Судья Кургузкина Н.В.
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 мая 2016 года № 33-2801/2016
г. Вологда
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Балаевой Т.Н.,
судей Вершининой О.Ю., Кяргиевой Н.Н.,
при секретаре Остроумовой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя мэрии города Череповца Сачковой М. Ю. на решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 18 марта 2016 года, которым исковые требования Скрынник С. В. удовлетворены.
Постановление мэрии города Череповца от 15 октября 2015 года №... о снятии Скрынник С. В. с учета нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, признано незаконным.
На мэрию города Череповца возложена обязанность по восстановлению Скрынник С. В. в очереди по списку инвалидов и семей, имеющих инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с даты подачи заявления.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Вершининой О.Ю., объяснения представителя мэрии города Череповца Соколовой А.Л., Скрынник С.В., судебная коллегия
установила:
на основании постановления мэра города Череповца от 13 мая 1991 года №... Скрынник С.В. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения составом семьи 3 человека, одновременно был включен в список инвалидов и семей, имеющих детей – инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года (л.д.25).
Постановлением мэрии города Череповца от 15 октября 2015 года №... Скрынник С.В. снят с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, а именно обеспеченностью жилой площадью на каждого члена семьи более размера, установленного для предоставления жилого помещения (л.д.21).
Оспаривая правомерность приведенного постановления, Скрынник С.В. 20 января 2016 года обратился в суд с иском к мэрии города Череповца о признании вышеуказанного постановления незаконным, возложении на ответчика обязанности по восстановлению его в очереди по списку инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, согласно дате подачи заявления.
Требования мотивировал сохранением условий, в силу которых произведена его постановка на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
В обоснование требований указал на постановку на учет нуждающихся в жилом помещении составом семьи 3 человека, в том числе Скрынник Ю.В. (бывшая супруга) и Скрынник П.С. (дочь). Однако, впоследствии брак со Скрынник Ю.В. был расторгнут 10 июля 2000 года, семейные отношения с указанного времени между ними прекратились ввиду переезда Скрынник Ю.В. и Скрынник П.С. на другое постоянное место жительства и вступления Скрынник Ю.В. в новый брак, в период которого ею была приобретена квартира <адрес>. В силу вышеизложенного он какого-либо отношения к данной недвижимости не имеет. В 2003 году он вступил во второй брак, в котором у него родился сын Скрынник Е.С. В 2011 году брак был расторгнут. В настоящее время несовершеннолетний Скрынник Е.С. является единственным членом его семьи, имеющим регистрацию в квартире <адрес>.
В судебном заседании истец Скрынник С.В. заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика мэрии города Череповца Соколова А.Л. иск не признала, в возражение указала на правомерность снятия истца с учета нуждающихся, поскольку им не были своевременно представлены сведения о семейном положении.
Судом принято приведенное решение.
Ввиду несогласия с решением суда по мотиву неправильного применения норм материального права представителем мэрии города Череповца Сачковой М.Ю. принесена апелляционная жалоба, в которой поставлен вопрос об отмене принятого судебного акта и отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы апеллянт указывает на правомерность действий мэрии города Череповца, выразившихся в принятии постановления от 15 октября 2015 года №..., поскольку с учетом всех жилых помещений, находящихся в собственности членов семьи Скрынник С.В., состоящих на учете, не имеется оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Автор жалобы отмечает, что после прекращения семейных отношений со Скрынник Ю.В. заявлений от истца об исключении из списка очередников в мэрию города не поступало, в связи с чем расчет обеспеченности осуществлен, исходя из количества всех граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, приведенных апелляционной жалобы, полагает, что решение судом принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего гражданского и жилищного законодательства.
Удовлетворение исковых требований, суд мотивировал недопустимостью снятия истца с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма по мотиву утраты им оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Данный вывод суд апелляционной инстанции полагает правильным, основанным на нормах материального права и имеющих значение для дела фактах, которые подтверждены исследованными судом доказательствами.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Основания для снятия с учета граждан, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 01 марта 2005 года, установлены пунктом 2 статьи 6 названного Федерального закона.
В силу указанной нормы, граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По смыслу указанных выше положений закона, Скрынник С.В., принятый на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 01 марта 2005 года, мог быть снят с этого учета либо по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 01 марта 2005 года, давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, которые до 01 марта 2005 года давали право на получение жилого помещения по договору социального найма, были установлены в статье 29 Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 32 названного Кодекса граждане подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
В пункте 21 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений на территории Вологодской области, утвержденных Постановлением Администрации Вологодской области и Президиума областного Совета Федерации профсоюзов от 11 февраля 1992 года №91 (далее – Правила №91) установлены основания, по которым граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе, в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения, то есть 9.5 кв.м (в отдельных случаях согласно пункту 42 - 8 кв.м), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
Исходя из приведенных норм, юридически значимым обстоятельством по делу являлось установление, являлся ли истец нуждающимся в улучшении жилищных условий в течение всего периода с момента постановки его на учет нуждающихся.
Разрешая спор, суд установил, что Скрынник С.В. является собственником квартиры <адрес> (л.д.15), жилая площадь помещения составляет ... кв.м. Совместно с ним в жилом помещении зарегистрирован сын от второго брака со Скрынник Н.Е. (л.д.12) - Скрынник Е.С. (л.д.10,14).
На момент принятия оспариваемого постановления Скрынник Ю.В. и Скрынник П.С. в указанной квартире регистрации не имели (л.д.10), в жилом помещении не проживали ввиду прекращения брака Скрынник Ю.В. и Скрынник С.В. 10 июля 2000 года (л.д.13), переезда на другое место жительства.
Действительно, Скрынник Ю.В. имеет в совместной собственности квартиру <адрес> (л.д.24), однако данное жилое помещение приобретено ею после расторжения брака с истцом 24 января 2012 года. В квартире кроме нее в настоящее время имеют регистрацию: Д.И.С., С.П.С., Д.Т.И.
Учитывая, что Скрынник С.В. и Скрынник Ю.В. членами одной семьи не являются, Скрынник С.В. каких-либо прав на квартиру <адрес> не приобретал, в связи с чем данное жилое помещение не может учитываться при определении уровня обеспеченности истца площадью жилого помещения.
При таких обстоятельствах, поскольку изменений в жилищных условиях Скрынник С.В. с момента его постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в результате которых им были бы утрачены основания для такой постановки, не произошло, его обеспеченность жилой площадью, как и ранее, не соответствует установленным нормам, суд первой инстанции правомерно признал необоснованным постановление мэрии города Череповца от 15 октября 2015 года №... и возложил на ответчика обязанность по восстановлению Скрынник С.В. в очереди по списку инвалидов и семей, имеющих инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с даты подачи заявления.
Доводы апеллянта об отсутствии заявлений от Скрынник С.В. о прекращении семейных отношений со Скрынник Ю.В. и Скрынник П.С. на законность принятого судебного акта не влияют, поскольку указанное действие не повлияло на обеспеченность семьи истца жильем.
Таким образом, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что при рассмотрении гражданского дела судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, которым соответствуют постановленные судом выводы, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, ввиду чего основания для отмены или изменения постановленного решения по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 18 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя мэрии города Череповца Сачковой М. Ю. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: