Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 февраля 2018 года Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Марковой Н.В.
при секретаре Казарян Р.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-591\2018 по иску Заместителя прокурора Комсомольского района г. Тольятти в интересах Бочкаревой М.В. к Администрации городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда,
установил:
Заместитель прокурора Комсомольского района г. Тольятти в интересах Бочкаревой М.В. обратился в суд с иском к Администрации городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда.
Представитель истца Саперский А.П. в судебном заседании исковые требования поддержал, суду пояснил, что Бочкарева М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мать умерла, отец является недееспособным. Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 21.04.2016 года № 2379-р/5 Бочкарева М.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда с 30.03.2016 года. До настоящего времени жилье Бочкаревой М.В. не предоставлено, чем нарушены ее права, предоставленные законом. Просит обязать Администрацию городского округа Тольятти предоставить Бочкаревой М.В. жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, составом семьи 1 человек.
Бочкарева М.В. в судебное заседание не явилась, о дне рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила, об отложении не просила.
Представитель Администрации городского округа Тольятти Зыков В.Ю., действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что Бочкарева с 30.03.2016 года включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного фонда распоряжением заместителя мэра г.о.Тольятти от 21.04.2016 года № 2379-р/5. Обеспечение жильем указанной категории граждан осуществляют органы местного самоуправления в рамках переданных им государственных полномочий, за счет субвенций, предоставляемых на эти цели из областного бюджета. Организация финансирования и расходования средств областного бюджета, предусмотренных на исполнение расходных обязательств Администрации г.о. Тольятти, возникающих при выполнении государственных полномочий Самарской области по формированию специализированного жилищного фонда, в части включения в него жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей осуществляется за счет совместных действий Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области и Администрации г.о. Тольятти. При этом Администрация г.о. Тольятти осуществляет полномочия по учету, формированию и направлению списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Министерство для получения субвенций из областного бюджета. Использование собственных средств является правом органа местного самоуправления. Отсутствие достаточного финансирования препятствует выполнению государственных полномочий в полном объеме. В силу ст.ст. 4,16 Закона Самарской области от 28.12.2012 года № 135-ГД обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления о включении в список нуждающихся в жилых помещениях. Право на внеочередное обеспечение жильем указанной категории лиц отсутствует. Жилые помещения указанной категории граждан предоставляются по мере формирования специализированного жилищного фонда за счет субвенций, предоставляемых на эти цели из областного бюджета, в связи с чем, считают, что Администрация г.о. Тольятти не является надлежащим ответчиком по делу. Просит в удовлетворении иска отказать, привлечь к участию в деле в качестве соответчиков органы, которые в силу закона обязаны обеспечить соответствующее финансирование.
Проверив материала дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 45 Конституции РФ государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы гражданина.
Согласно ст. 6 ФЗ РФ № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно ст. 2 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 N 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.
Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».
Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Согласно ст. 3 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 N 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, медицинских организациях и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Судом установлено, что Бочкарева (до брака Черныш) Мария Васильевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать Черныш <данные изъяты> умерла ДД.ММ.ГГГГ года, а отец Черныш <данные изъяты> решением суда признан недееспособным, что подтверждается свидетельством о рождении Черныш М.В., свидетельством о смерти Черныш Е.А.и решением Талгарского райсуда Алматинской области от 14.02.2013 года.
Согласно свидетельства о браке Черныш Мария Васильевна в связи с вступлением в зарегистрированный брак 14.06.2014 года сменила фамилию на «Бочкарева».
Судом также установлено, что на основании Постановления Главы администрации муниципального образования Новосергиевкий район Оренбургской области от 29.07.2008 года № 226-п в отношении Черныш Марии Васильевны была установлена опека, опекуном назначена ФИО17, за Черныш М.В. определено право проживания по месту жительства опекуна по адресу: Оренбургская область <адрес>.
Согласно справок Отдела УФМС России по Оренбургской области черныш М.В. проживала в <адрес> с 1998 года по 2011 года без регистрации по месту жительства, была зарегистрирована в период с 22.01.2010 года по 31.12.2010 года и с 11.02.2011 года по 11.02.2014 года по месту пребывания по адресу: <адрес>
Согласно выписки из поквартирной карточки от 24.01.2018 года, Бочкарева М.В. с 04.07.2014 года по настоящее время имеет постоянную регистрацию в жилом помещении, расположенном по адресу: г. Тольятти <адрес>. Указанное жилое помещение принадлежит на праве общей долевой собственности супругу Бочкаревой М.В. – ФИО18., а также его родителям – ФИО19 и ФИО20 Всего в квартире зарегистрировано 5 человек.
Другого жилья Бочкарева М.В. не имеет.
Данные обстоятельства подтверждаются уведомлениями Управления Росреестра по Самарской области и справкам ГУП Оренбурской области «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости» Новосергиевский филиал.
Согласно справки ГБПОУ <данные изъяты> Бочкарева М.В. обучается в данном образовательном учреждении с 26.08.2016 года, срок окончания обучения 30.06.2020 года.
21.06.2013 года Черныш (в браке Бочкарева) М.В. выдан аттестат об основном общем образовании, окончила НОУ <данные изъяты> Оренбургской области.
ДД.ММ.ГГГГ года у Бочкаревой М.В. родилась дочь ФИО21, что подтверждается свидетельством о рождении ребенка.
В соответствии с п.п. 3 ч. 4 ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 года № 135-ГД проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:… общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу ч. 5 ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 года № 135-ГД в целях настоящего Закона учетная норма площади жилого помещения составляет 14 кв.м. общей площади жилого помещения на человека.
Распоряжением заместителя мэра г.о.Тольятти от 21.04.2016 года № 2379-р/5 Бочкарева Мария Васильевна, с составом семьи 1 человек, зарегистрированная по месту жительства в квартире по адресу: г. Тольятти, <адрес>, относящейся к частному жилищному фонду (Бочкарева М.В. не собственник), с 30.03.2016 года на основании ст.ст. 1, 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 года № 135-ГД включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
Указанное распоряжение не оспорено и не отменено.
Согласно акта обследования жилищных условий, квартира по адресу: г. Тольятти <адрес> имеет общую площадь 45,6 кв.м., состоит из двух комнат, в квартире зарегистрировано 5 человек, то есть на каждого приходится по 9,12 кв.м., что ниже нормы.
Представитель ответчика не оспаривает, что Бочкарева М.В. состоит в списках детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как нуждающаяся в жилом помещении и подлежит обеспечению жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда, однако до настоящего времени жильем не обеспечена.
Право Бочкаревой М.В. на получение жилого помещения из специализированного жилого фонда как лица, нуждающегося в жилом помещении и состоящего в списках детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение данного жилого помещения, представитель ответчика в судебном заседании не оспорил.
Из вышеизложенных норм действующего законодательства следует, что обязанность по обеспечению указанной категории граждан жилыми помещениями муниципального жилищного фонда возложена на орган местного самоуправления.
Факт отсутствия свободных жилых помещений не может влиять как на обязанность администрации обеспечить истца жильем, так и на право истца на получение жилья.
Кроме того, ст. 2 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 N 135-ГД (ред. от 10.04.2013) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» обязанность по формированию муниципального специализированного жилищного фонда возложена на орган местного самоуправления.
Доводы представителя ответчика о том, что финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета, а выделенных субвенций для формирования муниципального специализированного жилищного фонда недостаточно, также не могут быть приняты во внимание.
Согласно ст. 4 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 N 135-ГД органы местного самоуправления ежеквартально по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным кварталом, составляют в соответствии с частью пятой настоящей статьи списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории которых находится их место жительства, согласно приложению N 2 к настоящему Закону. Указанные списки не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляются органами местного самоуправления в орган, уполномоченный Правительством Самарской области в сфере социальной защиты населения и демографического развития.
Орган, уполномоченный Правительством Самарской области в сфере социальной защиты населения и демографического развития, ежеквартально в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, формирует и утверждает сводный список по форме согласно приложению N 3 к настоящему Закону.
На основании сводного списка орган, уполномоченный Правительством Самарской области в сфере социальной защиты населения и демографического развития, готовит информацию о количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда в очередном квартале согласно приложению N 4 к настоящему Закону, которая направляется в орган, уполномоченный Правительством Самарской области, осуществляющий управление и обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере строительного комплекса и градостроительной деятельности на территории Самарской области, в срок до 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Таким образом, администрация г.о. Тольятти осуществляет полномочия по учету, формированию и направлению списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствующий уполномоченный орган для получения из областного бюджета субвенций и дальнейшее предоставление социальных выплат на приобретение жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет этих субвенций. Уполномоченные органы осуществляют расчет денежных средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для каждого получателя отдельно.
Кроме того, согласно ст. 2 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 N 135-ГД органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».
Согласно ст. 9 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 N 135-ГД органы местного самоуправления вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Доводы представителя администрации г.о. Тольятти о том, что жилые помещения в соответствии с действующим законодательством предоставляются в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет и в случае удовлетворения исковых требований будут существенно ущемлены права иных лиц, внесенных в Список ранее, не могут быть приняты во внимание, так как положения ЖК РФ и иных федеральных законов не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем, реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения.
При этом, обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от реализации прав других лиц.
При указанных обстоятельствах суд считает, что обязанность по обеспечению истца жильем специализированного жилищного фонда должна быть возложена на администрацию городского округа Тольятти и данная обязанность должна быть исполнена.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что Бочкарева М.В. имеет право на обеспечение жилым помещением по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда и должна быть обеспечена жильем, при этом жилое помещение должно быть предоставлено на состав семьи 1 человек, поскольку заявлены требования о предоставлении истцу жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть основанные на применении специальной нормы закона – ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Преамбула данного закона определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Таким образом, данный закон направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования. Из необходимости предоставления жилых помещений по договорам социального найма из специализированного жилищного фонда непосредственно детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, исходит и Жилищный Кодекс РФ (ст. 98.1, 109.1). В связи с этим, оснований для распространения общих норм ЖК РФ о предоставлении жилых помещений на случаи предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, урегулированные специальным законом, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа Тольятти предоставить Бочкаревой Марии Васильевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям на состав семьи 1 человек.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение месяца.
Председательствующий: