Мотивированное решение изготовлено 03.07.2017 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Алапаевск
26 июня 2017 г.
Алапаевский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Петрашова В.В., при секретаре Худяковой С.С.,
с участием Алапаевского городского прокурора в лице помощника Глуховой Е.Ю.,
ответчика Администрации МО г. Алапаевск в лице представителя Вихаревой В.Л., действующей на основании доверенности,
государственного органа ГИБДД МО МВД России «Алапаевский» в лице Никитина Н.С., предоставившего служебное удостоверение,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-704/2017 по иску
Алапаевского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО г. Алапаевск об обеспечении безопасности дорожного движения,
УСТАНОВИЛ:
Алапаевский городской прокурор (далее – Прокурор) уточнив исковые требования, в соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО г. Алапаевск (далее – Администрация) об обязании ответчика в течение 40 дней с момента вступления решения суда в законную силу осуществить на территории г. Алапаевска ремонт дороги на участке улицы Фрунзе от улицы 3 Интернационала до улицы Бр.Бессоновых; на участке улицы Фрунзе от улицы Бр. Бессоновых до улицы Глухих; осуществить ремонт тротуара на участке улицы Фрунзе от улицы Бр.Бессоновых до улицы Глухих; установить дорожные знаки на пересечении улицы Фрунзе и улицы Бр. Бессоновых в соответствии с ГОСТ Р 50597-93; установить стационарное уличное освещение в необходимых местах в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007, на участке улицы Фрунзе от 3 Интернационала до улицы Ветлугина.
Заявитель в обоснование иска указал на то, что Алапаевской городской прокуратурой совместно с ГИБДД МО МВД РФ «Алапаевский» проведена проверка в сфере безопасности дорожного движения, в ходе которой согласно актам проверки эксплуатационного состояния улично-дорожной сети от 02.05.2017 г., 16.05.2017 г. и 22.05.2017 г. установлено, что состояние дорожного покрытия
на участке улицы Фрунзе от улицы 3 Интернационала до улицы Бр.Бессоновых - в асфальтобетонном покрытии проезжей части дороги имеются дефекты, в виде выбоин и просадков, сформирован застой воды на проезжей части дороги что является нарушением п. п. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы», утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 г. № 221;
на участке улицы Фрунзе от улицы Бр. Бессоновых до улицы Глухих в гравийно-щебеночном покрытии проезжей части дороги имеются разрушения покрытия в виде поперечных выступов и углублений, сформирован застой воды на проезжей части дороги, что является нарушением п. 3. ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы», утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 г. № 221;
на участке улицы Фрунзе от улицы Бр.Бессоновых до улицы Глухих разрушено (отсутствует) асфальтобетонное покрытие тротуара, что является нарушением п. п. 3. ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы», утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 г. № 221;
на пересечении улицы Фрунзе и улицы Бр. Бессоновых отсутствуют дорожные знаки, предусмотренные проектом организации дорожного движения: 2.1 «Главная дорога» - 2 шт., 2.4. «Уступите дорогу» - 2 шт., что является нарушением п. 4.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы», утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 г. № 221;
на участке улицы Фрунзе от 3 Интернационала до улицы Ветлугина отсутствует стационарное электрическое освещение автомобильной дороги, что является нарушением п. 4.6 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 г. № 270-ст, то есть состояние дорожного покрытия и дорожной инфраструктуры на указанных участках дороги местного значения в г.Алапаевске не соответствует установленным требованиям ГОСТ Р 50597-93 и 52766-2007 и не обеспечивает безопасность дорожного движения.
Данный факт подтверждается Актами обследования эксплуатационного состояния улично-дорожной сети на территории МО г. Алапаевск от 02.05.2017 г., 16.05.2017 г., 22.05.2017 г. В целях оперативного принятия мер к устранению вывяленных недостатков, составляющих помехи движению и оказывающих угрозу его безопасности, 02.05.2017 г. МКУ «Дирекция единого заказчика» (далее – МКУ «ДЕЗ»), выдано предписание об устранении нарушений законодательства, с указанием сроков устранения выявленных недостатков, которые в установленное законом время не устранены, в связи с чем МКУ «ДЕЗ» привлечен к административной ответственности.
Состояние дорожного покрытия и дорожной инфраструктуры на участке улицы Фрунзе от улицы 3 Интернационала до улицы Бр.Бессоновых; на участке улицы Фрунзе от улицы Бр. Бессоновых до улицы Глухих; на участке улицы Фрунзе от улицы Бр.Бессоновых до улицы Глухих; на пересечении улицы Фрунзе и улицы Бр. Бессоновых; на участке улицы Фрунзе от 3 Интернационала до улицы Ветлугина в г.Алапаевске не соответствует установленным требованиям ГОСТ Р 50597-93 и 52766-2007 не обеспечивает безопасность дорожного движения, а орган местного самоуправления – Администрация МО г. Алапаевск, не принимает должных мер к самостоятельному решению вопросов обеспечения безопасности дорожного движения и надлежащего содержания автомобильных дорог общего пользования в границах МО г. Алапаевск.
Своим бездействием Администрация нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, и как следствие, на охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов.
Представитель Администрации в судебном заседании, не оспаривая факт ненадлежащего содержания дороги местного значения, установленный совместным со специалистом МКУ «ДЕЗ» Актом обследования эксплуатационного состояния улично-дорожной сети на территории МО г. Алапаевск от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ иск Прокурора не признал, в связи с тем, что Администрация не является лицом, на которое непосредственно возложена обязанность по содержанию автомобильных дорог, так как постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ № уличная дорожная сеть, в том числе автомобильные дороги местного значения, переданы в оперативное управление МКУ «ДЕЗ», обязанное осуществлять их надлежащее содержание и ремонт, то есть представитель ответчика ссылается на то, что Администрация не является надлежащим ответчиком.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает иск Прокурора, подлежащим удовлетворению.
Из Актов обследования эксплуатационного состояния улично-дорожной сети на территории МО г. Алапаевск от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ содержание последнего из которых Администрацией не оспаривается, следует, что на указанном Прокурором участке автомобильной дороги местного значения в нарушение ГОСТ Р 50597-93 и 52766-2007 выявлены недостатки в ее эксплуатационном состоянии, указанные в иске.
В целях оперативного принятия мер к устранению вывяленных недостатков, составляющих помехи движению и оказывающих угрозу его безопасности, ДД.ММ.ГГГГ МКУ «Дирекция единого заказчика» (далее – МКУ «ДЕЗ»), выдано предписание об устранении нарушений законодательства, с указанием сроков устранения выявленных недостатков, которые в установленное законом время не устранены, в связи с чем МКУ «ДЕЗ» привлечен к административной ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ (в ред. от 14.10.2014) «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 14.10.2014) «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия
состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Из указанных норм следует, что не соответствующие установленным государством стандартам автомобильные дороги являются небезопасными.
В соответствии с пунктом 9 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В силу пункта 11 статьи 5 названного Закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа
Как установлено пп. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 06.10.2003 и п. 3 ч. 1 ст. 38 Устава МО город Алапаевск к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Дорожная деятельность в силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Понятие «содержание автомобильной дороги» раскрыто в пункте 12 статьи 3 данного Закона и определяется как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 13 и с пунктами 1, 2, 3, статьи 17 Закона о дорожной деятельности к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
На основании изложенного, судом достоверно установлено, что автомобильные дороги в г. Алапаевске, являются небезопасными, а обязанность их содержания и ремонта в соответствии с установленными государством стандартами в ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дроги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утв. Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 г. № 221 и ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 г. № 270-ст, лежит на органе местного самоуправления – Администрации. При этом согласно нормам Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 06.10.2003 орган местного самоуправления не вправе делегировать кому-либо свои полномочия по вопросам местного значения, в том числе, обязанность по осуществлению предусмотренной законом дорожной деятельности.
В соответствии со ст. 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации в качестве способа защиты гражданских прав предусматривается восстановление положения, существующего до нарушения права и пресечение действий, нарушающих, право или создающих угрозу его нарушения.
При установленных обстоятельствах суд считает требования Прокурора обоснованными, а бездействие Администрации, выразившееся в ненадлежащем содержании автомобильных дорог в г. Алапаевске, незаконным, поэтому считает обязать Администрацию принять меры к соблюдению требований безопасности дорожного движения и осуществить работы по приведению автомобильных дорог в соответствие с ГОСТ.
Обсудив требование Прокурора об исполнении решения по приведению дороги в соответствии с ГОСТ в течение 40 дней с момента вступления решения суда в законную силу, суд считает его подлежащим удовлетворению, так как в соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд, исходя из баланса интересов взыскателя и должника, не возражавшего против уточненного Прокурором срока осуществления ремонта дороги, установки дорожных знаков и стационарного уличного освещения считает, что заявленный Прокурором срок, в течение которого решение подлежит исполнению, является соразмерным и разумным.
В соответствии с действующим законодательством Прокурор при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины. В то же время на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36. Налогового кодекса Российской Федерации ответчик - Администрация, будучи органом местного самоуправления, выступающая по делу в качестве ответчика, также освобождена от уплаты госпошлины, поэтому суд согласно ч. 4 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает не взыскивать госпошлину в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Обязать Администрацию МО г. Алапаевск в течение 40 дней с момента вступления решения суда в законную силу на территории г. Алапаевска осуществить:
ремонт дороги на участке улицы Фрунзе от улицы Третьего Интернационала до улицы Бр.Бессоновых;
ремонт дороги и тротуара на участке улицы Фрунзе от улицы Бр. Бессоновых до улицы Глухих;
установить в соответствии с ГОСТ Р 50597-93 дорожные знаки на пересечении улиц Фрунзе и Бр. Бессоновых;
установить в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007 стационарное уличное освещение на участке улицы Фрунзе от улицы Третьего Интернационала до улицы Ветлугина.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Алапаевский городской суд.
Судья:
Петрашов В.В.