Дело № 2-1283/2017
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
19 октября 2017 года Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Троцко Д.Н., при секретаре судебного заседания Кухтиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Губаха гражданское дело по иску Т.С. к Администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края, об обязании включить в список лиц, оставшихся без попечения родителей и предоставлении благоустроенного жилого помещения,
установил:
Т.С. обратился в суд с иском к Администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края, третьи лица: КГАСУСОН «Губахинский психоневрологический интернат», Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по Губахинскому и Гремячинскому муниципальным районам, об обязании включить в список лиц, оставшихся без попечения родителей и предоставлении благоустроенного жилого помещения, мотивируя требования тем, что относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать Т.С. отказалась от него, отец записан со слов матери, отцовство не установлено. Решением ________________ районного суда Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ истец был признан недееспособным, над ним установлена опека. С рождения истец находился в детских домах, затем в различных психоневрологических интернатах. Последним опекуном согласно приказу ТУ Минсоцразвития Пермского края по Губахинскому и Гремячинскому муниципальным районам от ДД.ММ.ГГГГ № был назначен КГАСУСОН «Губахинский психоневрологический интернат». С ДД.ММ.ГГГГ истцу установлена вторая группа инвалидности бессрочно. Решением Губахинского городского суда Пермского края от 11.05.2017 истец признан дееспособным. В настоящее время с ним заключен договор о предоставлении социальных услуг социального обслуживания в стационарной форме в психоневрологическом интернате, проживает в интернате. Собственного жилья не имеет, в приватизации не участвовал, жилое помещение не закреплено. Единственным источником дохода является пенсия по инвалидности. При обращении с заявлением в ТУ Минсоцразвития Пермского края и Администрации г. Губахи получил отказ.
Истец Т.С.. в судебном заседании на иске настаивал.
Представитель ответчика Администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края Михайлюк И.В. иск не признала.
Представитель третьего лица КГАСУСОН «Губахинский психоневрологический интернат» Шаяхметова О.Д., представитель третьего лица ТУ Минсоцразвития Пермского края по Губахинскому и Гремячинскому муниципальным районам Габдрахманова А.А. в судебном заседании, по существу иска не возражали.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пп. 1, 7, 8, 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статья, в виде жилых домой, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 8.1 Закона Пермского края от 08.10.2007 № 127-ПК «О специализированном жилищном фонде Пермского края» жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет (в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия), которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края. (часть 1 в ред. Закона Пермского края от 10.05.2017 N 87-ПК)
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в ч.1 настоящей статьи, являются:
1) лицо проживает в Пермском крае;
2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма;
3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма – в случае, если его проживание в ранее занимаемом жалом помещении признано невозможным.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи:
1) по достижении возраста 18 лет;
2) до достижения возраста 18 лет - в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия;
3) по их заявлению в письменной форме по достижении возраста 18 лет - по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях системы здравоохранения и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно ч. 5 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи лицам в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 и не более 33 квадратных метров общей площади жилого помещения, при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 квадратных метров.
Предоставляемое жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации. (часть 5 в ред. Закона Пермского края от 10.05.2017 N 87-ПК)
Статьей 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями:
1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот;
2) формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;
3) принятие решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения;
4) принятие решений о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок на основании выявленных в установленном порядке обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.
В соответствии с ч.1 ст. 6 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансирование расходов на осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий осуществляется за счет средств бюджета Пермского края в форме субвенций.
В соответствии со ст. 12 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот, в том числе строящиеся и (или) приобретенные Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края по государственным контрактам, заключенным до вступления в силу настоящего Закона, после их постройки, не переданные и (или) переданные детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений, расположенные на территориях муниципальных образований Пермского края, подлежат передаче на безвозмездной основе из государственной собственности Пермского края в собственность муниципальных образований, на территории которых они расположены, для включения их в муниципальный специализированный жилищный фонд.
В соответствии с Порядком предоставления и расходования субвенций, предоставляемых из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных районов, городских округов Пермского края для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Пермского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 12.07.2017 № 665-п, финансирование расходов на осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий осуществляется за счет средств бюджета Пермского края в форме субвенций.
Распределение субвенций бюджетам муниципальных образований из бюджета Пермского края утверждается законом о бюджете Пермского края на соответствующий финансовый год по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.
Субвенции предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных муниципальным образованиям законом о бюджете Пермского края на соответствующий финансовый год.
Субвенции, передаваемые муниципальным образованиям для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, также используются в целях исполнения судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда детям-сиротам и лицам из их числа.
Согласно п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В судебном заседании установлено следующее. Т.С. года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей, поскольку ДД.ММ.ГГГГ мать – Т.С. отказалась от его воспитания, а отцовство в установленном законом порядке не устанавливалось.
Решением Исполнительного комитета ________________ городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № разрешен вопрос о помещении Т.С. в Дом ребенка. В период с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время Т.С. находился под опекой в учреждениях социальной защиты для несовершеннолетних.
Решением ________________ районного суда Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ Т.С. был признан недееспособным, над ним установлена опека. С ДД.ММ.ГГГГ истцу установлена ________________ бессрочно.
Приказом ТУ Минсоцразвития Пермского края по Губахинскому и Гремячинскому муниципальным районам от ДД.ММ.ГГГГ № опекуном назначен КГАСУСОН «Губахинский психоневрологический интернат».
