Дело № 1- 10/ 2014
ПРИГОВОР
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Емва Республики Коми 05 февраля 2014 года
Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Лобанова А. А.
при секретаре Селюковой И. Н.,
с участием государственного обвинителя-старшего помощника прокурора Княжпогостского района Республики Коми Поколинской Л. И.,
подсудимой Кацуриной И. С.,
защитника подсудимой адвоката Кулаго М. Ю., представившей удостоверение <№> и ордер <№>
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении
Кацурину И.С., <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, уроженки <адрес>, проживающей <адрес>, имеющей регистрацию <адрес>, <адрес>, <адрес>, <данные изъяты>
обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30-ч. 4 ст. 159 УК РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Кацурина И. С. совершила покушение на мошенничество, то есть на хищение чужого имущества путем обмана в особо крупном размере при следующих обстоятельствах.
В период с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> Кацурина И. С., находясь на территории Княжпогостского района Республики Коми, руководствуясь корыстным преступным умыслом, направленным на хищение чужого имущества в особо крупном размере путем незаконного получения социальной выплаты для приобретения жилого помещения на территории Республики Коми, совершила действия, непосредственно направленные на хищение денежных средств, принадлежащих Российской Федерации, в особо крупном размере путем обмана компетентных сотрудников ГУФСИН России по Республике Коми, выразившегося в сознательном сообщении заведомо ложных, не соответствующих действительности сведений и умолчании о фактах, препятствующих отнесению её к категории граждан, подлежащих переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, которое не было доведено до конца по независящим от неё обстоятельствам, при следующих обстоятельствах.
Кацурина И.С. в соответствии со свидетельством о государственной регистрация права собственности серии <адрес>, выданным учреждением юстиции Омской области по государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрированным <ДД.ММ.ГГГГ> за № <№>, являлась собственником однокомнатной квартиры общей площадью 35,6 кв.м,, расположенной по адресу: <адрес>, которую Кацурина И.С. на основании договора дарения от <ДД.ММ.ГГГГ> реализовала в собственность своей матери ФИО8
Кацурина И.С., достоверно зная, что в соответствии с условиями подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению категорий граждан, установленных федеральным законодательством» (далее- Подпрограмма) федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г., предусмотренной Федеральным законом № 125-ФЗ от 25 октября 2002 г. (далее- Федеральный закон), порядок реализации которого установлен Постановлением Правительства РФ № 153 от 21 марта 2006 г. (далее-Постановление), которыми утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Подпрограммы, согласно п.п. «б» части пятой которых граждане, проживающие в поселке, подлежащем ликвидации, учреждения с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы по адресу: Республика Коми, Княжпогостский район, п. Шомвуково, подлежат переселению, в связи с чем имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, а также то, что в соответствии с условиями Подпрограммы, в случае отчуждения гражданином жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания, а также то, что указанные гражданско-правовые сделки учитываются за период, предшествующий выдаче ей сертификата, установленный законом субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, но не менее чем за 5 лет, руководствуясь преступным умыслом, направленным на хищение денежных средств в особо крупном размере, путем незаконного получения социальной выплаты для приобретения жилого помещения на территории Республики Коми, осознавая, что заключив <ДД.ММ.ГГГГ> договор дарения квартиры она утеряла право на получение социальной выплаты, с целью реализации своего корыстного преступного умысла, стремясь стать участником Подпрограммы. <ДД.ММ.ГГГГ> в период времени с 08-00 до 18-00 часов обратилась в Федеральное казенное учреждение исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной детельности № 2 главного управления федеральной службы исполнения наказания России по Республике Коми о включении её в состав участников Подпрограммы, при этом скрыла факт отчуждения квартиры, введя таким образом компетентных сотрудников ГУФСИН России по Республике Коми в заблуждение относительно своих истинных намерений.
в соответствия с протоколом заседания рабочей группы по реализации
Подпрограммы по ФКУ ОИУ ОУХД-2 ГУФСИН России по РК на основании поданного
заявления Кацурина И.С. признана участником федеральной целевой программы
«Жилище».
Кацурина И.С. в период с 08-00 до 18-00 часов, продолжая реализовывать свой преступный умысел, подала в ГУФСИН России по
Республике Коми заявление (рапорт) о выдаче ей государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории Республики Коми, при этом Кацурина И.С. с целью доведения преступного умысла до конца, умышлено указала в заявлении (рапорте) заведомо ложные сведения, согласно которых гражданско-правовые сделки, повлекшие отчуждение жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности она не совершала, сокрыв, таким образом, факт отчуждения квартиры от компетентных сотрудников ГУФСИН России по Республике Коми.
На основании предоставленных Кацуриной И.С. документов, содержащих недостоверные сведения, сотрудники ГУФСИН России по Республике Коми, будучи веденными в заблуждение Кацуриной И.С, подготовили к выдаче государственный жилищный сертификат № <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> согласно которому Кацуриной И.С., как участнику Подпрограммы, предоставляется за счет средств федерального бюджета социальная выплата в размере <данные изъяты>.
Однако, довести свои преступные действия до конца Кацурина И.С не смогла по независящим от нее обстоятельствам, поскольку компетентными сотрудниками ГУФСИН России по Республике Коми при проведении проверки представленных документов факт обмана был выявлен и установлен факт отчуждения Кацуриной И.С. квартиры, имевший место <ДД.ММ.ГГГГ>, то есть со дня отчуждения жилого помещения на момент подачи заявления и получения сертификата не истек установленный законом срок не менее 5 лет.
В случае доведения Кацуриной И.С. своего преступного умысла до конца, а именно, обмана компетентных органов в лице сотрудников ГУФСИН России по Республике Коми, величина социальной выплаты в соответствии с действующим законодательством составила бы <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании подсудимая Кацурина И. С. вину в инкриминируемом ей преступлении не признала, от дачи показаний отказалась в соответствии со ст. 51 Конституции РФ.
Несмотря на отрицание своей вины подсудимой в инкриминируемом ей преступлении, вина Кацуриной И. С. подтверждается показаниями свидетелей, письменными материалами дела.
Так, свидетель ФИО9, <данные изъяты>, показания которой были оглашены в судебном заседании в соответствии с ч. 1 ст. 281 УПК РФ, показала, что с 2010 года является членом комиссии по реализации подпрограммы «Жилище» на 2011-2015 годы ГУФСИН России по Республики Коми.
В соответствии с п.п.б. п.5 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства РФ №153 от 21,03.2006 года, право на участие в подпрограмме имеют граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее-поселки). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается распоряжением Правительством Российской Федерации.
При расчете размера социальной выплаты для приобретения жилья на территории отдельных субъектов, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере:
33 кв.м. - для одиноко проживающего гражданина;
42 кв.м. - на семью из двух человек;
по 18 кв.м. на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.
В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, при определении норматива общей площади жилого помещения, используемого для расчета размера социальной выплаты, учитывается норма дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 кв.м. При наличии права на дополнительную общую площадь по нескольким основаниям размер такой площади не суммируется.
Кацурина И. С. обратилась с заявлением на участие в подпрограмме <ДД.ММ.ГГГГ> на имя начальника ФКУ ОИУ ОУХД № 2 ГУФСИН России по Республике Коми по п. 5 «б» Правил, была включена в списки граждан участников подпрограммы на <ДД.ММ.ГГГГ> за № <№>
Перед получением сертификата Кацурина И.С. обратилась в их отдел, где <ДД.ММ.ГГГГ> на имя начальника ГУФСИН подала заявление о выдаче ей государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории Республики Коми, при этом в заявлении не указала о гражданско-правовых сделках, приведших к отчуждению жилых помещений, принадлежащих ей на праве собственности. Также в своем заявлении Кацурина И.С. указывает, что она достоверность и полноту настоящих сведений подтверждает, дает согласие на проведение проверки представленных сведений в федеральных органах исполнительной власти и обработку персональных данных, предупреждена о привлечении к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае выявления в
представленных ею сведениях и документах, прилагаемых к заявлению, данных, не соответствующих действительности и послуживших основанием для получения государственного жилищного сертификата, ознакомлена с условиями получения и использования государственного жилищного сертификата, согласна и обязуется их выполнять.
Сотрудниками ГУФСИН и ФИО10 неоднократно указывалось Кацуриной И. С. об основаниях отказа в предоставлении сертификата, а также о том, что все предоставленные ей сведения будут тщательно проверяться, в том числе и по базам данных иных субъектов РФ, на что Кацурина И. С. указывала, что предоставленные ею сведения достоверны, и она имеет законное право получения сертификата.
При проведении проверки достоверности сведений, предоставленных Кацуриной И.С., был установлен факт сокрытия последней сведений о наличии в собственности жилого помещения площадью 34,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся (имевшиеся) у него объекты недвижимого имущества <№> от <ДД.ММ.ГГГГ>, поступившем из управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, следует, что Кацурина И.С. имела в собственности однокомнатную квартиру площадью 34,3 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, по договору купли-продажи от <ДД.ММ.ГГГГ>. Недвижимое имущество находилось в собственности Кацуриной И.С. в период с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ>, после чего было отчуждено.
Данные обстоятельства лишают права Кацуриной И.С. на получение жилищного сертификата, однако, она умышленно сокрыла их, желая получить сертификат. Указанные сведения были получены лишь на основании запроса ГУФСИН в ходе проверки предоставленных Кацуриной И. С. документов.
В соответствии с пунктом 16.2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, в случае отчуждения гражданином-участником подпрограммы, указанным в подпунктах "а"-"ж" пункта 5 настоящих Правил, жилого помещения, принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности (за исключением случая, указанного в подпункте "в" пункта 16.1 настоящих Правил), или принятия ими решения не отчуждать такое жилое помещение, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для, дальнейшего проживания. Указанные гражданско-правовые сделки учитываются за период предшествующий выдачи ему сертификата, установленный законом субъекта Российской Федерации в соответствии с ч.8 ст.57 Жилищного Кодекса Российской Федерации, но не менее чем за пять лет.
При этом право на получение сертификата предоставляется гражданину -участнику подпрограммы только в случае, если определенный в указанном порядке размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, составляет не менее 18 кв. метров. В остальных случаях выдача сертификата гражданину-участнику подпрограммы возможна при исполнении им условий, предусмотренных подпунктом "в" пункта 16.1 настоящих Правил.
С указанными требованиями Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы Кацурина И. С. была ознакомлена, о чем в заявлениях от <ДД.ММ.ГГГГ> и от <ДД.ММ.ГГГГ> расписалась.
В соответствии с п. 16 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты установлен 33 кв.м. Для одиноко проживающего гражданина.
То есть Кацурина И. С., указав бы в заявлении о включении ее в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» сведения о гражданско-правовой сделке, приведшей к отчуждению однокомнатной квартиры площадью 34,3 кв. м., в состав участников указанной подпрограммы включена бы не была и, соответственно, государственный жилищный сертификат Кацуриной И. С. выдан не был.
Согласно данным ФКУ ЖКУ ГУФСИН пари получении Кацуриной И. С. государственного жилищного сертификата по состоянию на первое полугодие 2013 года сумма социальной выплаты составила бы <данные изъяты> руб.
Том 1, л.д. 113-116.
Свидетель ФИО11 показала, что с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> года работала на должности <данные изъяты>, вела прием документов от граждан, изъявивших желание участвовать в программе «Жилище» для получения в будущем сертификата, принимала документы, просматривала их согласно перечня из ГУФСИН России по Республике Коми, после чего собирала членов комиссии по данному вопросу.
В соответствии с программой было условие, что гражданин, изъявивший желание участвовать в программе, у него в собственности не должно быть жилья. Кроме этого, по истечению пяти лет, даже если в собственности есть жилье, он может встать на учет и получить жилищный сертификат, но согласно процентного соотношения по площади.
Граждане собирают документы, они приезжают в г. Емву и ФИО11, согласно перечню, проверяет все документы, если каких-то документов не хватает, граждане потом их доносят. Когда все документы собраны, собирается комиссия, члены комиссии просматривают данные документы и принимается решение о постановке, о включении данного гражданина в список участников, после чего составляется протокол, все согласовывают данный протокол и пакет документов в двух экземплярах направляется для дальнейшей проверки в ГУФСИН России по РК. Учреждение в г. Емва не уполномочено запрашивать какие-то дополнительные сведения у регистрирующих органов.
Кацурина И.С. писала заявление на имя начальника ФКУ ОИУ ОУХД-2 ГУФСИН России по Республике Коми с просьбой о включении ее в состав участников данной программы, в заявлении есть пункт, где нужно подчеркнуть, имеется ли в собственности жилье. При принятии документов у Кацуриной И. С. ФИО11 предупреждала ее об уголовной ответственности за сокрытие какой- либо информации.
