Дело № 2а-1417/2017
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.Саранск 06 декабря 2017 года
Пролетарский районный суд г.Саранска Республики Мордовия
в составе: судьи Образцовой С.А.,
при секретаре Пахомовой А.Г.,
с участием: административного истца – Макеева А.В.,
представителя административного ответчика – Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Мордовия» - Сыркина Н.И., действующего на основании доверенности от 18.05.2017 года, срок действия доверенности – один год,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Макеева А.В. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Мордовия» о признании незаконным решения Призывной комиссии городского округа Саранск и признании права на отсрочку от призыва на военную службу на период обучения,
у с т а н о в и л :
Макеев А.В. обратился в суд с административным иском к ФКУ «Военный комиссариат Республики Мордовия» о признании незаконным решения Призывной комиссии городского округа Саранск и признании прав на отсрочку от призыва на военную службу на период обучения, при этом указывает следующее.
В 2012 году он был зачислен на 1 курс МГУ имени Н.П.Огарёва по программе бакалавриата. В 2016 году он получил высшее образование по программе бакалавриата и в этом же году поступил на 1 курс очной формы обучения по программе магистратуры.
12 октября 2017 года он прошёл медицинское освидетельствование в призывной комиссии. Решением призывной комиссии городского округа Саранск признан годным к прохождению военной службы, ему была присвоена категория годности «Б-3» и вручена повестка для явки в военный комиссариат на 08 ноября 2017 года за повесткой на отправку.
С решением призывной комиссии он не согласен, так как имеет право на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с подпунктом «б» пункта 2 статьи 24 Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», как обучающийся по программе магистратуры в ФГБОУ ВО «МГУ им.Н.П.Огарёва» по очной форме обучения.
При прохождении призывной комиссии он ставил в известность членов призывной комиссии, что является студентом вышеуказанного образовательного учреждения, со сроком окончания обучения в данном образовательном учреждении 30 июня 2018 года, до этого момента за ним сохраняется право на отсрочку.
Предоставление ему отсрочки до окончания обучения в школе не должно учитываться, так как 18 лет ему исполнилось до окончания обучения в школе. Учет отсрочки от призыва на военную службу до окончания образовательного учреждения по программе среднего (полного) общего образования в качестве первой отсрочки, предоставленной по подпункту «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», при реализации гражданином права на обучение по программе бакалавриата и магистратуры противоречит положениям статьи 19 Конституции Российской Федерации, поскольку нарушается равенство детей одной возрастной группы, начавших обучение в общеобразовательном учреждении в конкретном учебном году в соответствии с требованиями к возрасту начала школьного обучения – 7-го и 8-го года жизни.
В зависимости от данного возрастного обстоятельства определяется предоставление одной группе выпускников, которые достигнут возраста 18 лет в период обучения в учебном заведении, отсрочки от службы от призыва до окончания среднего общего образования, а другой подобная отсрочка не предоставляется.
Следовательно, при таком положении нарушается его право на получение образования по программе бакалавриата и магистратуры, которое имеют его одноклассники, не достигшие восемнадцатилетнего возраста до получения среднего общего образования.
О предоставлении ему отсрочки до окончания обучения в школе ему не было известно, соответствующая отметка в удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу, отсутствует, то есть факт её предоставления ничем не подтверждён.
В судебном заседании административный истец Макеев А.В. заявленные требования поддержал в полном объёме по вышеизложенным основаниям.
Представитель административного ответчика – Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Мордовия» Сыркин Н.И. административный иск не признал, пояснив, что оспариваемое решение принято Призывной комиссией городского округа Саранск в соответствии с действующим законом «О воинской обязанности и военной службе».
Данные представители административного ответчика Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Мордовия» представляют также интересы Призывной комиссии городского округа Саранск. Правовой статус призывных комиссий определяется Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в соответствии с которым призывные комиссии наделены полномочиями по призыву граждан на военную службу, и решения призывных комиссий могут быть обжалованы в суд (статьи 26, 28, 29).
Вместе с тем, призывные комиссии, наделенные настоящим Федеральным законом публичными полномочиями по призыву граждан на военную службу, к органам государственной власти или органам местного самоуправления не относятся и юридическими лицами не являются.
Согласно абзацу четвертому пункта 1 статьи 26 настоящего Федерального закона организация призыва граждан на военную службу возложена на военные комиссариаты, которые в соответствии с пунктами 4 и 6 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07 декабря 2012 г. № 1609, являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и являются юридическими лицами.
