Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-954/2013 ~ М-957/2013 от 30.05.2013

дело № 2-954/13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Зея                             17 июля 2013 года

    Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Охотской Е.В.,

с участием помощника прокурора Зейского района Олиферова М.В.,

представителя ответчика - главы Амуро-Балтийского сельсовета Лариной Г.А.,

при секретаре Бабенко М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зейского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Амуро-Балтийского сельсовета Зейского района о возложении обязанности по регистрации права собственности на автомобильную дорогу общего пользования,

УСТАНОВИЛ:     

    Прокурор Зейского района обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с исковым заявлением о возложении на администрацию Амуро-Балтийского сельсовета Зейского района обязанности по регистрации права собственности на автомобильную дорогу общего пользования.

В обоснование заявленных требований указано, что по результатам проведенной прокуратурой Зейского района проверки установлено, что в нарушение требований законодательства администрацией Амуро-Балтийского сельсовета Зейского района не принято мер по регистрации права собственности на автомобильную дорогу по ул. Центральной в границах этого муниципального образования, что нарушает права неопределенного круга лиц, интересы общества и государства в области безопасности дорожного движения.

Прокурор просит обязать администрацию Амуро-Балтийского сельсовета Зейского района в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу зарегистрировать право собственности на автомобильную дорогу общего пользования по ул. Центральной в границах с. Амуро-Балтийск Зейского района.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования по изложенным в исковом заявлении обстоятельствам.

Представитель ответчика глава Амуро-Балтийского сельсовета Ларина Г.А. в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась, признав, что у муниципального образования имеется обязанность по принятию в собственность автомобильных дорог местного значения, которая до настоящего времени не выполнена, хотя работы по принятию в собственность дорог ведутся.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Заслушав стороны, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судом при рассмотрении данного дела установлено, что прокурор обратился в суд в соответствии со ст. 45 ГПК РФ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

Пункт 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ относит к вопросам местного значения поселения дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Под дорожной деятельностью в соответствии с п. 6 ст. 3 указанного Федерального закона понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии с ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ).

Согласно ст. 130 ГК РФ земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства относятся к недвижимым вещам.

В силу статей 2, 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.

Согласно п. 5 ст. 5 Устава Амуро-Балтийского сельсовета к вопросам местного значения поселения относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что автомобильная дорога по ул. Центральной находится в границах муниципального образования с. Амуро-Балтийск Зейского района.

Данная дорога не является дорогой необщего пользования (ч.4 ст.5 Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), предназначена для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Автомобильная дорога по ул. Центральной с.Амуро-Балтийск

- не отвечает критериям отнесения автомобильных дорог к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, закрепленным в ч.5,6 ст.5 Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", не входит в Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения (утв. постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. N 928),

- не отвечает Критериям отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Амурской области (утв.постановлением Правительства Амурской области от 30 декабря 2008 года № 335) и не входит в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Амурской области (утв.Постановлением Правительства Амурской области от 12 мая 2010 года № 223),

Из сообщения главы Амуро-Балтийского сельсовета от 31 января 2013 года, а также из пояснений главы Амуро-Балтийского сельсовета в судебном заседании следует, что право муниципальной собственности на эту автомобильную дорогу до настоящего времени не зарегистрировано.

Из сообщения Зейского отдела Амурского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от 28 июня 2013 года следует, что техническая инвентаризация и учет объектов капитального строительства – автомобильной дороги общего пользования по ул. Центральной, находящейся в границах с. Амуро-Балтийск Зейского района, не проводилась.

    

С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств суд приходит к выводу о наличии у администрации Амуро-Балтийского сельсовета Зейского района в силу закона обязанности зарегистрировать право муниципальной собственности на автомобильную дорогу по ул. Центральной в границах с. Амуро-Балтийск Зейского района, а также о том, что неисполнение данной обязанности органом местного самоуправления нарушает права неопределенного круга лиц в области безопасности дорожного движения.

    Согласно ст. 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

В силу ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества несет собственник.

Частью 18 статьи 5 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрена обязанность проведения классификации автомобильных дорог.

Согласно п. 6 Правил классификации автомобильных дорог в Российской Федерации

их отнесение к категориям автомобильной дороги осуществляется по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги, проводимой в порядке, установленным Министерством транспорта Российской Федерации, в отношении автомобильной дороги местного значения - органом местного самоуправления.

Таким образом, отсутствие надлежащего оформления права собственности на автомобильную дорогу, расположенную в пределах границ муниципального образования и предназначенную для использования неопределенным кругом лиц, создает предпосылки к нарушению изложенных норм действующего законодательства, для препятствий к осуществлению государственного контроля за техническим состоянием дорог, а в случае его несоответствия предъявляемым требованиям - приведению в надлежащее состояние.

    При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора Зейского района, в связи с чем считает необходимым обязать ответчика зарегистрировать право собственности на автомобильную дорогу общего пользования по ул. Центральной в границах муниципального образования с. Амуро-Балтийск Зейского района.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом характера дела, необходимости участия третьих лиц при исполнении возложенной на ответчика обязанности и соблюдения при этом прав неопределенного круга лиц в области безопасности дорожного движения, а также, принимая во внимание, что работы по принятию в собственность дороги ответчиком уже ведутся, суд считает, что предложенный прокурором шестимесячный срок является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.

Вместе с тем, с учетом финансовых возможностей ответчика и характера работ вопрос об изменении срока исполнения решения суда может быть решен в порядке, установленном действующим законодательством.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.

Согласно ч. 4 ст. 103 ГПК РФ в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств федерального бюджета.

С учетом изложенного, государственная пошлина с ответчика не взыскивается.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования прокурора Зейского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию Амуро-Балтийского сельсовета Зейского района Амурской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу зарегистрировать право собственности на автомобильную дорогу общего пользования по улице Центральной в границах села Амуро-Балтийск Зейского района Амурской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Зейский районный суд в течение одного месяца со дня оглашения.

    Судья Е.В. Охотская

2-954/2013 ~ М-957/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор
Ответчики
Администрация Амуро-Балтийского сельсовета
Суд
Зейский районный суд Амурской области
Судья
Охотская Елена Владимировна
Дело на странице суда
zeiskiy--amr.sudrf.ru
30.05.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.05.2013Передача материалов судье
04.06.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.06.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.06.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.06.2013Судебное заседание
17.07.2013Судебное заседание
17.07.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.02.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее