Решение по делу № 12-123/2020 от 05.06.2020

Дело № 12-123/2020

РЕШЕНИЕ

04 сентября 2020 года г. Иваново

Судья Фрунзенского районного суда г. Иваново Савина Е.М.,

с участием

лица, в отношении которого ведется производство по делу – Титова С.В.,

его защитника – Параничева А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Титова Сергея Владимировича на постановление Врио начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда Малышевой О.В. от 26 мая 2020 года в отношении начальника службы СН, ОТ и ТБ АО «Ивгортеплоэнерго» Титова Сергея Владимировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ,

установил:

Постановлением Врио начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда Малышевой О.В. от 26 мая 2020 года начальник службы СН, ОТ и ТБ АО «Ивгортеплоэнерго» Титов С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.

Титов С.В. обратился в суд с жалобой на указанное постановление, просил его отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что :

- Акт расследования несчастного случая соответствует требованиям, предъявляемым к нему Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 №73; краткая характеристика места, где произошел несчастный случай с указанием опасных и вредных производственных факторов, краткое изложение обстоятельств, предшествующих несчастному случаю, описание событий и действий пострадавшего в Акте приведены;

- фотография с наличием веток деревьев ошибочно принята инспектором за место происшествия, тогда как она сделана для привязки места происшествия к конкретному адресу, место с ветками не является местом, где произошел несчастный случай;

- исследования противоскользящих факторов обуви, выданной работнику, не требовалось, поскольку несчастный случай имел место не по причине скольжения обуви;

- указание инспектором на не установление истинной причины несчастного случая является его субъективной оценкой;

- в соответствии с п.18 Приложения Приказа Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 №302н периодические осмотры проводятся на основании поименных списков работников с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работ в соответствии с Перечнем факторов и Перечнем работ;

- включению в данные списки подлежат работники, подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам специальной оценки условий труда;

- Общество в соответствии с требованиями законодательства определило исчерпывающее количество вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, перечисленных в карте СОУТ №4 от 04.09.2018 г.;

- при проведении СОУТ вредные факторы были идентифицированы, класс условий труда установлен, в связи с чем, включать в Перечень профессий по Обществу, подлежащих предварительным и периодическим медицинским осмотрам, выявленные вредные факторы не требуется;

- требования административного органа о том, что слесарь по ремонту оборудования тепловых сетей обязан проходить медосмотр по перечню работ п.10 Приложения Приказа №302н, необоснованные;

- инструменты, используемые в работе слесарем по ремонту оборудования тепловых сетей, не относятся к механическому оборудованию;

- слесарь по ремонту оборудования тепловых сетей проходит ежегодный медицинский осмотр в связи с воздействием на него вредного (опасного) фактора – работа на высоте.

В судебном заседании Титову С.В., его защитнику Параничеву А.А., разъяснены требования ст.25.5 КоАП РФ, отводов ими не заявлено. Заявлено ходатайство о приобщении дополнительных документов, которое удовлетворено.

Титов С.В. и его защитник доводы жалобы поддержали в полном объеме. Обратили внимание, что карта СОУТ №4 слесаря по ремонту оборудования тепловых сетей Ширстова от 04.09.2018 г. направлена административным органом на экспертизу в Комитет Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции, которым 17 июня 2020 года выдано заключение №06-20 о соответствии качества проведенной Обществом специальной оценки условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, в связи с чем, выводы административного органа о неверной оценке Обществом вредных факторов и включении дополнительных вредных факторов являются необоснованными.

Выслушав Титова С.В., его защитника, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Как следует из материалов дела, оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении от 26.05.2020 г., должностным лицом - начальником службы СН, ОТ и ТБ АО «Ивгортеплоэнерго» Титовым С.В., допущены следующие нарушения требований законодательства об охране труда :

- в нарушение требований ст.229.2 ТК РФ и п.22 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 №73 (далее Положение, Положение от 24.10.2002 №73), комиссией по расследованию несчастного случая, имевшего место 20.02.2020, не установлено наличие опасных факторов, а именно в разделе 7 Акта расследования несчастного случая, комиссией не дана исчерпывающая характеристика места происшествия: не указано расположение рабочей машины, не исследовано месторасположение машины относительно пешеходной дорожки и места аварии тепловой сети в момент происшествия, путь, по которому проходил Ширстов, что может иметь причинную связь с данным несчастным случаем; как следует из фотографии, место несчастного случая захламлено спиленными ветками;

