Дело № 2-1068-2015
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
26 июня 2015 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Ежелевой Е.А. при секретаре Кротовой Н.А., с участием представителя заявителя ФИО4, представителя МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконными действий МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» по отказу в предоставлении земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным отказ МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» в предоставлении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ исх.№ 8351; возложить на МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» обязанность утвердить и выдать ФИО1 схему расположения испрашиваемого ею в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в целях размещения временного сооружения – торгового павильона смешанных товаров.
Требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 500 кв.м. из категории земли населенных пунктов для размещения временного сооружения – торгового павильона смешанных товаров, расположенного в <адрес>, согласно прилагаемой схеме, в аренду на 4 года. На данное заявление ФИО1 получила ответ от ДД.ММ.ГГГГ № о невозможности предоставления испрашиваемого участка в связи с тем, что он согласно генеральному плану расположен в зоне земель общего пользования. Данный отказ ФИО1 считает незаконным, так как согласно правил землепользования и застройки территории <адрес> испрашиваемый участок расположен в зоне общественно-деловой застройки, что согласно ст. 29 Правил землепользования и застройки территории <адрес>, допускает размещение торговых объектов; по мнению заявителя, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» намеренно сослался не на ту зону.
В судебном заседании представитель заявителя ФИО4 заявление поддержал, ссылаясь на то, что согласно графическому содержанию карты градостроительного зонирования правил землепользования и застройки рабочего поселка Емельяново геометрическая фигура испрашиваемого заявителем земельного участка расположена в зоне инженерной и транспортной инфраструктуры, отмеченной на карте градостроительного зонирования коричневым цветом, имеющей условное обозначение ИТ.1; статья 33 вышеназванных правил, именуемая «Зоны инженерной и транспортной инфраструктуры», определяет виды разрешенного использования соответствующей территории, в которую включены придорожные объекты торговли; таким образом, по мнению представителя заявителя, размещение испрашиваемого заявителем объекта является возможным; кроме того, в указанной зоне уже сформированы и стоят на кадастровом учете земельные участки с видами разрешенного использования: для эксплуатации магазина (№ №), для строительства торгово-офисного здания (№ №), для предпринимательской деятельности (№№) и тд..
Представитель МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» ФИО3 просил в удовлетворении заявления отказать, поддержал письменные возражения, в которых МКУ настаивает на том, что испрашиваемый участок в соответствии с Генеральным планом <адрес> находится за границей красной линии производственно-коммунальной зоны; место расположения испрашиваемого участка относится к землям общего пользования; согласно ч. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации; согласно ч. 2 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Выслушав объяснения представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со ст. 34 ЗК РФ, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, процедура предоставления земельного участка в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, состояла из следующих этапов:
1) подачи гражданином в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления соответствующего заявления;
2) утверждения и выдачи органом местного самоуправления заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
3) выполнения заявителем за свой счет в отношении земельного участка кадастровых работ с последующей постановкой данного надела на государственный кадастровый учет;
4) принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления по получении кадастрового паспорта решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату либо бесплатно либо о передаче его в аренду;
5) заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка.
Таким образом, формирование земельного участка и утверждение схемы его расположения являлось первоначальным этапом, целью которого выступало определение границ надела с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории, корректировка границ и площади участка по сравнению с параметрами, ориентировочно приведенными в заявлении. Выполнение указанных действий, а равно и возложение обязанности по их осуществлению, не порождает правовых последствий в виде обязательного предоставления претенденту земельного участка, автоматического возникновения у последнего права на него, поскольку, согласно ст. 34 ЗК РФ, решение о передаче надела в собственность или в аренду принимается только по получении кадастрового паспорта земельного участка. Это обусловлено тем, что права на данное имущество как на самостоятельный объект гражданских прав может возникнуть в том случае, если он в установленном законом порядке создан и индивидуализирован в качестве объекта недвижимости.
Кроме того, статья 34 ЗК РФ не предусматривала возможности отказа в утверждении и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, исходя из того, что органы местного самоуправления обязаны были обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Из материалов дела следует, что ФИО1 обратилась к МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду сроком на 4 года земельного участка площадью 500 кв.м. из категории – земли населенных пунктов в целях размещения временного сооружения – торгового павильона смешанных товаров в <адрес> и утверждении приложенной схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории, на что получила ответ от ДД.ММ.ГГГГ № о том, что предоставить земельный участок не представляется возможным в связи с несоответствием заявленных целей генеральному плану и правилам землепользования, застройки <адрес>, согласно которым испрашиваемый участок расположен в зоне земель общего пользования, что является основанием для отказа в размещении временного сооружения - павильона.
Данный ответ, по мнению суда, является незаконным и свидетельствует о бездействии ответчика, которое выразилось в неисполнении требований ст. 34 ЗК РФ.
Кроме того, на территории муниципального образования <адрес> решением Емельяновского поселкового совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № 33-284-Р утверждены правила землепользования и застройки территории вышеуказанного муниципального образования.
Проанализировав графическое содержание карты градостроительного зонирования, а также содержание условных обозначений, суд установил, что испрашиваемый участок расположен в зоне инженерной и транспортной инфраструктуры (закрашенной на карте градостроительного зонирования коричневым цветом).
Согласно статье 33 вышеназванных правил зоны ИТ.1 (автомобильного транспорта) выделяются для обеспечения правовых условий формирования территорий, предназначенных для размещения производственных объектов и сооружений автомобильного транспорта. Правилами также установлены условно разрешенные виды использования – придорожные объекты торговли.
Согласно ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Статья 12 ГК РФ предусматривает в качестве способов защиты гражданских прав восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Поскольку статья 34 ЗК РФ в связи с принятием Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ утратила силу с 1 марта 2015 года, доказательств наличия оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, предусмотренных п. 16 действующей на момент рассмотрения дела статьи 11.10 Земельного кодекса РФ, представитель МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» не представил, суд считает правильным возложить на МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» обязанность утвердить представленную заявителем схему.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление ФИО1 о признании незаконными действий МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» по отказу в предоставлении земельного участка удовлетворить.
Признать незаконным отказ МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» в предоставлении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ исх.№ 8351.
Возложить на МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» обязанность в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу утвердить и выдать ФИО1 схему расположения испрашиваемого ею в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в целях размещения временного сооружения – торгового павильона смешанных товаров.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Решение вынесено в окончательной форме 26 июня 2015 года.
Председательствующий: подпись
Копия верна:
Судья Емельяновского РС Е.А.Ежелева