Дело № 2-165/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 июня 2014 года пос. Муезерский
Муезерский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Антонова Н.И.,
при секретаре Сакулиной Д.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федосеевой Н.Н. к ОАО «Карельская энергосбытовая компания» признании незаконным отказа в применении понижающего коэффициента 0,7 при расчете платы за электроэнергию,
у с т а н о в и л:
Федосеева Н.Н. (далее - истец) обратилась в суд с указанным иском к ОАО «Карельская энергосбытовая компания» (далее - ответчик, ОАО «КЭСК») по тем основаниям, что она проживает в многоквартирном доме, который не был оборудован при строительстве электрическими плитами, хотя все работы по их установке были выполнены. В ДД.ММ.ГГГГ истец на основании постановления Главы Муезерского городского поселения и в соответствии с требованиями ст. 25 ЖК РФ произвела переустройство кухни и установила электрическую плиту, о чем ГУП РК РГЦ «Недвижимость» в технический паспорт квартиры были внесены соответствующие изменения. Истец считает, что проживает в квартире, оборудованной в установленном порядке стационарной электрической плитой для приготовления пищи и электроотопительным водонагревателем. В ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением о начислении платы за электроэнергию с применением к тарифу понижающего коэффициента 0,7, в чем ей ответчиком было отказано.
Истец просит суд признать отказ ответчика в установлении оплаты электрической энергии с понижающим коэффициентом 0,7 незаконным
В судебном заседании истец заявленные требования поддержала в полном объеме и настаивала на их удовлетворении. Пояснила, что считает установку электрической плиты в квартире законной, так как получила разрешение администрации Муезерского городского поселения на переустройство квартиры с установкой электроплиты. В связи с этим, в технический паспорт на квартиру внесены соответствующие изменения. Кроме того, истец полагает, что многоквартирный дом при его сдаче в эксплуатацию был построен с электропроводкой и электрическими розетками для установки электрических плит. Истцу известно, что документов, подтверждающих сдачу дома в эксплуатацию как оборудованного стационарными электрическими плитами для приготовления пищи, не имеется.
Представитель ответчика Хохлов А.А., действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, полагая их не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку истцом не соблюден порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств - электроплиты. Поддержал доводы, изложенные в возражениях, согласно которым истцом нарушен предусмотренным действующим законодательством порядок переустройства жилого помещения. Так, в нарушение ч. 1 ст. 28 ЖК РФ, завершение переустройства жилого помещения не подтверждено актом приемочной комиссии. Кроме того, изменения в технический паспорт квартиры истца в части установки электрической плиты внесены ДД.ММ.ГГГГ, то есть до вынесения главой Муезерского городского поселения ДД.ММ.ГГГГ постановления о разрешении истцу проведения частичного переустройства, что также указывает о незаконности установки в квартире электроплиты. Истцом нарушены пункты 2, 7, 8(4), 19 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861. Подключение электрической плиты увеличивает объем потребляемой мощности, требует проведения процедуры технологического присоединения энегопринимающих устройств, которая в многоквартирных домах осуществляется по заявке управляющей компании в адрес сетевой организации. Данные требования не выполнены, следовательно, истцом самовольно увеличена максимальная мощность энергопринимающих устройств, предусмотренная на многоквартирный дом, а установка электрической плиты в квартире не является законной, то есть квартира оборудована электрической плитой не в установленном порядке, что исключает возможность и основания применения при расчете платы за электроэнергию понижающего коэффициента.
Представители администрации Муезерского городского поселения, ОАО «Прионежская сетевая компания», Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору, привлеченных судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, в судебное заседание не явились. Указанными организациями заявлены ходатайства о рассмотрении дела без участия представителей.
Согласно представленному отзыву администрация Муезерского городского поселения не возражает против удовлетворения требований истца.
В отзыве относительно иска ОАО «Прионежская сетевая компания» полагает, что истцом нарушен установленный порядок переустройства жилого помещения, а также нарушены правила технологического присоединения энергопринимающих устройств и правила устройства электроустановок. В настоящее время действия истца по установке электроплиты трактуется как самовольные, совершенные без получения необходимых разрешений, в связи с чем, у ответчика отсутствуют основания для применения к нему понижающего коэффициента при расчете платы за электроэнергию.
Северо-Западным Управления Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору представлен отзыв, согласно которому в соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 года № 401, в компетенцию Ростехнадзора, в числе прочих входят функции по безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей, безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений)), следовательно, предмет спора не относится к полномочиям Ростехнадзора.
Представитель ООО «ОкТа», привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, Куренков И.В., действующий по доверенности, возражений относительно иска не заявил. Пояснил, что ООО «ОкТа» является управляющей компанией многоквартирного дома, в котором проживает истец на основании решения собственников жилых помещений данного дома, при этом договор управления домом не заключен. Данных о техническом состоянии внутренних электрических сетей и электрооборудования дома, а также документов о сдаче дома в эксплуатацию оборудованным электрическими плитами не имеется. Технические условия на установку электроплит собственникам не выдаются, поскольку ОАО «КЭСК» и ОАО «ПСК» требуют соблюдения Правил технологического присоединения энегопринимающих устройств, а поскольку сведений о техническом состоянии внутренних электрических сетей и электрооборудования многоквартирного дома истца у ООО «ОкТа» не имеется, технические условия на установку электроплит не выдавались.
Суд, заслушав истца, представителей ответчика и третьего лица, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об отсутствий оснований для удовлетворения исковых требований.
Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» установлены правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определены полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
В соответствии с требованиями указанного Закона основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Региональные энергетические комиссии наделяются полномочиями по установлению экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, расположенными на территориях соответствующих субъектов РФ.
Согласно пункту 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года № 1178 при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.
Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 18 декабря 2013 г. № 360 "Об утверждении понижающего коэффициента к тарифам на электрическую энергию для отдельных групп населения по Республике Карелия" для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также проживающего в сельских населенных пунктах, при расчетах за электрическую энергию с 1 января 2014 года применять понижающий коэффициент 0,7 к тарифам на электрическую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к категории население, по Республике Карелия.
В соответствии с п. 34 Постановления Правительства РФ от 22.07.2013 г. № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)», для целей применения социальной нормы оснащенность стационарными электроплитами, электроотопительными и (или) электронагревательными установками жилого помещения в многоквартирном доме определяется в соответствии с техническим паспортом такого дома либо при его отсутствии - в соответствии с проектной документацией.
Применительно к ст.ст. 56, 57 ГПК РФ на истце лежала обязанность представить доказательства того, что он проживает в жилом доме, оборудованном в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, либо подтвердить, что установка стационарной электроплиты и (или) электроотопительной установки произведена в соответствии с требованиями законодательства.
Данная обязанность истцом не выполнена.
Технический паспорт на многоквартирный жилой <адрес> в <адрес>, представленный администрацией Муезерского городского поселения и ГУП РК РГЦ «Недвижимость», не содержит сведений об оборудовании стационарными электроплитами. Иных доказательств данному обстоятельству истцом не представлено и судом при рассмотрении дела не установлено.
Доводы истца о наличии в доме предназначенной для подключения электроплит проводки с розетками не состоятельны, поскольку в силу 60 ГПК РФ установленный порядок оборудования жилого помещения в многоквартирном доме стационарными электроплитами, электроотопительными и (или) электронагревательными установками должен быть подтвержден соответствующими письменными доказательствами (техническим паспортом дома, проектной документацией)
Установка истцом, являющимся собственником жилого помещения в многоквартирном доме, электрической плиты в квартире в порядке ст.ст. 25 - 26 ЖК РФ, также не свидетельствует о соблюдении установленного порядка оборудования электроплитами.
Так, согласно представленному истцом техническому паспорту на квартиру, изменение в части установки электрической плиты в технический паспорт внесены ГУП РК РГЦ «Недвижимость» ДД.ММ.ГГГГ, на основании постановления администрации Муезерского городского поселения (о разрешении истцу проведения переустройства) от ДД.ММ.ГГГГ №, что противоречит положениям ст. 26 ЖК РФ, согласно которым, сначала должно быть получено разрешение на проведение переустройства в жилом помещении, затем проводится само переустройство, после чего вносятся изменения в технический паспорт.
При этом, как справедливо утверждает ответчик в возражениях, переустройство истцом не завершено, так как не выполнены требования ст. 28 ЖК РФ, согласно которой завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии. Данный акт должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Правила технологического присоединении энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 (далее - Правила) определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям.
Согласно п. 2 и п. 2(1) действие данных Правил распространяется в том числе на случаи присоединения ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается. Правила распространяются на случаи присоединения к системам электроснабжения, входящим в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, в целях увеличения максимальной мощности в отношении энергопринимающих устройств, находящихся в помещениях, расположенных в многоквартирном доме.
Технологическое присоединение энергопринимающих устройств, находящихся в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, к электрическим сетям сетевой организации не допускается без использования внутридомовой системы электроснабжения, входящей в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 8(4) Правил, в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, находящихся в жилых помещениях, в том числе расположенных в многоквартирных домах, заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединены соответствующие жилые помещения, в том числе многоквартирный дом, управляющей организацией (товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом) по решению общего собрания собственников жилых помещений, в том числе в многоквартирном доме, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - одним из собственников помещений в таком доме или иным лицом, имеющим соответствующие полномочия, удостоверенные доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме, в соответствии с границей балансовой принадлежности, указанной в пункте 16(1) настоящих Правил.
По окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон (п. 19 Правил).
Таким образом, для оборудования жилого помещения в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления необходимо получение разрешения соответствующего органа на переустройство, получение технических условий от сетевой организации или согласование сетевой организацией технических условий, выданных владельцем объектов электросетевого хозяйства (управляющей компанией относительно внутридомовых электрических сетей), подача заявки управляющей компании в сетевую организацию на оформление акта о технологическом присоединении с увеличением мощности, оформление управляющей компанией и сетевой организацией акта о технологическом присоединении, содержащего величину максимальной мощности, достаточную для использования стационарной электроплиты, акта разграничения границ балансовой принадлежности, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон, внесение изменений в технический паспорт жилого помещения (указание о наличии стационарной электроплиты).
Указанные условия истцом не выполнены, доказательств соблюдения порядка оборудования жилого дома либо жилого помещения стационарными электрическими плитами не имеется, а доводы истца и имеющиеся в деле письменные материалы, лишь подтверждают данный вывод суда.
При изложенных обстоятельствах, требования истца о признании незаконным отказа ответчика в применении понижающего коэффициента 0,7 при расчете платы за электроэнергию не обоснованы и удовлетворению не подлежат, поскольку многоквартирный жилой дом и находящееся в нем жилое помещение истца не оборудованы в установленном порядке стационарными электрическими плитами для пищеприготовления и электроводонагревательными установками, что исключает основания для применения при расчете платы за электроэнергию понижающего коэффициента 0,7. Действиями ответчика в данном случае законодательство не нарушено, права и законные интересы истца не ущемлены.
Поскольку поданный истцом иск связан с порядком оказания услуг по энергоснабжению, он относится к категории исков о защите прав потребителей, при подаче которых истец освобожден от уплаты государственной пошлины в силу п. 4 ч. 2 ст. 333.20 НК РФ. Истцом при подаче иска излишне уплачена государственная пошлина в сумме <данные изъяты> рублей, которая подлежит возврату истцу на основании ст. 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 56, 194 -199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований к ОАО «Карельская энергосбытовая компания» признании незаконным отказа в применении понижающего коэффициента 0,7 при расчете платы за электроэнергию Федосеевой Н.Н. отказать.
Возвратить Федосеевой Н.Н. излишне уплаченную государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Муезерский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Мотивированное решение в окончательной форме принято 09.06.2014.
Судья- Н.И. Антонов