Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Сергиевск 10 января 2017 года
Сергиевский районный суд <адрес> в составе: председательствующей судьи Шишовой Л.А., при секретаре Карягиной М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-12/2017 по исковому заявлению Администрации городского поселения Суходол муниципального района <адрес> к Администрации муниципального района <адрес>, Министерству имущественных отношений <адрес>, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом <адрес> о признании права собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества,
У С Т А Н О В И Л :
Администрации городского поселения Суходол муниципального района <адрес> обратилась в суд с заявлением к Администрации муниципального района <адрес>, Министерству имущественных отношений <адрес>, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом <адрес> о признании права собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества.
Истец -Представитель Администрации городского поселения Суходол муниципального района <адрес> Лукьянова Л.Н.- иск поддержала, и пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество - Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> - в соответствии с Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. №, был принят на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества здание, общей площадью <данные изъяты> кадастровый №, одноэтажное, назначение: нежилое здание, год постройки ДД.ММ.ГГГГ расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Принятие указанного объекта на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.Исходя из писем за № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, направленных ТУ Росимущества в <адрес>, Министерством имущественных отношений <адрес> в адрес администрации муниципального района <адрес> следует, что вышеназванный объект недвижимого имущества в реестре федерального имущества и в реестре имущества <адрес> не числится.
Согласно выписке Комитета по управлению муниципальным имуществом
муниципального района <адрес> № от 08.11.2016г. следует, что вышеуказанный объект недвижимого имущества муниципальной собственностью муниципального района <адрес> и поселений муниципального района Сергиевский не является, в Реестр муниципальной собственности не включен.
Сергиевским филиалом ГУП СО «Центр технической инвентаризации» (справкой от ДД.ММ.ГГГГ) сообщается о том, что до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственно регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории <адрес>, регистрация на вышеуказанный объект недвижимого имущества осуществлялась. Иные собственники отсутствуют. В течение года с момента постановки на учет вышеуказанного недвижимого имущества как бесхозяйного никто свои права на данный объект не заявлял, что соответствует требованиям ст. 225 ГК РФ. Таким образом, у Администрации городского поселения Суходол муниципального района Сергиевский отсутствует возможность во внесудебном порядке зарегистрировать право собственности на этот объект.
Ответчик- Администрация муниципального района <адрес> интересы которого представляет Пимкина О.Н, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие,. согласно ее письменного отзыва, считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Принятие указанного объекта на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Исходя из писем за № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ., направленных ТУ Росимущества в <адрес>, Министерством имущественных отношений <адрес> в адрес администрации муниципального района Сергиевский следует, что вышеназванный объект недвижимого имущества в реестре федерального имущества и в реестре имущества <адрес> не числится. Согласно выписке Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального района Сергиевский (№ КУМИ/569 от 08.11.2016г.) следует, что вышеуказанный объект недвижимого имущества муниципальной собственностью муниципального района <адрес> и поселений муниципального района Сергиевский не является, в Реестр муниципальной собственности не включен. Сергиевским филиалом ГУП СО «Центр технической инвентаризации» (справкой от 30.09.2015г.) сообщается о том, что до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственно регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории <адрес>, правовая регистрация на вышеуказанное гидротехническое сооружение не осуществлялась. Иные собственники отсутствуют.
Ответчик- Министерство имущественных отношений <адрес>, извещены надлежаще, в судебное заседание не явились просят рассмотреть дело без их участия, из письменного отзыва следует, что Согласно Положению о министерстве имущественных отношений <адрес>, утвержденному постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, министерство является органом исполнительной власти, образованным в целях обеспечения управления и распоряжения собственностью <адрес>. Министерство является органом исполнительной власти, осуществляющим функции уполномоченного органа по управлению имуществом <адрес>. В реестре имущества <адрес> вышеуказанный объект недвижимого имущества не значится. Вместе с тем, в соответствии с действующим Положением об учете имущества <адрес> и ведении реестра имущества <адрес>, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, обязанность предоставления документов по внесению объектов в реестр возложена на хозяйствующие субъекты, являющиеся правообладателями имущества <адрес>, в том числе на арендаторов и субъектов права безвозмездного пользования, а также на лиц, использующих имущество <адрес> без правовых оснований. Документом, подтверждающим включение объекта в реестр областного имущества, является выписка из реестра имущества <адрес>, содержащая дату внесения в реестр областного имущества с указанием индивидуального реестрового номера, а также иные достаточные для идентификации областного имущества сведения по их состоянию в реестре на дату выдачи выписки из него. Отсутствие сведений об объекте в реестре имущества <адрес> не может рассматриваться как отсутствие самого права собственности <адрес> и правопритязаний на данный объект, а также не является подтверждением наличия установленных действующим законодательством оснований возникновения прав третьих лиц на объект.
Ответчик - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом <адрес> извещены надлежаще о дне слушания дела, о причинах неявки суду не сообщалось.
Суд, выслушав истца, изучив материалы дела, считает, что исковое требование обосновано и подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
В пункте 59 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Согласно пункту 3 статьи 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В пункте 1 статьи 225 ГК РФ указано, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (пункт 3 статьи 225 ГК РФ).
Исходя из содержания статьи 225 ГК РФ бесхозяйность недвижимого имущества предполагает отсутствие или неизвестность его собственника, а также условием рассмотрения заявления о признании имущества бесхозяйным является отсутствие спора о праве. Именно эти факты входят в предмет доказывания по данной категории дел и подлежат установлению в судебном заседании.
Согласно пункту 15 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013 г. N 701, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в порядке, установленном правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными в соответствии с пунктом 5 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу пункта 19 указанного Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, принятие на учет объекта недвижимого имущества приостанавливается в случае, если: из представленных документов не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным; в представленных заявителем документах отсутствует заявление собственника (участников общей собственности, если объект недвижимого имущества находится в общей собственности) об отказе от права собственности на объект недвижимости или из представленного заявления однозначно не следует, что данное лицо отказывается от права собственности на объект недвижимого имущества; представленные сведения не свидетельствуют о том, что лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта недвижимого имущества; ЕГРП содержит запись об ограничении (обременении) прав на объект недвижимого имущества, а из представленных заявителем документов не следует, что информация о наличии указанных ограничений (обременений) права известна заявителю; в течение срока, установленного для рассмотрения заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, поступят документы об аресте или запрещении собственнику, отказавшемуся от права собственности на объект недвижимого имущества, совершения сделок с таким объектом недвижимого имущества.
Порядок признания права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь за органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом, определен в главе 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании ч. 2 статьи 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен, и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга на эту вещь.
В то же время согласно ч. 3 статьи 263 ГПК РФ в случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.
По смыслу изложенных правовых норм принятие на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного, а также последующее признание за органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом, права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь в судебном порядке на основании статьи 225 ГК РФ возможно только в случае отсутствия правопритязаний иных лиц на такое имущество. При этом отсутствие государственной регистрации права собственности общества или иного лица на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным.
Согласно кадастрового паспорта здания от ДД.ММ.ГГГГ за №, площадь здания с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> п<адрес> <адрес> составляет <данные изъяты> кв. м., год постройки- <данные изъяты>л.д.4-6)
Согласно Выписке ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ № внесены записи о принятии на учет бесхозяйного объекта, назначение объекта- нежилое, номер записи-№, дата принятия на учет- ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.7)
Согласно писем за № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, направленных ТУ Росимущества в <адрес>, Министерством имущественных отношений <адрес> в адрес администрации муниципального района <адрес> следует, что вышеназванный объект недвижимого имущества в реестре федерального имущества и в реестре имущества <адрес> не числится.(л.д.8-12, 36-37)
Согласно выписке Комитета по управлению муниципальным имуществом
муниципального района <адрес> № КУМИ/569 от 08.11.2016г. следует, что вышеуказанный объект недвижимого имущества муниципальной собственностью муниципального района <адрес> и поселений муниципального района Сергиевский не является, в Реестр муниципальной собственности не включен. (л.д.13)
Согласно письма ГУП СО «Центр технической инвентаризации» №б/н от ДД.ММ.ГГГГ следует, что до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственно регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории <адрес>, регистрация на вышеуказанный объект недвижимого имущества осуществлялась. Иные собственники отсутствуют. В течение года с момента постановки на учет вышеуказанного недвижимого имущества как бесхозяйного никто свои права на данный объект не заявлял, что соответствует требованиям ст. 225 ГК РФ. Таким образом, у Администрации городского поселения Суходол муниципального района Сергиевский отсутствует возможность во внесудебном порядке зарегистрировать право собственности на этот объект.(л.д.14)
Согласно выписке ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ № сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>.отсутствуют (л.д.15-16)
В техническом паспорте на здание, расположенное по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>, назначение- нежилое помещение, площадь- <данные изъяты>%. (л.д.23-33)
Таким образом, в судебном заседании было установлено, что здание, по адресу:<адрес>, <адрес>, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ было поставлено на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества, с того времени никто свои права на данный объект не заявил, в реестре федерального имущества и в реестре имущества <адрес> не числится, в реестр муниципальной собственности не включен, собственников у данного объекта не выявлено и имеются все основания для признания его бесхозяйным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.225, ГК РФ, ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать за городским поселением Суходол муниципального района <адрес> право собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества - здание, общей площадью <данные изъяты>., кадастровый №, одноэтажное, назначение: нежилое здание, постройки ДД.ММ.ГГГГ, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сергиевский районный суд в течение месяца.
Председательствующий судья: Л.А. Шишова