- в нарушение требований ст.229.2 ТК РФ и п.23 Положения от 24.10.2002 №73 в разделе 8 Акта расследования несчастного случая не производстве, комиссией не исследован вопрос, в каком состоянии находились средства индивидуальной защиты, выданные Ширстову работодателем. Согласно протоколу осмотра места несчастного случая от 21.02.2020 указано, что пострадавший выполнял работы в СИЗ в исправном состоянии. Однако, в личной карточке учета выдачи СИЗ зафиксирована выдача ему кирзовых сапог, однако, не исследованы противоскользящие факторы указанной обуви, в связи с чем, комиссией не выработаны меры по устранению причин и предупреждению подобных несчастных случаев;

- в нарушение требований ст.229.2 ТК РФ и п.23 Положения от 24.10.2002 №73, комиссией не установлены истинные причины несчастного случая, а также лица, допустившие нарушения государственных нормативных требований охраны труда;

- в нарушение ст.213 ТК РФ, п.п. 19, 20 Приложения 3 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 №302н, в Обществе «Перечнем профессий АОЛ «ИВГТЭ, подлежащих прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра», утв. 20.01.2020 г., не предусматривается прохождение медицинского осмотра слесарями по ремонту оборудования тепловых сетей по п.10 Приложения 2 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 №302н. При этом, слесарь использует материалы и сырье : бетон, цемент, краску, мастики, сальниковые набивки и др.

Как следует из материалов дела, указанные нарушения были выявлены в ходе проведения в отношении АО «Ивгортеплоэнерго» в период с 04.03.2020 г. по 01.04.2020 г. внеплановой документарной проверки в связи с поступлением в Государственную инспекцию труда в Ивановской области извещения о пострадавшем работнике Ширстове В.Н., обратившимся 20.02.2019 г. в медицинскую организацию за оказанием медицинской помощи, в связи с чем, 03 марта 2020 года руководителем ГИТ в Ивановской области было издано соответствующее распоряжение о проведении проверки №37/6-198-20-ПВ/12-1642-И/05-18.

По результатам проверки 01 апреля 2020 года должностным лицом Государственной инспекции труда в Ивановской области был составлен Акт проверки №37/6-198-20-ПВ/12-1642-И/05-18, согласно которому были выявлены нарушения, перечень и характеристика которых идентичны приведенным выше, и изложенным в протоколе и в оспариваемом постановлении по делу об административном правонарушении от 29 апреля 2020 года.

В соответствии с ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

В соответствии с ч.1 ст.229.2 ТК РФ, при расследовании каждого несчастного случая комиссия (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование несчастного случая) выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, получает необходимую информацию от работодателя (его представителя) и по возможности объяснения от пострадавшего.

В соответствии с ч.ч.3 и 5 указанной нормы, материалы расследования несчастного случая включают, в том числе, планы, эскизы, схемы, протокол осмотра места происшествия, а при необходимости - фото- и видеоматериалы; документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов; копии документов, подтверждающих выдачу пострадавшему специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами;

На основании собранных материалов расследования комиссия (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование несчастного случая) устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, а также лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, вырабатывает предложения по устранению выявленных нарушений, причин несчастного случая и предупреждению аналогичных несчастных случаев, определяет, были ли действия (бездействие) пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо участием в его производственной деятельности, в необходимых случаях решает вопрос о том, каким работодателем осуществляется учет несчастного случая, квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством.

Согласно п.п. 22 и 23 Постановления Минтруда России от 24.10.2002 N 73 (ред. от 14.11.2016) "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях", примерный перечень документов, формируемых в ходе расследования несчастного случая (в дальнейшем - материалы расследования), установлен в статье 229 Кодекса. Конкретный объем материалов расследования определяется председателем комиссии в зависимости от характера и обстоятельств каждого конкретного происшествия.

На основании собранных материалов расследования комиссия устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, а также лиц, допустивших нарушения государственных нормативных требований охраны труда, вырабатывает мероприятия по устранению причин и предупреждению подобных несчастных случаев, определяет, были ли действия пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо участием в его производственной деятельности, в необходимых случаях решает вопрос об учете несчастного случая и, руководствуясь требованиями пунктов 2 и 3 настоящего Положения, квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством.