Вина подсудимой Кацуриной И. С. подтверждается также письменными материалами дела, а именно, рапортом об обнаружении признаков преступления от <ДД.ММ.ГГГГ>, согласно которому выявлен факт предоставления недостоверных сведений Кацуриной И. С. в заявлении о включении ее в состав участников подпрограммы «Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
Том 1, л.д. 5.
Протоколом осмотра документов от <ДД.ММ.ГГГГ>, согласно которому осмотрены документы, подтверждающие факт обращения Кацуриной И. С. о выдаче ей жилищного сертификата.
Том 1, л.д. 96-99.
Протоколом выемки от <ДД.ММ.ГГГГ>, согласно которому изъято регистрационное дело квартиры по адресу: <адрес>.
Том 1, л,д. 124-126.
Протоколом осмотра документов от <ДД.ММ.ГГГГ>, согласно которому осмотрено регистрационное дело квартиры по адресу: <адрес>.
Том 1, л.д. 132-134.
Анализируя доказательства, представленные сторонами, суд пришел к выводу о виновности Кацуриной И. С. в инкриминируемом ей преступлении, и что фактические обстоятельства происшедшего правдиво отражаются в показаниях свидетелей, письменных материалах дела.
Доводы Кацуриной И. С. о том, что ей не разъяснялись положения и условия получен6ия жилищного сертификата опровергаются как письменными материалами дела, так и показаниями свидетелей.
Исходя из анализа исследованных судом доказательств, которые не противоречат друг другу и согласуются между собой, суд находит вину подсудимой Кацуриной И. С. доказанной, и ее действия квалифицируются по ч. 3 ст. 30-ч. 4 ст. 159 УК РФ, как покушение на мошенничество, то есть на хищение чужого имущества путем обмана, совершенное в особо крупном размере, при этом преступление не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание Кацуриной И. С., судом не установлено.
На учете у врачей психиатра и нарколога Кацурина И. С. <данные изъяты>.
По месту работы характеризуется <данные изъяты>
При назначении вида и размера наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершённого Кацуриной И. С. преступления, которое относится к категории тяжких, личность подсудимой, обстоятельства совершения преступления и, руководствуясь требованиями ст. 6 и 60 УК РФ, считает необходимым назначить подсудимой наказание в виде лишения свободы.
Суд не усматривает исключительных обстоятельств, которые бы существенно уменьшили степень общественной опасности совершенного Кацуриной И. С. преступления и позволили бы назначить ей наказание с применением ст. 64 УК РФ.
С учетом изложенных выше обстоятельств, принимая во внимание отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, а также не наступления тяжких последствий, суд пришел к выводу о возможности исправления подсудимой без отбытия наказания, в связи с чем назначенное наказание следует считать условным в силу ст. 73 УК РФ.
Учитывая корыстный мотив совершенного Кацуриной И. С. преступления, суд находит назначить подсудимой дополнительное наказание в виде штрафа, при этом принимает во внимание обстоятельства совершения преступления, а также имущественное положение подсудимой.
Исходя из фактических обстоятельств и степени общественной опасности совершенного Кацуриной И. С. преступления, суд не находит оснований для изменения категории преступления в силу ч. 6 ст. 15 УК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 303-304, 307-309 УПК РФ, суд
ПРИГОВОРИЛ:
Кацурину И.С признать виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30-ч. 4 ст. 159 УК РФ, и назначить ей наказание в виде лишения свободы сроком на два года шесть месяцев со штрафом в размере <данные изъяты>.
В соответствии со ст. 73 УК РФ назначенное Кацуриной И. С. наказание в виде лишения свободы считать условным с испытательным сроком два года шесть месяцев.
Обязать Кацурину И. С. в течение десяти дней со дня вступления приговора суда в законную силу встать на учет в специализированный государственный орган, осуществляющий контроль за поведением условно осужденных, периодически являться на регистрацию в данный орган, не менять место постоянного жительства и работы без уведомления специализированного государственного органа.
Меру пресечения Кацуриной И. С. до вступления приговора суда в законную силу оставить без изменения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.
Вещественные доказательства по делу: документы, указанные в обвинительном заключении-хранить в материалах уголовного дела.
Приговор может быть обжалован (опротестован) в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми в течение десяти суток со дня его провозглашения путём подачи жалобы через Княжпогостский районный суд.
В эти же сроки осужденная имеет право ходатайствовать о своем участии при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции. Данное ходатайство может быть заявлено в эти же сроки со дня получения копий апелляционных жалобы или представления.
Председательствующий А. А. Лобанов