Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-168/2015 ~ М-114/2015 от 15.01.2015

Дело № 2-168/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 февраля 2015 года                  г. Благовещенск

Благовещенский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи     Прокофичева Д.Н.,

при секретаре             ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации <адрес> об обжаловании действий (бездействия) органа местного самоуправления, возложении обязанности по совершению действий,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации <адрес> о признании незаконным отказа администрации <адрес> <номер> от ДД.ММ.ГГГГ в утверждении схемы расположения земельного участка; возложении обязанности повторно рассмотреть заявление ФИО1 о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (или кадастровой карте) территории.

    В обоснование заявления указала, что ФИО1 обратилась ДД.ММ.ГГГГ с заявлением в администрацию <адрес> о согласовании плана схемы земельного участка на кадастровом плане территории для садоводства. ДД.ММ.ГГГГ она получила отказ администрации в согласовании схемы расположения земельного участка. По ее мнению, отказ администрации незаконен и нарушает ее права. В отказе администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ сказано, основанием для отказа согласования схемы земельного участка является отсутствие полномочий у администрации <адрес> по распоряжению испрашиваемым земельным участком, наложение испрашиваемого земельного участка на территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. <адрес> установлено, что запрашиваемый ею земельный участок расположен на территории садоводческого товарищества АОЗТ «Чигиринский». Однако никаких доказательств того, что запрашиваемый ею земельный участок находится на территории садоводческого товарищества АОЗТ «Чигиринский» и принадлежит этому садовому товариществу, администрацией <адрес> заявительнице предоставлено не было. В отказе согласования схемы расположения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ сказано, что запрашиваемый ФИО5 для согласования земельный участок заходит на границы земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> Из выписки Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг видно, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> не имеет границ. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

    На основании вышеизложенного прошу суд признать отказ администрации <адрес> согласования схемы земельного участка на кадастровом плане территории для садоводства от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным. Возложить судом на администрацию <адрес> обязанность пересмотреть заявление о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для садоводства от ДД.ММ.ГГГГ.

Заявитель ФИО1 в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель администрации <адрес> - ФИО6 возражал против удовлетворения заявленных требований в полном объеме, дополнительно пояснил, что отказ администрации в согласовании схемы ФИО7 законен и обоснован. Так как, согласно заключению МБУ «Информационный центр <адрес>» по результатам проверки координат, указанных в схеме земельного участка, по заявлению <номер> ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что запрашиваемый заявителем земельный участок, накладывается на земельный участок, ранее учтенный в базе Росреестра с кадастровым номером <данные изъяты> ранее поданный на согласование межевого плана ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению № 1088.

Заинтересованные лица ФИО8, ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес>, Управление Росреестра по <адрес> явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о причинах неявки суду не сообщили, о месте и времени рассмотрения дела были уведомлены надлежащим образом, ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> представили суду ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории площадью 1002 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, квартал <данные изъяты> из категории земель – земли населенных пунктов, для садоводства (вх. <номер> от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ за исх. <номер> администрация <адрес> дала ФИО1 ответ на ее заявление <номер> от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отказала в согласовании схемы расположения земельных участков по причине расположения испрашиваемого ФИО1 земельного участка в границах садоводческого товарищества АОЗТ «Чигиринское», и накладывается на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> находящийся в собственности другого лица.

Не согласившись с данным ответом, ФИО1 обратилась в Благовещенский районный суд с настоящим заявлением о его оспаривании.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (статья 255 ГПК РФ).

Рассматривая доводы ФИО1 изложенные в заявлении, а также основываясь на обстоятельствах, установленных в ходе судебного разбирательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.

Согласно п. 1 ст. 34 Земельного кодекса РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Пункт 2 указанной статьи устанавливает, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.

В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. 3 ст. 34 Земельного кодекса РФ).

В силу п. 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ, орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии с административным регламентом администрации <адрес> по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов о согласовании схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте территории <адрес>» утвержденным постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 1773, предоставление муниципальной услуги осуществляется администрацией <адрес> в лице отдела муниципальной собственности администрации <адрес>.

Пунктом 3.3. данного регламента предусмотрено, что специалист отдела муниципальной собственности, ответственный за предоставление муниципальной услуги, проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; обращается в муниципальное учреждение «информационный центр Благовещенского района» для согласования схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории Благовещенского района; обращается в отдел архитектуры и градостроительства администрации Благовещенского района для согласования схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории Благовещенского района на его соответствие генеральному плану поселения, проекту планировки, красным линиям застройки, о наличии сервитутов, о наличии подъездных путей; направляет заявителю в письменной форме уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги с указанием причин отказа.

При этом, в соответствии с п. 2.6. Административного регламента основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются: отсутствие в заявлении обязательной к указанию информации, установленной пунктом 2.2. настоящего регламента; при непредставлении определенных пунктом 2.2. настоящего административного регламента документов; отсутствие оснований для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории Благовещенского района в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, правилам землепользования и застройки района, в случае, если осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости имеются сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка; обращение за предоставлением муниципальной услуги ненадлежащего лица.

Пунктом 2.2. Административного регламента установлен перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги по согласованию схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане территории Благовещенского района: заявление согласно приложению № 2 с указанием: а) для граждан - фамилия, имя, отчество, паспортные данные, ИНН, телефон; б) для юридических лиц - наименование (с указанием организационно-правовой формы), место регистрации и место нахождения юридического лица; в) цели использования земельного участка; г) местоположение земельного участка; д) примерный размер земельного участка; - акт о выборе земельного участка для строительства (при намерениях осуществить строительство). К заявлению прилагаются следующие документы: 1) копия паспорта - для физических лиц, копии уставных документов - для юридических лиц; 2) копия документа, подтверждающего право на объект недвижимости (свидетельство о праве собственности, свидетельство о праве на наследство, договор купли-продажи, договор аренды, договор мены, договор дарения - если имеются); 3) копия документа, подтверждающего право на земельный участок (государственный акт, свидетельство о праве собственности, свидетельство о праве на наследство, договор купли-продажи, договор аренды, договор мены, договор дарения - если имеются); 4) копия доверенности (если обращение осуществляется через доверенное лицо); 5) копия технического и кадастрового паспорта объекта недвижимости (если имеется); 6) акт выбора земельного участка (в случае формирования земельного участка в целях проектирования и строительства капитальных объектов) (оригинал); 7) кадастровый паспорт земельного участка (если имеется) (оригинал); 8) схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласованная с главой сельсовета (в 3-х экземплярах). Схема должна быть изготовлена в системе координат МСК28, подписана лицом, изготовившим схему, и заверена печатью организации, ее изготовившей, и согласована с главой муниципального образования поселения, на территории которого запрашивается земельный участок (оригинал); 9) описание местоположения такого земельного участка, подготовленное гражданином; заключение правления некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином. В случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, администрация Благовещенского района вправе запросить дополнительно следующие документы: удостоверенная правлением данного некоммерческого объединения копия правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения; выписка из единого государственного реестра юридических лиц, содержащая сведения о данном некоммерческом объединении (в случае, если земельный участок составляет территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения).

    В соответствии с п. 4 ст. 28 Федерального закона № 66-ФЗ «О садоводческих огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан», в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы: описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином; заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.

Как было установлено судом, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о согласовании схемы расположения земельного участка площадью 1002 кв.м., в квартале <данные изъяты> в <адрес> для садоводства (вход. № 4160).

Причиной отказа в согласовании границ земельного участка по указанному заявлению ФИО1 поданного ею в администрацию ДД.ММ.ГГГГ, согласно ответа от ДД.ММ.ГГГГ № 01-14/7215, явилось то, что запрашиваемый земельный участок расположен на территории садоводческого товарищества АОЗТ «Чигиринское», и накладывается на земельный участок с кадастровым номером 28:10:132255:345, находящийся в собственности другого лица.

Вместе с тем, в нарушение ч. 1 ст. 249 ГПК РФ, в соответствии с которой именно на администрацию <адрес>, как на орган, вынесший оспариваемый ответ, возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого решения, администрация не представила в суд доказательств относительно того, что испрашиваемый ФИО1 земельный участок расположен на территории садоводческого товарищества АОЗТ «Чигиринское», равно как и сведений о местоположении и границах указанного садоводческого товарищества, несмотря на то, что судом в определении о принятии заявления к производству, подготовке к судебному разбирательству и назначении судебного заседания администрации <адрес> было прямо указано на необходимость предоставления доказательств законности оспариваемого отказа.

В обоснование отказа в части наложения земельного участка на другой участок представителем администрации <адрес> в судебное заедание была предоставлена выкопировка с базы МБУ «Информационный центр <адрес>» из которой следует, что запрашиваемый ФИО1 земельный участок, накладывается на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, поданный на согласование межевого плана ФИО8

Однако каких-либо доказательств того, что ФИО8 был согласован межевой план, администрация <адрес> не представла.

Кроме того, согласно кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № 28/1-15-21611, земельный участок расположен в <адрес>, с/т АОЗТ «Чигиринское» относится к категории земель населенных пунктов, для индивидуального садоводства, в качестве правообладателя земельного участка указан ФИО8, границы земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

    В силу части 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

    Следовательно, в порядке ст. 28 ЗК РФ может быть предоставлен земельный участок, свободный от прав третьих лиц. При этом в качестве основания для отказа может быть указано исключительно на наличие конкретных прав третьего лица на испрашиваемый участок.

    Таким образом, основания отказа в согласовании схемы расположения земельного участка по заявлению ФИО1 указанные администрацией <адрес>, не нашли своего подтверждения в судебном заседании, администрацией <адрес> в нарушение требований ч. 1 ст. 249 ГПК РФ не было предоставлено доказательств законности оспариваемого отказа.

При изложенных обстоятельствах отказ администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер> в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1002 кв.м., на кадастровом плане территории для садоводства, расположенного в <адрес> в кадастровом квартале <данные изъяты>, является незаконным.

Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

С учетом установленных обстоятельств, суд находит верным избранный истцом способ защиты нарушенного права заявителя, заключающийся в возложении на администрацию <адрес> обязанности повторно рассмотреть заявление ФИО1 о согласовании схемы расположения земельного участка площадью 1002 кв.м., расположенного в кадастровом квартале 28:10:<адрес>, из категории земель населенных пунктов, для садоводства, поступившее в администрацию <адрес> ДД.ММ.ГГГГ за № 4160.

Указанный способ восстановления нарушенных избран так же в связи с тем, что администрацией <адрес> фактически по существу не было рассмотрено заявление ФИО1

При выборе способа защиты нарушенного права истца, суд так же учитывает разъяснения, данные в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», согласно которым принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований и предрешать существо решения, которое должно быть принято.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковое заявление ФИО1 к администрации <адрес> об обжаловании действий (бездействия) органа местного самоуправления, возложении обязанности по совершению действий – удовлетворить.

Признать отказ администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер> в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1002 кв.м., для садоводства, расположенного в <адрес> в кадастровом квартале <данные изъяты>, незаконным.

Возложить обязанность на администрацию <адрес> повторно рассмотреть заявление ФИО2, поступившее в администрацию ДД.ММ.ГГГГ за <номер> о согласовании схемы расположения земельного участка площадью 1002 кв.м. на кадастровом плане территории для садоводства, расположенного в <адрес> в кадастровом квартале <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:

2-168/2015 ~ М-114/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Малашко Елена Александровна
Ответчики
Администрация Благовещенского района Амурской области
Другие
Управление Росреетсра по Амурской области
Суд
Благовещенский районный суд Амурской области
Судья
Прокофичев Дмитрий Николаевич
Дело на странице суда
blag-rs--amr.sudrf.ru
15.01.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.01.2015Передача материалов судье
16.01.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.01.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.01.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.02.2015Судебное заседание
12.02.2015Судебное заседание
24.02.2015Судебное заседание
28.02.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.04.2015Дело передано в архив
29.03.2016Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
30.03.2016Изучение поступившего ходатайства/заявления
15.04.2016Судебное заседание
20.04.2016Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
31.10.2016Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
03.11.2016Изучение поступившего ходатайства/заявления
07.12.2016Судебное заседание
23.12.2016Судебное заседание
23.01.2017Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее