66RS0015-01-2020-001705-72 |
Гражданское дело №2-1005/2020 |
Мотивированное решение
составлено 24.12.2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 декабря 2020 г. г. Асбест
Асбестовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Пожарской Т.Р.,
при секретаре судебного заседания Душкиной М.И.,
с участием представителя истца Стремина Н.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самарина Е.А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Асбесте Свердловской области (УПФР в городе Асбесте Свердловской области, ОГРН 1026600627228) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
установил:
Истец Самарина Е.А. обратилась в Асбестовский городской суд Свердловской области с исковым заявлением к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда России в городе Асбесте Свердловской области (УПФР в городе Асбесте Свердловской области, ОГРН 1026600627228) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В обоснование исковых требований истец указала, что *Дата* она обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Решением УПФР в городе Асбесте Свердловской области от *Дата* в назначении пенсии ей отказано, в стаж лечебной деятельности зачтено <данные изъяты>, не включены периоды работы:
– с *Дата* по *Дата* – в должности <данные изъяты>
– с *Дата* по *Дата* – в должности <данные изъяты>
– с *Дата* по *Дата* – в должности <данные изъяты>
С решением УПФР в городе Асбесте Свердловской области истец не согласилась. Истец просит возложить на УПФР в городе Асбесте Свердловской области обязанность по включению в специальный стаж лечебной деятельности для досрочного назначения страховой пенсии по старости спорных периодов, а также взыскать с ответчика издержки в виде расходов по составлению искового заявления и на оплату услуг представителя в размере 11 000,00 рублей и государственную пошлину в размере 300,00 рублей /л.д. 90-93, 171-172, 195/.
Истец Самарина Е.А. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие /л.д. 173/.
Представитель истца Стремина Н.Л. в судебном заседании на доводах, изложенных в исковом заявлении и дополнительных пояснениях, настаивала, просила исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика УПФР в городе Асбесте Свердловской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, представил суду возражение на исковое заявление, просил рассмотреть дело в свое отсутствие /л.д. 101-103/.
В соответствии со ст. ст. 14, 16 Федерального закона от 22.12.2008 №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена на сайте Асбестовского городского суда Свердловской области.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив и исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, обозрев пенсионное дело Самарина Е.А., суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 01.01.2015 Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях»).
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
При этом п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Как установлено в судебном заседании истец осуществляла трудовую деятельность в период с *Дата* по *Дата* в должности <данные изъяты> с *Дата* по *Дата* в должности <данные изъяты> с *Дата* по *Дата* в <данные изъяты>» /л.д. 19-20/.
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Действуя в пределах предоставленных ему полномочий, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», в соответствии с п. «н» ст. 1 которого были утверждены списки, применяющиеся при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Как следует из материалов дела, решением УПФР в городе Асбесте Свердловской области от *Дата* в специальный стаж истца не включены периоды работы с *Дата* по *Дата* в <данные изъяты>», с *Дата* по *Дата* в должности <данные изъяты> /л.д. 10-12/.
Для учета лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, имевшей место в периоды с *Дата* по *Дата* включительно, с *Дата* по *Дата* включительно действовали:
– список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утверждённый постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 (для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно) (далее – Список № 464);
– список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 (для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно) (далее – Список № 1066).
Согласно Списку № 464 право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В тоже время положения Списка № 1066 и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 (далее – Правила № 1066), применяются в отношении лечебной и иной работы по охране здоровья населения, осуществлявшейся в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Как следует из п. 1 Правил № 1066 в выслугу для назначения пенсии в связи осуществление лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Списком № 1066, а также в фельдшерских здравпунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений, независимо от ведомственной подчиненности.
В соответствии с п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
Исходя из положений п. 1 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений), учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздравмедпрома России от *Дата* *Номер*, <данные изъяты>, то есть не являлись учреждениями здравоохранения.
Исходя из приведенного выше правового регулирования, периоды работы истца с *Дата* по *Дата* в должности <данные изъяты> с *Дата* по *Дата* в должности <данные изъяты> не могут быть зачтены в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, ни по Списку № 464, ни по Списку № 1066.
Как указывает истец, при оценке пенсионных прав ответчиком необоснованно исключен из специального стажа работы период с *Дата* по *Дата* в должности <данные изъяты>
В соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 (далее – Список № 781), право на пенсию за выслугу лет имеет заведующий фельдшерским здравпунктом – фельдшер Медико-санитарной части.
При этом, п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 (далее – Правила № 781), предусмотрено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях работа в должностях, указанных в Списке № 781, в фельдшерских здравпунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
В приведенном п. 6 Правил № 781 речь идет о фельдшерских здравпунктах, которые являются структурными подразделениями организаций, относящихся к воинским частям. Однако истец работала в здравпункте, который не относится к категории фельдшерского здравпункта воинской части, а <данные изъяты> не является структурным подразделением государственных или муниципальных организаций (воинских частей), в связи с чем положения п. 6 Правил № 781 к спорным отношениям применен быть не может.
Как следует из п. 1 ст. 96 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
С учетом системного толкования приведенных выше положений законодательства акционерное общество и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей, в связи с чем акционерное общество не может являться учреждением.
Согласно пункту 8.1 Устава <данные изъяты> целью создания общества являлось извлечение прибыли и наиболее эффективное ее использование для удовлетворения потребностей акционеров и развития Общества.
<данные изъяты> не являлось учреждением здравоохранения и не было поименовано в действовавшем в спорный период работы истца Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.06.2003 № 229.
В действующей в настоящее время Номенклатуре медицинских организаций, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.08.2013 № 529н, <данные изъяты> в качестве учреждений здравоохранения также не указаны.
Исходя из приведенного выше правового регулирования отношений, связанных с включением периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, <данные изъяты> не может быть отнесено к учреждениям здравоохранения, поименованным в Списке № 781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 1920-О).
Вопреки ошибочному мнению истца, факт осуществления истцом лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, сам по себе не свидетельствует о праве истца на льготное пенсионное обеспечение.
Принимая во внимание вышеизложенное, правовых оснований для включения периода работы истца с *Дата* по *Дата* в должности <данные изъяты> в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения не имеется.
В связи с тем, что исковые требования истца удовлетворению не подлежат, оснований для взыскания с ответчика судебных расходов в силу ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 195, 196, 197, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Самарина Е.А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Асбесте Свердловской области (ОГРН 1026600627228) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Асбестовский городской суд Свердловской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Асбестовского городского суда Т.Р. Пожарская