РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 июня 2018 года город Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Косточкиной А.В.,
при секретаре Швецовой А.С.,
при участии:
представителя истца Пахолкина Н.С.,
истцов Литвиновой Л.В., Ленок Г.Г., Деминой Г.Г.,
представителя ответчика Забелиной В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2033/2018 по иску Службы государственного жилищного надзора Иркутской области, действующей в защиту прав, свобод и законных интересов Литвинова Л.В., Ленок Г.Г., Ленок В.В., Чуриной О.А., Деминой Г.Г., Бельской Л.Н., Варанкиной М.И., собственников, нанимателей и иных пользователей помещений многоквартирного ... 18 микрорайона г.Ангарска к ООО УК «Наш дом» о возложении обязанности произвести актуализацию технической документации путем изготовления технического паспорта многоквартирного дома,
УСТАНОВИЛ:
Служба государственного жилищного надзора Иркутской области (далее - Служба) обратилась в суд с настоящим иском в интересах собственников и пользователей многоквартирного дому № № микрорайона 18 города Ангарска. Уточнив требования в порядке ст.39 ГПК РФ, в обоснование доводов иска указала, что на основании обращения собственников о нарушении их жилищных прав со стороны ООО Управляющая компания «Наш дом» в рамках осуществления полномочий по лицензионному контролю, установленных постановлением Правительства Иркутской области от 26.11.2014 № 594-пп «О реорганизации службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области» и согласно статьи 10 Федерального закона № 59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», службой осуществлена проверка, в ходе которой выявлено, что ответчиком не исполняются возложенные на него законом обязанности, что приводит к нарушению прав граждан. Проверкой установлено, что многоквартирному дому № 18 микрорайона присвоен общий кадастровый №, между тем, согласно техническим паспортам, дом представляет собой два отдельных строения, разделенных проездом, с разными адресами, что не соответствует кадастровым характеристикам объекта. Таким образом, в нарушение закона техническая документация на дом отсутствует. Ответчик является управляющей компанией, осуществляющей обслуживание многоквартирного дома с ** на основании договора управления. Согласно п.п «а» п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, в порядке, установленном настоящими Правилами, а также их актуализация и восстановление (при необходимости). Таким образом, управляющая организация несет обязанность по актуализации технической документации с момента ее принятия. С учетом отсутствия единого технического паспорта на многоквартирный дом начисление платы за ремонт и содержание общего имущества осуществляется ответчиком с нарушением прав собственников помещений многоквартирного дома.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, окончательно сформулировав исковые требования, просит, возложить на ответчика обязанность произвести актуализацию технической документации на многоквартирный дом № в 18 микрорайоне города Ангарск путем изготовления технического паспорта многоквартирного дома.
В судебном заседании представитель истца – Пахолкин Н.С., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал по доводам уточненного иска в редакции от ** (<данные изъяты>).
Материальные истцы Литвинова Л.В., Ленок Г.Г., Демина Г.Г. в судебном заседании поддержали позицию процессуального истца, приобщили к материалам дела письменные пояснения по иску.
Представитель ответчика Забелина В.Н., действующий на основании доверенности, исковые требования не признала, поддержала доводы письменных возражений, приобщенных к материалам дела.
Иные участники процесса при надлежащем извещении в судебное заседание не явились.
В связи с тем, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела при данной явке, поскольку неявка не является препятствием к разбирательству дела.
Суд, заслушав участников процесса, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что ООО УК «Наш дом» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными жилыми домами на основании лицензии № от ** (<данные изъяты>).
Как следует из материалов дела, ** между собственниками многоквартирного жилого дома № 18 микрорайона г.Ангарска и ответчиком заключен договор управления.
Службой государственного жилищного надзора Иркутской области в отношении ООО УК «Наш дом» по обращению граждан проведена проверка, которая показала, что в нарушение требований действующего законодательства отсутствует техническая документация на многоквартирный жилой дом № 18 микрорайона г.Ангарска, находящийся в управлении ответчика.
Согласно п.п. 13 п.7 «Положения о службе государственного жилищного надзора Иркутской области», утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 26.11.2014 № 594-пп «О реорганизации службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области», служба в соответствии с возложенной на нее задачей в установленном порядке обращается в суд с заявлениями, в том числе, в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
Таким образом, истец, обратившись в суд с настоящим иском в интересах собственников многоквартирного дома, действует в пределах предоставленных ему законом процессуальных полномочий.
В силу ч.1 ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно ч.2-3 ст.162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В договоре управления многоквартирным домом должен быть указан, в том числе, состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома.
Состав общего имущества в многоквартирном доме определен ч.1 ст. 36 ЖК РФ, а также п. 2 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее - Правила №491) и является исчерпывающим.
