Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 ноября 2017 года Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего - судьи Фисюк О.И. при секретаре – Остапенко А.А. с участием представителя истца – Чикина А.А., представителя ответчика Департамента образования города Севастополя – Зайцева С.В., представителя ответчика ГБОУ Севастополя «Севастопольский политехнический лицей» - Борщева А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района города Севастополя в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту образования города Севастополя, Государственному бюджетному образовательному учреждению города Севастополя «Севастопольский политехнический лицей» о понуждении к совершению определенных действий,
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ прокурор Ленинского района города Севастополя обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, просит обязать Департамент образования города Севастополя профинансировать проведение работ по ремонту здания и помещений спортивного зала ГБОУ «Севастопольский политехнический лицей» по <адрес>, а также обязать ГБОУ «Севастопольский политехнический лицей» провести работы по ремонту здания и помещений спортивного зала по указанному адресу.
Исковые требования обоснованы тем, что Прокуратурой Ленинского района города Севастополя в Государственном бюджетном образовательном учреждении города Севастополя «Севастопольский политехнический лицей» (далее – ГБОУ «СПЛ») проведена проверка исполнения законодательства в сфере соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних на получение образования. В ходе проведенной проверки было установлено, что на территории учреждения (учебный корпус по <адрес>) расположено здание спортивного зала для занятия учащихся спортом, указанное здание и его помещения находятся в ненадлежащем техническом состоянии. В соответствии со справкой Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя здание не эксплуатируется, в нём отсутствует водоснабжение, электропитание. На потолке и стенах следы протекания кровли, от стен отходит защитный штукатурный слой, лакокрасочное покрытие деревянного пола вздулось от влаги. Без проведения ремонтных работ нахождение в указанном помещении несовершеннолетних может повлечь угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц обучающихся и работников ГБОУ «Севастопольский политехнический лицей», в связи с чем прокурор обратился в суд с настоящим иском.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным основаниям.
Представитель ответчика Департамента образования города Севастополя в судебном заседании иск не признал в полном объеме, пояснив, что ГБОУ «СПЛ» не имеет правовых оснований осуществлять ремонт здания, находящегося на балансе ГБОУ «Начальная школа - детский сад №5», Департамент образования обращался в Департамент финансов Севастополя за выделением денежных средств на ремонт спортивного зала, капительный ремонт спортивного зала запланирован на 2018 год.
Представитель ответчика ГБОУ «СПЛ» в судебном заседании иск также не признал, пояснил, что до 07.11.2017 спортзал находился на балансе ГБОУ «Начальная школа - детский сад №5», поэтому ответчик не вправе был осуществлять там какие-либо работы, ГБОУ «СПЛ» обращалось в Департамент образования Севастополя за выделением денежных средств на ремонт спортивного зала, в настоящее время деньги не выделены, однако на 2018 г. запланирован капитальный ремонт здания.
Заслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме, исходя из следующего.
Судом установлено, что Прокуратурой Ленинского района города Севастополя в Государственном бюджетном образовательном учреждении города Севастополя «Севастопольский политехнический лицей» (далее – ГБОУ «СПЛ») проведена проверка исполнения законодательства в сфере соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних на получение образования.
Проверкой установлено, что на территории учреждения (учебный корпус по <адрес>) расположено здание спортивного зала для занятия учащихся спортом, которое в соответствии с распоряжением Правительства Севастополя от 22.06.2015 № 518-РП было закреплено на праве оперативного управления за ГБОУ «Начальная школа-детский сад № 5». Объект представляет одноэтажное отдельно стоящее нежилое строение общей площадью 308,1 кв.м, состоящее из одного основного помещения спортивного зала ориентировочной площадью 200 кв. м и шести вспомогательных помещений, указанное здание и его помещения находятся в ненадлежащем техническом состоянии.
В соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 18.08.2016 № 796-пп ГБОУ «Севастопольский политехнический лицей» реорганизовано путём присоединения к нему ГБОУ «Начальная школа-детский сад № 1» и ГБОУ «Начальная школа-детский сад № 5». В соответствии с пунктом 2 указанного постановления имущество, закрепленное за ГБОУ «Начальная школа-детский сад № 1» и ГБОУ «Начальная школа-детский сад № 5», в полном объёме закрепляется за ГБОУ «Севастопольский политехнический лицей».
В соответствии со справкой Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя здание не эксплуатируется, в нём отсутствует водоснабжение, электропитание. На потолке и стенах следы протекания кровли, от стен отходит защитный штукатурный слой, лакокрасочное покрытие деревянного пола вздулось от влаги.
Согласно информации, предоставленной ГКУ «Фонд государственного имущества», здание спортивного зала находится в состоянии, требующем проведения ремонтно-восстановительных работ. Использование объекта в соответствии с функциональным назначением невозможно без проведения работ по его ремонту.
Исходя из справки, предоставленной Территориальным отделом Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю, следует, что в нарушение п.п. 4.28, 6.10, 6.1, СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189, в здании спортивного зала ГБОУ «СПЛ» по <адрес> потолок имеет трещины, деформации вследствие протекания кровли, частично отсутствует остекление, помещения не оборудованы системой отопления.
Истец полагает, что эксплуатация здания спортивного зала, расположенного по <адрес>, а тем более нахождение в указанном помещении несовершеннолетних, без проведения ремонтных работ может повлечь угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц обучающихся и работников ГБОУ «Севастопольский политехнический лицей».
Проверкой также установлено, что вместо указанного спортивного зала учреждением используется для занятий физической культурой и спортом адаптированное помещение, которое в нарушение п. 4.13 СанПиН 2.4.2.2821-10 распложено на 3-ем этаже учебного корпуса над спальнями дошкольных групп.
В соответствии с п. 16 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации, кроме всего прочего, относится создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом.
Исходя из положений ч. 2 ст. 28 Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», организация физического воспитания и образования в образовательных организациях включает в себя проведение обязательных занятий физической культурой и спортом в пределах основных образовательных программ, а также дополнительных (факультативных) занятий физической культурой и спортом в пределах дополнительных общеобразовательных программ; создание условий, в том числе обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием, для проведения комплексных мероприятий по физкультурно-спортивной подготовке обучающихся; осуществление физкультурных мероприятий во время учебных занятий.
Суд полагает, что проведение занятий по физической культуре и спорту учащихся ГБОУ «СПЛ» в помещениях, не соответствующих требованиям технической безопасности и санитарного законодательства, либо не проведение таких занятий ввиду отсутствия оборудованных помещений, грубо нарушает права учащихся, в том числе на образование.
Согласно п.п. 1.3, 1.4 Устава ГБОУ «СПЛ», утвержденного приказом Главного управления образования и науки города Севастополя от 11.12.2014 № 1439, учредителем ГБОУ «СПЛ» является город Севастополь. Функции и полномочия учредителя осуществляет Главное управление образования и науки города Севастополя. Собственником имущества ГБОУ «СПЛ» является город Севастополь.
Пунктом 5.1 Устава предусмотрено, что имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктом 7 Временного положения о порядке передачи имущества, находящегося в собственности города Севастополя, в хозяйственное ведение или оперативное управление государственных унитарных предприятий, государственных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 20.06.2014 № 76, установлено, что с момента подписания акта приема-передачи на руководителя государственного учреждения города Севастополя возлагается ответственность за содержание и обеспечение сохранности переданного имущества.
Постановлением Правительства Севастополя № 828-ПП от 01.09.2016 утверждено положение о Департаменте образования города Севастополя (далее - Положение).
Согласно п. 1 Положения Департамент образования города Севастополя (далее - Департамент) является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в сфере образования, защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, входящим в систему исполнительных органов государственной власти города Севастополя и финансируемым за счет средств бюджета города Севастополя.
В соответствии с п.п. 10.6, 10.10 Положения Департамент выполняет функции и полномочия учредителя государственных учреждений, государственных унитарных предприятий города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя и иными правовыми актами Губернатора города Севастополя и Правительства Севастополя, осуществляет контроль за деятельностью подведомственных государственных учреждений, в том числе за выполнением ими государственного задания.
Департамент осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета города Севастополя, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций, а также функции главного администратора доходов бюджета города Севастополя, полномочия собственника в порядке и в пределах, определенных федеральным законодательством и законодательством города Севастополя, в отношении имущества города Севастополя, необходимого для обеспечения реализации возложенных на Департамент функций, в том числе имущества, переданного подведомственным ему организациям города Севастополя.
Осуществление образовательной деятельности с нарушением федерального законодательства и непринятие мер по устранению допущенных нарушений закона влечёт несоблюдение прав несовершеннолетних, а также может причинить ущерб их жизни и здоровью и тем самым нарушить их право на безопасные условия пребывания в образовательной организации.
В соответствии с п. 16 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации, кроме всего прочего, относится создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом.
Как установлено из материалов дела и пояснений сторон, требования указанной нормы закона Департаментом образования не выполнены, не профинансировано проведение работ по ремонту здания и помещений спортивного зала ГБОУ «Севастопольский политехнический лицей» по <адрес>, работы по ремонту здания и помещений спортивного зала по указанному адресу не проведены.
На основании ст. 35 Федерального Закона «О прокуратуре РФ» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защиты прав граждан.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Представителями ответчиков в нарушение ст. 56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, доказательств необоснованности исковых требований суду не представлено, доказательств невозможности выполнить требования п. 16 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012, создать необходимые условия для занятия обучающимися физической культурой и спортом также не представлено.
Суд не принимает во внимание доводы представителей ответчиков о том, что ГБОУ Севастополя «Севастопольский политехнический лицей» не имеет правовых оснований осуществлять ремонт здания, находящегося на балансе ГБОУ «Начальная школа - детский сад №5», поскольку материалами дела подтверждается, что спортивный зал передан на баланс ГБОУ Севастополя «Севастопольский политехнический лицей», капительный ремонт спортивного зала запланирован на 2018 год. Указанные обстоятельства не могут служить основанием для освобождения от обязанности исполнять требования законодательства в сфере образовательной деятельности и Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
Таким образом, суд считает исковые требования прокурора Ленинского района города Севастополя обоснованными, доказанными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Принимая во внимание. что в силу закона стороны освобождены от уплаты государственной пошлины, судебные расходы судом не распределяются.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 98, 196 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Ленинского района города Севастополя в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту образования города Севастополя, Государственному бюджетному образовательному учреждению города Севастополя «Севастопольский политехнический лицей» о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Обязать Департамент образования города Севастополя профинансировать проведение работ по ремонту здания и помещений спортивного зала Государственного бюджетного образовательному учреждению «Севастопольский политехнический лицей» по <адрес>.
Обязать Государственное бюджетное образовательное учреждение «Севастопольский политехнический лицей» провести работы по ремонту здания и помещений спортивного зала по <адрес>.
Решение может быть обжаловано сторонами в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий –