Дело № 2-314/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Прилузский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Мороковой О.В.
при секретаре Кныш Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево
11 сентября 2017 года гражданское дело по иску Браур А.Н. к администрации муниципального образования муниципального района «Прилузский» о признании относящимся к категории лиц из числа детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда
установил:
Браур А.Н. обратился в суд с иском к жилищному сектору администрации Прилузского района о признании сиротой. В обоснование иска указано, что воспитывался и учился в ГУ Кочпонском детском доме. Имеются братья и сестры. По сведениям Сектора опеки попечительства на 2017 год на основании судебных постановлений признаны сиротами из семьи истца 3 человека. Учитывая изложенное, обратился в суд с настоящим иском.
Определением суда от 22.08.2017 года произведена замена ответчика с жилищного сектора АМР «Прилузский» на администрацию МО МР «Прилузский».
Истец в ходе рассмотрения дела требования уточнил в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил признать относящимся к категории лиц из числа детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда; на удовлетворении иска с учетом уточнений настаивает.
Представитель ответчика АМО МР «Прилузский» в суде не присуствует, просили дело рассмотреть без их участия; до начала судебного заседания предоставили суду отзыв, согласно которого с уточненными требованиями Браур А.Н. не согласны.
Суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, обозрев материалы гражданского дела № 2-44/2015, суд приходит к следующему.
В ходе судебного заседания установлено, что Шучалина Э.Н. родился ДД.ММ.ГГГГ у родителей ФИО1 и ФИО2.
10 февраля 2014 года Шучалин Э.Н. переменил имя на Браур А.Н., о чем ТО ЗАГС Прилузского района составлена запись о перемени имени №.
Приговором Прилузского суда от 07.08.1984г. ФИО2 признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ст. 122 УК РСФСР, ей назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 1 год.
Согласно свидетельства о смерти I-ЕА № от ДД.ММ.ГГГГ., отец истца, ФИО1 умер (актовая запись о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ. произведена ТО загса Прилузского района Управления загса РК).
С 12 декабря 1989 года место нахождения матери истца, ФИО2 неизвестно, в связи с чем решением Сыктывдинского районного суда от 19.04.2001г. ФИО2 была признана безвестно отсутствующей.
Как следует из справки Сектора опеки и попечительства Агентства РК по социальному развитию № от 28.01.2014г. Шучалин Э.Н. с октября 1976 года был выявлен и принят к первичному учету в качестве оставшегося без попечения родителей.
Исходя из сведений ГБУ РК «Кочпонского ПНИ» от 13.07.2017 года Шучалин Э.Н. поступил в интернат на стационарное обслуживание 05.09.1980 года из Сыктывкарского дома ребенка, снят со стационарного обслуживания 11 мая 1993 года в связи с переводом в «Климковский психоневрологический интернат» Кировской области.
Из информационного письма Кировского областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Кирово-Чепецкий дом-интернат для престарелых и инвалидов» № от 08.09.2017 года следует, что Шучалин Э.Н. проживал в отделении психоневрологического типа <адрес> с 05.01.1993 года по 13.01.1994 года. Личного дела в архиве нет.
Согласно информации, предоставленной ГБУСО «Климковский психоневрологический интернат» от 24.08.2017г. №, Шучалин Э.Н. находился на социальном стационарном обслуживании в интернате в период с 12.05.1993 года по 05.10.1993 года. 05 октября 1993 года переведен в КОГАУСО «Волчье-Троицкий психоневрологический интернат».
Как пояснил суду истец, в 1994 году он обращался в АМР «Прилузский» с заявлением о предоставлении жилого помещения, ввиду его отсутствия, как сирота. Администрацией был дан письменный о том, что у истца есть родственники – бабушка, у которой он может проживать. Затем в 2014 году истец обращался в АМР «Прилузский» по жилищному вопросу, но не как сирота. Как указал истец, до 23 лет он не состоял в Списке АМР «Прилузский» на получение жилья из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; не обращался с данным заявлением, т.к. не было документов. На сегодняшний день у истца нет в собственности жилого помещения, в п. Вухтым снимает квартиру, в которой потолок упал.
В отзыве, предоставленном суду, администрация МР «Прилузский» указала, что сведений об обращении Браур И.Н. в АМР «Прилузский» как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для улучшения жилищных условий, в период до октября 1998 года (до достижения возраста 23 лет) отсутствуют. Шучалин Э.Н. обращался с заявлением в АМР «Прилузский» о постановке на учет для получения жилого помещения 09.08.1999 года как инвалид <данные изъяты> группы. Постановлением Главы администрации МО «Прилузский район» от 30.08.1999 года № истец был поставлен на соответствующий учет. В связи с выездом в другое муниципальное образование Постановлением АМР «Прилузский» от 15.11.2010 года № Шучалина Э.Н. снят с учета по п. 3 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ. 29 января 2014 года Браур А.Н. (Шучалин Э.Н.) обращался в АМР «Прилузский» с заявлением о принятии на учете в качестве нуждающегося в жило помещении, предоставляемом по договору социального найма. Постановлением АМР «Прилузский» от 07.03.2014 года № Браур А.Н. в постановке на учет отказано по тем основаниям, что администрацией было установлено, что Браур А.Н. был обеспечен жильем, т.к. являлся собственником ? доли жилого помещения, расположенного по адресу: Кировская область, <адрес> (дата прекращения права – 03.09.2013 года) и жилого помещения, расположенного по адресу: Кировская область, Юрьянский район, <адрес> (дата прекращения права 03.09.2013 года). По мнению администрации МР «Прилузский, отчуждение жилых помещений истцом модно расценивать как намеренное ухудшение жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях. С учетом изложенного, просила отказать в удовлетворении иска. Указанные в отзыве обстоятельства подтверждены письменными материалами дела, предоставленными ответчиком.
При таких обстоятельствах, оценивая правовые позиции сторон, суд руководствуется следующим.
Конституционные цели социальной политики Российской Федерации, обусловленные признанием высшей ценностью человека, а также его прав и свобод, которыми определяется смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и которые обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), предполагают такое правовое регулирование отношений по владению, пользованию и распоряжению объектами жилищного фонда, которое гарантировало бы каждому реализацию конституционного права на жилище.
Частью 1 статьи 57 ЖК РФ определено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу пункта 8 части 1 статьи 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся в т.ч. жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно статье 98.1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1. ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции, действующей до 01.01.2013, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом, как следует из преамбулы и статьи 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Из указанных положений следует, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа вышеуказанного возраста. По смыслу перечисленных выше правовых норм только до достижения возраста 23 лет указанные лица имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений во внеочередном порядке, поскольку после достижения 23 лет они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в вышеуказанном Федеральном законе. При этом достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить такому лицу жилое помещение.
Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" внесены изменения в статью 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и нормы Жилищного кодекса РФ.
Согласно внесенным изменениям, действующим с 01.01.2013, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа утратили право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями. Жилые помещения для лиц указанной категории отнесены законодателем к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (статья 92 Жилищного кодекса РФ), предоставление которых осуществляется по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (статья 109.1 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии со ст. 7 Закона Республики Коми от 07.12.2012 N 104-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются органами местного самоуправления гражданам, включенным в списки указанной категории граждан, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции, действующей с 01.01.2013, в частности предусмотрела, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, в приведенных изменениях норм права, вступивших в действие с 01.01.2013, на законодательном уровне закреплено право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации при наличии факта постановки их на учет в качестве нуждающегося в жилье в органе местного самоуправления, и отсутствия закрепленного за ними на условиях договора социального найма, на праве собственности жилого помещения. При этом вопрос о постановке на учет носит заявительный характер.
В силу пункта 9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29.12.2012 N 15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищного кодекса РФ в редакции Федерального закона от 29.12.2012 N 15-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если лица указанной выше категории не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, в силу норм правового регулирования, вступивших в действие с 01.01.2013, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ с учетом внесенных в указанную статью изменений, распространяется на лиц указанной категории, не достигших возраста 23 лет либо вставших на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения до достижения указанного возраста. По достижении возраста 23 лет данные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
В то же время, из представленных документов следует, что истец с соответствующим заявлением в органы местного самоуправления о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как имеющей право на социальные гарантии, предусмотренные законодателем для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, не обращался, учитывая, что постановка на указанный учет носит заявительный характер и должна быть реализована самим гражданином, которому положена социальная гарантия, до достижения им 23-летнего возраста. Правовое регулирование не предусматривает обязанности органов опеки и попечительства и органов местного самоуправления самостоятельно, без заявления лиц указанной категории, осуществлять их постановку на данный учет.
Уважительных причин, объективно препятствующих Браур. А.Н. в период до достижения 23-летнего возраста обратиться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением по вопросу постановки на учет для получения жилья, не установлено. На момент подачи настоящего иска в суд истец достиг возраста 41 года, в связи с чем, утратил статус лица, оставшегося без попечения родителей, и положения Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на него не распространяются.
Доводы истца об обращении в органы местного самоуправления с заявлением о предоставлении жилого помещения в 1994 года, в возрасте 19 лет, не нашли подтверждения в ходе рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для удовлетворения требований истца о признании относящимся к категории лиц из числа детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, а также о возложения на ответчика обязанности по предоставлению истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда, поскольку Браур А.Н. не был поставлен уполномоченным органом на соответствующий учет до достижения им возраста 23 лет, с заявлением о постановке на таковой учет в орган местного самоуправления не обращался; на дату подачи настоящего иска в суд достиг возраста 41 года, в связи с чем истцу надлежит отказать в удовлетворении иска.
Отсюда, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
Иск Браур А.Н. к администрации муниципального образования муниципального района «Прилузский» о признании относящимся к категории лиц из числа детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий