РЕШЕНИЕ
(заочное)
Именем Российской Федерации
24 октября 2012 года г. Братск
Падунский районный суд города Братска Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Чагочкиной М.В.,
при секретаре Полониной Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1256/2012 по иску администрации муниципального образования города Братска к Лебедеву Ю.С., Лебедевой Е.С. о прекращении права собственности на жилое помещение, прекратившее свое существование в результате гибели, и о признании права собственности на вновь созданное недвижимое имущество,
у с т а н о в и л:
Истец - администрация МО г. Братска обратилась в суд с иском, в котором указала, что в соответствии с актом комиссионного обследования от 21 мая 2003 года жилого <адрес> после пожара, постановлением мэра г. Братска от 24.06.2003 г. № 917 «О разборке жилого дома после пожара в жилом районе Падун по <адрес>, указанный дом признан непригодным для проживания граждан, принято решение о переселении жильцов, состоящих на регистрационном учете и организации разборки дома.
Согласно справке Братского городского центра технической инвентаризации № 162 от 07.02.2012 г., в соответствии с Постановлением мэра г. Братска от 24.06.2003 г. № 917 «О разборке жилого дома после пожара <адрес> года постройки снесен и снят с технического учета. В связи с чем, <адрес> по данному адресу прекратила свое существование.
Распоряжением главы администрации Падунского административного округа г. Братска от 26.06.2003 г. № 106 «О предоставлении освободившейся жилой площади» Лебедеву Ю.С., проживавшему по адресу: <адрес> предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>.
По договорам на право хозяйственного ведения муниципальным имуществом г. Братска от 11.01.2009 г. № 6, от 14.02.2011 г. № 2 Комитет по управлению муниципальным имуществом и развитию потребительского рынка администрации г. Братска передал в хозяйственное ведение Муниципальному предприятию «Дирекция капитального строительства и ремонта» муниципальное имущество — фундамент сгоревшего жилого дома в жилом районе Падун по <адрес>.
13 августа 2010 года МП «ДКСР» и МКУ «ДКСР» от имени муниципального образования г. Братска заключили муниципальный контракт № 59 на участие в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в г. Братске для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда г. Братска, согласно которому МП «ДКСР» обязался построить многоквартирный дом по адресу: <адрес>
03 мая 2011 года МП «ДКСР» в соответствии с муниципальным контрактом передало МКУ «ДКСР» по акту приема-передачи объект долевого строительства: 2-х комнатную квартиру, находящуюся по адресу: г<адрес>
26 апреля 2011 года было получено разрешение администрации г. Братска на ввод объекта в эксплуатацию. После получения технической документации на квартиры, 04 августа 2011 года в Братский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии по Иркутской области были сданы документы на регистрацию права собственности на объект недвижимого имущества находящийся по адресу: <адрес>
Однако, в ходе регистрации и проведения правовой экспертизы представленных документов, было установлено что право собственности на жилые помещения, существовавшие до пожара и имевших тоже самое местоположение, что и у вновь регистрируемых, не прекращено.
Так, согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества от 13.08.2012 г. № 03/013/2012-738 правообладателями 2-х комнатной квартиры, находящейся на 1 этаже 2-этажного брусчатого дома по адресу: <адрес> являются на праве общей долевой собственности: Лебедев Ю.С., доля в праве 1/2; Лебедева Е.С., доля в праве 1/2.
В соответствии с п.1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Одним из оснований прекращения права собственности на вещь, в том числе и недвижимую, в силу п.1 ст.235 ГК РФ является гибель или уничтожение этого имущества.
Из указанных положений законодательства следует, что в случае гибели, исключающей возможность использования объекта недвижимости в соответствии с его первоначальным назначением, запись о праве собственности на это имущество не может быть сохранена в реестре по причине ее недостоверности. Противоречия между правами на недвижимость и сведениями о них, содержащимися в реестре, в случае гибели или уничтожения такого объекта могут быть устранены как самим правообладателем, так и судом по иску лица, чьи права и законные интересы нарушаются сохранением записи о праве собственности на это недвижимое имущество.
Таким образом, в результате гибели по причине пожара <адрес> перестала существовать как объект недвижимости квартира №, являвшаяся его частью, соответственно в силу закона прекратилось право собственности на указанную квартиру у Лебедева Ю.С., Лебедевой Е.С., что подлежит государственной регистрации.
Согласно п.1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом, соответственно и создание нового объекта недвижимости, в результате строительства влечет приобретение лицом, создавшим этот объект недвижимости, права собственности на него.
Построенная администрацией г. Братска по муниципальному контракту № 59 от 13.08.2010 г. и введенная в эксплуатацию разрешением администрации г. Братска от 26.04.2011 г. <адрес> является новым объектом недвижимости, созданным администрацией г. Братска с соблюдением закона, что в силу закона влечет приобретение администрацией г. Братска права собственности на нее.
В соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Администрация г. Братска просит суд прекратить право собственности Лебедева Ю.С. на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение - <адрес>, в связи с гибелью жилого помещения.
Прекратить право собственности Лебедевой Е.С. на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение - <адрес> Иркутской области, в связи с гибелью жилого помещения.
Признать право собственности на вновь возведенное жилое помещение - <адрес> за муниципальным образованием города Братска.
В судебное заседание представитель истца администрации г. Братска – Курдюкова С.М., действующая на основании доверенности со всеми правами, не явилась, в письменном сообщении просила иск рассмотреть в ее отсутствие, требования поддержала, не возражала рассмотреть иск в порядке заочного производства.
В судебное заседание ответчики Лебедева Е.С. и Лебедев Ю.С. не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, о чем свидетельствует уведомление и сообщение о получении телеграммы в материалах дела. Об уважительных причинах неявки суду ответчики не сообщили, рассмотреть дело в их отсутствие не просили.
В случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства (часть 1 статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
О рассмотрении дела в таком порядке судом 24 октября 2012 года вынесено соответствующее определение.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Часть 1 ст. 45 Конституции РФ гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту прав и свобод.
В силу ст. 11 Жилищного кодекса Российской Федерации защита нарушенных жилищных прав осуществляется путем: признания права, прекращения или изменения жилищного правоотношения и иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В пункте 1 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса РФ» указано, что в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы, часть 1 статьи 11 Жилищного Кодекса Российской Федерации устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
В соответствии с п.1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно п.1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Из указанных положений законодательства следует, что в случае гибели, исключающей возможность использования объекта недвижимости в соответствии с его первоначальным назначением, запись о праве собственности на это имущество не может быть сохранена в реестре по причине ее недостоверности. Противоречия между правами на недвижимость и сведениями о них, содержащимися в реестре, в случае гибели или уничтожения такого объекта могут быть устранены как самим правообладателем, так и судом по иску лица, чьи права и законные интересы нарушаются сохранением записи о праве собственности на это недвижимое имущество.
Как достоверно установлено в судебном заседании представленными допустимыми доказательствами, в силу ст. 59-60 ГПК РФ, в соответствии с актом комиссионного обследования от 21 мая 2003 года жилого <адрес> после пожара, постановлением мэра г. Братска от 24.06.2003 г. № 917 «О разборке жилого дома после пожара в жилом районе Падун по <адрес> указанный дом признан непригодным для проживания граждан, принято решение о переселении жильцов, состоящих на регистрационном учете и организации разборки дома.
Согласно справке Братского городского центра технической инвентаризации № 162 от 07.02.2012 г., в соответствии с Постановлением мэра г. Братска от 24.06.2003 г. № 917 «О разборке жилого дома после пожара в жилом <адрес> - жилой дом 1988 года постройки снесен и снят с технического учета. В связи с чем, квартира № по данному адресу прекратила свое существование.
Распоряжением главы администрации Падунского административного округа г. Братска от 26.06.2003 г. № 106 «О предоставлении освободившейся жилой площади» Лебедеву Ю.С., проживавшему по адресу: <адрес> предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>.
По договорам на право хозяйственного ведения муниципальным имуществом г. Братска от 11.01.2009 г. № 6, от 14.02.2011 г. № 2 Комитет по управлению муниципальным имуществом и развитию потребительского рынка администрации г. Братска передал в хозяйственное ведение Муниципальному предприятию «Дирекция капитального строительства и ремонта» муниципальное имущество — фундамент сгоревшего жилого дома в жилом районе Падун по <адрес>
13 августа 2010 года МП «ДКСР» и МКУ «ДКСР» от имени муниципального образования г. Братска заключили муниципальный контракт № 59 на участие в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в г. Братске для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда г. Братска, согласно которому МП «ДКСР» обязался построить многоквартирный дом по адресу: <адрес>
03 мая 2011 года МП «ДКСР» в соответствии с муниципальным контрактом передало МКУ «ДКСР» по акту приема-передачи объект долевого строительства: 2-х комнатную квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>
26 апреля 2011 года было получено разрешение администрации г. Братска на ввод объекта в эксплуатацию. После получения технической документации на квартиры, 04 августа 2011 года в Братский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии по Иркутской области были сданы документы на регистрацию права собственности на объект недвижимого имущества находящийся по адресу: <адрес>
Судом было установлено, что право собственности на жилые помещения, существовавшие до пожара и имевших тоже самое местоположение, что и у вновь регистрируемых, не прекращено.
Так, согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества от 13.08.2012 г. № 03/013/2012-738 правообладателями 2-х комнатной квартиры, находящейся на 1 этаже 2-этажного брусчатого дома по адресу: <адрес> являются на праве общей долевой собственности: Лебедев Ю.С., доля в праве 1/2; Лебедева Е.С., доля в праве 1/2.
Суд достоверно установил, что именно в результате гибели по причине пожара <адрес>, перестала существовать как объект недвижимости квартира №, являвшаяся его частью, соответственно в силу закона прекратилось право собственности на указанную квартиру у Лебедева Ю.С., Лебедевой Е.С., что подлежит государственной регистрации.
Согласно п.1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом, соответственно и создание нового объекта недвижимости, в результате строительства влечет приобретение лицом, создавшим этот объект недвижимости, права собственности на него.
Таким образом, построенная администрацией г. Братска по муниципальному контракту № 59 от 13.08.2010 г. и введенная в эксплуатацию разрешением администрации г. Братска от 26.04.2011 г. квартира <адрес> является новым объектом недвижимости, созданным администрацией г. Братска с соблюдением закона, что в силу закона влечет приобретение администрацией г. Братска права собственности на нее.
Поэтому суд, анализируя представленные доказательства в силу ст. 67 ГПК РФ, полагает возможным признать право собственности на вновь возведенное жилое помещение - <адрес> за муниципальным образованием города Братска.
В силу части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В силу пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1 часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, проанализировав все представленные доказательства в совокупности, с соблюдением норм процессуального права, в соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, суд считает, что требования администрации муниципального образования города Братска к Лебедеву Ю.С., Лебедевой Е.С. о прекращении права собственности на жилое помещение, прекратившее свое существование в результате гибели, и о признании права собственности на вновь созданное недвижимое имущество подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании выше изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 235-237 ГПК Российской Федерации, суд
р е ш и л :
░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ 1/2 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ - <░░░░░> ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ 1/2 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ - <░░░░░>, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ - <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░.
░░░░░: ░.░.░░░░░░░░░