Дело № 12-143/2021
УИД № 13RS0019-01-2021-000184-41
РЕШЕНИЕ
29 июня 2021 года город Саранск
Судья Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия Чибрикин А.К.,
рассмотрев жалобу защитника Коржавиной О.Ю., действующей на основании доверенности в интересах открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия от 14 января 2021 года, вынесенное в отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД», общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия от 14 января 2021 г. ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
В жалобе, поданной в суд, защитник ОАО «РЖД» просил отменить указанное постановление, прекратить производство по делу об административном правонарушении. Указал, что при привлечении к ответственности необоснованно отклонены доводы ОАО «РЖД» о недоказанности обязательного признака объективной стороны административного правонарушения - способа порчи земель в результате привнесения нехарактерных физических, химических, биологических веществ, соединений, организмов; административным органом не предоставлено доказательств, подтверждающих, что ОАО «РЖД» является субъектом вмененного административного правонарушения, а также наличие причинной связи между противоправными действиями или бездействием общества и наступлением вышеуказанных последствий; вывод о наличии в действиях (бездействиях) ОАО «РЖД» признаков административного правонарушения сделан лишь на том основании, что спорный земельный участок принадлежит обществу на праве аренды; неустранимые сомнения должны быть истолкованы в пользу привлекаемого к административной ответственности лица.
В судебном заседании защитник ОАО «РЖД» по доверенности Буйнова О.В. просила отменить постановление должностного лица по основаниям, указанным в жалобе, прекратить производство по делу, ввиду отсутствия доказательств причастности общества к вменённому правонарушению.
В судебное заседание законный представитель ОАО «РЖД» не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом.
При таких обстоятельствах и в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Старший государственный инспектор Российской Федерации в области окружающей среды ФИО1, вынесшая обжалуемое постановление, будучи опрошенной в суде в качестве свидетеля, обстоятельства дела, отображенные в постановлении, полностью подтвердила, жалобу просила оставить без удовлетворения.
Необходимости избрания протокольной формы рассмотрения дела с учётом положений части 1 статьи 29.8, части 1 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при отсутствии ходатайства о ведении протокола, не имеется.
Проверив на основании части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело в полном объеме, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Материалами дела установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 5 октября 2020 г. ОАО «РЖД» является арендатором земельного участка с кадастровым номером № (на срок 49 лет с 11 марта 2005 г.).
На основании приказа врио заместителя руководителя Межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия № 1291 от 22 октября 2020 г., в целях всестороннего, полного и объективного рассмотрения обращения Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» о разливе нефтепродуктов и нахождении несанкционированной свалки отходов на территории Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, проведено рейдовое обследование.
Актом обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований №1291 от 2 октября 2020 г. установлено, что в ходе проведения рейдового мероприятия на территории Рузаевского муниципального района Республики Мордовия на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: начало маршрута – перекресток улиц Мира и Луговая г. Рузаевки Республики Мордовия, географические координаты 54.058548 с.ш., 44.498768 в.д.; окончание маршрута - Рузаевский район Республики Мордовия (путепровод через железнодорожные пути на автомобильной дороге федерального значения Р158 «Нижний Новгород – Арзамас – Саранск – Исса – Пенза - Саратов»), географические координаты 54.058688 с.ш., 44.877628 в.д. выявлено загрязнение почв нефтепродуктами, навалы отходов (пластиковая тара, отходы бумаги и др.) и битумная яма неустановленного назначения. С северной стороны участок местности ограничен двухпутной электрифицированной железной дорогой, с восточной стороны автодорогой, с южной лесным массивом и территорией производственного предприятия (по информации заявителей - ООО «<данные изъяты>», ранее на территории располагалось ООО «Лидер»), с западной стороны лесной массив и автомобильная дорога федерального значения Р 158 «Нижний Новгород - Арзамас - Саранск - Исса - Пенза - Саратов» (далее по тексту сокращенно - участок). На участке расположен железнодорожный тупик. Проводятся работы по ремонту путей и укреплению основания тупика. При проведении осмотра на участке выявлен пролив (разлив) нефтепродуктов, предположительно битума нефтяного. Следы растекания обнаруживаются со стороны территории ООО «Лидер» и лесного массива, расположенных к югу от участка. Был осмотрен лесной массив и прилегающая территория к производственной площадке ООО «Лидер». Установлено, что вдоль забора, огораживающего территорию ООО «Лидер» с северной стороны, произведено рыхление почвы и обнаруживается след от траншеи (предположительно для каких-либо коммуникаций). Следов растекания нефтепродуктов с территории ООО «Лидер» на участок не установлено.
Определением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия от 9 ноября 2021 г. по факту нарушения пункта 1 статьи 34, пункта 2 статьи 34, пункта 1 статьи 39, пункта 2 статьи 39, пункта 1 статьи 51, пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7 «Об охране окружающей среды» в отношении ОАО «РЖД» возбуждено дело об административном правонарушении, назначено проведение административного расследования.
19 ноября 2020 г., 26 ноября 2020 г. с земельного участка, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Рузаевский муниципальный район, на перегоне ст. Пишля - ст. Рузаевка, производился отбор проб.
Согласно заключениям экспертной организации по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора № 60 от 10 декабря 2020 г., № 61 от 16 декабря 2020 г. на земельном участке с кадастровым номером № находится место разлива нефтепродуктов (географические координаты: 54.058851 с.ш., 44.881756 в.д.: 54.058781 с.ш., 44.881138 в.д.; 54.059002 с.ш., 44.881337 в.д.; 54.058928 с.ш., 44.88.1798 в.д.; 54.058909 с.ш., 44.881667 в.д.) площадью 11.00,0 кв.м, на котором выявлено превышение фонового значения нефтепродуктов в почве (протоколы исследований (испытаний) и измерений почвы № 861/3, №862/3, №863/3, №864/3 от 19 ноября 2020 г.), а именно установлено наличие превышения концентрации загрязняющих веществ. Фактическое содержание нефтепродуктов в пробах почвы с места локального загрязнения – 5132,5 мг/кг, что в 177 раз превышает выше фонового значения содержания нефтепродуктов в почве. Определение временного периода возникновения данного загрязнения, т.е. срока давности образования загрязнения, а также определение предполагаемой возможности выявления источника загрязнения находится вне компетенции Испытательной лаборатории по Республике Мордовия ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО».
Установив в деянии ОАО "РЖД" нарушение требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия 30 декабря 2020 года составил в отношении общества протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
14 января 2021 г. ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, помимо прочего, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.
Статьей 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ) определено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное, негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 данной статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель (п. 2 ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" земли железнодорожного транспорта должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации. Размеры земельных участков, в том числе полосы отвода, определяются проектно-сметной документацией, согласованной в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации. Порядок установления и использования полос отвода определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденного Приказом МПС РФ от 15 мая 1999 года N 26Ц, для обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом, безопасности населения, нормальной эксплуатации инженерных сооружений и других объектов федерального железнодорожного транспорта железные дороги обязаны, в числе прочего, соблюдать установленный порядок использования полосы отвода; содержать земельные участки в пределах полосы отвода способами, которые не должны наносить ущерб земле как природному объекту; принимать меры по защите земли от эрозии и дефляции, осуществлять агролесомелиоративные, противопожарные и иные необходимые мероприятия по охране земель от неблагоприятных природных явлений.
Факт совершения обществом указанного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (здесь и далее том 1, л.д. 119 - 130), приказом о проведении рейдового мероприятия (л.д. 28), плановым (рейдовым) заданием (л.д. 29 - 32), актом обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований с фототаблицей и планом-схемой (л.д. 33 - 55), выписками из ЕГРН (л.д. 62 -71), актами отбора проб почв (л.д. 74 - 75), протоколами исследований (испытаний) и измерений (л.д. 76 - 85), заключениями по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний (л.д. 86 -91), экспертными заключениями ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" (л.д. 94 – 96, л.д. 99 - 101) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 названного Кодекса.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Должностное лицо административного органа пришло к обоснованному выводу о совершении обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Деяние общества квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса, природоохранного и земельного законодательства.
Вопреки доводам жалобы из приведенных норм законодательства, с учетом установленных по делу обстоятельств, ОАО "РЖД" является ответственным за выявленные нарушения. Перечисленными выше доказательствами в их совокупности подтвержден факт порчи земель, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что не установлено лицо, которое допустило загрязнение (уничтожение) плодородного слоя почвы, так как в ходе проведения обследования земельного участка выявлен факт пролива (разлива) нефтепродуктов, следы растекания обнаруживаются со стороны ООО «Лидер» и лесного массива, отклонены, – согласно акту обследования территории № 1291 от 23.10.2020, был осмотрен лесной массив и прилегающая территория к производственной площадке ООО «Лидер». Установлено, что вдоль забора, огораживающего территорию ООО «Лидер» с северной стороны, произведено рыхление почвы, следы от траншеи не обнаружены. Следов растекания нефтепродуктов с территории ООО «Лидер» на участок не установлено.
Кроме того, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый и восьмой статьи 42).
Вопреки доводам жалобы, неустранимых сомнений в виновности общества в совершении им правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по настоящему делу не имеется.
Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом обстоятельств правовым основанием к отмене принятого по делу постановления не является.
Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено обществу с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах, установленных законом.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится в числе прочего решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия
решил:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия от 14 января 2021 года, вынесенное в отношении открытого акционерного общества "Российские железные дороги" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьей 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Коржавиной О.Ю. - без удовлетворения.
На решение суда может быть подана жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего решения.
Судья А.К. Чибрикин