Дело № 2-1195/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 декабря 2018 года п. Курагино
Курагинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Рукосуевой Е.В..
при секретаре Белякове Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю к МУБДУ Черемшанский детский сад «Елочка», Управлению образования администрации Курагинского района, Администрации Курагинского района и Управлению экономики и имущественных отношений Курагинского района о возложении обязанности в течение пяти месяцев с даты вступления в законную силу решения суда устранить нарушения требований ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», направить проект «организация зоны санитарной охраны (ЗСО) водного объекта (участка водозабора, состоящего из двух скважин: эксплуатационной №629 и резервной №628), расположенного по <адрес> на утверждение в Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края и получить из Министерства приказ об утверждении указанного проекта в соответствии с постановлением правительства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О порядке утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения»,
УСТАНОВИЛ:
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю обратился в суд с иском к МУБДУ Черемшанский детский сад «Елочка», Управлению образования администрации Курагинского района, Администрации Курагинского района и Управлению экономики и имущественных отношений Курагинского района с исковым заявлением о возложении обязанности в течение пяти месяцев с даты вступления в законную силу решения суда устранить нарушения требований ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», направить проект «организация зоны санитарной охраны (ЗСО) водного объекта (участка водозабора, состоящего из двух скважин: эксплуатационной №629 и резервной №628), расположенного по <адрес> на утверждение в Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края и получить из Министерства приказ об утверждении указанного проекта в соответствии с постановлением правительства Красноярского края от 15.10.2009 №525-п «О порядке утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения». Требования мотивированы тем, что МБДОУ Черемшанский детский сад «Елочка» осуществляет эксплуатацию водного объекта для использования в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения водного объекта (участка водозабора, состоящего из двух скважин: эксплуатационной № и резервной №) в <адрес>, что подтверждается санитарно-эпидемиологическим заключением № от ДД.ММ.ГГГГ, экспертным заключением о соответствии санитарным правилам проекта зон санитарной охраны водного объекта, используемого для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ. Действующим законодательством РФ предусмотрены комплексная и последовательная защиты водоисточников и прилегающих к ним территорий как путем разработки и утверждения проекта зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и установления особого режима хозяйственной деятельности на землях, расположенных в зонах санитарной охраны, так и ограничения их в обороте, с отображением границ этих земель на градостроительной документации. Управлением Роспотребнадзором по <адрес> выдано санитарно-эпидемиологическое заключение № года о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам проекта зон санитарной охраны водного объекта (участка водозабора, состоящего из двух скважин: эксплуатационной № и резервной №). Данные скважины предназначены для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения детского сада «Елочка». Представленный на санитарно-эпидемиологическую экспертизу проект устанавливает границы, правила пользования, режим хозяйствования и санитарно-оздоровительные мероприятия по первому. Второму и третьему поясам зоны санитарной охраны- участка водозабора, состоящего из двух скважин: эксплуатационной № и резервной №. В административном отношении водозабор находится на свободной от застройки территории, с востока на расстоянии 55 метров располагается территория детского сада на 95 мест, расположенного <адрес>. Хозяйственно-питьевое и технологическое водоснабжение осуществляется из эксплуатационной скважины №, в случае нехватки воды в работу вступает резервная скважина №. Глубина скважины по 150м, водозабор работает в автоматическом режиме без организации постоянного рабочего места. На момент подачи искового заявления информация об утверждении проекта «организация проекта зон санитарной охраны водного объекта, используемого для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения водного объекта, принадлежащего МБДОУ Черемшанский детский сад «Елочка» отсутствует, что свидетельствует, что проект зон санитарной охраны настоящего водного объекта не утвержден, границы указанной зоны санитарной охраны не установлены. Просят устранить нарушения, а именно утвердить проект.
Представитель истца – Портнягина Е.В. в судебном заседании требования поддержала по основаниям изложенным в иске.
Представитель Управления образования <адрес>- Тимофеевой А.В. с требованиями не согласна, суду пояснила, что в августе 2018 года проект был направлен на утверждение в Министерство, но возвращен в связи с внесением изменений в законодательство. Поэтому проект в настоящее время находится на доработке согласно приказа Министерство. Истец ссылается в своем исковом заявление, что нарушен п. 1.13 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02. Однако согласно текста п.1.13 «Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных за интересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке». ДД.ММ.ГГГГ выдано санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии скважин №628 и 629 государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02. Кроме того, проект утверждается Министерством, все необходимые действия направленные на получение приказа об утверждение руководством детского сада предпринимаются. Проект уже направлялся для утверждения.
Представитель МБДОУ Черемшанский детский сад – заведующая Медвидь Н.А. в судебное заседание не явилась, ранее поясняла, что все предпринимает для утверждения проекта, а именно проект в августе 2018 года был направлен на утверждение в Министерство, но возвращен в связи с внесением изменений в законодательство. Поэтому проект в настоящее время находится на доработке согласно приказа Министерство.
Третье лицо- Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края извещено надлежащим образом и своевременно, в судебное заседание не явились. Согласно отзыва от ДД.ММ.ГГГГ МБДОУ Черемшанский детский сад «Елочка» обращалось в министерство за утверждением проекта, но получило отказ.
Представитель администрации Курагинского района в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Исследовав представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 1 ст. 34 Федерального закона от 10.02.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В силу ст. 19 названного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно- эпидемиологическим требованиям.
Согласно ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации, для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 года N 10, утверждены Санитарные правила и нормы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", которые обязательны для исполнения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами (далее Правила).
В соответствии с п. 1.4 Правил, на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхности, так и из подземных источников, организуются зоны санитарной охраны.
Указанными Правилами обязанность по организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника, возлагается на организации, осуществляющие эксплуатацию систем водоснабжения.
Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов, при этом первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения (п. 1.5 Правил).
Пункт 1.6 вышеуказанных Правил предусматривает, что организация зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режима хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.
Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Как следует из материалов дела договора №102 от 06.10.2017 года Муниципальное образование Курагинский район передало МБДОУ детский сад «Елочка» муниципальное имущество- наружные сети водоснабжения на праве оперативного управления.
Согласно акта осмотра от 10 августа 2018 года водозаборные сооружения по адресу: <адрес> используются МБДОУ детский сад «Елочка» на основании договора от 06.10.2017 года. Территория 1-го полиса ЗСО спланировано для отвода поверхностного стока за ее пределами, имеет естественное озеленение: на территории не осуществляются все вида строительства, не имеющие отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопровода различного назначения, размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений. Территория 1-го пояса ЗСО источников водоснабжения имеет ограждение в радиусе 50,0метров, выполненное бетонными плитами высотой 2,0м. На территории 1-го пояса размещен павильон, выполненный из сендвич-панелей на металлическом каркасе, входная дверь в павильон закрывается на замок. В павильоне оборудована станция водоподготовки, мембранный бак, установка для обеззараживания воды ультрофиалетом. Водонапорная емкость. Водозаборные скважины расположены на расстоянии 25м друг от друга. Между скважинами расположено здание (павильон) водоподготовки. Скважины размещены в подземных камерах (колодцах) выполненных из железобетонных колец, дно колодцев бетонировано, крышки люков подземных камер закрыты и обеспечены охраной (замки). Водозаборные скважины оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовок и устье, конструкция оголовок герметичны, конструктивные особенности исключают проникновение в межтрубное пространство различных загрязнений. Водозаборные сооружения оснащены аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебета (на оголовках установлен счетчик). Глубина скважин 100,0м. На скважинах установлен электропогружной насос на глубине 64,0м, смонтированный на водоподъемных трубах. Вода из водонапорной емкости, самотеком по водопроводу подается в распределительную сеть детского сада и котельную. Для сбора и хранения промывных вод оборудован водонепроницаемый выгреб, расположенный на расстоянии 70,0 м от станции водоочистки.
ДД.ММ.ГГГГ выдано санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии скважин № и № государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02
Проект «зоны санитарной охраны источника водоснабжения» МБДОУ детский сад «Елочка» ДД.ММ.ГГГГ были направлены в Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края для утверждения.
Согласно приказа от ДД.ММ.ГГГГ Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края отказало в утверждении проекта зон санитарной охраны источника водоснабжения детского сада на 95 мест в <адрес>, в связи с внесением изменений в ст. 106 Земельного кодекса РФ.
Поскольку представленные стороной ответчика доказательства подтверждают обстоятельства направления проекта «Организация зоны санитарной охраны (ЗСО) водного объекта (участка водозабора, состоящего из двух скважин: эксплуатационной № и резервной №) на утверждение в Министерство и получение данного приказа, а истцом, со своей стороны, не представлено доказательств неправомерного бездействия о ответчика, то отсутствуют основания для возложения на него обязанности направить проект и получить приказ об утверждении. Само по себе отсутствие данного приказа об утверждении проекта не является безусловным основанием для удовлетворения иска. Суд считает, что для получения приказа Министерства об утверждении проекта необходимо пройти ряд мероприятий, а, поскольку в настоящий момент МБДОУ Черемшанский детский сад «Елочка» совершаются действия по получению данного приказа, то требования заявлены преждевременно, а соответственно удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю к МУБДУ Черемшанский детский сад «Елочка», Управлению образования администрации Курагинского района, Администрации Курагинского района и Управлению экономики и имущественных отношений Курагинского района о возложении обязанности в течение пяти месяцев с даты вступления в законную силу решения суда устранить нарушения требований ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», направить проект «организация зоны санитарной охраны (ЗСО) водного объекта (участка водозабора, состоящего из двух скважин: эксплуатационной № и резервной №), расположенного по <адрес> на утверждение в Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края и получить из Министерства приказ об утверждении указанного проекта в соответствии с постановлением правительства Красноярского края от 15.10.2009 №525-п «О порядке утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения», – оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Курагинский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения.
.
Председательствующий: Е.В. Рукосуева