Дело №12-2-8/2019
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
р.п.Кадошкино 03 апреля 2019 года
Судья Инсарского районного суда Республики Мордовия Белоусов А.А., при секретаре Царапкиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда по адресу: Республика Мордовия, Кадошкинский район, р.п.Кадошкино, ул.Крупской, 9б, жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «Ника» Лобанова В.М. на постановление начальника отдела государственного лесного надзора Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия Васина Н.А. №7/2018/609 от 21 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Ника»,
установил:
Директор Общества с ограниченной ответственностью «Ника» (далее по тексту - ООО «Ника») Лобанов В.М. обратился в суд с жалобой постановление начальника отдела государственного лесного надзора Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия Васина Н.А. №7/2018/609 от 21 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, которым ООО «Ника» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей. Считает указанное постановление незаконным и необоснованным по тем основаниям, что нарушения выявлены 20 сентября 2018 года в ходе проведения мероприятий по патрулированию в лесах в квартале 29 выделе 10,12 делянке 2 Пушкинского участкового лесничества ГКУ РМ «Ковылкинское территориальное лесничество», после чего в нарушение требований статьи 28.5 КоАП РФ 31 октября 2018 года составлен протокол об административном правонарушении №9. Кроме того, в период с 14 сентября 2018 года по 18 октября 2018 года нарушения правил пожарной безопасности в лесах и условий договоров аренды лесных участков, а также правил пожарной безопасности в лесах выявлены в квартале 56 выделе 5 делянке 2 Пушкинского участкового лесничества ГКУ РМ «Ковылкинского территориальное лесничество»; лесном участке Первомайского участкового лесничества ГКУ РМ «Ковылкинское территориальное лесничество»; лесном участке Пушкинского участкового лесничества ГКУ РМ «Ковылкинское территориальное лесничество», по каждому нарушению из которых в отношении ООО «Ника» составлено 4 протокола об административных правонарушениях, из которых два по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ, два по части 4 статьи 8.25 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которых начальником отдела государственного лесного надзора Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия Васиным Н.А. вынесено 4 постановления о назначении ООО «Ника» 4 административных наказаний. Однако, выявленные нарушения условий договоров аренды лесных участков, а также правил пожарной безопасности в лесах относятся к одному и тому же времени, и месту, вменяются одному и тому же юридическому лицу, согласно протоколам, об административных правонарушениях совершены одним и тем же способом. Все нарушения выявлены в ходе проверки в один и тот же период времени и поступили на рассмотрение одному должностному лицу. При совершении лицом одного административного правонарушения административное наказание не может быть назначено ему два и более раз, однако, должностным лицом вынесено четыре постановления о назначении административного наказания, в связи с чем, ООО «Ника» в нарушение части 5 статьи 4.1 КоАП РФ неоднократно привлечено к административной ответственности за одно и тоже административное правонарушение. Должностному лицу следовало рассмотреть все четыре протокола об административных правонарушениях их в рамках одного дела об административном правонарушении, в соответствии со статьей 4.4. КоАП РФ, и в случае признания ООО «Ника» виновным, вынести одно постановление за выявленные нарушения. Однако, кроме того, директор ООО «Ника» не уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении 21 ноября 2018 года, извещение лично он не получал. Просит признать незаконным и отменить постановление №7/2018/609 от 21 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ в отношении ООО «Ника».
В судебное заседание представители юридического лица ООО «Ника», в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Лобанов В.М., Лукьянова Е.В. и Алашинов А.Н. надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения жалобы, не явились. Лобанов В.М. и Алашинов А.Н. о причинах неявки суду не сообщили, ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявляли. Лукьянова Е.В. по телефону сообщила, что присутствовать в судебном заседании не может по причине болезни, интересы ООО «Ника» в суде должен представлять Алашинов А.Н.
В письменном ходатайстве представитель ООО «Ника» Алашинов А.Н., действующий на основании доверенности от 09 января 2019 года, просил отменить обжалуемое постановление в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление и прекратить производство по делу по тем основаниям, что вменяемое правонарушение ООО «Ника» не совершало. В постановлении №7/2018/609 от 21 ноября 2018 года указано, что своевременно не организовав очистку арендованных лесных участков от порубочных остатков, ООО «Ника» нарушило пункт 16 раздела III Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года №417. Способ очистки, согласно лесной декларации №9 от 11 декабря 2017 года - укладка и оставление на перегнивание порубочных остатков на месте рубки. На момент проведения мероприятия по патрулированию в лесах установлено, что граница делянки в квартале №29 выделе 10,12 делянке 2, площадью 8,41 га, захламлена порубочными остатками. ООО «Ника» выполнены работы по очистке лесосеки от порубочных остатков в указанном квартале Пушкинского участкового лесничества, а именно проведена укладка порубочных остатков (порубочные остатки лежат на земле) и оставлены на перегнивание на месте рубки, в соответствии с выбранным способом очистки согласно пункта 9 «Виды лесосечных работ, порядок и последовательность их проведения, утвержденных приказом Минприроды России №367 от 27 июня 2016 года, отраженном в дополнительных сведениях к лесной декларации №9 и материалах административного дела. В чем именно и почему неправильно проведена очистка мест рубок указанным способом (какие параметры, нормы, размеры укладки, как должны лежать порубочные остатки, какое разбрасывание и т.д.) в материалах административного дела не указано и не установлено, а вменяется как основное событие правонарушения. Протокол осмотра от 05 октября 2018 года был составлен государственным инспектором Пушкинского участкового лесничества ГКУ РМ «Ковылкинское территориальное лесничество» <<ФИО1>> с нарушением части 1 статьи 25.7 и части 2 статьи 27.8 КоАП РФ: привлечены в качестве понятых <<ФИО2>> и <<ФИО3>>, работающие мастерами леса Пушкинского участкового лесничества под непосредственным руководством лесничего Пушкинского участкового лесничества <<ФИО4>>, заинтересованные в исходе дела, то есть обстоятельства, на основании которых было вынесено постановление не доказаны.
В судебное заседание представитель Минлесхоза РМ - начальник отдела государственного лесного надзора Васин Н.А., надлежащий образом извещенный о дне, времени и месте рассмотрения жалобы, не явился, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявлял.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно требованиям статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее по тексту - Правила).
Данные Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил).
Пунктом 16 указанных Правил установлено, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Из материалов дела следует, что между Министерством лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия и ООО «Ника», лице директора Лобанова В.М. 04 мая 2012 года заключен договор аренды лесного участка №25/1, согласно которого ООО «Ника» предоставлен во временное пользование лесной участок площадью 11180 га, местоположением: Пушкинское участковое лесничество ГКУ РМ «Ковылкинское территориальное лесничество».
Согласно пункта 3.4.10 договора аренды лесного участка № 25/1 от 04 мая 2012 года, арендатор обязан соблюдать на арендуемом лесном участке Правила заготовки древесины, Правила санитарной безопасности, Правила пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, утвержденные в установленном порядке и иметь в наличии средства предупреждения и тушения лесных пожаров в соответствии с нормами, установленными федеральными органами исполнительной власти.
Способ очистки, согласно лесной декларации №8 от 25 октября 2017 года предполагает укладку и оставление на перегнивание порубочных остатков на месте рубки.
В соответствии с лесной декларацией №8 от 25 октября 2017 года в период с 18 ноября 2017 года по 17 ноября 2018 года ООО «Ника» осуществляло заготовку древесины способом выборочных санитарных рубок на делянке 2 выдела 10,12 квартала №29 Пушкинского участкового лесничества ГКУ РМ «Ковылкинское территориальное лесничество» (Кадошкинский муниципальный района Республики Мордовия), площадь лесосеки 8,41 га.
Приказом директора ГКУ РМ «Ковылкинское территориальное лесничество» <<ФИО5>> №419 от 30 августа 2018 года утверждено задание по проведению мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах №397, согласно которого в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений лесного законодательства, выявления и пресечения нарушения правил пожарной безопасности в лесах, участковому государственному инспектору по охране леса Пушкинского участкового лесничества ГКУ РМ «Ковылкинское территориальное лесничество» <<ФИО1>> поручено провести мероприятие по контролю (патрулированию) в кварталах №30,29, протяженностью 50 км в лесах Пушкинского участкового лесничества ГКУ РМ «Ковылкинское территориальное лесничество».
На основании акта №279 по результатам проведения мероприятий по патрулированию в лесах проведена проверка 20 сентября 2018 года с 09 часов 00 минут до 16 часов 00 минут в кварталах №30,29 Пушкинского участкового лесничества ГКУ РМ «Ковылкинское территориальное лесничество», в ходе которой выявлены допущенные ООО «Ника» нарушения пункта 16 раздела III Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417.
Согласно протокола осмотра лесного участка в квартале №29 выделе 10,12 делянке №2 Пушкинского участкового лесничества ГКУ РМ «Ковылкинское территориальное лесничество» на момент проведения осмотра 05 октября 2018 года установлено: граница делянки захламлена порубочными остатками.
По результатам проведенной проверки участковым государственным инспектором по охране леса Пушкинского участкового лесничества ГКУ РМ «Ковылкинское территориальное лесничество» <<ФИО1>> 31 октября 2018 года составлен протокол №9 об административном правонарушении в отношении ООО «Ника» о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Постановлением начальника отдела государственного лесного надзора Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия Васина Н.А. №7/2018/609 от 21 ноября 2018 года ООО «Ника» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Обстоятельства нарушения ООО «Ника» правил пожарной безопасности в квартале №29 выделе 10,12 делянке 2 Пушкинского участкового лесничества подтверждаются: протоколом об административном правонарушении №9 от 31 октября 2018 года, протоколом осмотра принадлежащей юридическому лицу территории от 05 октября 2018 года; фототаблицами и схемой места осмотра при патрулировании; приказом №419 от 30 августа 2018 года; заданием №397 от 30 августа 2018 года; актом №279 от 20 сентября 2018 года по результатам проведения мероприятий по патрулированию в лесах; предписанием об устранении нарушений лесного законодательства, выявленных по результатам проведения мероприятий по патрулированию в лесах; договором аренды лесного участка №25/1 от 04 мая 2012 года; актом приема-передачи лесного участка в аренду; свидетельством о поставке ООО «Ника» на учет и сведениями о юридическом лице, внесенными в Единый государственный реестр юридических лиц; постановлением по делу об административном правонарушении №7/2018/609 от 21 ноября 2018 года.
При этом, довод жалобы о том, что протокол осмотра от 28 сентября 2018 года был составлен с нарушением требований части 1 статьи 25.7 и части 2 статьи 27.8 КоАП РФ судом отклоняется, поскольку в соответствии с заданием №397 от 30 августа 2018 года проводились мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах (предмет мероприятий – патрулирование в кварталах 30 и 29 в лесах Пушкинского участкового лесничества, протяженностью 50 км), а не проверка юридического лица в рамках исполнения Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Кроме того, объективных сведений о заинтересованности <<ФИО2>> и <<ФИО3>> в создании условий, влекущих для ООО «Ника» каких-либо неблагоприятных последствий, либо заинтересованности указанных лиц в исходе настоящего дела, не имеется, инициатором жалобы не представлено.
Довод жалобы о том, что ООО «Ника» выполнены работы по очистке лесосеки от порубочных остатков опровергается протоколом осмотра от 05 октября 2018 года и фототаблицей к нему.
Довод жалобы о том, что в материалах дела не указывается в чем именно и почему неправильно проведена очистка мест порубок, какие параметры, нормы, размеры укладки, как должны лежать порубочные остатки, какое разбрасывание и т.д., также не может быть принят во внимание, поскольку ООО «Ника» вменялось нарушение пункта 16 раздела III Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года №417, выразившееся в отсутствии производства работ по очистке мест порубок леса от порубочных остатков, а не соответствие указанных работ обязательным нормам и требованиям. Кроме того, из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО «Ника» следует, что основным видом деятельности указанного юридического лица с 2007 года является лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность, что исключает незнание требований соответствующего законодательства и правил организации работы по заготовке древесины.
Собранные по делу доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности соответствуют требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, им дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с частью 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
На основании статьи 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
При рассмотрении настоящего дела должностным лицом административного органа на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств в их совокупности установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины ООО «Ника» в его совершении. Доказательств невозможности соблюдения лесного законодательства, а также принятия всех зависящих мер по их соблюдению ООО «Ника» не представлено, несогласие с оценкой доказательств не свидетельствует о незаконности вынесенного постановления.
Довод заявителя о том, что выявленные нарушения правил пожарной безопасности в лесах относятся к одному и тому же времени, и месту, вменяются одному и тому же юридическому лицу, совершены одним и тем же способом, вследствие чего должностному лицу следовало рассмотреть все четыре протокола об административных правонарушениях их в рамках одного дела об административном правонарушении и в случае признания ООО «Ника» виновным, вынести одно постановление, суд находит несостоятельным по следующим основаниям.
Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений предусмотрено частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ, в силу которой при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
В рассматриваемом случае, нарушения требований Правил пожарной безопасности в лесах допущены при производстве ООО «Ника» работ по заготовке древесины в рамках одного договора аренды лесного участка, но при этом на основании разных проектов освоения лесов и принятых декларациях с различными периодами и объемами заготовки древесины в кварталах, выделах и делянках, имеющих различное местонахождение. Объектом проведенных контрольных мероприятий в каждом случае являлись мероприятия по контролю (патрулированию) в различных лесных кварталах, различной протяженности.
При таких обстоятельствах, допущенные ООО «Ника» нарушения правил пожарной безопасности в лесах совершены обществом в разных местах и охватываются не одним, а несколькими самостоятельными действиями (бездействиями) общества, что исключает применение положений части 2 статьи 4.4 КоАП РФ.
Ссылка в жалобе на то, что директор ООО «Ника» не был уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, извещение лично он не получал, несостоятельна, поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о времени и месте рассмотрения дела, оно в зависимости от конкретных обстоятельств может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено. Кроме того, корреспонденцию, направленную в адрес юридического лица, мог получить любой сотрудник из управленческого персонала ООО «Ника».
Таким образом, доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления, а направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств.
Постановление о привлечении ООО «Ника» к административной ответственности за совершение вышеуказанного правонарушения, вынесено должностным лицом административного органа в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Наказание ООО «Ника» назначено в пределах санкции части 1 статьи 8.32 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, объектом которого является безопасность окружающей среды и природопользования.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса. В рассматриваемом случае из материалов дела данная совокупность обстоятельств не усматривается.
Допущенное ООО «Ника» административное правонарушение посягает на пожарную безопасность в лесах, основными принципами которой являются приоритет жизни и здоровья граждан.
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ в данном случае, с учетом конкретных обстоятельств дела, не имеется.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое решение является законными и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Постановление начальника отдела государственного лесного надзора Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия Васина Н.А. №7/2018/609 от 21 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Ника» оставить без изменения, жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «Ника» Лобанова В.М. - без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения и может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья А.А. Белоусов