Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1-16/2021 (2-1-1012/2020;) ~ М-1-902/2020 от 30.09.2020

№2-1-16/2021     №1-109/2014

    РЕШЕНИЕ    

Именем Российской Федерации

02.02.2021г. г. Красноуфимск

Красноуфимский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Бунаковой С.А., при секретаре Некрасовой З.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску акционерного общества «Облкоммунэнерго» к Ватолиной Н. Л. об освобождении территории охранных зон от сооружений,

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «Облкоммунэнерго»( далее АО «Облкоммунэнерго») обратилось в суд с иском к Ватолиной Н.Л. об освобождении территории охранных зон от части жилого дома, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером №1-109/2014 по адресу: <адрес>, з/у №1-109/2014.

Представитель истца Идамжапова Т.С. в судебное заседание не явилась, в возражениях на отзыв просила обязать Ватолину Н.Л. освободить территорию охранной зоны путем сноса части жилого дома, расположенного в границах вышеуказанного земельного участка, возложить на ответчика расходы по оплате государственной пошлины и рассмотреть дело в свое отсутствие.

Ответчик Ватолина Н.Л. в судебное заседание также не явилась, ее представитель по доверенности Кузнецов С.П. исковые требования не признал, указал, что Ватолина Н.Л. приобрела дом и земельный участок у Шитовых. Прежними собственниками Шитовой В.В. и Шитовым С.Ю. были получены все разрешительные документы на строительство дома. Строительство части жилого дома в охраной зоне ВЛ согласовано с сетевой организацией, оснований для удовлетворения требований не имеется.

Третьи лица Краюхина Е.С., Ватолина М.И., Шитова В.В., Шитов С. Ю., представители Администрации ГО Красноуфимск, Органа местного самоуправления, уполномоченного в сфере управления муниципальным имуществом, Управление муниципальным имуществом городского округа Красноуфимск в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Краюхина Е.С., Ватолина М.И. в заявлениях просили рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель Администрация ГО Красноуфимск по доверенности Леденева А.В. в судебное заседание также не явилась, в отзыве на исковое заявление указала, что к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах поселения электроснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Воздушные линии электропередач ВЛ -10 кВ «Город-1», обслуживанием которых занимается АО « Облкоммунэнерго», проходит рядом с границами земельного участка ответчика с кадастровым номером №1-109/2014 по адресу: <адрес>. Застройка данного земельного участка осуществлялась Шитовой В.В.( предыдущим собственником земельного участка) в соответствии с разрешительными документами, выданными специалистами отдела по делам архитектуры и градостроительства Администрации ГО Красноуфимск, а именно, разрешения на строительство, утвержденного постановлением Главы МО « город Красноуфимск» № 1599 от 30.12.2003г., Акта приемки в эксплуатацию жилого дома, утвержденного постановлением Главы МО «город Красноуфимск» № 1215 от 05.10.2004г. На основании коллективного обращения граждан, проживающих в данном микрорайоне, по вопросу переноса спорных высоковольтных линий электропередач с целью соблюдения норм размещения объектов электросетевого хозяйства, установленных действующим законодательством, Администрация ГО Красноуфимск согласовала вариант переустройства существующих линий и разработала новый вариант плана- схемы расположения линии ВЛ-10КВ.

Выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В силу ст. 305 Гражданского кодекса Российской Федерации права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" объектами электросетевого хозяйства являются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Согласно положениям ст. 89 Земельного кодекса Российской Федерации землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки, в том числе для размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов; размещения объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.

Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" сетевыми организациями являются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что здания и сооружения электрических сетей, в том числе BЛ-10 кВ ф. «Город-1» являются муниципальной собственностью.
Договором № 118 аренды объекта муниципального нежилого фонда ГО Красноуфимск от 16.04.2008г. подтверждается, что Орган местного самоуправления, уполномоченный в сфере управления муниципальным имуществом Управление муниципальным имуществом ГО Красноуфимск и ГУП СО «Облкоммунэнерго» заключили договор аренды, согласно которому арендатор берет в срочное возмездное пользование объекты электрических сетей согласно перечня электросетевого имущества, являющегося неотъемлемой частью данного договора, именуемые далее «Объекты». Одновременно с передачей прав пользования объектами арендатору передает во временное пользование земельные участки, на которых расположены передаваемые объекты.

Согласно акта приема-передачи объектов энергетических сетей ГО Красноуфимск от 01.05.2008 г. арендатор принял объекты энергетических сетей ГО Красноуфимск согласно перечня (приложение № 2), прилагаемое к договору № 118 аренды от 16.04.2008г.

Из Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на19.08.2020г., следует, что АО « Облкоммунэнерго » зарегистрировано в качестве юридического лица 07.12.2015г., основным видом деятельности является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям.

Таким образом, истец АО« Облкоммунэнерго » является сетевой организацией, ответственной за эксплуатацию соответствующих электросетевого хозяйства ГО Красноуфимск, в том числе BЛ-10 кВ ф. «Город-1».

В соответствии с п. 3.4.5. договора аренды № 118 от 16.04.2008 арендатор обязан содержать арендуемые объекты в соответствии с отраслевыми правилами и нормами, действующими в отношении данного вида деятельности Арендатора и целевого назначения объекта, а также принимать меры по ликвидации ситуаций, ставящих под угрозу сохранность объекта.

В результате обследования земельных участков 17.02.2020г., проведенного сотрудниками АО « Облкоммунэнерго », установлено, что жилой дом по адресу: <адрес> попадает в границу охранной зоны ВЛ-10кВ ф. «Город 1» на 6,8 кв.м. Факт частичного нахождения жилого дома в охранной зоне ВЛ-10кВ ф. «Город-1» стороной ответчика не оспаривается.

Использование территорий, находящихся в зоне линий электропередач, регулируется Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 160 от 24.02.2009 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон "(далее- Правила №160).

Охранная зона устанавливается вдоль воздушных линий электропередачи в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии, предусмотренном Положением к Правилам № 160.

В соответствии с п. 6 Правил № 160 границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании (далее - сетевая организация).

Охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.

Вместе с тем, в соответствии пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, в том числе сервитут, возникшие до момента вступления в силу данного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.

Судом установлено, что ответчик Ватолина Н.Л. является собственником земельного участка с кадастровым номером №1-109/2014 по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи от 18.03.2019г. Также на основании этого же договора Ватолина Н.Л. является собственником жилого дома с кадастровым номером №1-109/2014. Жилой дом и земельный участок приобретен у Шитовой В.В., Шитова С.Ю.

Шитовой В.В. был предоставлен земельный участок под размещение личного подсобного хозяйства( усадьбы) по адресу: <адрес>, что подтверждено актом о выборе земельного участка под размещение личного подсобного хозяйства от 30.04.2003г. Согласно вышеуказанного акта: комиссия во главе с заместителем Главы МО « город Красноуфимск», в которую входил также представитель энергоснабжающей службы произвела обследование в натуре намеченного участка. В ходе обследования, было установлено, что на участке проходит ВЛ, в связи с чем на земельный участок площадью 148 кв.м. введены сервитуты: запрещение посадки деревьев и кустарников, обеспечение доступа на ремонт и обслуживание ВЛ.

Постановлением Главы МО « город Красноуфимск» от 05.06.2003г. № 607 Акт выбора земельного участка под размещение личного подсобного хозяйства Шитовой В.В. по <адрес> утвержден.

Земельный участок по вышеуказанному адресу, площадью 1368 кв.м. Постановлением Главы МО «город Красноуфимск» от 17.06.2003г. № 664 был предоставлен Шитовой В.В. в аренду на 49 лет, в последствие на землю Шитовой В.В. было оформлено право собственности.

На основании Постановления Главы МО « город Красноуфимск» № 1599 от 30.12.2003г. Шитовой В.В. разрешено строительство одноэтажного каменного индивидуального жилого дома общей площадью 239,0 кв.м., жилой 58,1 кв.м. на отведенной ранее территории по <адрес>.

Согласно акта приемки в эксплуатации жилого <адрес> от 01.09.2004г.: построен жилой дом площадью 201,6 кв.м., жилая площадь 54,6 кв.м., количество этажей -1. Постановлением Главы МО «город Красноуфимск» от05.10.2004г. № 1215 вышеуказанный акт приемки в эксплуатацию одноэтажного жилого <адрес> утвержден.

Таким образом, несоответствие возведенного объекта выданному разрешению на строительство в сторону увеличения не выявлено.

Согласно пункту 10 Правил № 160 в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.

В силу пункта 11 Правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 26 марта 1984 г. N 255 (далее по тексту - правила 1984 г.), действовавших в период строительства дома, в охранных зонах электрических сетей без письменного согласия предприятий (организаций), в ведении которых находятся эти сети, запрещалось производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений.

Данные Правила не распространяются на объекты, размещенные в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства до 17.03.2009 (дата вступления в силу Постановления Правительства РФ от 24.02.2009).

Однако, согласно Правилам охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 26.03.1984 N 255, действовавшим на момент возведения объекта, охранные зоны электрических сетей устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи в виде земельного участка и воздушного пространства, ограниченных вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии: для линий напряжением 110 кВ - 20 м (п. 4 названных Правил). В охранных зонах электрических сетей без письменного согласия предприятий (организаций), в ведении которых находятся эти сети, запрещается, в том числе производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений. Отказ предприятий (организаций), в ведении которых находятся электрические сети, в выдаче письменного согласия на проведение в охранных зонах электрических сетей работ, предусмотренных в настоящем пункте, может быть обжалован в установленном порядке (п. 11 Правил).

Работникам предприятий (организаций), в ведении которых находятся электрические сети, предоставляется право беспрепятственного доступа в установленном порядке к объектам сетей, расположенным на территории других предприятий, организаций и учреждений, для их ремонта и технического обслуживания (п. 22 Правил).

Предприятия, организации, учреждения и граждане в охранных зонах электрических сетей и вблизи них обязаны выполнять требования работников предприятий (организаций), в ведении которых находятся электрические сети, направленные на обеспечение сохранности электрических сетей и предотвращение несчастных случаев. Предприятия (организации), в ведении которых находятся электрические сети, имеют право приостановить работы, выполняемые другими предприятиями, организациями, учреждениями или гражданами в охранных зонах этих сетей с нарушением требований настоящих Правил (п. 31 Правил).

Анализ совокупности приведенных норм позволяет сделать вывод, что установленные Правилами запреты касаются создания препятствий к доступу к объектам электроснабжения. При этом, из них не усматривается безусловного запрета на строительство зданий в пределах охранных зон установленных для объектов электросетевого хозяйства, которое, вместе с тем, должно вестись при наличии письменного решения о согласовании сетевых организаций, не препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства и создавать угрозу их безопасной работе.

Таким образом, суд полагает, что вышеуказанными Правилами не установлен запрет для размещения объектов недвижимости вблизи BЛ-10 кВ ф. «Город-1».

Учитывая, что строительство жилого дома было произведено на основании разрешающих документов, несоответствия возведенного объекта выданному разрешению на строительство не выявлено, Ватолина Н.Л. пользуется принадлежащим ей земельным участком и домом на законных основаниях и по целевому назначению, при таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований не имеется.

При этом суд учитывает, что доказательств того, что сохранение дома и его дальнейшая эксплуатация создают угрозу жизни и здоровью граждан и соответственно нарушают права и законные интересы третьих лиц, либо создает препятствия в обслуживании и эксплуатации воздушной линии электропередачи, АО « Облкоммунэнерго» не представлено,

Кроме того, суд полагает, что снос жилого дома, который используется ответчиком для своего постоянного проживания и проживания членов семьи является крайней мерой, применяемой, по смыслу закона, только в случае, если будет установлено, что сохранение такой постройки нарушает права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц, создает угрозу жизни и здоровью граждан, и эти нарушения являются неустранимыми и существенными.

Таких доказательств суду не представлено.

Кроме того, суду не представлено каких-либо доказательств тому, что Ватолина Н.Л. своими действиями когда-либо препятствовала эксплуатации, обслуживанию и ремонту высоковольтной линии электропередач.

Ватолина Н.Л. не привлекалась к административной ответственности за нарушение правил охраны электрических сетей, ей не выносились предупреждения о недопустимости создания препятствий в обслуживании воздушной линии электропередач.

Довод стороны истца об отсутствии доступа к опоре ВЛ, находящейся за забором Ватолиной Н.Л., указанный в возражениях на отзыв по делу, не принимается во внимание, поскольку с требованием о сносе забора истец обратился в суд с отдельным исковым заявлением.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований АО "Облкоммунэнерго».

В соответствии с ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Из материалов дела следует, что истцом при подаче иска в суд была уплачена государственная пошлина в размере 6000 рублей, что подтверждается платежным поручением № 5556 от 15.05.2020г. Указанная сумма не подлежит взысканию с ответчика Ватолиной Н.Л., поскольку решение суда состоялось в ее пользу.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:
Исковые требования Акционерного общества « Облкоммунэнерго » к Ватолиной Н. Л. о возложении обязанности освободить территорию охранной зоны воздушных линий электропередач путем сноса части жилого дома, взыскании судебных расходов оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Красноуфимский районный суд Свердловской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме- 09.02.2021г.

Судья- С.А.Бунакова.

2-1-16/2021 (2-1-1012/2020;) ~ М-1-902/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
АО "Облкоммунэнерго"
Ответчики
Ватолина Наталья Леонидовна
Другие
Шитова Валентина Вячеславовна
Ватолина Мария Ивановна
Орган местного самоуправления уполномоченный в сфере управления муниципальным имуществом ГО Красноуфимск
Администрация ГО Красноуфимск
Краюхина Елизавета Сергеевна
Кузнецов Сергей Петрович
Шитов Сергей Юрьевич
Суд
Красноуфимский районный суд Свердловской области
Судья
Бунакова Светлана Александровна
Дело на сайте суда
krasnoufimsky--svd.sudrf.ru
30.09.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.09.2020Передача материалов судье
05.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.10.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
28.10.2020Предварительное судебное заседание
24.12.2020Судебное заседание
24.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.02.2021Судебное заседание
09.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.06.2021Дело оформлено
12.07.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
02.08.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
30.08.2021Судебное заседание
28.10.2021Судебное заседание
30.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее