КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
33а-27262/2020
(2а-5949/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 11 сентября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Аняновой О.П.
судей Морозовой Н.А., Ефименко Е.В.
при ведении протокола помощником судьи Маркиной И.В.
с участием прокурора Клетного В.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Каданина Александра Владимировича к избирательной комиссии муниципального образования город Краснодар о признании незаконным и отмене решения
по апелляционной жалобе Каданина Александра Владимировича
на решение Ленинского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 17 августа 2020 года.
Заслушав доклад судьи Аняновой О.П., объяснения Каданина А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя избирательной комиссии муниципального образования город Краснодар -Шанявского И.О., возражавшего против ее удовлетворения, заключение прокурора, полагавшего жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
установила:
выборы депутатов городской Думы Краснодара седьмого созыва решением городской Думы Краснодара от 18 июня 2020 года № 94 назначены на 13 сентября 2020 года.
04 августа 2020 года решением избирательной комиссии муниципального образования город Краснодар №105/766 Каданину А.В. отказано в регистрации кандидатом в депутаты городской Думы Краснодара седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №24 на основании подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пункта 5 части 2 статьи 74 Закона Краснодарского края от 26 декабря 2005 года № 966-КЗ «О муниципальных выборах в Краснодарском крае» в связи с представлением недостаточного количества достоверных подписей избирателей.
Каданин А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии от 04 августа 2020 года № №105/766 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты городской Думы Краснодара седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №24 и обязать избирательную комиссию зарегистрировать его кандидатом в депутаты по указанному избирательному округу. Считает оспариваемое решение незаконным необоснованным, принятым с нарушением требований и порядка, предусмотренного избирательным законодательством.
Решением Ленинского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 17 августа 2020 года в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе, дополнениях к ней Каданин А.В. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ) законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, данный Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
Подпунктом «в» пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации.
Порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории Краснодарского края урегулирован Законом Краснодарского края от 26 декабря 2005 года № 966-КЗ «О муниципальных выборах в Краснодарском крае» (далее по тексту - Закон Краснодарского края от 26 декабря 2005 года № 966-КЗ).
Согласно требованиям пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Из системного анализа положений Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ следует, что законодателем установлен ряд требований, соблюдение которых является обязательным условием для реализации гражданином пассивного избирательного права, при этом несоблюдение указанных требований влечет возникновение для кандидата негативных правовых последствий в виде отказа в его регистрации или отмены регистрации.
К числу таких положений отнесены требования по соблюдению порядка представления кандидатом в соответствующую избирательную комиссию документов, необходимых для его выдвижения и регистрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
Согласно части 1 статьи 73 Закона Краснодарского края от 26 декабря 2005 года № 966-КЗ кандидат представляет для своей регистрации в соответствующую избирательную комиссию, организующую выборы и (или) осуществляющую регистрацию, в том числе, подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата.
В силу частей 1, 2 статьи 72 Закона Краснодарского края 26 декабря 2005 года № 966-КЗ и решения избирательной комиссии от 19 июня 2020 года № 74/237 для регистрации кандидатом в депутаты городской Думы Краснодара седьмого созыва по многомандатному избирательному округу № 24 в избирательную комиссию должно быть представлено не менее 106 и не более 116 подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, при этом при проверке подлежат все подписи избирателей, представленные в избирательную комиссию в поддержку выдвижения кандидата в депутаты городской Думы Краснодара седьмого созыва.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе (пункт 3).
Недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, является основанием для отказа в регистрации кандидата (подпункт «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).
Аналогичное положение предусмотрено пунктом 5 части 2 статьи 74 Закона Краснодарского края от 26 декабря 2005 года № 966-КЗ.
Правила оформления подписных листов (в том числе об обязательном внесении в подписные листы данных об избирателях, участниках референдума) предусмотрены статьей 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции 26 июля 2020 года Каданин А.В. с целью регистрации кандидатом в депутаты городской Думы г. Краснодара седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 24 представил в избирательную комиссию муниципального образования г. Краснодар сброшюрованные в одну папку подписные листы в количестве 26 штук содержащие 111 подписей собранных в поддержку его выдвижения в кандидаты.
Рабочей группой по приему и проверке документов представляемых кандидатами, избирательными объединениями в избирательную комиссию муниципального образования г. Краснодар при подготовке и проведении муниципальных выборов 01 августа 2020 года проведена проверка представленных административным истцом подписей избирателей, при этом в рабочую группу включен старший эксперт отдела криминалистических экспертиз ЭКЦ ГУ МВД России по Краснодарскому краю.
По результатам проверки все 111 подписей были признаны недействительными в соответствии с подпунктами «в», «г», «е», «ж», «з», «л» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и пунктами 3,4,6,7,8,11 части 11 статьи 22 Закона Краснодарского края от 26 декабря 2005 года № 966-КЗ.
По результатам проверки подписей с использованием ГАС «Выборы» данных об избирателях, внесенных в подписные листы, были выявлены расхождения. В этой связи избирательной комиссией было направлено представление в ГУ МВД России по Краснодарскому краю в Отдел по вопросам миграции ОП (Прикубанский округ) УМВД России по г. Краснодару и получен ответ от 27 июля 2020 года в соответствии с которым в подписных листах Каданиным А.В. в отношении 14 подписей избирателей были внесены сведения, не соответствующие действительности, что послужило основанием для признания недействительными соответствующих подписей избирателей.
