Дело № 2-3763/2016 года
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Быстряковой О.А.,
при секретаре судебного заседания Маковской И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации г.о. Балашиха Московской области к ООО «ЕвроСтиль», ООО «Эконорма», ОАО «ВСУМ» о запрете деятельности, приводящей к негативному воздействию на окружающую среду, обязании привести земельный участок в состояние, пригодное для дальнейшего его использования по целевому назначению,
Установил:
Истец Администрация г.о. Балашиха Московской области обратилась в суд с настоящим иском к ответчикам ООО «ЕвроСтиль», ООО «Эконорма», ОАО «ВСУМ» о запрете деятельности, приводящей к негативному воздействию на окружающую среду, обязании привести земельный участок в состояние, пригодное для дальнейшего его использования по целевому назначению, указывая на то, что согласно постановлению по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ постановленного судьей Ногинского городского суда Московской области ФИО2 ООО «ЕвроСтиль» признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>. Как установлено судом, при проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «ЕвроСтиль», по адресу: <адрес>, обнаружено, что юридическое лицо ООО «ЕвроСтиль» ДД.ММ.ГГГГ в 13 час. 00 мин совершил нарушение санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, что создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, а также угрозу возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений), а именно: В соответствии с СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция» (в редакции изменений № 4) данное предприятие относится к II классу опасности с ориентировочным размером санитарно-защитной зоны 500 м (раздел п. 7.1 12. класс II, п.1 «Мусоросжигательные, мусоросортировочные и мусороперерабатывающие объекты мощностью до 40 тыс. т/год»), при этом с восточной и северо-восточной стороны в пределах ориентировочной санитарно-защитной зоны предприятия по сортировке отходов расположена малоэтажная жилая застройка <адрес>, а с западной стороны территория главного военного клинического госпиталя внутренних войск МВД, то есть ориентировочный размер санитарно-защитной зоны не выдержан, проект обоснования санитарно-защитной зоны (что является обязательным для объектов 1-III классов) не разработан, что является нарушением п. 5.1, п. 2.1, 3.1. СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция». Согласно п. 5.1. СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция»: в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования») жилые дома малоэтажной жилой застройки <адрес>) и частично территория главного военного клинического госпиталя внутренних войск МВД находятся в санитарно-защитной зоне предприятия по сортировке отходов; Мусороперевозящим транспортом отходы завозятся в здании сортировки и частично складируются на прилегающей к зданию территории. Прилегающая к заданию сортировки территория (площадка для временного хранения поступающих отходов) имеет водонепроницаемое покрытие (бетонные плиты), однако площадка не защищена от действия атмосферных осадков, по периметру площадки не предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями, что является нарушением п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», ст. 21, 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.99г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Санитарно-техническое состояние и санитарное содержание здания, где производится сортировка отходов неудовлетворительное: на полу повсюду валяются отходы (полиэтиленовые мешки, металлические банки, пластиковые и картонные емкости, в т.ч. из под пищевых продуктов), стены, поверхность окон грязные, в помещении ощущается неприятных запах, над сортировочной линий скопление насекомых (мух), отсутствует канализация, что является нарушением п. 26, п.33, п. 34 п. 36 СП № 2524-82 «Санитарные правила по сбору, хранению, транспортировке и первичной обработке вторичного сырья» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 22.01.1982г. № 2524-82), п. 4.15 СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту»; п. 63 «Инструкции по санитарному содержанию помещений и оборудования производственных предприятий № 658-66 от 31.12.1966г.», включенной в перечень действующих санитарных норма и правил, утвержденный письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № 0100/4961-07-32 от 16.05.2007г.»; ст. 22, 24, Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; На территории предприятия отсутствует площадка для мойки и дезинфекции тары и транспорта, территория не спланирована и неблагоустроенна, на территории, прилегающей к зданию сортировки частично на грунте размещены бункеры для сбора отходов (стекло), отходы металла (отсортированные металлические банки) хранятся на площадке незащищенной от атмосферных осадков, что является нарушением п.п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», п. 25 СП № 2524-82 «Санитарные правила по сбору, хранению, транспортировке и первичной обработке вторичного сырья» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 22.01.1982г. № 2524-82), ст. 21, 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Под забором с восточной стороны участка выведена железобетонная труба, соединяющаяся с прокопанной к расположенному с северо-востока пруду (ул. Суворовская, мкр. Никольско-Аргангельский) траншеей, по которой стекают поверхностные стоки с территории предприятия и прилегающей территории, таким образом, происходит сброс ливнестоков с территории предприятия в ближайший водоем, что является нарушением п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», п. 4.1.2 СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», ст. 21, 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Санитарно-эпидемиологическое заключение на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности не оформлено, что является нарушением ст.40, 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Радиационный контроль поступающих на территорию предприятия отходов не организован, что является нарушением ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Все вышеперечисленное является нарушением ст. ст. 11, 21, 22, 40 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п. 5.1., п. 2.1, п. 3.1 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция»; п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»; п. 4.1.2 СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод»; п. 25, п.26, п. 33, п. 34 п. 36 СП № 2524-82 «Санитарные правила по сбору, хранению, транспортировке и первичной обработке вторичного сырья» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 22.01.1982г. № 2524-82); п. 4.15 СП 2.2.2.1327 - 03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту»; п. 63 «Инструкции по санитарному содержанию помещений и оборудования производственных предприятий № 658-66 от 31.12.1966г.», включенной в перечень действующих санитарных норма и правил, утвержденный письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № 0100/4961-07-32 от 16.05.2007г.». Специалистом территориального отдела № 11 территориального управления № 2 Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области 27.05.2015г. проведена проверка территории по адресу: г. Балашиха, мкр. Никольско-Архангельский, Вишняковское шоссе, владение 109, с выездом на место. По результатам осмотра установлено, что на территории производится сжигание мусора, затопление площадью свыше 2 кв.м. и глубиной более 3 см. с обильными масляными пятнами; по канаве, прорытой под забором, нечистоты, а именно: грязная вода с масляными пятнами, пластиковыми бутылками, картоном, целлофаном, использованной вакуумной упаковкой, и сливается в озеро. На прилегающей к ограждению территории до 5 метров навалы мусора на площади около 100 кв.м. и объемов около 20 куб.м., что подтверждается Актом осмотра территории от 27.05.2015г. № 11/1401/37. Также специалистом Министерства экологии и природопользования Московской области 07.08.2015г. осуществлено обследование территории по адресу: г. Балашиха, мкр. Никольско-Архангельский, Вишняковское шоссе, владение 109. В момент обследования установлено, что по указанному адресу ООО «ЕвроСтиль» осуществляет сортировку ТБО с последующим вывозом остатков на полигон ТБО «Кучино», что подтверждается Актом обследования территории от 07.08.2015г. № 630/32/2015 и предписанием об устранении выявленных нарушений от 13.08.2015г. № 630/32/2015. Сотрудниками отдела охраны окружающей среды и природопользования администрации городского округа Балашиха 21.08.2015г. осуществлена проверка соблюдения природоохранного законодательства на территории по адресу: г. Балашиха, мкр. Никольско-Архангельский, Вишняковское шоссе, владение 109, что подтверждается Актом осмотра территории от 21.08.2015г. В ходе проверки установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 50:15:020109:33, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для строительства зданий и сооружений, по адресу: г. Балашиха, мкр. Никольско-Архангельский, Вишняковское шоссе, владение 109, в непосредственной близости от жилой застройки, с нарушением санитарно-защитной зоны производится обработка и сжигание отходов, на территорию круглосуточно осуществляется заезд мусоровывозящих машин, на земельном участке отсутствует твердое покрытие, складирование отходов осуществляется на земле, с территории выведена труба для сброса сточных вод с территории и прорыта канава, ведущая к пруду Карасевский. В момент проверки по данному адресу на территории указанного земельного участка деятельность осуществлял ООО «ЕвроСтиль» по договору субаренды нежилого помещения, общей площадью 568,70 кв.м. от 01.01.2015г. № 048-Ю и открытой площадки общей площадью 200 кв.м. Собственником земельного участка с кадастровым номером 50:15:020109:33 и нежилого помещения общей площадью 568,70 кв.м., по адресу: г. Балашиха, мкр. Никольско-Архангельский, Вишняковское шоссе, владение 109, является ОАО «ВСУМ». ООО «ЕвроСтиль» является юридическим лицом и обязано осуществлять деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий. ООО «ЕвроСтиль» совершает нарушение санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, что создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, а также угрозу возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений). Также проверками установлено, что на земельном участке по адресу: г. Балашиха, мкр. Никольско-Архангельский, Вишняковское шоссе, владение 109, осуществляет деятельность ООО «Эконорма». Так постановлением от 12.04.2016г. Балашихинской городской прокуратуры в отношении ООО «Эконорма» возбуждено дело об административном правонарушении, материалы которого переданы для рассмотрения в Министерство экологии и природопользования Московской области. Постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Министерства экологии и природопользования Московской области от 16.05.2016г. № 1920/32/2016 о назначении административного наказания, ООО «Эконорма» привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 45000,00 рублей, за осуществление деятельности, влекущей выброс вредных веществ в атмосферный воздух и вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
Истец Администрация г.о. Балашиха Московской области просит суд запретить ООО «ЕвроСтиль» осуществление деятельности по функционированию предприятия по сортировке ТБО и обращению с отходами производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>; обязать ООО «Евростиль», ОАО «ВСУМ» привести земельный участок с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, в состояние, пригодное для дальнейшего его использования по целевому назначения, за счет средств ответчиков ООО «Евростиль», ООО «Эконорма» и ОАО «ВСУМ» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Впоследствии истец Администрация г.о. Балашиха Московской области, в соответствии со ст. 39 ГПК РФ, уточнила исковые требования (л.д. 110-114), в окончательной редакции просит суд запретить ООО «ЕвроСтиль», ООО «Эконорма» осуществление деятельности по функционированию предприятия по сортировке ТБО и обращению с отходами производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>; обязать ООО «Евростиль», ООО «Эконорма», ОАО «ВСУМ» привести земельный участок с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, в состояние, пригодное для дальнейшего его использования по целевому назначения, за счет средств ответчиков ООО «Евростиль», ООО «Эконорма» и ОАО «ВСУМ» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебное заседание представитель истца Администрации г.о. Балашиха, по доверенности ФИО3 явился, исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик ООО «ЕвроСтиль» своего представителя в судебное заседание не направил, о слушание дела извещался.
Ответчик ОАО «ВСУМ» своего представителя в судебное заседание не направил, о слушание дела извещался.
Ответчик ООО «Эконорма» своего представителя в судебное заседание не направил, о слушание дела извещался.
3-е лицо ИП ФИО4 в судебное заседание не явился, о слушание дела извещался.
3-е лицо Росимущество РФ своего представителя в судебное заседание не направил, о слушание дела извещался.
3-е лицо Департамент федеральной службы по надзору в сфере природопользования своего представителя в судебное заседание не направил, о слушание дела извещен.
Представитель 3-его лица Министерства экологии и природопользования Московской области по доверенности ФИО5 в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, представил письменный отзыв на исковое заявление (л.д.165-166).
3-е лицо ФИО10 в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
С учетом мнения сторон, суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствии 3-их лиц.
С учетом мнения сторон, суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчиков, извещенных о слушание дела, в порядке заочного судопроизводства.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную экологическую среду.
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В силу ст. 11 указанного Федерального закона каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью.
Согласно ст. 10 Федерального закона управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ст. 44 Федерального закона, при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, обеспечивающие благоприятное состояние окружающей среды для жизнедеятельности человека, а также для обитания растений, животных и других организмов, устойчивого функционирования естественных экологических систем. При планировании и застройке городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, приниматься меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, соблюдению нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий и иные меры по обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии с законодательством.
Положениями ст. 51 Федерального закона установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ст. 12 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
Статьей 18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Согласно ст. 21 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами. Содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.
Согласно ст. 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 60 Водного кодекса РФ установлено, что при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Положениями п. 3.2. СанПиН 2.1.5.980-00 "Санитарные правила и нормы "Гигиенические требования к охране поверхностных вод", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ от 22.06.2000, установлено, что водные объекты питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования считаются загрязненными, если показатели состава и свойства воды в пунктах водопользования изменились под прямым или косвенным влиянием хозяйственной деятельности, бытового использования и стали частично или полностью непригодными для водопользования населения.
В соответствии с п. 4.1 СанПиН 2.1.5.980-00 в целях охраны водных объектов от загрязнения не допускается сбрасывать в водные объекты сточные воды, которые содержат возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной, вирусной и паразитарной природы. Сточные воды, опасные по эпидемиологическому критерию, могут сбрасываться в водные объекты только после соответствующей очистки и обеззараживания, не допускается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод в черте населенных пунктов.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах поселений водоотведения относится к вопросам местного значения поселения.
Согласно Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 года N 167 водоотведение - это технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации.
В соответствии со статьей 1, 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", которыми установлено, что обращение с отходами это деятельность, в том числе по их накоплению, то есть временному складированию (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования. Юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека, а также соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами.
Согласно статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещен.
В соответствии с пунктом 3.7. СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003, при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.), а по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями.
Согласно пункту 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами. В настоящее время на территории Московской области указанным органом является Департамент Росприроднадзора по ЦФО.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.11.2012 N 1193 "Об утверждении Перечня нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, представляющих угрозу причинения вреда окружающей среде, для целей государственного экологического надзора" осуществление хозяйственной и иной деятельности без разрешительных документов, на основании которых допускается осуществление указанной деятельности, в пределах установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, включено в Перечень нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, представляющих угрозу причинения вреда окружающей среды.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 11, частью 2 статьи 21 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для сброса сточных вод и (или) дренажных вод, осуществляется на основании соответствующего решения.
Частью 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных данным кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В силу статьи 23 Федерального закона "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов. Сбросы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в пределах установленных нормативов и лимитов допускается на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно части 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
В силу положений пункта 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона об охране окружающей среды размещение, строительство, эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, при этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
По смыслу частей 1 и 2 статьи 39 Закона об охране окружающей среды, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона РФ от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности (часть 3 статьи 14 Закона об отходах производства и потребления).
Частью 1 статьи 15 Закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что лица, допущенные к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона об отходах производства и потребления, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Пунктом 1 Порядка учета в области обращения с отходами (далее по тексту - Порядок), утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 01 сентября 2001 года N 721, установлено, что порядка учета в области обращения с отходами устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах.
В соответствии с пунктом 5 Порядка, учету подлежат все виды отходов I-V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другими лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.
Пунктом 20 Порядка предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивают полноту, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Согласно части 1 и 2 статьи 51 Закона об отходах производства и потребления, отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации, при этом запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Федеральный закон N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" закрепляет основной принцип государственной политики в области обращения с отходами: охрану здоровья человека, поддержание и (или) восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
Указанный принцип, как считает судебная коллегия, в рассматриваемой ситуации не может быть реализован вследствие бесхозности хранящихся в ненадлежащих условиях на территории городского поселения Завитинского района "Город Завитинск" непригодных и запрещенных к применению пестицидов, могущих привести к нарушению прав граждан на безопасную окружающую среду.
Согласно ст. 49 Федерального закона РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица обязаны выполнять правила производства, хранения, транспортировки и применения химических веществ, используемых в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, требования в области охраны окружающей среды, а также принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и ликвидации вредных последствий для обеспечения качества окружающей среды, устойчивого функционирования естественных экологических систем и сохранения природных ландшафтов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Аналогичные обязанности на сельские муниципальные образования возложены ст. ст. 14 и 15 ФЗ N 131-ФЗ "Об общих принципах организаций местного самоуправления в РФ".
В силу ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Статья 11 данного Закона содержит обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, в том числе обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Главным управлением государственного административно-технического надзора Московской области был составлен акт № осмотра территории, по адресу: <адрес>, согласно которому на выезде из мусороперерабатывающего предприятия отсутствует мойка колес автомобилей на <адрес>; производится сжигание мусора; затопление площадью свыше 2 кв.м. и глубиной более 3 сантиметров с обильными масляными пятнами; по канаве, которая прорыта под забором, нечистоты, а именно: грязная вода с масляными пятнами, пластиковыми бутылками, намокшим картоном, целлофаном, использованной вакуумной упаковкой сливается в озеро. На прилегающей к ограждению предприятия территории до 5 метров выявлены навалы мусора на площади около 100 кв.м. и объемом около 20 кубических метров, высота травяного покрова составляет выше 20 сантиметров (л.д. 26).
ДД.ММ.ГГГГ Министерством экологии и природопользования Московской области составлен акт обследования территории (акватории) при рассмотрении обращения с выездом на место № года, согласно которого ООО «ЕвроСтиль» осуществляет деятельность по обращению с отходами производства и потребления. При этом, отходы размещены в том числе на открытом грунте. Отсутствуют места временного складирования отходов различных классов опасности (л.д. 19-21).
ДД.ММ.ГГГГ Министерством экологии и природопользования Московской области в отношении ООО «Евростиль» был составлен протокол об административном правонарушении № по ст. 8.2 Кодекса Рф об административных правонарушениях (л.д. 75-78).
Постановлением Министерства экологии и природопользования Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Евростиль» признан виновным в совершении административного правонарушения по ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа, в размере <данные изъяты>. (л.д. 79-86).
ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЕвроСтиль» Министерством экологии и природопользования Московской области было выдано предписание № об устранении выявленных нарушений, со сроком устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22-25).
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г.о. Балашиха Московской области составлен акт проверки территории, по адресу: <адрес>, согласно которого на момент обследования территория. Прилегающая к забору находится в ненадлежащем санитарном состоянии. С территории земельного участка выведена труба для сброса сточных вод, далее вырыта канава, ведущая к пруду. Территория на которой расположены помещения не осуществляется сортировка отходов. На момент обследования осуществляется специфический запах. На момент обследования на территорию заехал автомобиль, заполненный отходами ТБС (л.д. 27-33). Аналогичные акты были составлены Администрацией г.о. Балашиха Московской области ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 67-69).
Постановлением Ногинского горсуда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Евростиль» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа, в размере <данные изъяты>. (л.д. 11-17).
ДД.ММ.ГГГГ Министерством экологии и природопользования Московской области составлен акт проверки, согласно которого ООО «Евростиль» не выполнены требования предписания Министерства экологии и природопользования Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 87-90).
Постановлением мирового судьи судебного участка № 301 района Измайлово г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Евростиль» был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 ч. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа, в размере <данные изъяты> (л.д. 73-74).
Земельный участок с кадастровым №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположен по адресу: <адрес>, находится в собственности РФ (л.д. 18, 51-52).
ДД.ММ.ГГГГ между ИП ФИО4, именуемым «арендатор» и ООО «Эконорма», именуемым «субарендатор» был заключен договор субаренды №-Ю, по условиям которого арендатор обязуется передать субарендатору за плату в субаренду открытую площадку, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу: <адрес> (л.д. 55-62).
Согласно письма Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области от 30.12.2015 года следует, что ООО «Евростиль» осуществляет деятельность по сортировке ТБО. На момент проверки санитарно-эпидемиологическое заключение на данный вид деятельности, а также лицензия на обращение с отходами представлены не были. По итогам проверки за выявленные нарушения на ООО «Евростиль» был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ и протокол о временном запрете деятельности, которые направлены в Ногинский горсуд Московской области для решения вопроса об административном приостановлении деятельности предприятия. Для устранения выявленных нарушений территориальным отделом вынесено повторное предписание со сроком исполнения до 01.02.2016 года (л.д. 117-118).
Согласно письма начальника Управления государственного экологического надзора Министерства экологии и природопользования Московской области ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> и помещения, является ОАО «ВСУМ», находящееся в подчинении Минобороны РФ. ООО «Евростиль» на основании договора субаренды с ИП Дуданец Ю.А. на указанной территории осуществляет деятельность по сортировке твердых бытовых отходов. При этом, организация неоднократно нарушала природоохранное законодательство, за что привлекалась к административной ответственности Минэкологии Московской области и другими надзорными органами. Министерством в адрес Минобороны РФ направлено ходатайство о расторжении договора аренды с ООО «Евростиль» на открытую площадку и на нежилое помещение (л.д. 115).
ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по вопросам имущественных отношений, землепользования, природных ресурсов экологии Московской областной Думы было осуществлено выездное заседание, по результатам которого было принято решение: рекомедовать Администрации г.о. Балашиха Московской области создать рабоячую группу по решению вопроса о возможности дальнейшего осуществления хозяйственной деятельности ООО «Евростиль» и ООО «Эконорма». Администрации г.о. Балашиха организовать ограничение движения большегрузного транспорта по адресу: <адрес>. Министерству экологии и природопользования Московской области по результатам оценки причиненного ущерба окружающей среде предъявить исковые требования к виновным лицам (л.д. 149-164).
Решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности г.о. Балашиха от ДД.ММ.ГГГГ, была создана рабочая группа для решения вопроса о возможности дальнейшего осуществления хозяйственной деятельности ООО «Эконорма», расположенной по адресу: <адрес>, мкр. Никольско-Архангельский, <адрес>, владение 109 и проведения визуального обследования этой территории на предмет соблюдения действующего законодательства в области экологической безопасности (л.д. 63-64).
Согласно письма Балашихинской гопрокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ следует, что гопрокуратурой ДД.ММ.ГГГГ, совместно со специалистом территориального отдела Роспотребнадзора Московской области проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства ООО «Эконорма», осуществляющего хозяйственную деятельность, по адресу: <адрес> в ходе которой установлено, что ООО «Эконорма» допускаются нарушения требований федерального законодательства при осуществлении деятельности, выявлены нарушения ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция» (л.д. 130-131).
Постановлением первого заместителя Балашихинского горпрокурора ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Эконорма» возбуждено дело об административном правонарушении (л.д. 132-134).
Постановлением Министерства экологии и природопользования Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор ООО «Эконорма» ФИО8 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.21 ч. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа, в размере <данные изъяты>. (л.д. 135-142).
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесены организация в границах городского округа водоснабжения населения, водоотведения, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд полагает, что исковые требования истца Администрации г.о. Балашиха Московской области к ООО «ЕвроСтиль», ООО «Эконорма», ОАО «ВСУМ» о запрете деятельности, приводящей к негативному воздействию на окружающую среду, обязании привести земельный участок в состояние, пригодное для дальнейшего его использования по целевому назначению, подлежащими удовлетворению, поскольку прием и складирование отходов производства и потребления и сортировка ТБО на необорудованной площадке, а также отсутствие согласованного порядка производственного контроля в области обращения с отходами, не только противоречит нормам природоохранного законодательства, но также нарушает закрепленное и гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" право каждого на благоприятную окружающую среду, и тем самым затрагивает экологические права неопределенного круга лиц. Осуществление ООО «ЕвроСтиль», ООО «Эконорма» в настоящее время деятельности в области обращения с отходами производства и потребления, а также длительное не устранение других нарушений, являющихся предметом искового заявления Администрации г.о. Балашиха Московской области, создает реальную угрозу загрязнения окружающей среды с необратимыми последствиями. Складирование отходов в местах, не оборудованных для этих целей, может повлечь загрязнение почв и грунтовых вод, возникновение инфекционных заболеваний, размножение паразитных животных и насекомых, являющихся разносчиками опасных болезней, то есть оказать серьезное негативное влияние на состояние окружающей среды и благополучие человека.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Администрации г.о. Балашиха Московской области удовлетворить.
Запретить ООО «ЕвроСтиль», ООО «Эконорма» осуществление деятельности по функционированию предприятия по сортировке ТБО и обращению с отходами производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>
Обязать ООО «Евростиль», ООО «Эконорма», ОАО «ВСУМ» привести земельный участок с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, в состояние, пригодное для дальнейшего его использования по целевому назначения, за счет средств ответчиков ООО «Евростиль», ООО «Эконорма» и ОАО «ВСУМ» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Ответчик вправе подать в Балашихинский городской суд Московской области заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мособлсуд, через Балашихинский горсуд Московской области, в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Федеральный судья О.А.Быстрякова