Согласно представленному в материалы дела Акту №21 о несчастном случае на производстве от 21.02.2020 года, в разделе 7 приведена краткая характеристика места, где произошел несчастный случай, в обоснование чего указано: «несчастный случай произошел на открытом участке местности, расположенном в г.Иваново на ул.Победы напротив дома №40. Место происшествия покрыто снегом и наледью, участок местности ровный, ям не имеет, присутствуют небольшие выступы наледи, образованные в результате чистки проезжей части дороги. Рядом пролегает пешеходная дорожка, которая также покрыта наледью и снегом, а также расположены мусорные контейнеры, напротив которых через дорогу расположен дом 38 по ул. 2-ой Чайковской».

Согласно приобщенному к Акту протоколу осмотра места происшествия, а также фотографиям к осмотру, представленным в судебном заседании, имеется схема пути следования работника Ширстова с отметками расположения рабочей машины, пути следования и места падения Ширстова, а также 4 фотографии местности несчастного случая, на которых на фото№1 – отмечено место падения Ширстова и расположения рабочей машины, на котором отсутствуют спиленные ветки, на фото №2 - привязка к местности, указанной в протоколе осмотра – г.Иваново, ул.2-ая Чайковская, 38, на фото видны спиленные ветки, которые не находятся на месте падения Ширстова.

Таким образом, доводы должностного лица административного органа о том, что комиссией по расследованию несчастного случая не дана исчерпывающая характеристика места происшествия, не основан на материалах дела. Совокупность собранных в ходе расследования несчастного случая материалов, приобщенных наряду с Актом №21 к материалам расследования несчастного случая в соответствии с требованиями ч.5 ст.229.2 ТК РФ, позволяет установить путь следования Ширстова, место расположения рабочей машины, место аварии.

Согласно разделу 5 Акта №21 отмечено, что работник Ширстов пользовался средствами СИЗ в соответствии с личной карточкой учета выдачи СИЗ в исправном состоянии, что указывает на исследование комиссией вопроса о состоянии средств индивидуальной защиты, выданных работнику. Оснований для проверки противоскользящих факторов выданных Ширстову кирзовых сапог с учетом установленной комиссией причины несчастного случая – наступил на находящийся под снегом лист ДВП, который стал скользить - не имелось, в связи с чем, выводы должностного лица административного органа о нарушении в данной части Обществом положений ст.229.2 ТК РФ, п.23 Положения от 24.10.2002 №73 нельзя признать обоснованными.

Согласно разделу 9 Акта №21 причинами несчастного случая явились личная неосторожность Ширстова, ненадлежащая организация безопасного производства работ, несвоевременное информирование руководства о несчастном случае. Лицом, допустившим нарушение требований охраны труда, признан мастер по эксплуатации тепловых сетей Буров.

Таким образом, требования ст.229.2 ТК РФ и п.23 Положения от 24.10.2002 №73, нарушение которых инкриминируется Обществу применительно к данным фактическим обстоятельствам, выполнены; причины несчастного случая и лица, допустившие нарушения требований охраны труда установлены. Вывод должностного лица в оспариваемом постановлении о не установлении истинных причин несчастного случая является абстрактным, сделан без ссылок на конкретные обстоятельства дела, на основании которых должностное лицо пришло к данному умозаключению.

В соответствии с ч.1 ст.213 ТК РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

В соответствии с п.19, 20 Приложения 3 Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н (ред. от 18.05.2020) "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (далее Приказ №302н от 12.04.2011 г.), Периодические осмотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам (далее - поименные списки), с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы в соответствии с Перечнем факторов и Перечнем работ.

Включению в списки контингента и поименные списки подлежат работники:

подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам специальной оценки условий труда, проведенной в установленном порядке <3>. В качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, помимо результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, могут использоваться результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также использоваться эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности; выполняющие работы, предусмотренные Перечнем работ.

В списке контингента работников, подлежащих прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра, указывается:

наименование профессии (должности) работника согласно штатному расписанию;

наименование вредного производственного фактора согласно Перечню факторов, а также вредных производственных факторов, установленных в результате аттестации рабочих мест по условиям труда, в результате лабораторных исследований и испытаний, полученных в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также используя эксплуатационную, технологическую и иную документацию на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности.

В соответствии с п.10 Приложения 2 Приказа №302н от 12.04.2011 г., работник, занятый на работах, выполняемых непосредственно на механическом оборудовании, имеющем открытые движущиеся (вращающиеся) элементы конструкции (токарные, фрезерные и другие станки, штамповочные прессы и др.), подлежит обязательному предварительному и периодическим (1 раз в 2 года) медицинским осмотрам.

Между тем, в ходе административного производства Титовым С.В. последовательно приводились доводы о том, что используемый слесарем по ремонту тепловых сетей при работе инструмент не относится к механическому оборудованию, имеющему открытые движущиеся (вращающиеся) элементы конструкции, поскольку электроагрегат ВЕПРЬ АБП 2,7-ВХ-Б не имеет открытых движущихся (вращающихся) элементов, углошлифовальная машина и отбойный молоток Бош относятся к ручному электрофицированному инструменту, газоанализатор относится к контрольно-измерительным приборам.

Однако, приводимые Титовым С.В. доводы о характеристиках используемого слесарями инструмента, не соответствующего понятию механического оборудования с открытыми движущимися (вращающимися) элементами конструкции, какой-либо оценки в оспариваемом постановлении не получили, и фактически не опровергнуты, тогда как правильное установление данных обстоятельств имеет значение для правильного разрешения дела и обоснованности указания Обществу на необходимость прохождения слесарем медицинского осмотра в соответствии с п.10 Приложения 2 Приказа №302н от 12.04.2011 г.

Также заслуживают внимания и доводы Титова С.В. о фактическом прохождении слесарями по ремонту оборудования тепловых сетей периодических медицинских осмотров 1 раз в год в соответствии с п.1 Приложения 2 Приказа №302н от 12.04.2011 г. (вредный фактор - работа на высоте), которым предусмотрен более широкий, нежели в п.10 того же Приложения перечень участвующих в проведении осмотров врачей, лабораторных и функциональных исследований, дополнительных медицинских противопоказаний. При этом, предусмотренный п.10 Приложения 2 Приказа №302н от 12.04.2011 г. перечень врачей, проводимых медицинских исследований и противопоказаний полностью соответствует тем же значениям, перечисленным в п.1 Приложения 2 Приказа №302н, на основании которого слесари вышеуказанного профиля ежегодно проходят медицинские осмотры в связи с работой в Обществе.

При таких обстоятельствах вывод административного органа о нарушении прав работников на безопасные условия труда, в том числе, при проведении медицинских осмотров, нельзя признать обоснованным.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ одним из оснований для отмены обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении является недоказанность обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.

В ходе рассмотрения жалобы установлено, что оспариваемое постановление содержит выводы, которые не подтверждены доказательствами, представленными в материалы дела; не дана оценка доводам Общества о характеристиках используемого слесарями по ремонту тепловых сетей инструмента, не соответствующего понятию механического оборудования с открытыми движущимися (вращающимися) элементами конструкции; не дана оценка доводам Общества о прохождении слесарями вышеуказанного профиля предварительных и периодических медицинских осмотров по иным предусмотренным законодательством об охране труда основаниям.

В соответствии с положениями ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах жалоба защитника Общества подлежит удовлетворению, оспариваемое постановление - отмене, а дело об административном правонарушении – прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд

р е ш и л:

Постановление Врио начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда Малышевой О.В. от 26 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, в отношении начальника службы СН, ОТ и ТБ АО «Ивгортеплоэнерго» Титова Сергея Владимировича - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Жалобу Титова С.В. удовлетворить.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г.Иваново в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Е.М. Савина

12-123/2020

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Титов Сергей Владимирович
Другие
Параничев Андрей Александрович
Суд
Фрунзенский районный суд г. Иваново
Судья
Савина Екатерина Михайловна
Статьи

ст. 5.27.1 ч.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
frunzensky--iwn.sudrf.ru
05.06.2020Материалы переданы в производство судье
11.06.2020Истребованы материалы
06.08.2020Поступили истребованные материалы
04.09.2020Судебное заседание
04.09.2020Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
16.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.09.2020Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
29.09.2020Вступило в законную силу
08.10.2020Дело оформлено
19.02.2021Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее