Решение по делу № 2-1005/2020 ~ М-893/2020 от 21.07.2020

66RS0015-01-2020-001705-72

Гражданское дело №2-1005/2020

            

Мотивированное решение

составлено 24.12.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 декабря 2020 г.                                  г. Асбест

Асбестовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Пожарской Т.Р.,

при секретаре судебного заседания Душкиной М.И.,

с участием представителя истца Стремина Н.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самарина Е.А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Асбесте Свердловской области (УПФР в городе Асбесте Свердловской области, ОГРН 1026600627228) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости,

установил:

Истец Самарина Е.А. обратилась в Асбестовский городской суд Свердловской области с исковым заявлением к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда России в городе Асбесте Свердловской области (УПФР в городе Асбесте Свердловской области, ОГРН 1026600627228) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

В обоснование исковых требований истец указала, что *Дата* она обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Решением УПФР в городе Асбесте Свердловской области от *Дата* в назначении пенсии ей отказано, в стаж лечебной деятельности зачтено <данные изъяты>, не включены периоды работы:

– с *Дата* по *Дата* – в должности <данные изъяты>

– с *Дата* по *Дата* – в должности <данные изъяты>

– с *Дата* по *Дата* – в должности <данные изъяты>

С решением УПФР в городе Асбесте Свердловской области истец не согласилась. Истец просит возложить на УПФР в городе Асбесте Свердловской области обязанность по включению в специальный стаж лечебной деятельности для досрочного назначения страховой пенсии по старости спорных периодов, а также взыскать с ответчика издержки в виде расходов по составлению искового заявления и на оплату услуг представителя в размере 11 000,00 рублей и государственную пошлину в размере 300,00 рублей /л.д. 90-93, 171-172, 195/.

Истец Самарина Е.А. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие /л.д. 173/.

Представитель истца Стремина Н.Л. в судебном заседании на доводах, изложенных в исковом заявлении и дополнительных пояснениях, настаивала, просила исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика УПФР в городе Асбесте Свердловской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, представил суду возражение на исковое заявление, просил рассмотреть дело в свое отсутствие /л.д. 101-103/.

В соответствии со ст. ст. 14, 16 Федерального закона от 22.12.2008 №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена на сайте Асбестовского городского суда Свердловской области.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив и исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, обозрев пенсионное дело Самарина Е.А., суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 01.01.2015 Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях»).

В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

При этом п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Как установлено в судебном заседании истец осуществляла трудовую деятельность в период с *Дата* по *Дата* в должности <данные изъяты> с *Дата* по *Дата* в должности <данные изъяты> с *Дата* по *Дата* в <данные изъяты>» /л.д. 19-20/.

Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Действуя в пределах предоставленных ему полномочий, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», в соответствии с п. «н» ст. 1 которого были утверждены списки, применяющиеся при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Как следует из материалов дела, решением УПФР в городе Асбесте Свердловской области от *Дата* в специальный стаж истца не включены периоды работы с *Дата* по *Дата* в <данные изъяты>», с *Дата* по *Дата* в должности <данные изъяты> /л.д. 10-12/.

Для учета лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, имевшей место в периоды с *Дата* по *Дата* включительно, с *Дата* по *Дата* включительно действовали:

– список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утверждённый постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 (для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно) (далее – Список № 464);

– список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 (для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно) (далее – Список № 1066).

Согласно Списку № 464 право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

В тоже время положения Списка № 1066 и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 (далее – Правила № 1066), применяются в отношении лечебной и иной работы по охране здоровья населения, осуществлявшейся в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Как следует из п. 1 Правил № 1066 в выслугу для назначения пенсии в связи осуществление лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Списком № 1066, а также в фельдшерских здравпунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений, независимо от ведомственной подчиненности.

В соответствии с п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.

Исходя из положений п. 1 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений), учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздравмедпрома России от *Дата* *Номер*, <данные изъяты>, то есть не являлись учреждениями здравоохранения.

Исходя из приведенного выше правового регулирования, периоды работы истца с *Дата* по *Дата* в должности <данные изъяты> с *Дата* по *Дата* в должности <данные изъяты> не могут быть зачтены в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, ни по Списку № 464, ни по Списку № 1066.

Как указывает истец, при оценке пенсионных прав ответчиком необоснованно исключен из специального стажа работы период с *Дата* по *Дата* в должности <данные изъяты>

В соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 (далее – Список № 781), право на пенсию за выслугу лет имеет заведующий фельдшерским здравпунктом – фельдшер Медико-санитарной части.

При этом, п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 (далее – Правила № 781), предусмотрено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях работа в должностях, указанных в Списке № 781, в фельдшерских здравпунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).

В приведенном п. 6 Правил № 781 речь идет о фельдшерских здравпунктах, которые являются структурными подразделениями организаций, относящихся к воинским частям. Однако истец работала в здравпункте, который не относится к категории фельдшерского здравпункта воинской части, а <данные изъяты> не является структурным подразделением государственных или муниципальных организаций (воинских частей), в связи с чем положения п. 6 Правил № 781 к спорным отношениям применен быть не может.

Как следует из п. 1 ст. 96 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

С учетом системного толкования приведенных выше положений законодательства акционерное общество и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей, в связи с чем акционерное общество не может являться учреждением.

Согласно пункту 8.1 Устава <данные изъяты> целью создания общества являлось извлечение прибыли и наиболее эффективное ее использование для удовлетворения потребностей акционеров и развития Общества.

<данные изъяты> не являлось учреждением здравоохранения и не было поименовано в действовавшем в спорный период работы истца Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.06.2003 № 229.

В действующей в настоящее время Номенклатуре медицинских организаций, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.08.2013 № 529н, <данные изъяты> в качестве учреждений здравоохранения также не указаны.

Исходя из приведенного выше правового регулирования отношений, связанных с включением периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, <данные изъяты> не может быть отнесено к учреждениям здравоохранения, поименованным в Списке № 781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.

Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 1920-О).

Вопреки ошибочному мнению истца, факт осуществления истцом лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, сам по себе не свидетельствует о праве истца на льготное пенсионное обеспечение.

Принимая во внимание вышеизложенное, правовых оснований для включения периода работы истца с *Дата* по *Дата* в должности <данные изъяты> в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения не имеется.

В связи с тем, что исковые требования истца удовлетворению не подлежат, оснований для взыскания с ответчика судебных расходов в силу ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 195, 196, 197, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Самарина Е.А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Асбесте Свердловской области (ОГРН 1026600627228) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Асбестовский городской суд Свердловской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

Асбестовского городского суда                        Т.Р. Пожарская

2-1005/2020 ~ М-893/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Самарина Елена Александровна
Ответчики
ГУ-УПФ РФ в г. Асбесте СО
Суд
Асбестовский городской суд Свердловской области
Судья
Пожарская Татьяна Ринатовна
Дело на сайте суда
asbestovsky--svd.sudrf.ru
21.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.07.2020Передача материалов судье
27.07.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.08.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
20.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.08.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.09.2020Предварительное судебное заседание
28.09.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
26.10.2020Предварительное судебное заседание
01.12.2020Судебное заседание
17.12.2020Судебное заседание
24.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее