Решение
Именем Российской Федерации
поселок Нижний Ингаш 15 октября 2019 года
Нижнеингашский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Рудакова Ю.Е., при секретаре Синициной А.А., с участием представителя истца – помощника прокурора Нижнеингашского района Красноярского края Гриднева С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-435/2019 (УИД 24RS0038-01-2019-000528-23) по исковому заявлению прокурора Нижнеингашского района Красноярского края в интересах Никоновой В.Г., Краеренка Н.И., Афанасьевой Т.И. к ПАО «Красноярскэнергосбыт» о признании незаконным бездействие ПАО «Красноярскэнергосбыт» по необеспечению подачи электроэнергии на объекты теплоснабжения,
установил:
прокурор Нижнеингашского района в интересах Никоновой В.Г., Краеренка Н.И., Афанасьевой Т.И. обратился в суд с иском к ответчику, в котором просит суд признать незаконным бездействие ПАО «Красноярскэнергосбыт» по необеспечению подачи электроэнергии с начала отопительного сезона на объекты теплоснабжения, расположенные в п. Нижний Ингаш: котельная центральная по ул. Ленина, 6; котельная № 3 по ул. Красная площадь, 28а; котельная № 4 по ул. Набережная, 8б; котельная № 5 по ул. Ленина, 216Б; котельная № 6 по ул. Кирова, 1; котельная № 8 по ул. Центральная, 46; котельная № 9 по ул. Новая, 1а.
Свои исковые требования мотивировал тем, что в соответствии с договором аренды № 20М-07-18 от 20.07.2018 года, заключенному между М. и ООО «Рыбинский Коммунальный Комплекс» (далее ООО «РКК»), последнему передана в аренду котельная № 3 во временное владение и пользование для производства и передачи тепловой энергии. Согласно договору аренды № 20-07-18 от 20.07.2018 года, заключенному между А. и ООО «РКК», последнему переданы в аренду котельные № 4,6,9, центральная котельная во временное владение и пользование. В соответствии с концессионным соглашением № 1 от 01.09.2017 года, заключенным между администрацией п. Нижний Ингаш и ООО «РКК», последнему переданы в пользование котельные № 5 и 8 для предоставления услуг по теплоснабжению населению поселения. Администрацией поселка Нижний Ингаш утвержден график подготовки объектов к отопительному сезону. В настоящее время ООО «РКК» работы по подготовке к отопительному сезону не завершены. В связи с отсутствием электроснабжения на котельных, эксплуатируемых данной организацией, проведение гидравлических испытаний для установления дефектов в системе теплоснабжения, а также проведение пробных топок невозможно. В связи с образованием задолженности за потребленное электроснабжение арендатора объектов ЖКХ - ООО «РКК», по завершению отопительного периода, по указанию руководства ПАО «Красноярскэнергосбыт» было произведено прекращение подачи электроэнергии на указанные объекты и до настоящего времени подача электроэнергии на указанные объекты ответчиком не возобновлена. В соответствии с постановлением администрации п. Нижний Ингаш от 03.09.2019 года №155 отопительный сезон на территории п. нижний Ингаш должен быть начат не позднее дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия, но не позднее 15.09.2018 года. В результате прекращения подачи ответчиком электрической энергии на объекты ЖКХ, расположенные в п. Нижний Ингаш, проведение гидравлических испытаний для установления дефектов в системе теплоснабжения, проведение пробных топок, а также своевременное начало отопительного сезона 2019-2020 г.г. невозможно. В результате чего, отсутствует возможность выработки и передачи тепловой энергии на объекты п. Нижний Ингаш. Основанием для прекращения подачи электрической энергии послужило ненадлежащее исполнение договорных обязательств по оплате потребленной электрической энергии ООО «РКК». Действия по ограничению подачи электрической энергии на социально значимые объекты ЖКХ являются незаконными и нарушают права граждан – жителей п. Нижний Ингаш, не только как потребителей жилищно-коммунальных услуг, оказываемых ООО «РКК», но и как граждан имеющих право на благоприятную среду обитания, на приобретение товаров и услуг надлежащего качества и безопасности.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Гриднев С.В., заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил суд их удовлетворить.
Истцы Никонова В.Г., Краеренка Н.И., Афанасьева Т.И. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о чем имеются расписки, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.
Представитель ответчика ПАО «Красноярскэнергосбыт», в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о чем имеется уведомление. Согласно заявлению просят рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Представили суду возражения, согласно которым просят отказать в удовлетворении исковых требований, указывая на то, что ПАО «Красноярскэнергосбыт» не нарушало прав истцов на получение ресурса, поскольку истцы не являются потребителями электрической энергии, их электрические сети технологически не присоединены к электрическим сетям котельных, в отношении которых введено ограничение. Действия ответчика, направленные на введение ограничения режима потребления электрической энергии на объекты ООО «РКК» выполнены в полном соответствии с нормами действующего законодательства независимо от того, относится ли ООО «Рыбинский Коммунальный Комплекс» к категории потребителей, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям или нет, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для признания бездействия ответчика незаконным. В силу правового регулирования ООО «РКК» при введении режима ограничения должен принять меры для устранения обстоятельств, послуживших основанием для ограничения режима или прибегнуть к альтернативным источникам питания энергопринимающих устройств.
Представитель третьего лица – ООО «Рыбинский коммунальный комплекс» и представитель третьего лица – Администрация поселка Нижний Ингаш в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о чем имеются уведомления, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.
По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства; поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
Дело рассмотрено в отсутствии неявившихся участников судебного разбирательства, извещенных надлежащим образом, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителя истца, изучив представленные материалы дела, суд, приходит к следующим выводам.
Конституцией РФ, имеющей высшую юридическую силу на территории Российской Федерации, права и свободы гражданина провозглашены высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства (ст. 2 Конституции РФ).
На основании ч. 1 ст. 10 ГК РФ не допускается злоупотребление правом, использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
В соответствии с ч.1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии. Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.
В силу п.п. 1,7 ст. 38 Федерального закона № 35-ФЗ от 26.03.2003 «Об электроэнергетике» запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством и соглашением сторон обязательства. Правительством РФ утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями. Указанный порядок обеспечивает запрет на нарушение прав иных потребителей в связи с вводимым ограничением режима потребления электрической энергии.
Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 года № 442 утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, а также Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии. В соответствии с п. 48 Основных положений гарантирующий поставщик вправе в связи с наступлением обстоятельств, указанных в Правилах полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, инициировать в установленном порядке введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии по договор.
Согласно п. п. 18, 20 Правил в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с п. 17 данных Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается. При отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с данными Правилами.
Согласно п. 121 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подп. "а", "б" и "д" п. 115 и п. "б" п. 117 данных Правил.
Действия энергоснабжающей организации по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам-потребителям, ведут к нарушению их прав на получение коммунальных услуг.
В соответствии с ч. 4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.
Таким образом, указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации (ст. 40).
Согласно положениям ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено в судебном заседании и следует из представленных суду материалов дела на основании актов приема передачи и договора аренды № 20М-07-18 от 20.07.2018 года, заключенному между М. и ООО «Рыбинский Коммунальный Комплекс», последнему передана в аренду котельная № 3 (п. Нижний Ингаш) во временное владение и пользование для производства и передачи тепловой энергии. Согласно договору аренды №20-07-18 от 20.07.2018 года, заключенному между А. и ООО «Рыбинский Коммунальный Комплекс», последнему переданы в аренду котельные № 4,6,9, центральная котельная (п. Нижний Ингаш) во временное владение и пользование. В соответствии с концессионным соглашением № 1 от 01.09.2017 года, заключенным между администрацией п. Нижний Ингаш и ООО «Рыбинский Коммунальный Комплекс», последнему переданы в аренду котельные № 5 и 8 для предоставления услуг по теплоснабжению населению поселения.
Указанные объекты эксплуатируются ООО «Рыбинский Коммунальный Комплекс» для обеспечения централизованного теплоснабжения и горячего водоснабжения общеобразовательных школ, дошкольных учреждений и жилых домов в пос. Нижний Ингаш.
22 сентября 2014 года между ПАО «Красноярскэнергосбыт» (ранее ОАО «Красноярскэнергосбыт») Красноярскэнергосбыт» (ранее ОАО «Красноярскэнергосбыт») и ООО «Рыбинский Коммунальный Комплекс» был заключен договор энергоснабжения № 5452. По условиям данного договора гарантирующий поставщик ПАО «Красноярскэнергосбыт» обязуется осуществлять продажу электрической энергии, а абонент ООО «Рыбинский Коммунальный Комплекс» обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электроэнергию и оказанные услуги.
В связи с образованием задолженности за потребленное электроснабжение арендатора объектов ЖКХ – ООО «Рыбинский Коммунальный Комплекс» по указанию ПАО «Красноярскэнергосбыт» было произведено прекращение подачи электроэнергии на указанные объекты, что подтверждается представленными суду актами о введении ограничения режима потребления.
Согласно постановлению администрации поселка Нижний Ингаш Нижнеингашского района Красноярского края № 155 от 03.09.2019 года, началом отопительного сезона указано – не позднее дня следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия, но не позднее 15 сентября 2019 года.
В связи с отсутствием энергоснабжения котельных электрической энергии у ООО «Рыбинский Коммунальный Комплекс» отсутствует возможность провести гидравлические испытания для установления дефектов в системе теплоснабжения, а также проведения пробных топок и осуществления теплоснабжения объектов ЖКХ.
Основанием для прекращения подачи электрической энергии послужило ненадлежащее исполнение договорных обязательств по оплате потребленной электрической энергии ООО «Рыбинский Коммунальный Комплекс».
Задолженности по оплате коммунальных услуг за истцами – абонентами потребляющих электроэнергию, перед ООО «Рыбинский Коммунальный Комплекс» не имеется.
Однако, на дату подачи иска в суд 16 сентября 2019 года и на момент вынесения определения об обеспечении иска 16 сентября 2019 года, электроснабжение на объектах ЖКХ отсутствует.
Проанализировав вышеприведенные нормы закона и представленные суду доказательства, в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований к ответчику ПАО «Красноярскэнергосбыт», поскольку именно незаконными действиями ПАО «Красноярскэнергосбыт» были нарушены права и интересы граждан, являющихся конечными потребителями коммунальной услуги, проживающими на территории п. Нижний Ингаш.
Энергосбнажающая организация не вправе произвольно отказываться от обязательств, которые возникли у нее перед потребителями электроэнергии - жителями п. Нижний Ингаш, надлежащим образом исполняющими свои обязанности по оплате жилищно-коммунальных услуг и не имеющими задолженности за потребленную электроэнергию. Односторонний отказ ПАО «Красноярскэнергосбыт» от исполнения договора, который повлек полное ограничение режима потребления электрической энергии, не отвечал требованиям действующего законодательства, поскольку это повлекло ограничения права других добросовестных потребителей на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией РФ.
При этом, наличие у ООО «Рыбинский Коммунальный Комплекс» задолженности по оплате приобретенной электрической энергии не может служить законным основанием для нарушения прав граждан. Взаимоотношения между ресурсоснабжающей организацией и организацией-потребителем не должны влиять на права конечных абонентов.
Помимо этого, ООО «Рыбинский Коммунальный Комплекс» не имеет другой возможности по предоставлению гражданам коммунальных услуг, иных альтернативных источников электрической энергии, за счет которых могла бы быть возобновлена работа отключенных ответчиком от электропитания котельных, не имеется.
К тому же ответчик ПАО «Красноярскэнергосбыт» не урегулировав отношения между ним как гарантирующим поставщиком и иным абонентом, приобретающего электроэнергию, оставили граждан - потребителей электрической энергии без тепла, являющихся добросовестными плательщиками, и не имеющих других источников электроэнергии, тем самым, нарушив их законные права и интересы.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд полагает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход местного бюджета пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В связи с чем, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию сумма государственной пошлины пропорционально удовлетворенной части исковых требований - в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд,
решил:
исковые требовании прокурора Нижнеингашского района удовлетворить.
Признать бездействия ПАО «Красноярскэнергосбыт» по необеспечению подачи электроэнергии на объекты теплоснабжения, расположенные в п. Нижний Ингаш: котельная центральная по ул. Ленина, 6; котельная № 3 по ул. Красная площадь, 28а; котельная № 4 по ул. Набережная, 8б; котельная № 5 по ул. Ленина, 216б; котельная № 6 по ул. Кирова, 1; котельная № 8 по ул. Центральная, 46; котельная № 9 по ул. Новая, 1а, незаконными.
Взыскать с ПАО «Красноярскэнергосбыт» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования Нижнеингашский район Красноярского края в сумме 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Нижнеингашский районный суд в течение месяца со дня составления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 17 октября 2019 года.
Председательствующий