Согласно заключению привлеченного эксперта в 2 строках с подписями избирателей в графе «Дата внесения подписи» рукописные буквенно-цифровые записи даты внесения подписей поставлены избирателями не собственноручно, а также в 42 строках в графе «Фамилия, имя, отчество» рукописные буквенно-цифровые записи выполнены избирателями не собственноручно, что при исследовании подписных листов в суде первой инстанции не оспаривалось административным истцом.
При изложенных обстоятельствах подписи избирателей, содержащиеся на этих листах, на основании подпункта «л» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, пункта 11 части 11 статьи 22 Закона Краснодарского края от 26 декабря 2005 года № 966-КЗ, вопреки, основанным на ошибочном толковании норм избирательного законодательства, утверждениям административного истца, правильно признаны недействительными.
Доводы административного истца о соблюдении им требований избирательного законодательства, допускающего возможность внесения этих данных другим лицом основаны на положениях пункта 11 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ в редакции, действующей до внесения в нее изменений Федеральным законом от 23 мая 2020 года № 154-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу 23 мая 2020 года.
При этом, в положениях названной нормы права действующей на момент возникновения спорных правоотношений прямо указано на необходимость собственноручного написания фамилии, имени, отчества, подписи и даты ее внесения лично избирателем в поддержку самовыдвижения кандидата.
Тот факт, что в 42 графах «Фамилия, имя, отчество» данные внесены сборщиком подписей, а не избирателями собственноручно, не оспаривался самим административным истцом.
Более того, все 111 подписей избирателей признаны недействительными по причине указания не в полном объеме сведений о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, в частности, поскольку во всех подписных листах отсутствует адрес места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей, дата выдачи паспорта гражданина РФ.
Пунктом 12 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ предусмотрено, что при заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает, среди прочего, адрес своего места жительства, под которым в силу подпункта 5 статьи 2 данного Федерального закона понимается адрес, включающий наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры, по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа.
Согласно пункту 8 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по форме согласно приложениям 7.1 и 8 к настоящему Федеральному закону.
Указанные формы подписного листа также предусматривают необходимость указать в разделе сведений о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, в том числе адрес его места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа.
В ходе проверки документов представленных Каданиным А.В., административным ответчиком установлено, что во всех подписных листах сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны не в полном объеме, в частности, отсутствует следующая информация: адрес места жительства обозначенного лица, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа.
Вопреки мнению административного истца о том, что эти нарушения не повлияли на волеизъявление избирателей, не могут повлиять на судьбу оспариваемого судебного акта.
Из системного анализа вышеприведенных норм следует, что законодателем предусмотрены строго формальные требования к оформлению подписных листов, в том числе, применительно к сведениям о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей.
Отклонение от этих требований является основанием для признания всех подписей избирателей в этом подписном листе недействительными.
То обстоятельство, что кандидат в депутаты Каданин А.В. самостоятельно осуществлял сбор подписей избирателей, не освобождало его от соблюдения требований избирательного законодательства, поскольку каких-либо исключений применительно к порядку оформления подписных листов при совпадении в одном лице кандидата в депутаты и сборщика подписей избирателей закон не содержит.
Такие требования закона направлены на надлежащее закрепление воли избирателей в поддержку кандидата, учитывая социальную значимость процедур регистрации кандидатов как стадии избирательного процесса.
Иное толкование свидетельствовало бы о нарушении принципа равенства кандидатов, закрепленного в пункте 1 статьи 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.
Учитывая специфику муниципальных выборов, значительное число кандидатов, порядок представления документов в два этапа, административному истцу надлежало подойти к реализации своего права с большим участием и осмотрительностью, проявить должную заботу и заинтересованность относительно полноты и соответствия установленным формам представленных им документов.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции обоснованно учтено наличие оснований для признания недействительными всех подписей избирателей в соответствии с подпунктом «з» пункта 6.4. статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и соответственно для отказа в регистрации Каданина А.В. в силу положений подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, пункта 5 части 2 статьи 74 Закона Краснодарского края от 26 декабря 2005 года № 966-КЗ, что привело к принятию правильного судебного акта об отказе в удовлетворении требований.
Учитывая наличие оснований для признания недействительными всех подписей избирателей в соответствии с подпунктом «з» пункта 6.4. статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, несогласие Каданина А.В. с другими установленными избирательной комиссией нарушениями при сборе подписей избирателей, отклоняются, как не способные повлиять на судьбу оспариваемого судебного акта.
Обжалуемое решение суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены данного решения суда по доводам, приведенным в апелляционной жалобе Каданина А.В., не имеется, поскольку указанные доводы основаны на неверном толковании норм материального права и процессуального права, выводы суда не опровергают.
Руководствуясь ст. ст. 308-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 17 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Каданина Александра Владимировича без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий: О.П. Анянова
Судья: Н.А. Морозова
Судья: Е.В. Ефименко