Дело № 2-844/2014 год
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 ноября 2014 года
Багратионовский районный суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Жестковой А.Э.,
при секретаре Ильченко С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калиниченко Т.Г., Калиниченко И.А., действующей также в интересах несовершеннолетней дочери ххх, к администрации МО «Мамоновский городской округ», отделу № 5 г. Калининграда ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании в порядке приватизации права общей долевой собственности на жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Калиниченко Т.Г., Калиниченко И.А., Калиниченко И.А. действующая также в интересах несовершеннолетней дочери ххх обратились в суд с вышеназванным иском, которым просят признать в порядке приватизации право общей долевой собственности (по 1/4 доле за каждым из истцов) на квартиру, расположенную по адресу: ххх.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что ххх года с супругом истицы Калиниченко Т.Г. – Калиниченко А.М. был заключен договор социального найма спорного жилого помещения. В указанной квартире в настоящее время проживают и зарегистрированы истцы Калиниченко Т.Г., Калиниченко И.А., Калиниченко И.А., ххх Наниматель Калиниченко А.М. умер ххх года. ххх года Калиниченко Т.Г. обратилась с заявлениями в отдел № 5 г. Калининграда ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ и администрацию МО «Мамоновский городской округ», в котором просила рассмотреть вопрос о передаче в собственность в порядке приватизации спорного жилого помещения. ххх года получила ответ из ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, которым ей отказано в передаче квартиры в собственность в порядке приватизации, в связи с отсутствием права на получение жилого помещения, и указанием на то, что законодательством не урегулирован вопрос передачи квартир Министерством обороны РФ в собственность граждан в порядке приватизации, не определен орган уполномоченный передавать жилые помещения в собственность в таком порядке. В ответе администрации сообщено о том, что право муниципальной собственности на данный объект не зарегистрировано, также сообщено, что спорное жилое помещение не относится к специализированному жилищному фонду. По мнению истцов, спорное жилое помещение не относится к жилым помещениям, запрет на приватизацию которых, установлен статьей 4 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ», следствие чего, требования истцов подлежат удовлетворению. Ранее в приватизации жилых помещений истцы участия не принимали, иных жилых помещений на территории РФ в собственности не имеют.
Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство обороны РФ, ФГКУ «Северо-западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ.
Истцы Калиниченко Т.Г., Калиниченко И.А., Калиниченко И.А., действующая также в интересах несовершеннолетней ххх в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежаще.
Представитель истицы Калиниченко Т.Г. по доверенности Курачев Т.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснив, что Калиниченко А.М., его супруга Калиниченко Т.Г. и две дочери Калиниченко И и И с ххх год по ххх год проживали в Забайкальском военном округе. С ххх года по ххх год их семья проживала в общежитии в г. ххх. С ххх года по ххх год они проживали в г. ххх. С ххх года по ххх год, после возвращения, семья стала проживать в г. ххх, а затем с ххх года и по настоящее время проживают по спорному адресу. Спорное жилое помещение было предоставлено военнослужащему Калиниченко А.М. по ордеру, выданному Гурьевской КЭЧ на состав семьи 4 человека. Впоследствии при заключении договора социального ордер был сдан. ххх года наниматель Калиниченко А.М. умер. Перепланировка и переустройство в спорной квартире не производились.
Представители ответчиков администрации МО «Мамоновский городской округ», отдела № 5 г. Калининграда ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, Министерства обороны РФ, ФГКУ «Северо-западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежаще, при этом от ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ поступило возражение на иск, из которого следует, что исковые требования учреждение не признает (л.д. ххх).
Заслушав пояснения представителя истицы, исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит иск, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
На основании п. 6 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Право на приватизацию жилых помещений предусмотрено ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в конституционно значимых целях, поскольку оно связано с реализацией конституционных прав граждан на жилище, а также права собственности.
Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» № 1541 – 1 от 4 июля 1991 года граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
На основании ст. 6 названного выше закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
По смыслу преамбулы и статей 1,2 указанного выше Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. Гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных данным законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Вместе с тем, статьей 4 данного закона установлены ограничения на приватизацию жилых помещений, находящихся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебных жилых помещений, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В судебном заседании установлено, что спорное жилое помещение относится к фонду Министерства обороны РФ, является собственностью Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 1053 от 29.12.2008 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, следующие основные функции: а) осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации, в том числе полномочий собственника имущества должника - подведомственного федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства.
Пунктами 2.1 и 2.2 Приказа Министерства обороны РФ от 18 ноября 2010 года N 1550 предусмотрено, что распределение жилых помещений, заключение и расторжение договоров социального найма жилого помещения, решение иных вопросов, связанных с обеспечением жилым помещением военнослужащих, возлагается на Департамент жилищного обеспечения МО РФ.
В силу п. 1 Приказа Министерства обороны РФ N 1455 от 3 ноября 2010 года Департамент жилищного обеспечения МО РФ, как уполномоченный орган Министерства обороны РФ осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны РФ - ФГУ Западное, Центральное, Восточное и Южное региональные управления жилищного обеспечения.
Согласно приложению к распоряжению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Калининградской области от 13 января 2009 года № 5-р, жилой дом в военном городке г. ххх был ранее закреплен на праве оперативного управления за федеральным государственным учреждением «Гурьевская квартирно-эксплутационная часть района» Министерства обороны РФ.
Приказом министра обороны РФ № 1871 от 17 декабря 2010 года с 20 декабря 2010 года было реорганизовано ФГУ «Северо-западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ путем присоединения к нему квартирно-эксплуатационных учреждений, в том числе ФГУ «Гурьевская квартирно-эксплутационная часть района» Министерства обороны РФ.
Аналогичные сведения содержаться в представленной суду выписке из ЕГРЮЛ на данную организацию, согласно которой ФГУ «Гурьевская КЭЧ района» МО РФ прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к ФГУ (ФГКУ) «Северо-западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что спорное жилое помещение состоит на балансе ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений».
По сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, право собственности на жилое помещение ххх не зарегистрировано.
Вышеуказанное жилое помещение не является собственностью муниципального образования «Мамоновский городской округ», что подтверждается ответом администрации данного муниципального образования, из которого следует, что администрацией не выносилось постановление об определении статуса служебного жилья в отношении спорного жилого помещения, сведениями о передаче в муниципальную собственность указанного жилого помещения администрация не располагает, как и не располагает сведениями о том, признавалось ли оно аварийным. Истцы состоят в очереди на улучшение жилищных условий с ххх года, социальными выплатами и жилыми помещениями ранее не обеспечивались.
Как следует из ответа филиала «Калининградский» ОАО «Славянка» спорное жилье находится в управлении ОАО «Славянка» в лице указанного филиала на основании договора от 02.08.2010 года № 1-УЖД, заключенного с Министерством обороны РФ.
Вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным), решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.
В соответствии со ст. ст. 101 и 105 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного Совета народных депутатов.
Порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливался законодательством Союза ССР, Жилищным Кодексом и другим законодательством РСФСР. Служебные жилые помещения предоставлялись по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находились эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдавался ордер на служебное жилое помещение. Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливалась Советом Министров РСФСР.
Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997 г. N 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Согласно действующему законодательству служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан, в частности, с прохождением службы (ст. 93 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 92 Жилищного кодекса РФ в качестве служебных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве служебного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Одно из исключений установлено Федеральным законом №76-ФЗ от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих», согласно статье 15 которого военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках служебные жилые помещения. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
По смыслу данной статьи наделение военных городков особым статусом - закрытых военных городков, направлено на закрепление жилой площади этих городков за военным ведомством для обеспечения военнослужащих и других лиц, имеющих связь с военным ведомством, жилыми помещениями в целях поддержания боевой готовности воинских частей и подразделений.
После принятия решения о включении жилого помещения в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в установленном законом порядке.
Из представленных отделом № 5 ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ материалов следует, что квартира № ххх предоставлялась полковнику запаса Калиниченко А.М. в качестве служебной ххх года на состав семьи 4 человека, что подтверждается списком распределения жилой площади от ххх года, выпиской из протокола заседания жилищной комиссии № хх от ххх года.
Постановлением главы муниципального образования «Город Мамоново» Калининградской области от ххх года №ххх спорное жилое помещение было объявлено служебным.
Судом установлено, что в период с ххх по ххх гг. военный городок Мамоново-1 являлся закрытым, в связи с этим обстоятельством, спорное жилое помещение не могло быть предоставлено в ххх году по договору социального найма.
Занимаемое Калиниченко Т.Г., ее дочерьми и внучкой жилое помещение в настоящее время не находится в закрытом военном городке, поскольку распоряжением Правительства РФ от 27.10.2008 года № 1563–р «О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных сил РФ, Пограничной службы РФ и органов ФСБ России», утвержденный распоряжением Правительства РФ от 01.06.200 года № 752 – р из указанного выше перечня закрытых военных городков, имеющих жилищный фонд, исключен военный городок Мамоново-1 Багратионовского района.
Кроме того, ххх года Гурьевской КЭЧ района и Калиниченко А.М. был заключен договор социального найма спорного жилого помещения.
ххх года Калиниченко А.М. умер, что подтверждается свидетельством о смерти I-PE № ххх.
Из поквартирной карточки на кв. ххх следует, что в настоящее время в данном жилом помещении зарегистрированы и проживают с ххх года по настоящее время (по отношению к бывшему нанимателю): супруга Калиниченко Т.Г., дочери Калиниченко Ирина А. и Калиниченко И. А., с ххх года и по настоящее время внучка ххх
Из представленной филиалом ОАО «Славянка» выписки по лицевому счету видно, что нанимателем спорной квартиры по вышеуказанному адресу являлся Калиниченко А.М.
Отсутствие решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, т.к. их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления уполномоченными органами этого документа (Определение ВС РФ №5-КГ13-18).
Как установлено судом, спорная квартира не предоставлялась истцам в качестве служебной, не признавалась в установленном законом порядке аварийной, не находится в закрытом военном городке, то есть не относится к жилым помещениям, запрет на приватизацию которых предусмотрен ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 года.
Судом также установлено, что ранее истцы право на участие в приватизации не использовали.
По сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра, и картографии по Калининградской области право собственности на объекты недвижимого имущества за Калиниченко Т.Г., Калиниченко И. А., Калиниченко И. А., ххх на территории РФ не зарегистрированы, что также подтверждается ответами администрации МО «Мамоновский городской округ», Бюро технической инвентаризации ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Ладушкинское отделение.
Как следует из ответа Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО «Город Калининград» Калиниченко Т.Г., Калиниченко И. А., Калиниченко И. А., ххх на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не состояли, не состоят, жилыми помещениями, либо социальными выплатами не обеспечивались.
В апреле ххх года истица Калиниченко Т.Г. обращалась к начальнику отдела № 5 г. Калининграда ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ с просьбой рассмотреть вопрос и дать разрешение на приватизацию занимаемой квартиры. Ответом от ххх года в удовлетворении такого заявления ей было отказано.
Отсутствие органа, уполномоченного решать вопрос о передаче занимаемого жилого помещения в собственность в порядке приватизации, лишает истцов возможности реализовать предоставленное Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» право на приватизацию занимаемого жилого помещения, что нарушает положения ст. 35 Конституции Российской Федерации, предусматривающей право каждого иметь имущество в собственности.
Учитывая, что истцы ранее в приватизации жилья участия не принимали, жилое помещение относится к государственному жилищному фонду (находится в собственности МО РФ), не отнесено к жилым помещениям, запрет на приватизацию которых предусмотрен ст. 4 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ», они имеют право на приобретение спорного жилого помещения в собственность бесплатно в соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».
В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав может осуществляться, в частности, путем признания права.
Судом установлено, что согласно техническому описанию объекта капитального строительства общая площадь спорной квартиры по состоянию на 23 ноября 2009 года составляет 64,4 кв.м., в том числе жилая площадь 44,6 кв.м.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что за истцами подлежит признанию в порядке приватизации право общей долевой собственности (по 1/4 доли за каждым) на жилое помещение - квартиру по адресу: ххх, общей площадью 64,4 кв.м., в том числе жилой площадью 44,6 кв.м.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Калиниченко Т.Г., Калиниченко И.А., действующей также в интересах несовершеннолетней дочери ххх, Калиниченко И.А. удовлетворить.
Признать за Калиниченко Т.Г., Калиниченко И.А., ххх, Калиниченко И.А. право общей долевой собственности (по 1/4 доли за каждым) на жилое помещение – квартиру по адресу: ххх, общей площадью 64,4 кв.м., в том числе жилой площадью 44,6 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд в апелляционном порядке через Багратионовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 24 ноября 2014 года.
Судья: подпись
КОПИЯ ВЕРНА:
Судья А.Э. Жесткова