В соответствии с пунктом 2 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 663 призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат посредством структурных подразделений, в том числе отделов по муниципальным образованиям военного комиссариата, при содействии местной администрации.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 настоящего Федерального закона компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 г. № 704, компенсация указанных расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
Таким образом, призыв граждан на военную службу организуют военные комиссариаты, являющиеся территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и являющиеся юридическими лицами, за счет средств федерального бюджета. При этом согласно пункту 20 и подпункту 24 пункта 21 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07 декабря 2012 г. № 1609, военный комиссариат возглавляет военный комиссар, который организует работу по судебной защите прав и законных интересов Министерства обороны Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Исходя из этого, интересы призывных комиссий в суде представляют военные комиссариаты, которые с учетом особенностей правового статуса призывных комиссий являются административными ответчиками в делах об оспаривании решений, действий (бездействия) призывных комиссий.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд считает, что административный иск Макеева А.В. не подлежит удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям.
Статья 59 Конституции Российской Федерации устанавливает, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с пунктом1 статьи22 Федерального закона от 28 марта 1998г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет.
Из личного дела призывника Макеева А.В., .._.._.. года рождения, ведущегося Военным комиссариатом Республики Мордовия по городскому округу Саранск, следует, что 04 февраля 2011 года Макеев А.В. поставлен на воинский учет как гражданин, подлежащий призыву на военную службу.
Решениями Призывной комиссии по городскому округу Саранска Макееву А.В. предоставлялись отсрочки от призыва на военную службу:
1) от 29 мая 2012 года - по подпункту «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до окончания образовательного учреждения по программе среднего (полного) общего образования (МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 32») на срок до 30 июня 2012 года;
2) от 13 июля 2012 года - по подпункту «г» пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» на срок до 01 октября 2012 года;
3) от 07 ноября 2012 года - по подпункту «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» на время его обучения по имеющему государственную аккредитацию ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева» по программе бакалавриата на период освоения образовательной программы «фундаментальная информатика и информационные технологии» сроком на 4 года (с 2012 года по 2016 год).
Решением Призывной комиссии городского округа Саранск от 12 октября 2017 года в отношении Макеева А.В. в соответствии с выставленной ему категорией годности к военной службе «Б, пп-3» было принято решение о призыве его на военную службу (протокол №9 от 12 октября 2017 года).
Макеевым А.В. оспаривается решение Призывной комиссии городского округа Саранск от 12 октября 2017 года.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Подпункт 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли сроки обращения в суд.
Из материалов дела усматривается, что административный истец обратился с настоящим административным иском в Пролетарский районный суд г. Саранска Республики Мордовия 16 ноября 2017 года.
Следовательно, срок обращения в суд с административным иском об оспаривании решения Призывной комиссией городского округа Саранск от 12 октября 2017 года Макеевым А.В. не пропущен.
При рассмотрении по существу административного иска об оспаривании решения Призывной комиссии городского округа Саранск, суд, исходя из того, что в соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не связан с основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, выяснил в полном объеме:
полномочия органа на принятие оспариваемого решения;
порядок принятия оспариваемого решения;
основания для принятия оспариваемого решения;
соответствие содержания оспариваемого решения нормативным актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона от 28 марта 1998года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998года «53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:
о призыве на военную службу;
о направлении на альтернативную гражданскую службу;
о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
об освобождении от призыва на военную службу;
о зачислении в запас;
об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В силу части 2 статьи 29 Федерального закона от 28 марта 1998года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призывная комиссия субъекта Российской Федерации:
организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями о их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования;
осуществляет методическое руководство деятельностью призывных комиссий;
проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу;
контролирует обоснованность направления граждан для прохождения военной службы в видах и родах войск Вооруженных Сил Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах;
рассматривает жалобы граждан, призываемых на военную службу, на решения (заключения) призывных комиссий.
Часть третья этой же нормы закона устанавливает, что призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий, в том числе с одновременным принятием иного решения из числа предусмотренных пунктом1 статьи28 настоящего Федерального закона, а также отменять их заключения. При этом при принятии решения о призыве граждан на военную службу призывная комиссия субъекта Российской Федерации определяет вид и род Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых указанные граждане будут проходить военную службу.
Как видно из содержания названных норм Закона, призывная комиссия субъекта Российской Федерации вправе отменять любые решения нижестоящих призывных комиссий, связанные с призывом на военную службу граждан, не пребывающих в запасе.
Вопрос о призыве Макеева А.В. на военную службу рассмотрен Призывной комиссией по городскому округу Саранск, созданной на основании Указа Главы Республики Мордовия от 23 марта 2017 г. № 60-УГ «О создании призывных комиссий в Республике Мордовия».
В силу пункта 14 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006г. №663 решение о предназначении призывника в вид, род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы для прохождения военной службы по военно-учетным специальностям на воинских должностях принимается призывной комиссией большинством голосов на основе результатов медицинского освидетельствования, данных профессионального психологического отбора, образовательной и специальной (профессиональной) подготовки, а также предложения начальника отдела (муниципального) о предварительном предназначении призывника. При этом учитывается также потребность в накоплении военных специалистов в запасе для комплектования войск по мобилизационному плану.
