дело № 2-2354/2013
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Димитровград 23 октября 2013 года
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Орловой С.Н., при секретаре Смирновой Э.В., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Регионального управления № 172 ФМБА России к муниципальному бюджетному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа №10 г.Димитровграда о признании бездействия незаконным, понуждении к устранению нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения,
УСТАНОВИЛ:
Истец Региональное управление №172 ФМБА России обратилось в суд с указанным иском, в обоснование своих требований ссылаясь на то, что в период с 18 февраля по 14 марта 2013 года истцом на основании распоряжения заместителя руководителя Управления от 11 февраля 2013 года № 13-п была проведена плановая выездная проверка исполнения муниципальным бюджетным образовательным учреждением средней общеобразовательной школой № 10 города Димитровграда Ульяновской области (далее – МБОУ СОШ № 10) требований санитарного законодательства Российской Федерации.
В результате проверки установлено, что в МБОУ СОШ № 10 нарушаются требования санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189, СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» (далее – СанПиН 2.4.5.2409-08), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 года №45, СП 2.3.6.1079-07 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» (далее – СП 2.3.6.1079-01), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08 ноября 2001 года №31, которые направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность и устанавливают санитарно-гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, что нашло отражение в Акте проверки №18 от 14 марта 2013 года.
В результате проверки установлено, что МБОУ СОШ № 10 не выполнено в полном объеме предписания № 11 от 14 марта 2013 года, а именно в помещениях перед столовой и в туалетах умывальные раковины не обеспечены горячим водоснабжением, что является нарушением требований пункта 8.1. СанПиН 2.4.2.2821-10; в помещении пищеблока моечные ванны не оборудованы смесителями для горячей и холодной воды, что является нарушением требований пункта 3.3. СанПиН 2.4.5.2409-08; не восстановлено покрытие пола обеденного зала, что является нарушением требований пункта5.7 СП 2.3.6.1079-01; не проведен косметический ремонт (потолков, стен, пола) спортивного зала, что является нарушением пункта 4.28 СанПиН 2.4.2821-10.
На основании подпункта 1 пункта 3 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ) на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, соблюдение которых является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона № 52-ФЗ в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников и выполняться требования санитарного законодательства.
Истец просил признать бездействие муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 10 города Димитровграда Ульяновской области по не обеспечению соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения незаконным и обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 города Димитровграда Ульяновской области:
- во исполнение обязательных требований пункта 8.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 умывальные раковины перед столовой и в туалетах обеспечить горячим централизованным водоснабжением.
- во исполнение обязательных требований пункта 3.3 СанПиН 2.4.5.2409-08 моечные ванны в пищеблоке оборудовать смесителями для горячей и холодной воды.
- во исполнение обязательных требований пункта 5.7 СП 2.3.6.1079-01 восстановить покрытие пола обеденного зала, которое должно быть стойким к санитарной обработке и дезинфекции.
- во исполнение обязательных требований пункта 4.28 СанПиН 2.4.2.2821-10 произвести косметический ремонт (потолков, стен, пола) спортивного зала, обеспечить отделку потолка и стен гладкой, без трещин, деформаций, допускающую проведение уборки влажным способом с применением дезинфицирующих средств.
В судебном заседании представитель истца Акимова Е.Б., действующая по доверенности от 07.10.2013, исковые требования поддержала, дала пояснения, аналогичные изложенному в иске.
Представитель ответчика муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №10 г.Димитровграда Ульяновской области Фролова Н.И., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска в части признания незаконным бездействия муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 10 города Димитровграда по не обеспечению соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, указала, что администрация МБОУ СОШ № 10 города Димитровграда и Управление образования Администрации г. Димитровграда не бездействуют. В настоящее время заключен договор на изготовление проектной документации по капитальному ремонту здания школы №10 г.Димитровграда, планируется выделение бюджетных средств на проведение капитального ремонта школы. Полагает, что нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, выявленные истцом в ходе проверки, могут быть устранены лишь после окончания учебного года. Просила предоставить срок для добровольного устранения выявленных нарушений до 31.12.2014.
Представитель третьего лица Управления образования Администрации г.Димитровграда Дудина О.В., действующая по доверенности, не возражала против удовлетворения иска, поддержала пояснения Фроловой Н.И.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности. К компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, а также за нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.
В силу ст. 1, ч. 1 ст. 24 Федерального закона N 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе организационные, и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона N 52-ФЗ в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Из материалов дела следует, что МБОУ средняя общеобразовательная школа №10 г.Димитровграда является действующим юридическим лицом и имеет лицензию на право занятия образовательной деятельности от 28.04.2006 года №А200278.
Как следует из материалов дела, Региональным управлением № 172 ФМБА России с 18 февраля по 14 марта 2013 года проведена проверка соблюдения МБОУ СОШ N 10 г.Димитровграда требований санитарно-эпидемиологического законодательства, в ходе которой выявлены нарушения требований указанного законодательства.
Впоследствии при проведении контрольной проверки выявлен ряд нарушений, указанных в предписании №11 от 14.03.2013 года (л.д.16), не исполненных по истечении срока, установленного для устранения.
Как видно из предписания и акта проверки №18 от 14 марта 2013года (л.д.10), на момент проверки в 2013 году имели место нарушения: в помещениях перед столовой и в туалетах умывальные раковины не обеспечены горячим водоснабжением, что является нарушением требований пункта 8.1. СанПиН 2.4.2.2821-10; в помещении пищеблока моечные ванны не оборудованы смесителями для горячей и холодной воды, что является нарушением требований пункта 3.3. СанПиН 2.4.5.2409-08; не восстановлено покрытие пола обеденного зала, что является нарушением требований пункта5.7 СП 2.3.6.1079-01; не проведен косметический ремонт (потолков, стен, пола) спортивного зала, что является нарушением пункта 4.28 СанПиН 2.4.2821-10.
Указанные обстоятельства не оспаривались сторонами в судебном заседании.
В соответствии с Уставом МБОУ СОШ N 10 г.Димитровграда, является муниципальным учреждением, его бюджет формируется из поступлений из бюджета г.о. Димитровграда.
Пунктом 8.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 предусмотрено, что здания общеобразовательных учреждений должны быть оборудованы централизованными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с требованиями к общественным зданиям и сооружениям в части хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения. Холодным и горячим централизованным водоснабжением обеспечиваются помещения общеобразовательного учреждения, дошкольного образования и интерната при общеобразовательном учреждении, в том числе: помещения пищеблока, столовая, буфетные, душевые, умывальные, кабины личной гигиены, помещения медицинского назначения, мастерские трудового обучения, кабинеты домоводства, помещения начальных классов, кабинеты рисования, физики, химии и биологии, лаборантские, помещения для обработки уборочного инвентаря и туалеты во вновь строящихся и реконструируемых общеобразовательных учреждениях.
.
Согласно пункту 3.3 СанПиН 2.4.5.2409-08 во всех производственных цехах устанавливают раковины, моечные ванны с подводкой холодной и горячей воды через смесители. Необходимо предусмотреть установку резервных источников горячего водоснабжения для бесперебойного обеспечения горячей водой производственных цехов и моечных отделений в периоды проведения профилактических и ремонтных работ в котельных, бойлерных и на водопроводных сетях горячего водоснабжения.
Согласно пункту 5.7 СанПиН 2.3.6.1079-01 отделка обеденных помещений (залов) должна быть стойкой к санитарной обработке и дезинфекции. Устройство декоративных экранов над регистрами систем отопления из полимерных и синтетических материалов не проводится. Декоративные панели для этих целей делаются металлическими и легкосъемными.
Согласно пункту 4.28 СанПиН 2.4.2.2821-10 потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств. Допускается в учебных помещениях, кабинетах, рекреациях и других помещениях оборудование подвесных потолков из материалов, разрешенных для применения в общеобразовательных учреждениях, при условии сохранения высоты помещений не менее 2,75 м, а во вновь строящихся - не менее 3,6 м.
Из материалов дела усматривается, что для устранения указанных выше нарушений МБОУ СОШ №10 необходимо провести следующие организационно-хозяйственные мероприятия:
- оборудовать умывальные раковины столовой и туалетов школы горячим централизованным водоснабжением в соответствии с требованиями п.8.1 СанПиН 2.4.2.2821-10
- оборудовать моечные ванны пищеблока школы смесителями для горячей и холодной воды в соответствии с требованиями 3.3. СанПиН 2.4.5.2409-08
- восстановить покрытие пола обеденного зала школы в соответствии с требованиями п. 5.7.СП 2.3.6.1079-01
- произвести косметический ремонт спортивного зала школы, обеспечить гладкую отделку потолка и стен в соответствии с требованиями п. 4.28 СанПиН 2.4.2.2821-10.
Доказательств отсутствия возможности обеспечения школы горячим водоснабжением согласно п. 8.1 СанПиН и необходимого финансирования мероприятий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологических норм ответчиком суду не предоставлено.
С учетом вышеприведенных требований закона, регулирующего правоотношения сторон, учитывая, что нарушения законодательства до настоящего времени не устранены, а их наличие создаёт неблагоприятные условия пребывания несовершеннолетних в МБОУ СОШ N10, суд полагает обоснованными требования истца о признании бездействия образовательного учреждения по не обеспечению соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства и возложения обязанности по их устранению.
Вместе с тем, поскольку устранение имеющихся нарушений требований санитарного законодательства в образовательном учреждении потребует проведения ряда организационных мероприятий и вложения значительных средств, которыми учреждение на момент рассмотрения дела не располагает, и с учетом того, что проведение работ в период учебного года может быть затруднено, суд находит возможным предоставить ответчику срок для устранения выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства до 31.12.2014 года.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ № 172 ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №10 ░.░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 10 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 10 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 31.12.2014 ░░░░:
- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░.8.1 ░░░░░░ 2.4.2.2821-10
- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ 3.3. ░░░░░░ 22.4.5.2409-08
- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░. 5.7.░░ 2.3.6.1079-01
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░. 4.28 ░░░░░░ 2.4.2.2821-10.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – 28.10.2013 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ 30.11.2013