Пунктом 24 Правил № 491 установлено, что сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя, в том числе, документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества.
Документом технического учета жилищного фонда является технический паспорт на многоквартирный дом (приложение 12 к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя от 04.08.1998 № 37).
Согласно пункту 1.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, в состав технической документации, подлежащей длительному хранению, входят, в том числе, и паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок.
В силу подпункта «а» пункта 4 Правил № 416 управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением таких стандартов, как прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами № 491, в порядке, установленном «Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416, а также их актуализация и восстановление (при необходимости).
Нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственное лицо, в данном случае управляющая организация, обязано в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию (пункт 27 Правил № 491).
Отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности. В этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.
В материалы дела сторонами представлены два технических паспорта на жилой дом № и жилой дом № 1983 и 1984 годов (том <данные изъяты>).
Между тем, как следует из ответа Управления архитектуры и градостроительства администрации Ангарского городского округа от ** № на запрос Ленок Г.Г. (<данные изъяты>), в соответствии с «Адресным планом юго-западной части города Ангарска Иркутской области», утвержденным постановлением администрации г.Ангарска от ** №-г, в 18 микрорайоне г.Ангарска существует один многоквартирный жилой дом под номером 7. Ранее, до утверждения адресного плана многоквартирный жилой дом учитывался как дом № «аб».
Согласно сведениям из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Ангарского городского округа, вышеуказанный жилой дом был запроектирован как 5-и этажный многосекционный блокированный жилой дом на 282 квартиры (блок-секции: №а, №, №, №) с общей системой подключения к сетям инженерного обеспечения.
В соответствии с проектом планировки и проектом межевания территории микрорайона 18 г.Ангарска, утвержденным постановлением администрации г.Ангарска от ** №, сформирован единый земельный участок для эксплуатации жилого дома № 18 микрорайона. Сведения о земельном участке внесены в ГКН с присвоением ему кадастрового номера №.
Также из ответа Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области от **, адресованного Литвиновой Л.В. (том 1 л.д 98), следует, что в официальных государственных реестрах многоквартирные дома № и № 18 микрорайона не существуют. В Региональной программе капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от ** №, указан адрес многоквартирного дома - г.Ангарск, 18 микрорайон, дом №.
Таким образом, судом установлено, что имеющаяся техническая документация на многоквартирный жилой дом не соответствует кадастровым характеристикам объекта.
Разрешая спорные правоотношения, суд, с учетом положений ст. 19, 161 ЖК РФ, Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1301 от 13.10.1997, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006, приходит к выводу, что ответственным лицом по содержанию общего имущества и предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирном доме является ответчик, который должен вносить изменения в технический паспорт многоквартирного дома.
При таких обстоятельствах, в отсутствие актуального технического паспорта на жилой дом № по вышеуказанному адресу, применение ответчиком при расчетах платы за коммунальные услуги, выставленной собственникам квартир в указанном доме в счетах-квитанциях показателей площади общего имущества дома, всех помещений дома и общей площади дома, является неправомерным, исключает достоверность ведения организацией статистического и бухгалтерского учетов, исчисления и уплаты налогов, а также достоверность оценки технического состояния и износа жилого дома.
В соответствии с письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20 декабря 2006 года № 14313-РМ/07 «О передаче технической документации на многоквартирный дом» техническая документация принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме.
При этом, исходя из смысла ч. 10 ст. 162 ЖК РФ, во владении и пользовании такая документация находится у управляющей организации, которая осуществляет ее ведение и хранение.
Согласно п. 1.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года № 170, собственники жилищного фонда или их уполномоченные должны своевременно вносить изменения в исполнительную документацию по планировке помещений, конструктивным элементам и инженерному оборудованию, возникающие в результате ремонтов, реконструкции, модернизации, перепланировки и повышения благоустройства с корректировкой технического паспорта на дома, строения и земельный участок.
Поскольку с даты составления технических паспортов (1983-1984 годов) жилой дом подвергся изменениям, связанным с изменением общей площади, реконструкцией помещений, изменением состава общего имущества, адреса объекта, следовательно, суд не усматривает оснований не согласиться с доводами иска, и полагает необходимым возложить на ответчика обязанность актуализировать данные технического паспорта на многоквартирный жилой дом.
Доводы ответчика о том, что поскольку имеется инвентарное дело, следовательно, целесообразности в изготовлении технического паспорта нет, подлежат отклонению ввиду их несостоятельности, так как они основаны на ошибочном понимании норм права.
В силу ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход соответствующего бюджета государственная пошлина в сумме 300,00 рублей.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░ ░.░., ░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 18 ░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ «░░░ ░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░ «░░░ ░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 18 ░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ «░░░ ░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300,00 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 20.06.2018.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...