Дело № 2-234/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сысольский районный суд Республики Коми в составе:
Председательствующего судьи Константиновой Н.В.,
при секретаре Конановой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Визинга Сысольского района 26 июня 2017 года дело по иску Ефановой В.В. к Управлению образования Администрации муниципального района «Сысольский» о восстановлении в очереди в детский сад,
УСТАНОВИЛ:
Ефанова В.В. обратилась в суд с иском к Управлению образования АМР «Сысольский» о восстановлении её в очереди на получение места в детском саду. В обоснование иска истец указала, что она является матерью Е.С., (дата) года рождения. После рождения дочери истец обратилась в Управление образования АМР «Сысольский» с заявлением о постановке на учет для устройства ребенка в детский сад. В феврале 2017 года истцу стало известно, что она числится в указанной очередности под номером девять и её дочь будет определена в МДОУ «Детский сад №9». Однако в апреле 2017 года истец узнала, что она исключена из очереди на предоставление места в детском саду по причине её отказа. Между тем, истец ни в устном, ни в письменном виде от устройства своего ребенка в детский сад в с. Визинга не отказывалась, в связи с чем, полагает, что действия Отдела образования АМР «Сысольский» по исключению её из очередности детей, направляемых для зачисления в детский сад в с. Визинга являются неправомерными и она подлежит восстановлению в указанной очереди, а её несовершеннолетней дочери должно быть предоставлено место в МДОУ «Детский сад №9».
Представители ответчика Носкова И.Н. и Тафуни Е.Н., действующие на основании доверенностей, исковые требования признали частично. Суду пояснили, что 12.10.2016 Ефанова В.В. была снята с учета по зачислению в детское дошкольное учреждение в с. Визинга в связи с тем, что 04.10.2016 она была поставлена на аналогичный учет в с. Выльгорт, о чем поступило сообщение от специалиста Управления образования АМО АМР «Сыктывдинский». В настоящее время возможно включение Ефановой В.В. в очередь на зачисление её дочери в детский сад и с сентября 2017 года ей может быть предоставлено место в МДОУ «Детский сад №5» или в МДОУ «Детский сад с. Горьковская».
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
Ефанова В.В. является матерью Е.С., (дата) года рождения.
Ефанова В.В. и её несовершеннолетняя дочь Е.С. зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д. 5-6, 8).
16.10.2015 Ефанова В.В. обратилась в Управление образования АМР «Сысольский» с заявлением о постановке на учет для зачисления в дошкольную образовательную организацию её дочь Е.С., (дата) года рождения, где желаемая дата зачисления ребенка в детский сад указана с февраля 2017 года, а в качестве предпочитаемых детских садов в порядке приоритета выбраны МДОУ «Детский сад №9» с. Визинга и МДОУ «Детский сад №8» с. Визинга (л.д.66).
Указанное заявление Ефановой В.В. было зарегистрировано в Журнале регистрации заявлений по приему и постановке на учет для зачисления детей в дошкольные образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования под номером 155 (л.д.62-64).
Как следует из названного Журнала напротив фамилии Ефановой В.В. стоит запись «отказ», а фамилия Ефановой В.В. вычеркнута из списка лиц, состоящих на учете для зачисления детей в детский сад.
На основании решения районной комиссии по предоставлению мест в МДОУ района от 28.03.2017 Управлением образования АМР «Сысольский» издан приказ от 31.03.2017 № «О предоставлении мест на зачисление в муниципальные дошкольные образовательные учреждения Сысольского района», из которого следует, что Е.С., (дата) года рождения, место в детских садах с. Визинга, в том числе в МДОУ «Детский сад №9» и в МДОУ «Детский сад №8» не предоставлено (л.д.59-61, 71-73).
Помимо этого, 26.09.2016 Ефанова В.В. обратилась в Управление образования МО АМР «Сыктывдинский» с заявлением о включении её дочери Е.С. в очередь в организацию, реализующую основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а именно в детские сады №7, 8, 1 с. Выльгорт с желаемой датой зачисления в детский сад с 17.01.2017.
По сведениям Управления образования АМО АМР «Сыктывдинский» указанное заявление Ефановой В.В. было зарегистрировано в информационной системе «Электронное образование» 04.10.2016. В рамках комплектования образовательных организаций детьми дошкольного возраста на 2017 – 2018 года с учетом очередности и наличия прав на первоочередное и внеочередное предоставление места в детском саду, Е.С. не была направлена в детские сады с. Выльгорт по причине отсутствия в них свободных вакантных мест.
19.05.2017 Ефанова В.В. обратилась в Управление образования АМО АМР «Сыктывдинский» с заявлением о снятии её с учета на предоставление её дочери места в детском саду в с. Выльгорт, в связи с чем, была снята с указанного учета в государственной системе «Электронное образование».
Таким образом, на момент рассмотрения спора в суде Ефанова В.В. на учете на зачисление ребенка в дошкольное общеобразовательное учреждение ни в Управлении образования АМР «Сысольский», ни в Управлении образования АМО АМР «Сыктывдинский» не числится.
Статьей 3 Конвенции о правах ребенка (введена в действие с 15.09.1990) предусмотрено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные или административные меры.
Конституцией Российской Федерации, в частности ст. 43, провозглашено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", а также в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
В силу ч. 3, 4 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования. Реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.
Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (п. 1 ч. 1 ст. 9 ФЗ «Об образовании»).
Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 этого же Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 мая 2006 г. N 5-П, государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14 декабря 1960 года) и статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах доступность образования определяют как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только экономическую доступность (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую доступность, под которой названные акты понимают безопасную физическую досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.
Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
Из положений ч. 8 ст. 55 ФЗ «Об образовании» следует, что общий порядок приема на обучение по образовательным программам каждого уровня образования устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
В силу ч. 5 ст. 63 ФЗ «Об образовании» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях относится к вопросам местного значения муниципального района.
Приказом Минобрнауки России от 08.04.2014 N 293 утвержден Порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования", из положений которого следует, что прием в муниципальное образовательное учреждение осуществляется на основании направления, выданного в рамках реализации государственной и муниципальной услуги, предоставляемой органами местного самоуправления по приему заявлений, постановке на учет и зачислению детей в образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования.
Постановлением администрации муниципального района "Сысольский" от 26.09.2013 N 9/814 утвержден Порядок комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, пунктами 2 и 3 которого предусмотрено, что учет детей, нуждающихся в предоставлении места в ДОУ осуществляется в порядке, установленном органами местного самоуправления муниципального района. Учет осуществляет(ют) уполномоченный(ые) органами местного самоуправления орган(ны) или организация(ии) (далее - уполномоченный орган или организация). Учет производится на бумажном носителе с указанием фамилии и имени ребенка, его возраста (числа полных лет), даты постановки на учет и желаемой даты предоставления места в ДОУ. Форма учетного документа утверждается соответствующими органами местного самоуправления муниципального района. Учет включает:
- составление поименного списка (реестра) детей, нуждающихся в предоставлении места в ДОУ, в соответствии с датой постановки на учет и наличием права на предоставление места в ДОУ в первоочередном порядке (если таковое имеется). В зависимости от даты, с которой планируется посещение ребенком ДОУ, реестр дифференцируется на списки погодового учета детей, нуждающихся в предоставлении места в ДОУ в текущем учебном году (с 1 сентября текущего календарного года) (актуальный спрос) и в последующие годы (отложенный спрос);
- систематическое обновление реестра с учетом предоставления детям мест в ДОУ;
- формирование списка "очередников" из числа детей, нуждающихся в предоставлении места в ДОУ в текущем учебном году, но таким местом не обеспеченных на дату начала учебного года (1 сентября текущего учебного года).
Постановлением Администрации АМР «Сысольский» от 22.07.2016 № утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и направление для зачисления детей в образовательные организации, реализующие основную программу дошкольного образования».