Вопрос о призыве Макеева А.В. на военную службу рассмотрен на заседании Призывной комиссии по городскому округу Саранск в его присутствии на основании его пояснений, анализа документов, представленных им, заключений медицинского освидетельствования, которые им не оспариваются.
Из личного дела призывника Макеева А.В. усматривается, что его медицинское освидетельствование произведено в соответствии с требованиями Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 г. № 565.
Его медицинское обследование проведено врачами-специалистами, перечень которых установлен Положением о военно-врачебной экспертизе.
В соответствии с пунктом 18 Положения о военно-врачебной экспертизе по результатам освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе по следующим категориям:
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д - не годен к военной службе.
В расписании болезней - приложении к Положению о военно-врачебной экспертизе применяются следующие сокращения:
ИНД - категория годности к военной службе определяется индивидуально;
А-2, Б-2 (3, 4) - показатель предназначения для прохождения военной службы.
Макееву А.В. по результатам медицинского освидетельствования вынесено заключение о годности к военной службе по категории «Б пп-3».
Проанализировав представленные документы, заключение медицинского освидетельствования призывная комиссия пришла к правильному выводу о том, что Макеев А.В. подлежит призыву на военную службу по данной категории, поскольку не имелись основания для принятия иных решений, предусмотренных частью 1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности).
Что касается доводов Макеева А.В. от том, что он имеет право на предоставление ему отсрочки от призыва на военную службу по основанию, предусмотренному подпунктом «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», то они не нашли подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Согласно подпункту «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане обучающиеся по очной форме обучения в:
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;
образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;
федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, перечень которых установлен в соответствии с частью8 статьи71 Федерального закона от 29 декабря 2012года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», - на период обучения на подготовительных отделениях этих образовательных организаций за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, но не свыше одногогода, и в случае принятия указанных обучающихся на обучение на подготовительные отделения этих образовательных организаций в год получения среднего общего образования;
образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию:
программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата;
программам специалитета, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам специалитета;
программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры.
Предусмотренная настоящим подпунктомотсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением одного из случаев, если:
первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем вторым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем пятым настоящего подпункта;
первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацами вторым и (или) пятым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем седьмым или восьмым настоящего подпункта;
первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем девятым настоящего подпункта.
Судом установлено, что Макееву А.В. предоставлялись отсрочки от призыва на военную службу, даты предоставления и основания их предоставления указаны выше.
Следовательно, административный истец использовал право на две отсрочки от призыва на военную службу, предусмотренное подпунктом «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Право на третью отсрочку от призыва на военную службу по основанию подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998г. N53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» законом не предусмотрено.
Доводы Макеева А.В. о том, что не должна приниматься во внимание первая отсрочка от призыва на военную службу от 29 мая 2012 года, судом отклоняются, как основанные на неправильном толковании закона.
Согласно положениям подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», отсрочка от призыва на военную службу по абзацу второму этой же нормы закона учитывается как первая отсрочка, влекущая за собой право на получение в качестве исключения второй отсрочки, предусмотренной подпунктом «а» пункта 2 статьи 24.
Поскольку правомерность решения о предоставлении Макееву А.В. отсрочки от призыва на военную службу от 29 мая 2012 года, принятого Призывной комиссией по городскому округу Саранск, не является предметом настоящего административного спора, и он использовал данную отсрочку, то суд исходит из того, что данная отсрочка от призыва на военную службу предоставлялась ему в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Следовательно, учет Призывной комиссией по городскому округу Саранск данной отсрочки от призыва на военную службу от 29 мая 2012 года, предоставленной административному истцу по абзацу второму подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в качестве первой, соответствует требованиям закона.
В связи с этим 12 октября 2017 года Призывная комиссия по городскому округу Саранск обосновано пришла к выводу об отсутствии основания для предоставления Макееву А.В. отсрочки от призыва на военную службу, предусмотренной подпунктом «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Таким образом, суд применительно к частям 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что обжалуемое решение принято в рамках предоставленных ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Напротив, административный истец не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов в результате принятия Призывной комиссией городского округа Саранск решения, по поводу которого возник спор.
Следовательно, не имеется оснований для принятия решения об удовлетворении административного иска о признании незаконным и отмене решения Призывной комиссии городского округа Саранск о призыве Макеева А.В. на военную службу от 12 октября 2017 года.
Руководствуясь статьями 175-180, 218-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Административный иск Макеева А.В. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Мордовия» о признании незаконным решения Призывной комиссии городского округа Саранск и признании права на отсрочку от призыва на военную службу на период обучения оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, с подачей жалобы через Пролетарский районный суд города Саранска.
Судья:
Решение в окончательной форме принято 08 декабря 2017 года