Решением Губахинского городского суда Пермского края от 11.05.2017 Т.С. признан дееспособным.
С ДД.ММ.ГГГГ КГАСУСОН «Губахинский психоневрологический интернат» с Т.С. заключен договор о предоставлении последнему социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания.
Истец зарегистрирован и проживает в КГАСУСОН «Губахинский психоневрологический интернат» по адресу: <адрес>.
Т.С.. не имеет собственности жилого помещения, в приватизации не участвовал, жилое помещение за ним органом опеки не закреплено, в список детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, не включен. Жилым помещением до настоящего времени не обеспечен.
Изложенные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон.
Истец Т.С. в судебном заседании пояснил, что с самого детства проживал детском доме, а в дальнейшем в различных ПНИ. Был лишен дееспособности, но в 2017 году дееспособность восстановлена. В устном порядке обращался по вопросу предоставления жилья, но было отказано.
Представитель ответчика Администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края Михайлюк И.В. в судебном заседании пояснила, что в связи с достижением истцом возраста 23 лет он утратил право на меры дополнительной социальной поддержки для лиц, оставшихся без попечения родителей, а также просила применить срок исковой давности.
Представитель третьего лица ТУ Минсоцразвития Пермского края по Губахинскому и Гремячинскому муниципальным районам Габдрахманова А.А. в судебном заседании, пояснила, что вопрос о постановке Т.С. на жилищный учет как лица оставшегося без попечения родителей согласно материалам личного дела никогда не рассматривался ни одним из учреждений, в которых находился под опекой Т.С.. Кроме того истец продолжительное время был признан недееспособным, в связи с чем в силу закона не имел права проживать вне пределом специализированных учреждений.
Изложенные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами: копией свидетельства о рождении Т.С.., в котором родителями указаны Т.С. и Т.С. копией решения Исполнительного комитета ________________ городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №; копиями путевок о помещении Т.С.. в детский дом и приказов органом социальной защиты о переводе в другие аналогичные учреждения; приказов копией решения ________________ районного суда Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ; приказом ТУ Минсоцразвития Пермского края по Губахинскому и Гремячинскому муниципальным районам от ДД.ММ.ГГГГ №; справкой ________________; решением Губахинского городского суда Пермского края от 11.05.2017; паспортом Т.С..; договором от ДД.ММ.ГГГГ с КГАСУСОН «Губахинский психоневрологический интернат» о предоставлении Т.С. социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания; справкой ГБУ ПК «Центр технической инвентаризации Пермского края» от 21.07.2017 № 242; выпиской из ЕГРП от 20.07.2017; письменной информацией ТУ Минсоцразвития Пермского края по Губахинскому и Гремячинскому муниципальным районам от 10.10.2017.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Т.С. является лицом, оставшимся без попечения родителей, поскольку мать отказалась от его воспитания, а отцовство в установленном порядке не было установлено. Истец достиг возраста 35 лет, не является собственником либо нанимателем (членом семьи нанимателя) жилого помещения.
Судом отклоняется довод представителя ответчика об утрате Т.С. права на дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные законом, в связи с пропуском истцом предельного 23-х летнего возраста, предусмотренного для реализации предоставленного права на получение жилого помещения по следующим основаниям.
Право на получение жилого помещения Т.С. до настоящего времени не реализовано.
Основной причиной пропуска Т.С. срока для постановки на жилищный учет в качестве нуждающегося в целях получения жилого помещения лицом, оставшимся без попечения родителей, является его недееспособность в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем Т.С. объективно, по независящим от него причинам, не имел возможности самостоятельно реализовать предоставленное законом право. Дополнительным обстоятельством, повлекшим нарушение жилищных прав Т.С.., явилось бездействие в разрешении указанного вопроса учреждений, на попечении которых продолжительное время находился Т.С. При этом следует отметить, что в силу своего болезненного состояния, которое зависит исключительно от состояния здоровья Т.С. и не обусловлено какими-либо конкретными сроками, возможность проживания Т.С. за пределами учреждений социальной защиты и вне соответствующего контроля, у истца отсутствовала.
При обсуждении вопроса о причинах непостановки Т.С. на жилищный учет в качестве нуждающегося в целях получения жилого помещения как лицом, оставшимся без попечения родителей и предоставления жилого помещения, приведенные выше обстоятельства признаются судом уважительными.
Судом отклоняется довод представителя ответчика о применении срока давности, поскольку рассматриваемое правоотношение является длящимся.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Т.С. имеет право на гарантии, установленные действующим законодательством для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку достиг совершеннолетия и жилым помещением до настоящего времени не обеспечен, что влечет нарушение его жилищных прав.
Законом Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями, в том числе по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При таких обстоятельствах, обязанность по предоставлению детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключению договоров найма специализированного жилого помещения, должна быть возложена на Администрацию городского округа «Город Губаха» Пермского края.
С учетом части 5 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 87-ПК истцу должно быть предоставлено жилое помещение по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 и не более 33 квадратных метров общей площади жилого помещения, при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 квадратных метров.
При таких обстоятельствах, иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Иск Т.С. удовлетворить полностью.
Обязать Администрацию городского округа «Город Губаха» Пермского края включить Т.С. в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений и предоставить Т.С. по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 28 и не более 33 квадратных метров, при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 квадратных метров, за счет субвенций, передаваемых в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 23 октября 2017 года.
Председательствующий: