Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-299/2018 ~ М-15/2018 от 09.01.2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 февраля 2018 года г. Тольятти

Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе судьи Лифановой Л.Ю., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело № 2а-299/2018 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области к Козловой Анне Фадеевне о взыскании недоимки по налогам и пени,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная ИФНС России № 19 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Козловой А.Ф. недоимки по требованию № ... от 30.10.2015г. в общей сумме 4126,59 руб., после отказа в выдаче судебного приказа в связи с пропуском срока обращения в суд.

В обоснование иска административный истец указал, что Козлова А.Ф. является плательщиком транспортного и земельного налогов согласно сведениям, представленным регистрирующим органом. Налогоплательщику было направлено налоговое уведомление №... об уплате транспортного налога за 2014 налоговый период. В установленный срок налог не оплачен, в связи с чем начислены пени по транспортному налогу в размере 1393,57 руб. Сумма задолженности по земельному налогу за 2011 год в размере 108,99 руб. не оплачена налогоплательщиком в установленный срок, в связи с чем в соответствии со ст.75 НК РФ начислены пени на земельный налог в размере 10,02 руб. В связи с тем, что в нарушение ст.45 НК РФ налогоплательщик не исполнил установленную законом обязанность по уплате налога, налоговый орган, руководствуясь ст.69 НК РФ, направило в его адрес требование об уплате налога № ... по состоянию на 30.10.2015г. с предложением добровольно погасить задолженность по транспортному налогу, пени по транспортному налогу и пени по земельному налогу в срок до 25.01.2016г. Данное требование налогоплательщиком оставлено без исполнения, что повлекло обращение налогового органа в суд.

Административный истец представил заявление, в котором указал, что на иске настаивает, просил рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

Административный ответчик возражений на административный иск, а также против рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства не представил.

Суд, руководствуясь ст.292 КАС РФ определил рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В силу п.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Из материалов дела следует, что налоговым органом в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление №... от 18.04.2015г. об уплате транспортного налога за 2014 налоговый период в общей сумме 2623 руб., со сроком уплаты не позднее 01.10.2015 г. Налоговое уведомление оставлено без исполнения.

В связи с уплатой налога в установленный срок налогоплательщику в соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени по транспортному налогу за 2014 год в размере 146,88 руб. Также налоговым органом рассчитаны пени за несвоевременно уплаченный транспортный налог за 2013 год по предыдущему требованию №... от 25.11.2014г. в размере 1346,69 руб.

В связи с тем, что сумма задолженности по земельному налогу за 2011 год в размере 108,99 руб. не оплачена налогоплательщиком в установленный срок, налоговым органом в соответствии со ст.75 НК РФ начислены пени на земельный налог в размере 10,02 руб.

В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налоговым органом был составлен документ о выявлении недоимки у налогоплательщика и направлено в адрес налогоплательщика требование об уплате налога №... от 30.10.2015 г. В требование включена недоимка по транспортному налогу за 2014 год в размере 2623 руб., пени по транспортному налогу в размере 1493,57 руб., пени по земельному налогу в размере 10,02 руб. Установлен срок для исполнения требования об уплате недоимки до 25.01.2016 г.

Таким образом, налоговый орган имел право обратиться в суд с требованием о взыскании указанной задолженности не позднее 25.07.2016 г.

Судом установлено, что с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился лишь 10.08.2016 г., то есть с пропуском установленного законом срока.

15.08.2016 г. мировым судьей судебного участка № 50 Советского судебного района г.Самара Самарской области вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей, поскольку заявленное взыскателем требование не является бесспорным, так как шестимесячный срок для взыскания недоимки по данному налогу истек.

После этого лишь 09.01.2018 г. Межрайонная ИФНС России № 19 по Самарской области обратилась в суд с настоящим административным иском, то есть с пропуском установленного законом срока.

В качестве уважительной причины пропуска срока подачи в суд заявления о взыскании (выдаче судебного приказа) административный истец ссылается на наличие большого объема претензионной работы, а также введение нового программного обеспечения и нововведения в законодательстве.

Суд считает, что заявленные административным истцом причины не могут быть расценены как уважительные причины пропуска установленного законом срока для обращения в суд за взысканием недоимки.

Из анализа положений п.п. 1 - 3 ст. 48 НК РФ следует, что срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, ограничен.

Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 1/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 2 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 479-О-О).

Несоблюдение налоговым органом установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки.

Доводы административного истца, являющегося юридическим лицом и государственным органом, о том, что срок пропущен по объективным причинам, наличием большого объема претензионной работы, а также введение нового программного обеспечения и нововведения в законодательстве, судом не принимается. Доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин пропуска срока, объективно исключающих возможность обратиться административным истцом в суд, не представлено.

Согласно п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что в силу п. 1 ст. 204 ГК РФ срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству.

Положение п. 1 ст. 204 ГК РФ в данном случае не может быть применено, если судом отказано в принятии заявления или заявление возвращено, в том числе в связи с несоблюдением правил о форме и содержании заявления, об уплате госпошлины, а также других предусмотренных ГПК РФ и АПК РФ требований.

Поскольку результатом обращения налогового органа к мировому судье судебного участка №50 Советского судебного района г Самара Самарской области от 15.08.2016 г. с заявлением о вынесении судебного приказа стало определение о возвращении данного заявления, то такое обращение вне зависимости от сроков его осуществления, не изменяет порядка исчисления шестимесячного срока для обращения в суд с административным иском о взыскании обязательных платежей и санкций.

Заявленные административным истцом причины пропуска срока подачи заявления о взыскании обязательных платежей суд признает неуважительными, в связи с чем оснований для его восстановления не имеется.

Принимая во внимание, что административный истец входит в единую централизованную систему органов исполнительной власти, чьей главной задачей является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и страховых взносов, внутренняя организация деятельности данного органа не может служить поводом для отступления от требований закона при выполнении возложенных на него функций.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении административного иска Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 19 по Самарской области к Козловой Анне Фадеевне о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2014 год, пени по транспортному налогу по требованию № ... от 30.10.2015г., пени по земельному налогу по требованию № ... от 30.10.2015г.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья Л.Ю. Лифанова

2а-299/2018 ~ М-15/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 19 по Самарской области
Ответчики
Козлова А.Ф.
Суд
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Лифанова Л. Ю.
Дело на странице суда
komsomolsky--sam.sudrf.ru
09.01.2018Регистрация административного искового заявления
10.01.2018Передача материалов судье
10.01.2018Решение вопроса о принятии к производству
10.01.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.02.2018Подготовка дела (собеседование)
15.02.2018Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
26.02.2018Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
26.02.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.04.2018Дело оформлено
06.04.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее