Дело № 2-688/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Рузаевка 22 мая 2015 года
Рузаевский районный суд Республики Мордовия в составе
судьи Аброськина Н.А.,
при секретаре Кожаевой Л.В.,
с участием помощника Рузаевского межрайонного прокурора Республики Мордовия Капкаевой Н.В.,
представителя ответчика администрации городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия Яковлевой Е.Ф., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика Муниципального бюджетного учреждения городского поселения Рузаевка «Коммунальник» Юсовой М.А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рузаевского межрайонного прокурора Республики Мордовия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия и Муниципальному бюджетному учреждению городского поселения Рузаевка «Коммунальник» о возложении обязанности оборудовать светофорные объекты на перекрестках средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов,
у с т а н о в и л:
Рузаевский межрайонный прокурор Республики Мордовия, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанными иском к администрации городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия и Муниципальному бюджетному учреждению городского поселения Рузаевка «Коммунальник» (далее - МБУ г.п. Рузаевка «Коммунальник») указав, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения безопасности дорожного движения, установлено, что 4 светофорных объекта в г. Рузаевка, по адресам: ул. Ленина – Привокзальная площадь, ул.Ленина – ул. Чичаева, ул. Маяковского – ул. Петрова, бульвар Горшкова – ул. Петрова не оборудованы средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов. Указанные светофорные объекты являются собственностью городского поселения Рузаевка, оборудованы за счет бюджетных средств и находятся на балансе МБУ г.п. Рузаевка «Коммунальник». В частности, перекресток ул. Ленина – Привокзальная площадь обустроен транспортными и пешеходными светофорами. Пешеходные светофоры не оснащены звуковыми сигналами для информации слепых и слабовидящих пешеходов о возможности пересечения проезжей части. Данный пешеходный переход расположен в центре г. Рузаевки рядом с автобусными остановками общественного транспорта, от которых в «шаговой» доступности в этом районе располагается большое количество объектов социальной инфраструктуры: администрация Рузаевского муниципального района, учреждение культуры, аллея Славы в честь дня Победы, Рузаевское отделение фонда социального страхования ФСС РФ по РМ, Государственное учреждение Управления Пенсионного фонда по Рузаевскому району, центральное отделение почтовой связи Ростелекома, автовокзал, железнодорожный вокзал, центральный рынок на Привокзальной площади. Кроме того, необходимо отметить, что недалеко от указанного перекрёстка расположена Рузаевская местная организация всероссийского общества слепых по адресу: г. Рузаевка, ул. Ухтомского, д. 28. Интенсивность движения автомобильного транспорта и пешеходов высока в любое время суток. Однако светофоры на вышеуказанном перекрёстке звуковыми сигналами, дублирующими световые сигналы, не обустроены. Перекрёсток ул. Ленина - ул. Чичаева обустроен транспортными и пешеходными светофорами. Пешеходные светофоры не оснащены звуковыми сигналами для информации слепых и слабовидящих пешеходов о возможности пересечения проезжей части. Указанный перекрёсток находится вблизи объектов социальной инфраструктуры: МБОУ «Гимназия № 1», НУЗ «Узловая больница», нотариальной конторы, клуба им. Ухтомского, Управления федеральной регистрационной службы, многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг, кадастровой палаты. Интенсивность движения автомобильного транспорта и пешеходов высока в любое время суток. Однако светофоры на вышеуказанном перекрёстке звуковыми сигналами, дублирующими световые сигналы, не обустроены. Перекрёсток ул. Маяковского - ул. Петрова обустроен транспортными и пешеходными светофорами. Пешеходные светофоры не оснащены звуковыми сигналами для информации слепых и слабовидящих пешеходов о возможности пересечения проезжей части. Данный пешеходный переход расположен в центральной верхней части г. Рузаевки рядом с автобусными остановками общественного транспорта, от которых в «шаговой» доступности в этом районе располагается большое количество объектов социальной инфраструктуры: ГБУЗ РМ «Рузаевская центральная районная больница», детская поликлиника по ул. Петрова, Рузаевская центральная районная аптека филиала ГУП РМ «Фармация», магазин «Магнит». Интенсивность движения автомобильного транспорта и пешеходов высока в любое время суток. Однако светофоры на вышеуказанном перекрёстке звуковыми сигналами, дублирующими световые сигналы, не обустроены. Перекрёсток бульвар Горшкова - ул. Петрова обустроен транспортными и пешеходными светофорами. Пешеходные светофоры не оснащены звуковыми сигналами для информации слепых и слабовидящих пешеходов о возможности пересечения проезжей части. Указанный перекрёсток находится вблизи территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Рузаевскому району, ОАО «Мордовэлектротеплосеть», ООО УО «М-Спецремстрой» (управляющая компания ЖКХ), куда могут пойти лица указанной категории граждан с жалобами на нарушения прав потребителей, оплатить плату за электроэнергию, жилищно-коммунальные услуги, с любыми проблемными вопросами в сфере ЖКХ. Указанными действиями ответчиков нарушены требования законодательства о социальной защите инвалидов, нарушены права неопределённого круга лиц (инвалидов: слепых и слабовидящих) вести независимый образ жизни, всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства.
Просит суд: обязать администрацию городского поселения Рузаевка, МБУ г.п. Рузаевка «Коммунальник» в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда оборудовать светофорные объекты на перекрёстках, расположенных по адресам: ул. Ленина - Привокзальная площадь, ул. Ленина - ул. Чичаева, ул. Маяковского - ул. Петрова, бульвар Горшкова - ул. Петрова, средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов. Взыскать с ответчиков государственную пошлину в доход государства в размере, предусмотренном статьей 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании помощник Рузаевского межрайонного прокурора Республики Мордовия Капкаева Н.В. заявленные исковые требования уточнила, просила обязать администрацию городского поселения Рузаевка, МБУ г.п. Рузаевка «Коммунальник» в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда оборудовать светофорные объекты на перекрёстках, расположенных по адресам: Республика Мордовия, г. Рузаевка, ул. Ленина - Привокзальная площадь, ул. Ленина - ул. Чичаева, ул. Маяковского - ул. Петрова, бульвар Горшкова - ул. Петрова, средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов, взыскать с ответчиков государственную пошлину в доход государства. Уточненные требования поддержала и просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия Яковлева Е.Ф., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала в связи с тем, что в бюджете города такая статья расходов не предусмотрена.
Представитель ответчика Муниципального бюджетного учреждения городского поселения Рузаевка «Коммунальник» Юсова М.А. исковые требования не признала в связи с отсутствием финансирования подобных расходов.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению ввиду следующего.
Конституция Российской Федерации провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации), в котором обеспечивается, в том числе, государственная поддержка инвалидов (часть 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации); частью 1 статьи 9 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 3 мая 2012 года N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»), предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства - участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.
Согласно 4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского поселения относятся в числе иного дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
В пункте 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» к дорожной деятельности отнесены: деятельность по проектированию, строительству и реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В силу пункта 5 статьи 3 указанного Закона светофорные объекты также относятся к элементам обустройства автомобильных дорог.
К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в том числе, отнесено осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, а также осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов РФ к полномочиям органов местного самоуправления (ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 №257-03).
В статье 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» раскрывается понятие безопасности дорожного движения, в соответствии с которым это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Согласно статье 6 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе, на объектах улично-дорожной сети в границах населённых пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничениях или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населённых пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу требований статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.При этом в части 2 приведенной нормы установлено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно статье 13 указанного Федерального закона федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших учреждений здравоохранения и связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.
Статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» установлено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовой формы создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Согласно статье 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Правила применения технических средств организации дорожного движения (дорожных светофоров) регламентированы ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
Пункт 6.6 Постановления Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090 «О правилах дорожного движения» предусматривает, что для информирования слепых пешеходов о возможности пересечения проезжей части световые сигналы светофора могут быть дополнены звуковым сигналом.
Пункт 2.3. ГОСТа 34.401-90 «Средства технические периферийные автоматизированных систем дорожного движения» устанавливает, что по требованию потребителей разрешается изготавливать дорожные контроллеры всех типов с расширенными функциональными возможностями, обеспечивающими дополнительно звуковое сопровождение включения зеленых сигналов светофоров, разрешающих движение по пешеходному переходу (для ориентации слепых пешеходов).
Международный стандарт ГОСТ 23457-86 «Технические средства организации дорожного движения» в пунктах 4.11. и 4.13. устанавливает, что транспортные светофоры типа 7 должны применяться для обозначения нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов. Пешеходные светофоры типов 1 и 2 должны применяться для регулирования движения пешеходов через проезжие части дорог. На пешеходных переходах, которыми регулярно пользуются слепые, в дополнение к светофорной сигнализации допускается применение звуковой сигнализации, работающей в согласованном режиме с пешеходными светофорами.
Вышеуказанный стандарт определяет группы и 10 типов дорожных светофоров, устанавливает условия их применения. ГОСТ 25695-91 «Светофоры дорожные. Типы. Основные параметры» выделяет классификацию светофоров, виды и расположение их сигналов. Устанавливает две группы светофоры по назначению: Т - транспортные и П - пешеходные. В каждой группе светофоры делятся на типы и исполнения в соответствии с приложением к стандарту.
Из пункта 7.4.3 ГОСТа Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утверждённого Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 №120-ст следует, что на пешеходных переходах, которыми регулярно пользуются слепые и слабовидящие пешеходы, дополнительно к светофорной сигнализации применяют звуковую сигнализацию, работающую в согласованном режиме с пешеходными светофорами.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что перекрестки, расположенные по адресам: Республика Мордовия, г. Рузаевка, ул. Ленина - Привокзальная площадь, ул. Ленина - ул. Чапаева, ул. Маяковского – ул. Петрова, бульвар Горшкова – ул. Петрова, являющиеся собственностью городского поселения Рузаевка, обустроены транспортными и пешеходными светофорами, однако пешеходные светофоры не оснащены звуковыми сигналами для информации слепых и слабовидящих пешеходов о возможности пересечения проезжей части, о чем свидетельствует акт обследования светофорных объектов на территории городского поседения Рузаевка от 05 марта 2015 года (л.д. 9-10).
Согласно справке, выданной ГБУЗ РМ «Рузаевская ЦРБ» 13 марта 2015 года, в поликлинике наблюдается 193 инвалида (по зрению) старше 18 лет, из них 58 человек имеют 1 группу инвалидности. На учёте в детской поликлинике находится 6 детей-инвалидов с патологий органов зрения, из них 2 слабовидящих ребёнка (л.д. 11-12).
Из списка членов Рузаевской МО ВОС инвалидов по зрению, составленного по состоянию на 01 января 2015 года, в Рузаевской местной организации Всероссийского общества слепых состоят на учёте 143 человека (инвалиды 1, 2, 3 группы, тотально слепые, слабовидящие) (л.д. 13-18).
Согласно Уставу МБУ г.п. Рузаевка «Коммунальник» осуществляет деятельность, в том числе по установке и содержанию светофорных объектов (л.д. 28-36). МБУ г.п. Рузаевка «Коммунальник» является собственностью администрации городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что ответчики, не исполняя возложенную на них законом обязанность по оснащению пешеходных светофоров звуковыми сигналами, создают препятствия к реализации инвалидами по зрению права на свободу передвижения, гарантированного статьей 27 Конституции РФ, тем самым, провоцируя ситуации, в которых подвергается угрозе, гарантированное им статьей 20 Конституции РФ право на жизнь и здоровье.
При таких обстоятельствах необходимость оснащения светофорных объектов средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов на вышеуказанных перекрёстках дорог г. Рузаевки обусловлена расположением вблизи этих перекрёстков объектов социальной инфраструктуры, законного права на беспрепятственный доступ к которым инвалиды по зрению не могут быть лишены.
Более того, слепые и слабовидящие граждане вправе свободно передвигаться по любым пешеходным переходам и посещать любые места, а не только те объекты социальной инфраструктуры, которые связаны с их обслуживанием.
На основании изложенного суд считает, что требования прокурора в части возложения на ответчиков обязанности оборудовать светофорные объекты на перекрёстках, расположенных по адресам: ул. Ленина - Привокзальная площадь, ул. Ленина - ул. Чичаева, ул. Маяковского - ул. Петрова, бульвар Горшкова - ул. Петрова г. Рузаевки Республики Мордовия, средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов, обоснованны и подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является принуждение к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии с положениями статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При этом суд не принимает во внимание доводы представителей ответчиков об отсутствии денежных средств для финансирования мероприятий, обязанность производства которых прокурор требует возложить на ответчиков, так как отсутствие денежных средств само по себе не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
С учетом времени, необходимого для осуществления действий по устранению допущенных нарушений, суд полагает необходимым установить для ответчиков разумный и законный срок исполнения обязанности по оборудованию светофорных объектов средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов в течении шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В силу статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в системной взаимосвязи с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, с МБУ г.п. Рузаевка «Коммунальник» в бюджет Рузаевского муниципального района Республики Мордовия подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковые требования Рузаевского межрайонного прокурора Республики Мордовия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать администрацию городского поселения Рузаевка и Муниципальное бюджетное учреждение городского поселения Рузаевка «Коммунальник» Республики Мордовия в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда оборудовать светофорные объекты на перекрёстках, расположенных по адресам: Республика Мордовия, город Рузаевка, улица Ленина - Привокзальная площадь, улица Ленина – улица Чичаева, улица Маяковского – улица Петрова, бульвар Горшкова – улица Петрова, средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов.
Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения городского поселения Рузаевка «Коммунальник» в бюджет Рузаевского муниципального района Республики Мордовия государственную пошлину в размере 6 000 (шести тысяч) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия в месячный срок со дня его принятия с подачей жалобы через Рузаевский районный суд Республики Мордовия.
Судья Рузаевского районного суда
Республики Мордовия Н.А.Аброськин