РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 апреля 2017 года г.Тольятти
Комсомольский районный суд г.Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Сафьяновой Ю.А.,
при секретаре Ожигановой М.А.,
с участием истца Калашникова А.Г.,
представителя ответчика Рябовой И.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-514/2017 по иску Калашникова А.Г. к ГУ-Управлению Пенсионного Фонда РФ в Комсомольском районе г. Тольятти о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, о досрочном назначении пенсии,
установил:
Калашников А.Г. обратился с вышеуказанным иском, в последующем требования были уточнены. Истец просит включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельности по охране населения, периоды работы в льготном исчислении: с ... по ... в должности фельдшера-диспетчера станции скорой и неотложной медицинской помощи г.Тольятти, с ... по ... в должности медицинского брата палатного в сосудистом отделении клиники факультетской хирургии в Клиниках ... медицинского института, с ... по ... в должности врача-стоматолога в лечебно-оздоровительном комплексе санатория-профилактория «...» ОАО «...», с ... по ... в должности врача-стоматолога цеховой стоматологической службы центра медицины труда медико-профилактической службы ОАО «...», а также назначить ему пенсию с момента обращения – 02.11.2016.
В судебном заседании истец на удовлетворении исковых требований с учетом дополнений настаивал, пояснив, что 02.11.2016 он обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости. Ответчиком было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа работы 30 лет, по мнению ответчика на дату обращения стаж заявителя составил ... лет ... месяца ... дней. С данным решением истец не согласен, считает необходимым включить спорные периоды в специальный стаж, поскольку он осуществлял лечебную деятельность, то обстоятельство, что занимаемые им должности и наименования учреждений не предусмотрены Списками не могут служить препятствием в отказе в назначении ему досрочной пенсии.
Представитель ответчика ГУ-Управления Пенсионного Фонда РФ в Комсомольском районе г. Тольятти Рябова И.Л. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, пояснив, что истцу обоснованно было отказано во включении спорных периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по основаниям, изложенным в протоколе заседания комиссии от 02.02.2014.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, суд считает иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция РФ в соответствии с целями социального государства (ст. 39 ч.1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого – предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии с ч.2 ст.39 Конституции РФ устанавливаются законом.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочную пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения имеют лица, проработавшие в должностях и в учреждениях, предусмотренных Списком должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденным Постановлением Правительства РФ 27.10.02 г. № 781, а также Списками, утвержденными Постановлениями Правительства № 464 от 06.09.1991 г. и № 1066 от 22.09.1999 г. не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо только в городах.
Пунктом 2 статьи 27 указанного закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 27, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п.6 Постановления Правительства РФ от 24.07.2002г. №555 и в соответствии со ст. 66 Трудового Кодекса РФ основным документом, подтверждающим периоды трудовой деятельности, является трудовая книжка.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. №2-П при исчислении специального стажа могут применяться правовые акты, действующие на момент вступления в законную силу ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», т.е. «Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений», утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №464, Список и Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. №1066.
Согласно п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.
В Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет входят должности врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Согласно п.4 Постановления Правительства РФ №1066 от 22.09.1999 года и п.2 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 года №516 Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.
Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения, и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В этой связи в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, независимо от того, выработал ли гражданин до дня изменения правого регулирования необходимый стаж полностью или частично.
Следовательно, при исчислении стажа работы, дающего право на досрочную пенсию, вопрос о включении того или иного периода работы в указанный стаж должен разрешаться на основании законодательства, действовавшего на время выполнения указанной работы.
Судом установлено, что ... решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ в Комсомольском районе г. Тольятти №... Калашникову А.Г. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения из-за отсутствия требуемого специального медицинского стажа работы 30 лет, поскольку стаж истца на дату обращения (02.11.2016) в Пенсионный фонд составляет ... лет ... месяца ... дней.
Из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ в Комсомольском районе г.Тольятти следует, что в специальный трудовой стаж Калашникова А.Г. не засчитаны в льготном исчислении, в том числе:
- с ... по ... в должности фельдшера-диспетчера станции скорой и неотложной медицинской помощи г.Тольятти, т.к. данная должность не предусмотрена Списками,
- с ... по ... в должности медицинского брата палатного в сосудистом отделении клиники факультетской хирургии в Клиниках ... медицинского института (этот период засчитан в календарном исчислении),
- с ... по ... в должности врача-стоматолога в лечебно-оздоровительном комплексе санатория-профилактория «...» ОАО «...», т.к. учреждение с таким наименованием не предусмотрено Списком,
- с ... по ... (в том числе периоды работы в режиме сокращенного рабочего дня с ... по ..., донорские дни и дни простоя) в должности врача-стоматолога цеховой стоматологической службы центра медицины труда медико-профилактической службы ОАО «...», т.к. учреждение с таким наименованием не предусмотрено Списком.
Из трудовой книжки Калашникова А.Г. видно и по существу не оспаривается ответчиком, что он работал в спорные периоды.
Основанием для невключения пенсионным органом в специальный стаж Калашникова А.Г. периода с ... по ... в должности фельдшера-диспетчера станции скорой и неотложной медицинской помощи г.Тольятти и исчисление в календарном исчислении периода с ... по ... в должности медицинского брата палатного в сосудистом отделении клиники факультетской хирургии в Клиниках ... медицинского института, послужило то, что данные должности не предусмотрены Списками.
Согласно выданной ... ГБУЗ Самарской области «...» справке, уточняющей занятость в соответствующих должностях за периоды работы, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, Калашников А.Г. работал в указанный период фельдшером-диспетчером (л.д.33-34).
Из справки, выданной ... ГБУ ВПО СамГМУ Минздрав России, уточняющей занятость в соответствующих должностях за периоды работы, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, видно, что Калашников А.Г. работал в Клиниках ... медицинского института в должности медицинского брата палатного в сосудистом отделении клиники факультетской хирургии в Клиниках ... медицинского института. При этом сосудистое отделение клиники факультетской хирургии является отделением хирургического профиля стационара (л.д.40-41).
Пленум Верховного Суда РФ в п. 19 Постановления от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснил, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 01.01.2002 могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066.
Согласно действовавшему до 1 ноября 1999 г. правовому регулированию в Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, входили врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
При этом исчисление сроков выслуги производится как один год работы в этих должностях и подразделениях за один год и 6 месяцев.
Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397, пенсии за выслугу лет работникам здравоохранения (врачам и другим работникам здравоохранения - при стаже работы по специальности не менее 25 лет в сельских местностях и поселках городского типа (рабочих поселках) и не менее 30 лет в городах) назначались в соответствии с Перечнем учреждений, организаций и должностей согласно Приложения (п. 1 пп. "б").
В приложенном к постановлению Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, поименованы медицинские братья - независимо от наименования должности, а также больничные учреждения всех типов и наименований, в том числе клиники.
Таким образом, из изложенного следует, что станция скорой и неотложной медицинской помощи относится к учреждениям здравоохранения, должность фельдшера-диспетчера, которую занимал истец в спорный период, относится к должностям среднего медицинского персонала и работа в этой должности подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию Калашникова А.Г.
Суд также принимает во внимание, что согласно Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, который можно применять по правоотношениям до 01.11.1999 г., среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и шесть месяцев.
Учитывая, что должность «медбрат» относится к среднему медицинскому персоналу, сосудистое отделение стационара относится к отделению хирургического профиля, работал истец в клинике (стационаре), суд приходит к выводу, что период работы истца с ... по ... в должности медицинского брата палатного в сосудистом отделении клиники факультетской хирургии в Клиниках ... медицинского института подлежит включению в льготный стаж как один год за один год и шесть месяцев.
Также в специальный стаж пенсионным органом не был включен период работы Калашникова А.Г. с ... по ... (в том числе периоды работы в режиме сокращенного рабочего дня с ... по ..., донорские дни и дни простоя) в должности врача-стоматолога цеховой стоматологической службы центра медицины труда медико-профилактической службы ОАО «...», т.к. учреждение с таким наименованием не предусмотрено Списком.
Согласно справке, уточняющей периоды работы, Калашников А.Г. работал на ... ст. с ... по ... в должности врача-стоматолога 1 категории цеховой стоматологической службы в медико-санитарной части (ЦМТ) медико-профилактической службы ОАО «...», за исключением периодов работы в режиме сокращенного дня (с ... по ...), донорских дней (с ... по ..., с ... по ..., с ... по ...) (л.д.46-47).
Из исторической справки по медико-профилактической службе ОАО «...» и ее структурным подразделениям от ... следует, что ... создан Центр медицины труда на базе цеховых профилакториев службы производственной профилактики санатория-профилактория «...», заводских здравпунктов и заводской скорой помощи. ... в соответствии с приказом ОАО «...» от .... № ... «Об изменении названия Центра медицины труда Медико-профилактической службы ОАО «...» утверждена организационная структура медико-профилактической службы ОАО «...» (л.д.28).
Согласно положению о Центре медицины труда ..., утвержденному решением Совета директоров АО ... ..., Центр медицины труда ... является структурным подразделением, оказывает специализированную профилактическую помощь, проводит профилактические, лечебно-диагностические и реабилитационные мероприятия в соответствии с базовой программой по профпатологии обязательного медицинского страхования, организует и осуществляет предварительные медицинские осмотры всех рабочих (л.д.143-150).
Из положения о Медико-санитарной части (Центре медицины труда) АО «...» видно, что Медико-санитарная часть (МСЧ) ЦМТ является лечебно-профилактическим учреждением, оказывающим медицинскую помощь работникам ОАО «...» и работникам иных предприятий. Основным предметом деятельности является оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи прикрепленному контингенту с целью снижения общей и профессиональной заболеваемости, производственного травматизма, трудопотерь по состоянию здоровья, выполнение программ обязательного медицинского страхования (л.д.157-178).
Согласно должностной инструкции врача-стоматолога стоматологического отделения, утвержденной главным врачом МСЧ (ЦМТ) ОАО «...» ..., основной задачей врача-стоматолога является оказание в амбулаторных условиях квалифицированной лечебно-диагностической и профилактической помощи пациентам с заболеваниями зубов и полости рта (л.д.180).
На осуществление медицинской деятельности Центру медицины труда ОАО «...» ... выдана соответствующая лицензия (л.д.183).
Работа в должности врача-стоматолога предусмотрена Списком должностей, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Поэтому суд считает, что разница в наименовании учреждения неоднократно переименованного не влияет на назначение пенсии истцу, поскольку установлено, что врач-стоматолог исполнял одни и те же обязанности по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Действующим в настоящее время Списком должностей и учреждений, работа в которых в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, разделом «наименование учреждений предусмотрены «Центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по здоровья населения», а также «Медико-санитарная часть».
При таких обстоятельствах, суд считает, что название учреждения, в котором работал истец, не может служить основанием для отказа для включения в стаж оспариваемые периоды, поскольку независимо от того, в каком учреждении осуществлялась лечебная деятельность, наименование учреждения дает право на пенсию по выслуге лет. В противном случае была бы нарушена ст. 19 Конституции РФ, гарантирующая равенство граждан перед законом. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
При этом суд учитывает, что в силу пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, не включаются в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды простоя (как по вине работодателя, так и по вине работника). Таким образом, период работы Калашникова А.Г. в режиме сокращенного дня с ... по ... не подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
Включая в специальный стаж истца дни сдачи крови, а также последующие дни отдыха (донорские дни) (с ... по ..., с ... по ..., с ... по ...), суд руководствуется положениями ст. 186 ТК РФ, предусматривающей, что при сдаче крови и ее компонентов за работником сохраняется его средний заработок за дни сдачи крови и предоставленные в связи с этим дни отдыха. Из разъяснений, изложенных в письме Пенсионного фонда Российской Федерации N ... от ..., следует, что работникам, являющимся донорами, день сдачи крови, а также последующий день отдыха засчитывается в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, поскольку в эти дни за работниками сохраняется средний заработок, а в табеле учета рабочего времени указывается полный рабочий день.
Из записей трудовой книжки Калашникова А.Г. следует, что ... он был принят врачом-стоматологом в ... лечебно-оздоровительного комплекса санатория профилактория «...», ... врачебная амбулатория переименована в «...», ... Калашников А.Г. уволен по собственному желанию (л.д.16).
Переименование организации подтверждается также приказом генерального директора ОАО «...» от .... Приказом от ... подтверждается введение в структуру АО» ...» лечебно-оздоровительного комплекса и врачебной амбулатории медицинской службы с присвоением цеху номера ....
В справке, уточняющей занятость Калашникова А.Г., выданной ... АО «...», спорный период также указан со ссылкой на приказы (л.д.36-37). Штатными расписаниями ОАО «...» также подтверждается работа Калашникова А.Г. в лечебно-оздоровительном комплексе и врачебной амбулатории.
Согласно действовавшему до 1 ноября 1999 г. правовому регулированию (постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет") в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций) (абзац пятый пункта 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464).
В Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, были поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, а также врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.
С 1 ноября 1999 г. был введен в действие новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066.
Этим списком к учреждениям здравоохранения, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, были отнесены, в частности, санатории (курорты) (в том числе детские) для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические (пункт 21 Списка, раздел "Наименование учреждений"), к должностям - должность врача.
Аналогичное правовое регулирование было предусмотрено и пунктом 21 раздела "Наименования учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, действовавшего на время возникновения спорных отношений.
Из приведенных выше нормативных положений, регулирующих спорные отношения, следует, что с 1 ноября 1999г. только медицинским работникам, работающим в санаториях определенного профиля, поименованного в указанных списках, периоды такой работы включаются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Таким образом, с 1 ноября 1999г. изменилось правовое регулирование пенсионного обеспечения медицинских работников санаториев (курортов), которое стало предусматривать включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работу в том числе медицинских сестер в санаториях (курортах) только определенного профиля - для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологических больных. Работа по медицинским специальностям в санаториях (курортах) иных, помимо перечисленных в указанном перечне профилей, после принятия постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999г. N 1066, а именно после 1 ноября 1999г., не включается в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
В соответствии с пунктом 5.2.11.15 приложения к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2007 г. N 522 "О ведении государственного реестра курортного фонда Российской Федерации" медицинская специализация (профиль) санатория определяется в соответствии с приложением к лицензии на медицинскую деятельность.
Между тем суд приходит к выводу, что истцом не представлено доказательств работы именно в лечебном учреждении, на работу он был принят в ОАО «...», не являющимся таковым. При этом из представленных в материалы дела документов следует, что санаторий-профилакторий «...» не имеет таких профилей деятельности, как лечение туберкулеза всех форм, лечение больных с последствиями полиомиелита, гематологических больных, больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, больных ревматизмом и психоневрологических больных, то есть перечисленных в пунктах 21 списков, утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 и от 29 октября 2002 г. N 781.
Суд также принимает во внимание, что отсутствует подтверждение льготного характера работы Калашникова А.Г. сведениями его индивидуального персонифицированного учета, а также о том, что согласно имеющимся в материалах дела учредительным документам санаторий никогда не имел организационно-правовой формы учреждения, что исключает возможность для досрочного назначения медицинским работникам этого санатория трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, так как право на назначение такой пенсии в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 и от 29 октября 2002 г. N 781 и исходя из разъяснений, данных в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", предоставляется только работникам учреждений здравоохранения.
Данная позиция неоднократно была предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации, в том числе была изложена в определении от 17.10.2016 №78-КГ16-34.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что период работы Калашникова А.Г. с ... по ... в должности врача-стоматолога в лечебно-оздоровительном комплексе санатория-профилактория «...» ОАО «...» не подлежит включению в специальный стаж. Никаких сведений о том, что санаторий «...» осуществляет лечение по профилям, указанным в разделе «Наименование учреждений» Списка, суду не предоставлено. Санаторий-профилакторий «...» являлся структурным подразделением ОАО "...", которое, в свою очередь, не являлось учреждениями здравоохранения, не отвечало признакам лечебного учреждения здравоохранения.
Как видно из материалов дела Калашников А.Г. обратился в УПФ РФ по Комсомольскому району г. Тольятти с заявлением о назначении досрочной пенсии 02.11.2016.
Из решения №... от ... следует, что на 02.11.2016 специальный стаж Калашникова А.Г. составляет ... лет ... месяца ... дней.
С учетом включенных судом периодов работы истца в специальный стаж с ... по ... в должности фельдшера-диспетчера станции скорой и неотложной медицинской помощи г.Тольятти, с ... по ... в должности медицинского брата палатного в сосудистом отделении клиники факультетской хирургии в Клиниках ... медицинского института, с ... по ... в должности врача-стоматолога цеховой стоматологической службы центра медицины труда медико-профилактической службы ОАО «...» (за исключением периодов работы в режиме сокращенного дня с ... по ...) стаж Калашникова А.Г составляет менее 30 лет, что недостаточно для назначения досрочной трудовой пенсии, следовательно, права на досрочную пенсию у истца не возникло, и ему правомерно отказано в назначении данной пенсии. Таким образом, требования о назначении досрочной трудовой пенсии с момента обращения, т.е. с 02.11.2016 удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,56,194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Калашникова А.Г. удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Комсомольском районе г.Тольятти включить в специальный стаж Калашникова А.Г. периоды работы:
- с ... по ... в должности фельдшера-диспетчера станции скорой и неотложной медицинской помощи г.Тольятти,
- с ... по ... в должности медицинского брата палатного в сосудистом отделении клиники факультетской хирургии в Клиниках ... медицинского института,
-с ... по ... в должности врача-стоматолога цеховой стоматологической службы центра медицины труда медико-профилактической службы ОАО «...», за исключением периодов работы в режиме сокращенного дня с ... по ....
В удовлетворении исковых требований Калашникова А.Г. о включении в специальный стаж периода с ... по ... в должности врача-стоматолога в лечебно-оздоровительном комплексе санатория-профилактория «...» ОАО «...», досрочном назначении пенсии - отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Судья Сафьянова Ю.А.
Решение в окончательной форме изготовлено 26 апреля 2017 года.
Судья Сафьянова Ю.А.