Дело № 2-1015/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Можга УР 29 мая 2017 года
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кожевниковой Ю.А.,
при секретаре Уразовой Е.В.,
с участием представителя истца Якимова И.В., представившего удостоверение адвоката №*** и ордер №*** от дд.мм.гггг,
представителя ответчика Хисамутдиновой Е.В., действующей на основании доверенности от дд.мм.гггг,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пупышевой Н.И. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонное) о восстановлении пенсионных прав,
у с т а н о в и л:
Пупышева Н.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонное) с требованиями:
- признать незаконным решение №*** от дд.мм.гггг об отказе в установлении пенсии,
- включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период нахождения в отпуске по беременности и родам с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг в льготном исчислении как <данные изъяты> год <данные изъяты> месяца за <данные изъяты> год работы; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг в календарном исчислении.
- назначить досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения за её назначением, т.е. с дд.мм.гггг.
Исковое заявление мотивировано тем, что дд.мм.гггг Пупышева Н.И. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Можге Удмуртской Республике (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
дд.мм.гггг решением №*** ответчик отказал истцу в установлении пенсии, т.к. льготный стаж на дату обращения составил <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дня.
Истица считает решение УПФР об отказе в установлении пенсии незаконным. Во время отпуска по беременности и родам с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг истица находилась в трудовых отношениях с <***>, расположенной в сельской местности, в должности медицинской сестры, поэтому данный период должен быть зачтен в медицинский стаж на основании пункта 2 Постановления № 464 как <данные изъяты> год и <данные изъяты> месяца за <данные изъяты> год работы.
Поскольку условием допуска медицинского работника к работе и его обязанностью является повышение квалификации, во время нахождения на курсах повышения квалификации за работником сохраняется место работы и средняя заработная плата, то периоды нахождения на курсах повышения квалификации должны быть зачтены в специальный стаж истца в календарном исчислении.
При включении вышеуказанных периодов работы, на дату обращения специальный стаж составит более 25 лет, что позволяет назначить досрочную страховую пенсию истцу.
В судебное заседание истица Пупышева Н.И. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом. Заявлением от дд.мм.гггг истица просила рассмотреть дело без её участия.
На основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие истца.
Ранее, в судебном заседании от дд.мм.гггг истица на исковых требованиях настаивала, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, подтвердила факт нахождения в отпуске по беременности и родам с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг.
Представитель истца Якимов И.В. поддержал исковые требования, дополнительно пояснил, что на дату обращения с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости у истца имелся необходимый льготный стаж в количестве более 25 лет, поэтому отказ пенсионного органа в установлении пенсии являлся незаконным.
Представитель ответчика Хисамутдинова Е.В. исковые требования не признала, поддержав позицию пенсионного органа, изложенную в оспариваемом решении.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
дд.мм.гггг Пупышевой Н.И., дд.мм.гггг года рождения, обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
дд.мм.гггг решением ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонное) №*** истице отказано в установлении пенсии.
В стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, не засчитаны периоды нахождения на курсах повышения квалификации с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг.
Истица оспаривает отказ во включении названных периодов в специальный стаж, а также порядок исчисления периода отпуска по беременности и родам с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг в календарном исчислении.
С 01.01.2015 г. пенсионные правоотношения регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту Федеральный закон № 400-ФЗ). В соответствии со ст. 8 данного Закона право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не ниже минимальной, определенной законом на день установления страховой пенсии, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста (пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
Поскольку трудовая деятельность истца протекала в сельской местности, при оценке пенсионных прав суд исходит из необходимости наличия у истца специального стажа в объеме 25 лет.
С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии (ч. 3 ст. 35 Федерального закона № 400-ФЗ).
Ответчиком не оспаривается наличие у истца необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента.
В силу пунктов 2, 3, 4 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Оценка пенсионных прав истца пенсионным органом произведена в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П (за период до 01.01.2002 г. на основании нормативных правовых актов, действовавших по состоянию на 31.12.2001 г.).
С дд.мм.гггг по дд.мм.гггг (<данные изъяты> мес. <данные изъяты> дня) истица находилась в отпуске по беременности и родам во время работы в должности фельдшера доврачебного приема больных <***> больница МЗ УР», что подтверждается лицевой карточкой, справками работодателя от дд.мм.гггг, дд.мм.гггг.
По смыслу трудового законодательства Российской Федерации, отпуск по беременности и родам не относится к ежегодным оплачиваемым отпускам. Согласно ранее действовавшей статье 165 КзОТ РФ основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности, который в соответствии с Приказом Минздравмедпрома РФ № 206, Постановлением ФСС РФ № 21 от 19.10.1994 г., служит документом, подтверждающим временную нетрудоспособность. Данные обстоятельства свидетельствуют о сохранении за работником в спорный период трудовых отношений по занимаемой должности, а значит и сохранении всех гарантий, в том числе, гарантии исчисления стажа работы в льготном исчислении.
В оспариваемый период нахождения в отпуске по беременности и родам истица сохраняла трудовые отношения по занимаемой должности в учреждениях, работа в которых дает право на льготное исчисление данных периодов; условия трудового договора у неё не менялись.
Согласно действовавшему до 1 ноября 1999 г. правовому регулированию (Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет») в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций) (абзац пятый пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464).
В Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, были поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, а также врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.
При этом абзацем вторым пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 было установлено, что исчисление сроков выслуги работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, производится по следующим правилам: один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и 3 месяца.
На необходимость включения в медицинский стаж периода отпуска по беременности и родам указано и в совместном информационном письме Минтруда России и Пенсионного фонда РФ от 04.11.2002 г. № 7392-ЮЛ/ЛЧ-25-25/10067.
В пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. № 30 разъяснено, что с учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном в статье 255 Трудового кодекса РФ, ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Следовательно, в льготном исчислении продолжительность отпуска по беременности и родам составит 1 мес. 15 дней.
Период нахождения на курсах повышения квалификации с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг во время работы в должности медицинской сестры физиотерапевтического кабинета <***> больница МЗ УР» имел место во время действия Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066.
Другие вышеуказанные периоды нахождения на курсах повышения квалификации протекали во время действия Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.
При исчислении стажа работы в части, не урегулированной Правилами № 781, применяются Правила № 516 (пункт 2 Правил № 781).
В соответствии с пунктом 4 Правил № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статьей 112 КЗоТ РФ, действовавшего до 01.02.2002 г., было установлено, что при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
Аналогичные положения предусмотрены в статье 187 ТК РФ.
Следовательно, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Как следует из Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 и от 29.10.2002 г. № 781, во время обучения на курсах повышения квалификации истица состояла в должностях и учреждениях, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. До направления на курсы повышения квалификации и по возвращении из них Пупышева Н.И. работала полный рабочий день, периодов прерывания специального стажа из материалов дела не усматривается.
В силу занимаемой должности истица была обязана периодически проходить обучение с целью повышения квалификации на соответствующих профильных курсах, что предусматривалось ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Приказом Минздрава РФ от 09.08.2001 г. № 314 «О порядке получения квалификационных категорий», Приказом Минздрава России от 23.04.2013 г. № 240н.
При изложенных обстоятельствах, время обучения на курсах повышения квалификации подлежит включению в специальный стаж истца.
Согласно ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
На дату обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии ответчиком признан льготный стаж истца продолжительностью <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дня. При включении периодов нахождения на курсах повышения квалификации (всего <данные изъяты> мес. <данные изъяты> дн.), а также при исчислении периода нахождения в отпуске по беременности и родам в льготном исчислении (<данные изъяты> мес. <данные изъяты> дн.) специальный стаж истца является достаточным для назначения досрочной страховой пенсии на основании пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ с даты обращения, т.е. с дд.мм.гггг Следовательно, решение ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонное) №*** от дд.мм.гггг об отказе в установлении пенсии является незаконным.
Истец при подаче искового заявления уплатил госпошлину в размере <данные изъяты> руб., а также понес расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей, что подтверждается копией квитанции №*** от дд.мм.гггг.
В соответствии со ст. 88 ч. 1 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела наряду с другими относятся суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы
В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах (ст. 100 ГПК РФ).
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства (пункт 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 г. № 1).
Определяя размер взыскания расходов на оплату услуг представителя с учетом требования о разумности и соблюдения баланса интересов сторон, руководствуясь правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определениях от 20.10.2005 г. № 355-О, от 17.07.2007 г. № 382-О-О, суд учитывает соотносимость понесенных расходов с объемом защищаемого права; степень сложности дела; количество времени, затраченного представителем на ведение дела; объем оказанной юридической помощи, и приходит к выводу о том, что требование заявителя подлежит удовлетворению частично в размере 5000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Пупышевой Н.И. к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонное) о восстановлении пенсионных прав - удовлетворить.
Признать незаконным решение ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонное) №*** от дд.мм.гггг об отказе Пупышевой Н.И. в установлении пенсии.
Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонное) включить Пупышевой Н.И. в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости:
- период нахождения в отпуске по беременности и родам с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг - в льготном исчислении, как <данные изъяты> год работы за <данные изъяты> год и <данные изъяты> месяца,
- периоды нахождения на курсах повышения квалификации с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг в календарном исчислении, и
назначить досрочную страховую пенсию по старости с дд.мм.гггг.
Взыскать с ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонное) в пользу Пупышевой Н.И. госпошлину <данные изъяты> руб., расходы на оплату услуг представителя <данные изъяты> руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение изготовлено 30.05.2017 г.
Председательствующий судья- Кожевникова Ю.А.