Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
дело № 2-177/2015
г. Зима 17 марта 2015 года
Зиминский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Коваленко В.В., при секретаре Шепшилей Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Симонова В.А. к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 26» г. Зимы о взыскании недоначисленной заработной платы,
у с т а н о в и л:
Симонов В.А. обратился в суд с требованием взыскать с МБОУ «СОШ № 26» недочисленную заработную плату за период работы с <дата> в сумме <данные изъяты> в обоснование иска указав, что из содержания статей 129, 133, 133.1 ТК РФ следует, что месячная заработная плата работника не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда. Согласно статье 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В силу ч. 1 статьи 129 ТК РФ заработной платой (оплатой труда работника) является вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Частью третьей статьи 133 ТК РФ установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.
Согласно ст. ст. 146, 147, 148 ТК РФ работа в особых условиях является самостоятельным основанием для установления повышенной оплаты труда.
При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 149 Трудового Кодекса РФ).
На основании ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», МРОТ в 2014 году составил 5554 рубля, в связи с чем месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем, как следует из статей 146, 147, 148 ТК РФ, работа в особых условиях является самостоятельным основанием для установления повышенной оплаты труда. Перечень указанных особых условий, предусмотренный ст. 146 ТК РФ, является исключительным: тяжелые и вредные условия (ст. 147 ТК РФ), особые климатические условия (ст. 148 ТК РФ). При этом повышенные размеры оплаты труда работников за работу в особых условиях устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.
В соответствии со ст. 315 ТК РФ, оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В силу ст. 136 ТК РФ, размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 3 Постановления Верховного Совета РФ от 19.02.1993 года № 4521-1 «О порядке введения в действие Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»», предусмотренные данным законом государственные гарантии и компенсации распространяются на районы, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенных к Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
Размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как и базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в части 1 ст. 133 Трудового кодекса РФ, без учета компенсационных выплат, которые устанавливаются работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда.
Законодатель в качестве дополнительной гарантии работникам, осуществляющим трудовую деятельность в местностях с особыми климатическими условиями, установил районные и процентные надбавки к заработной плате, которые не являются элементами вознаграждения за труд, механизм и размер которых не находится в зависимости от размера минимальной заработной платы, гарантированной на территории всей Российской Федерации. Вышеуказанные надбавки не входят в минимальный размер оплаты труда, а начисляются к заработной плате и являются дополнительной компенсацией в связи с проживанием в неблагоприятных климатических условиях. В противном случае, исчисленная с учетом районного коэффициента и процентной надбавки месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местности с особыми условиями труда, оказалась бы равной минимальному размеру оплаты труда работников, не работающих в таких условиях. Это означало бы отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета особых условий труда.
Таким образом, повышенная оплата должна производиться на основе районных коэффициентов и процентных надбавок, которые применяются именно к заработной плате тем, кто работает в регионах с неблагоприятными климатическими условиями.
Согласно трудовому договору № от <дата> и дополнительному соглашению № от <дата>, заключенными между муниципальным бюджетным образовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 26» г. Зимы (далее по тексту - МБОУ «СОШ № 26») и Симоновым В.А. установлен должностной оклад в размере <данные изъяты>
Исходя из указанных правовых норм, минимальный размер заработной платы при условии выработки нормы рабочего времени на одну ставку с начислением 30% районного коэффициента и 30% северной надбавки должен составлять с <дата> не менее <данные изъяты> с <дата> не менее <данные изъяты>
За <дата> недоначисленная заработная плата на 1 ставку <данные изъяты> и 1 ставку <данные изъяты> составляет <данные изъяты>
За <дата> недоначисленная заработная плата на 1 ставку <данные изъяты> и 0,5 ставки <данные изъяты> составляет <данные изъяты>
За <дата> недоначисленная заработная плата на 1 ставку <данные изъяты> и 0,5 ставки <данные изъяты> составляет <данные изъяты>
Таким образом, недоначисленная заработная плата с <дата> составляет <данные изъяты>
Согласно п. 1.6 Устава муниципального бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 26» г. Зимы, функции учредителя школы осуществляются администрацией Зиминского городского муниципального образования. В связи с чем, с учетом положений ст. 20 ТК РФ на администрацию Зиминского городского муниципального образования необходимо возложить обязанность по финансированию МБОУ «СОШ № 26» города Зимы для выплаты недоначисленной заработной платы.
В соответствии со статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Уточнив, в соответствии со ст. 39 ГПК РФ, исковые требования, истец Симонов В.А. окончательно просил взыскать с МБОУ «СОШ № 26» недочисленную заработную плату за <дата> в размере <данные изъяты> за <дата> в размере <данные изъяты> всего <данные изъяты>
В судебное заседание истец Симонов В.А. не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии, в связи с чем дело рассмотрено согласно ч. 5 ст. 167 ГПК РФ в отсутствии истца, надлежаще извещенного о дне и времени судебного заседания.
Представитель ответчика МБОУ «СОШ № 26» Беляева Е.В. в судебное заседание, о котором уведомлена надлежащим образом не явилась, представила отзыв, из которого следует, что уточненные исковые требования Симонова В.А. признает в полном объеме и просит о рассмотрении дела в свое отсутствие, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствии представителя ответчика, согласно ст. 167 ч. 5 ГПК РФ.
Исследовав письменные материалы дела, суд принимает во внимание, что согласно ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Признание ответчиком заявленных истцом требований не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, в связи с чем суд считает возможным принять признание иска ответчиком, поскольку обоснованность заявленных требований подтверждена письменными материалами дела.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, размер государственной пошлины, подлежащий взысканию с ответчика по требованию о взыскании денежной суммы в размере до 20000 рублей составит 4 % от цены иска, но не менее 400 рублей, следовательно, размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика по рассматриваемому спору составит <данные изъяты>
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
р е ш и л:
Уточненные исковые требования Симонова В.А. удовлетворить.
Взыскать в пользу Симонова В.А. с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 26» недоначисленную заработную плату за <дата> в сумме <данные изъяты> за <дата> в сумме <данные изъяты> всего взыскать <данные изъяты> с правом работодателя на удержание обязательных налоговых платежей.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 26» в бюджет Зиминского городского муниципального образования государственную пошлину в размере <данные изъяты>
Копию решения направить сторонам.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд в течение месяца со дня его принятия, с принесением апелляционной жалобы через Зиминский городской суд Иркутской области.
Судья В.В.Коваленко