февральская средняя общеобразовательная школа» Б.Т.А., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б.В.С. к МБОУ «Февральская средняя общеобразовательная школа» о взыскании недоначисленной заработной платы за период с января по октябрь 2014 года в сумме 24927,99 рублей с требованием возложить на МБОУ «Февральская средняя общеобразовательная школа» провести перерасчет отпускных за период с 28 июля по 29 августа 2014 года в количестве 33 рабочих дня, а также возложить на МБОУ «Февральская средняя общеобразовательная школа» обязанность начислять и выплачивать с 01 января 2015 года заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда,
У С Т А Н О В И Л:
Б.В.С. обратилась в суд с указанными исковыми требованиями, в их обоснование указала, что с 01 января 2013 года была принята на должность уборщика служебных помещений на 1,5 ставки в МБОУ «Февральская СОШ». Согласно пункта 10 к трудовому договору № <данные изъяты>г., заключенному с МБОУ «Февральская СОШ», её заработная плата включает оклад, надбавки стимулирующего характера, северную надбавку и районный коэффициент. Причем северная надбавка, районный коэффициент, сумма из стимулирующего фонда не входят в минимальный размер оплаты труда. Заработная плата на 1,5 ставки в соответствии с карточкой-справкой выплаты заработной платы подлежит начислению в следующем порядке: оклад 3558,00 руб., ежемесячная доплата на 1,5 ставки в размере 1850 рублей 16 копеек, стимулирующий фонд (по приказу), районный коэффициент (70%), северная надбавка (50%). С января 2014 г. на 1 ставку предусмотрен оклад в размере 2372 рубля, северная надбавка в размере 50%, районный коэффициент в размере 70%, а также фиксированная сумма доплаты в размере 1233,44 рублей. В ноябре 2014 года она обнаружила, что её заработная плата начисляется с нарушением трудового законодательства. Так, в понятие гарантированного минимального размера оплаты труда работника, полностью отработавшего за месяц норму рабочего времени (на 1 ставку) и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности) входит оклад в размере 2372,00 рублей, доплата в размере 1233,44 рублей, всего - 3605,44 рублей. Размер установленной ей заработной платы ниже принятого с 01 января 2014 года МРОТ в мере 5554 рублей. За разъяснениями она обратилась к директору МБОУ Февральская СОШ» с просьбой устранить данное нарушение, однако ей было отказано. Следовательно, месячный размер моей заработной платы с учетом размера МРОТ, действующего с 1 января 2014 года при условии полностью отработанной за этот период рабочего времени (на 1 ставку) и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) должен начисляться следующим образом: МРОТ + стимулирующие + замещение + северная надбавка + районный коэффициент. Как видно из представленной карточки-справки начисления и выплаты заработной платы законный порядок начисления заработной платы в 2014 году, не соблюдался. Так, за 2014 год не доначислена и не выплачена заработная плата в размере 24927,99 рублей (двадцать тысячи девятьсот двадцать семь рублей девяносто девять копеек). С нарушением произведено и начисление ей отпускных. На этом основании просит взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения «Февральская СОШ» в её пользу не доначисленную и невыплаченную ей заработную плату за период с января по декабрь 2014 года в размере 24927,99 рублей, возложить на муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Февральская СОШ» обязанность произвести перерасчет отпускных за период с 28 июля по 29 августа 2014 года в количестве 33 календарных дней и возложить на муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Февральская СОШ» обязанность начислять и выплачивать ей с 1 января 2015 года при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации, с начислением к ней стимулирующих и других доплат, с начислением на неё районного коэффициента и надбавки за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера до внесения изменений в Федеральный закон от № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» или до прекращения трудовых отношений.
В процессе рассмотрения дела сторона истца письменными заявлениями уточнила свои исковые требования и просила взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения «Февральская СОШ» в пользу истицы не доначисленную и невыплаченную ей заработную плату за период с января по октябрь 2014 года в размере 24927,99 рублей, а также возложить на муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Февральская СОШ» обязанность произвести перерасчет отпускных за период с 28 июля по 29 августа 2014 года в количестве 33 календарных дней.
В судебном заседании по делу истица Б.В.С. исковые требования, с учетом их уточнений, поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель истицы по доверенности Б.Ж.А. также поддержала исковые требования и пояснила, что требования основаны на неправильном начислении и выплате истице заработной платы на 1 (одну) ставку (оклад) за период с января по октябрь месяц 2014 года. По её мнению и представленному ими расчету, заработная плата истицы на 1 ставку (оклад) должна начисляться следующим образом. Оклад (ставка) должна равняться МРОТ (5554 рубля), к которому должны прибавляться все другие доплаты (стимулирующие выплаты, замещение, надбавка за вредность, районный коэффициент и северные надбавки), что в итоге должно составлять общую сумму заработной платы, из которой должен удерживаться подоходный налог. По поводу заявленного стороной ответчика пропуска срока для обращения в суд пояснила, что этот срок не пропущен, так как истица в ноябре месяце 2014 года узнала о том, что ей неправильно начисляют заработную плату, после чего обратилась к администрации школы с просьбой устранить данное нарушение, однако ей было отказано, после чего обратилась в суд с иском.
Представитель ответчика - директор МБОУ «Февральская СОШ» Б.Т.А. с исковыми требованиями не согласилась и пояснила, что МБОУ «Февральская СОШ» является бюджетным учреждением и её финансовая деятельность основывается на принимаемых районными органами власти нормативных актах, являющихся обязательными для учреждения. Для уборщиков служебных помещений на 2014 год районным Советом народных депутатов установлен оклад (ставка) в размере 2372 рубля, на который производились доплаты за вредность, стимулирующие выплаты, районный коэффициент и северные надбавки, что в итоге превышало минимальный размер оплаты труда для этой категории работников. Считает, что права истицы не нарушены, просит отказать в иске, в том числе и по причине пропуска 3-х месячного срока для обращения в суд.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, что является основанием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Представитель Администрации Селемджинского района представил отзыв на иск, в котором указал, что не согласен с заявленными истицей требованиями по следующим основаниям. На протяжении 2014 года оплата труда (в т.ч. технических категорий работников и непосредственно истицы) в МБОУ «Февральская «СОШ» производилась в соответствии с «Положением о системе оплаты труда работников муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Февральская СОШ», «Положением о распределении специальной части фонда оплаты труда муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Февральская средняя общеобразовательная школа» (раздел 2 «Перечень выплат компенсационного характера» часть 2 «Доплаты из штатного расписания»), «Положением о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Февральская средняя общеобразовательная школа» (в т.ч. часть VIII раздела «Критерии распределения стимулирующего фонда МБОУ «Февральская «СОШ»), и др. Данное Положение 1 разработано в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации и на основании решения Селемджинского района «О системе оплаты труда работников муниципальных автономных, бюджетных, казенных учреждений и работников органов местного самоуправления, не являющихся муниципальными служащими» от 16.05.2012 № 13-р, принятого постановлением Совета народных депутатов Селемджинского района от 15.05.2012 № 3/18, закона Амурской области от 29.08.2011 № 513-03 «О финансовом обеспечении государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, общего, дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях» (пункт 1.1. Положения 1). В соответствии с его п. 1.2. данное положение применялось в 2014 году при исчислении заработной платы педагогических и руководящих работников, учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала учреждения, подведомственного Отделу образования Селемджинского района (МКУ «Отдел образования администрации Селемджинского района»). В соответствии с п. 1.4. Положения 1 месячная заработная плата работников Учреждения полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших норму труда (трудовые обязанности) не может быть ниже минимального размера оплаты труда, утвержденного Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (с изменениями), и Соглашением о минимальной заработной плате в Амурской области между Федерацией профсоюзов Амурской области, объединением работодателей Амурской области и Правительством Амурской области (зарегистрировано управлением труда министерства внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка Амурской области - рег. № 104 от 27 января 2012 года; далее - Соглашение) в размере 5995,00 рублей. В соответствии с преамбулой раздела 2 «Размеры и условия оплаты труда» Положения 1, оплата труда работников Учреждения включает в себя:
а) оклады (ставки);
б) повышающие коэффициенты;
в) компенсационные выплаты;
г) стимулирующие выплаты;
д) условия оплаты труда отдельных категорий работников.
В соответствии с п. 2.2 Приложения 1 установлен Перечень видов выплат компенсационного характера работникам Учреждения, к которым относятся выплата районного коэффициента за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (л. 6 Положения 1) и выплата процентной надбавки за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (л. 7 Положения 1). В соответствии с главой 50 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, которые являются гарантированными компенсационными выплатами. Селемджинский район является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера. В соответствии с ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата (оплата груда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). В соответствии с ч. 2 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации, минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных фондов, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. В Амурской области принято трехстороннее Соглашение. В соответствии с частью 1 пункта 2 Соглашения оно дополнительно регламентирует, что распространяет действие на работодателей, осуществляющих деятельность на территории Амурской области в порядке, установленном статьей 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, за исключением организаций, финансируемых из федерального бюджета. В соответствии с пунктом 1 Соглашения размер минимальной заработной платы устанавливается для работников, работающих на территории Амурской области, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера - 5995 рублей; - для работников, работающих на территории Амурской области, относящейся к южным районам Амурской области - 5535 рублей (в 2014 - 5554 рубля). Часть 4 пункта 2 Соглашения указывает, что Соглашение вступает в силу с 01 марта 2012 года и действует до заключения нового Соглашения о минимальной заработной плате в Амурской области, но не более 3-х лет, т.е. данное Соглашение действовало весь 2014 год. Из вышесказанного следует, что заработная плата работника, полностью отработавшего месячную норму рабочего времени или выполнившего нормы труда, с учетом всех доплат, надбавок, стимулирующих и компенсационных выплат не может быть ниже указанного размера или регионального МРОТ, если он установлен в субъекте РФ. Это следует из содержания ч. 3 ст. 133, ч. 11 ст. 133.1 ТК РФ. Допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше МРОТ при условии, что общая сумма заработной платы, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (Определение Верховного Суда РФ от 23.07.2010 N 75-В10-2, письмо Минздравсоцразвития России от 09.07.2010 N22-1-2194). Ответчик дополнительно конкретизирует, что истица не оспаривала ни трехстороннее Соглашение о минимальной заработной плате в Амурской области между Федерацией профсоюзов Амурской области, объединением работодателей Амурской области и Правительством Амурской области (зарегистрировано управлением труда министерства внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка Амурской области - рег. № 104 от 27 января 2012 года), ни решение Селемджинского района «О системе оплаты труда работников муниципальных автономных, бюджетных, казенных учреждений и работников органов местного самоуправления, не являющихся муниципальными служащими» от 16.05.2012 № 13-р, постановление Совета народных депутатов Селемджинского района от 15.05.2012 № 3/18, ни каких-либо иных нормативных актов в данной области; ни локальных актов (приказов) своего работодателя (МБОУ «Февральская СОШ»), регламентирующих оплату труда работников Учреждения, ни сами указанные положения - «Положение о системе оплаты труда работников муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Февральская СОШ», «Положение о распределении специальной части фонда оплаты труда муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Февральская средняя общеобразовательная школа», «Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Февральская средняя общеобразовательная школа». В случае обратного (наличия оспаривания) -ответчик просит предоставить доказательства. Кроме того, с января 2014 истица знакома с «Положением о системе оплаты труда работников муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Февральская СОШ», «Положением о распределении специальной части фонда оплаты труда муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Февральская средняя общеобразовательная школа», «Положением о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Февральская средняя общеобразовательная школа»; знает составляющую структуру своей заработной платы, знает ежемесячные суммы выплаченные ей заработной платы в 2014 (в т.ч. ежемесячно получала расчетные листки). В соответствии с частью 1 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. Часть третья той же статьи устанавливает, что при пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом. Как указывалось выше, истица была ознакомлена с системой оплаты труда МБОУ «Февральская СОШ» в январе 2014, знала суммы своих полученных заработных плат на протяжении всего 2014 года (в т.ч. получала расчетные листки), однако воспользоваться правом обращения в суд решила лишь в январе 2015; Б.В.С. никакой уважительной причины пропуска сроков не указывает, восстановить суд срок не просит. В соответствии с частью 3 пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации": «При подготовке дела к судебному разбирательству необходимо иметь в виду, что в соответствии с частью 6 статьи 152 ГПК РФ возражение ответчика относительно пропуска истцом без уважительных причин срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть рассмотрено судьей в предварительном судебном заседании. Признав причины пропуска срока уважительными, судья вправе восстановить этот срок (часть третья статьи 390 и часть третья статьи 392 ТК РФ). Установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу (абзац второй части 6 статьи 152 ГПК РФ)». В соответствии с п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 ноября 2001 г. N 15 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 ноября 2001 г. N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что истец - физическое лицо пропустил срок исковой давности и уважительных причин для восстановления этого срока не имеется, то суд вправе отказать в удовлетворении требования именно по этим мотивам, поскольку в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске. Ответчик возражает относительно рассмотрения трудового спора (в части) по данному иску за период 01.01.2014 - 15.10.2014 (так как иск подан 15.01.2015). Далее, «Положение о системе оплаты труда работников муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Февральская СОШ» действовало (имело юридическую силу) до 31.12.2014 включительно. В МБОУ «Февральская СОШ» с 01.01.2015 введена новая система оплаты труда в соответствии с «Положением об оплате труда технических категорий работников и специалистов муниципальных учреждений должности, которых не являются должностями муниципальной службы», утвержденное постановлением Селемджинского районного Совета народных депутатов Амурской области от 02.07.2014 № 16/54 (с изменениями и дополнениями). В соответствии с вышеизложенным, и на основании предоставляемых финансовых документов (в т.