В соответствии с п. 2.4. названного Регламента при постановке детей на учет для зачисления в детскую образовательную организацию (далее - ДОО) и направлении детей для зачисления в ДОО результатом предоставления муниципальной услуги является: - решение о постановке детей на учет для зачисления в ДОО (выдача уведомления о регистрации детей в электронном реестре в автоматизированной системе учета, далее - электронный реестр); - выдача направления для зачисления детей в ДОО; - решение об отказе в постановке на учет для зачисления в ДОО.
По смыслу п.п. 2.7.1 и 2.7.3 Регламента основанием для регистрации детей при постановке на учет и направления детей для зачисления в ДОО, равно как и для внесения изменений в заявление о предоставлении муниципальной услуги является заявление родителей по установленной форме, порядок подачи которого урегулирован п. 3.2 Регламента. Критерием принятия решения является наличие заявления и прилагаемых к нему документов (п. 3.2.1, 3.4.1). Результат выполнения административной процедуры фиксируется в журнале регистрации заявлений (п. 3.2.3, 3.4.3). Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги приведен в п. 2.12 Регламента. Заявитель во всех случаях подлежит информированию о принятом решении (п. 3.5.).
Из установленных по делу обстоятельств следует, что Ефанова В.В. была поставлена на учет детей, нуждающихся в предоставлении места в ДОУ в Управлении образования АМР «Сысольский» с 16.10.2015. Представителями ответчика подтверждается, что Ефанова В.В. была снята с указанного учета на основании телефонного обращения специалиста Управления образования АМО АМР «Сыктывдинский» в связи с обращением Ефановой В.В. о включении её дочери в очередь на предоставление места в детском саду в с. Выльгорт. Между тем, какого-либо решения о снятии Ефановой В.В. с учета на предоставление её ребенку места в детском саду в с. Визинга Управлением образования АМР «Сысольский» не принималось.
По смыслу вышеприведенных норм права, волеизъявление на прием ребенка в дошкольное учреждение, в том числе право выбора данных учреждений, может быть выражено только родителем или иным законным представителем ребенка. Между тем, Ефановой В.В. заявление о снятии её дочери с очереди на предоставление места в дошкольном учреждении в с. Визинга не подавалось. Таких оснований для снятия с учета на предоставление ребенку места в детском саду, как обращение заявителя с заявлением о предоставлении места в детском саду на территории другого муниципального образования ни федеральным законодательством, ни нормативными правовыми актами Администрации АМР «Сысольский» не установлено. Более того, представленными истцом документами подтверждается, что она совместно с дочерью проживает в с. Визинга Сысольского района, и, следовательно, имеет право на обеспечение её ребенку доступа к дошкольному образованию в детских образовательных учреждениях на территории с. Визинга.
При таких обстоятельствах, суд считает, что исключение Ефановой В.В. из очереди на зачисление её несовершеннолетней дочери в дошкольные образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования в АМР «Сысольский» является незаконным, в связи с чем, она подлежит восстановлению в указанной очередности с даты постановки на учет, а именно, с 16.10.2015.
Поскольку Ефановой В.В. в качестве предпочитаемых детских садов в порядке приоритета выбраны МДОУ «Детский сад №9» с. Визинга и МДОУ «Детский сад №8» с. Визинга, суд приходит к выводу, что за Ефановой В.В. сохраняется право на обеспечение её ребенка местом именно в указанных дошкольных учреждениях, начиная с указанной ей даты зачисления в ДОО, а именно с февраля 2017 года.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Ефановой В.В. в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 196-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ефановой В.В. к Управлению образования Администрации муниципального района «Сысольский» удовлетворить.
Обязать Управление образования Администрации муниципального района «Сысольский» восстановить Ефанову В.В. в очередности детей, направляемых для зачисления в дошкольные образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, с датой постановки на учет с 16 октября 2015 года с правом на зачисление несовершеннолетней Е.С., (дата) года рождения, в порядке приоритета в МДОУ «Детский сад №9» с. Визинга и в МДОУ «Детский сад №8» с. Визинга.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сысольский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Константинова Н.В.
Мотивированное решение составлено 30.06.2017.