ч. справка формы 2-НДФЛ за 2014, лицевые счета, расчетных листков Бутаковой В.С. за период январь - декабрь 2014) видно, что истица получала за полный месяц работы заработную плату больше чем 5 995 рублей, что подтверждает, что размер ее заработной платы (оплаты труда) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в особых климатических условиях, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) выше минимального размера оплаты труда в Селемджинском районе Амурской области, т.е.,её заработная плата (в месяц) соответствует установленному размеру и законодательству. Кроме того, истица в своем исковом заявлении предоставляет не достоверную информацию о том, что ей выплачивалась заработная плата (лист 1 иска), состоящая из оклада в сумме 2372,00 рубля, районного коэффициента в размере 70%, процентной надбавки за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в размере 50%, и фиксированной суммы доплат в размере 1233,44 рубля, а всего 7418,40 рублей. Администрация Селемджинского района с таким утверждением не согласна - помимо указанной суммы в 7418,40 рублей Б.В.С., получала ежемесячные премии, премию за 2014 год. Кроме того исходя из карточек справок приложенных к документам, среднемесячная заработная плата с учетом премиальных стимулирующих составляла 9080 руб. Соответственно сумма средней заработной платы считаем соответствующей установленному размеру и законодательству. Относительно требования обязать произвести ответчиком перерасчет выплаченной суммы ежегодного (основного и дополнительного) оплачиваемого отпуска. Бутаковой В.С. была начислена и выплачена согласно карточкам-справкам (приложенных к исковому заявлению) в соответствии со ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации и соответственно сумма данной выплаты также считается надлежащей, соответствующей установленному размеру и законодательству. На этом основании просит в удовлетворении исковых требований Б.В.С. отказать в полном объеме.
Выслушав мнение сторон, исследовав представленные сторонами письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
Статьёй 21 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Согласно положениям части 3 статьи 133 Трудового кодекса РФ, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
На основании статьи 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года, № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в ред. Федерального закона от 02 декабря 2013 года № 336-ФЗ), установлен минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 01 января 2014 года - 5554 рублей.
Положениями части 1 статьи 129 Трудового кодекса РФ, заработная плата работника определена как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно указанной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В соответствии со статьёй 146 Трудового кодекса РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.
Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (статья 148 ТК РФ).
Указанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с требованиями статей 315-317 Трудового кодекса РФ, оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям осуществляется с применением районного коэффициента и процентных надбавок.
Таким образом, законодатель в качестве дополнительных гарантий работникам, осуществляющим трудовую деятельность в местностях с особыми климатическими условиями, установил районный коэффициент и процентные надбавки к заработной плате, которые не являются элементами вознаграждения за труд, механизм и размер данных выплат не находится в зависимости от размера минимальной заработной платы, гарантированной на территории Российской Федерации.
Следовательно, районный коэффициент и процентная надбавка за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда, поскольку они не входят в минимальный размер оплаты труда, а начисляются к заработной плате и являются дополнительной компенсацией в связи с работой и проживанием в неблагоприятных климатических условиях. Иное исчисление заработной платы работников, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в такой местности, приведет к уравниванию с минимальной заработной платой работников, не работающих в подобных условиях, и будет являться нарушением принципа справедливого вознаграждения за труд без учета его особых условий.
Как следует из материалов дела, истица была принята на работу на должность уборщицы служебных помещений с 01 ноября 2013 года на 1,5 ставки, с ней был заключен трудовой договор, она находится в трудовых отношениях соответчиком по настоящее время. Согласно трудового договора, ей был установлен должностной оклад в размере <данные изъяты> (на 1 ставку), а также районный коэффициент 70 % и северная надбавка в размере 50%, и надбавки стимулирующего характера по решению комиссии.
25 сентября 2014 года истица была ознакомлена с изменениями в оплате труда с 25 ноября 2014 года согласно Постановления Селемджинского районного Совета народных депутатов № 17/80 от 17 сентября 2014 года, в соответствие с которым должностной оклад уборщика служебных помещений увеличивался до <данные изъяты> рублей.
Согласно справок и расчетных листов о заработной плате истицы, заработная плата на 1 ставку (оклад) начислялась исходя из должностного оклада (<данные изъяты> рубля), надбавки за вредность (52% - <данные изъяты>рубля), стимулирующих выплат в зависимости о решения комиссии, районного коэффициента (70%) и северных надбавок (50%), что в итоге составляло её месячную заработную плату.
Сторона истца просила взыскать не начисленную и невыплаченную заработную плату за период с января по октябрь месяц 2014 года исходя из одной ставки (оклада) истца за указанное время.
Ответчик, возражая по этому поводу, утверждал о пропуске истицей срока для обращения в суд.
Исследовав данный вопрос, суд находит его обоснованным.
Трудовой Кодекс Российской Федерации устанавливает сроки для обращения в суд за разрешением индивидуальных трудовых споров и порядок восстановления этих сроков в случае их пропуска (статья 392).
Так, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении, либо со дня выдачи трудовой книжки (часть 1 статьи 392 ТК РФ).
Следовательно, в момент получения заработной платы, составной частью которой являлись должностной оклад, надбавка за вредность, стимулирующие выплаты, районный коэффициент и северные надбавки, порядок их начисления и общий размер начисленной заработной платы ежемесячно доводился до сведения истицы путем выдачи расчетных листов, при получении которых истица знала или должна была знать о том, что заработная плата ей начисляется в размере, по её мнению, не соответствующим требованиям трудового законодательства. Сторона истца утверждала, что срок для обращения в суд не пропущен, так как имеют место длящиеся отношения.
Однако данный вывод ошибочен. Статья 392 ТК РФ однозначно указывает на то, что право на обращение в суд определяется моментом, с которого работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а в случае пропуска этого срока по уважительным причинам, он может быть восстановлен. Таких причин по делу не установлено, и стороной истца суду не представлено.
Таким образом, требования истицы за период с января месяца по 15 октября 2014 года не подлежат удовлетворению вследствие пропуска срока для обращения в суд.
Что касается требований истицы за период с 16 по 31 октября 2014 года, то они являются частично обоснованными.
За октябрь месяц 2014 года истице была начислена заработная плата, составной частью которой являлись (на 1 ставку): должностной оклад (<данные изъяты> рубля), надбавка за вредность (<данные изъяты>рубля), стимулирующие выплаты в размере <данные изъяты>рублей (на 1 ставку), что составило без учета районного коэффициента и северных надбавок сумму <данные изъяты>рублей, что менее минимального размера оплаты труда, предусмотренного частью 3 статьи 133 и частью 11 статьи 133.1 ТК РФ.
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
Как следует из трехстороннего Соглашения, заключенного 27 января 2012 года между Федерацией профсоюзов Амурской области, объединением работодателей Амурской области, Правительством Амурской области о минимальной заработной плате в Амурской области (далее - Соглашение), в целях повышения уровня заработной платы и социальных гарантий работников, работающих на территории Амурской области, размер минимальной заработной платы устанавливается для работников, работающих на территории Амурской области, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера - 5995 рублей. Соглашение вступает в силу с 1 марта 2012 года и действует до заключения нового Соглашения о минимальной заработной плате в Амурской области, но не более 3-х лет.
Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями 3 и 4 статьи 48 ТК РФ или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями 6-8 настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности, ч.11 ст.133.1 ТК РФ).
Таким образом, ежемесячная заработная плата истицы без учета районного коэффициента и северных надбавок за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, составила менее минимального размера оплаты труда, определенного трехсторонним Соглашением, т.е., менее 5995 рублей, разница между начисленной истице заработной платы и указанным минимальным размером оплаты труда составляет <данные изъяты>рублей (<данные изъяты>). С учетом районного коэффициента и северных надбавок эта сумма составит <данные изъяты>рублей.
За период с 16 октября по 31 октября 2014 года (за полмесяца) подлежит взысканию с ответчика в пользу истицы заработная плата в сумме <данные изъяты>копеек (50% от <данные изъяты>рублей).
Что касается требований истицы о перерасчете отпуска, то в этой части иска истице также следует отказать по причине пропуска срока, поскольку с приказом о предоставлении отпуска истица была ознакомлена 01 июля 2014 года, заработная плата за отпуск и расчетный листок ей были выданы перед уходом в отпуск, следовательно, с этого времени она должна была узнать о нарушении своего права, однако с иском в суд обратилась только 15 января 2015 года, т.е., с пропуском 3-х месячного срока.
В соответствие со статьёй 211 ГПК РФ, решение суда о выплате работнику заработной платы за 3-х месячный период подлежит немедленному исполнению.
Согласно статье 98 ГПК РФ, подлежит взысканию с ответчика пошлина в доход местного бюджета, рассчитанная в соответствие со статьёй 333-19 НК РФ, которая составляет 400 рублей.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.░. ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░ ░.░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 16 ░░ 31 ░░░░░░░ 2014 ░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░.░.░., ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 400 ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░