Гражданское дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Магдагачи <адрес>
Амурская область
Магдагачинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Волошина О.В.,
при секретаре Барковой Я.В.,
с участием:
истца - Управление Роспотребнадзора по Амурской области в лице представителя ФИО1, действующего на основании доверенности;
ответчика Администрации муниципального образования Тыгдинский сельсовет Магдагачинского района Амурской области в лице главы администрации ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Амурской области в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам Администрации муниципального образования Тыгдинский сельсовет Магдагачинского района Амурской области, муниципальному унитарному предприятию « Тыгдинский жилкомхоз», далее МУП «Тыгдинский жилкомхоз» о признании бездействия Администрации Тыгдинского сельсовета по организации водоснабжения населения, нарушающими права и законные интересы неопределённого круга лиц, выраженные в не разработке технического задания на разработку инвестиционной программы по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями - противоправными; возложении на Администрацию Тыгдинского сельсовета обязанности в двухмесячный срок разработать техническое задание на разработку инвестиционной программы по приведению качества питьевой воды, поставляемой населению с.Тыгда, Магдагачинского района в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 и направить его в МУП «Тыгдинский жилкомхоз»; возложении на Муниципальное унитарное предприятие «Тыгдинский жилкомхоз» обязанности в трехмесячный срок, с момента получения технического задания от Администрации Тыгдинского сельсовета, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды, поставляемой населению п.Тыгда, Магдагачинского района в соответствие с установленными требованиями ФЗ № 416 от 07.12.2011 г. «О водоснабжении и водоотведении», СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», Постановлением Правительства РФ № 641 от 29.07.2013 г. «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения» и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор,
УСТАНОВИЛ:
Управления Роспотребнадзора по Амурской области в интересах неопределенного круга лиц обратилось в суд с иском к ответчикам Администрации муниципального образования Тыгдинский сельсовет Магдагачинского района Амурской области, муниципальному унитарному предприятию « Тыгдинский жилкомхоз», далее МУП «Тыгдинский жилкомхоз» о признании бездействия Администрации Тыгдинского сельсовета по организации водоснабжения населения, нарушающими права и законные интересы неопределённого круга лиц, выраженные в не разработке технического задания на разработку инвестиционной программы по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями - противоправными; возложении на Администрацию Тыгдинского сельсовета обязанности в двухмесячный срок разработать техническое задание на разработку инвестиционной программы по приведению качества питьевой воды, поставляемой населению с.Тыгда, Магдагачинского района в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 и направить его в МУП «Тыгдинский жилкомхоз»; возложении на Муниципальное унитарное предприятие «Тыгдинский жилкомхоз» обязанности в трехмесячный срок, с момента получения технического задания от Администрации Тыгдинского сельсовета, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды, поставляемой населению п.Тыгда, Магдагачинского района в соответствие с установленными требованиями ФЗ № 416 от 07.12.2011 г. «О водоснабжении и водоотведении», СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», Постановлением Правительства РФ № 641 от 29.07.2013 г. «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения» и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Заявленные исковые требования обоснованы следующим: Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека по Амурской области в г. Зее, Зейском и Магдагачинском районах установлено, что при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора и производственного контроля за состоянием водоснабжения в с.Тыгда, Магдагачинского района, установлено несоответствие санитарным правилам СанПиН 4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» средних уровней показателей отобранных в течение 2015 года проб холодной питьевой воды, подаваемой МУП «Тыгдинский жилкомхоз» в водопроводные сети п. Тыгда, Магдагачинского района по содержанию вредных химических веществ: железо -6,1 мг/л (при гигиеническом нормативе не более 0,3 мг/л). МУП «Тыгдинский жилкомхоз» снабжает питьевой водой население п.Тыгда, через водопроводные сети и осуществляет подвоз. Руководствуясь ч. 6 и ч.7 ст.23 Федерального Закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» с целью обеспечения приведения качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, 28.01.2016г. Управлением Роспотребнадзора по Амурской области направлено уведомление (исх.№ 03/505-16 от 28.01.2016): Администрации Тыгдинского сельсовета Магдагачинского района Амурской области в срок до 01 марта текущего года внести изменения в технические задания на разработку или корректировку инвестиционных программ в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями; МУП «Тыгдинский жилкомхоз», осуществляющее холодное водоснабжение разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его в срок до 01 июля текущего года с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Амурской области в г. Зее, Зейском и Магдагачинском районах. Согласно ч.6 ст.23 Федерального Закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае получения указанного в части 5 настоящей статьи уведомления орган местного самоуправления до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации. В силу требований ч.7. ст.23. Федерального Закона от 07.12.2011 года № 416-Ф «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 6 настоящей статьи, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы. До настоящего времени администрацией Тыгдинского сельсовета, Магдагачинского paйона не внесены изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие установленными требованиями, т.к. план мероприятий МУП «Тыгдинский жилкомхоз» составлен без учета технического задания, что позволяет прийти к выводу о нарушении ответчиком действующего федерального законодательства. В силу ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131 -ФЗ от 06 октября 2003года в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом водоснабжении и водоотведении". МУП «Тыгдинский жилкомхоз» представило план мероприятий на согласование в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Амурской области в г. Зее, Зейском и Магдагачинском районах в котором мероприятия, предполагаемые в дальнейшем для включения в инвестиционную программу, не направлены на достижение требований, установленных законодательством Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия человека, в течение 7 лет с начала реализации плана мероприятий, а именно снижение содержание железа до гигиенических нормативов в подаваемой питьевой воде «Тыгдинский жилкомхоз». Также в Плане не содержится информации о допустимом на срок его реализации несоответствия качества подаваемой питьевой воды в соответствии с ч. 9 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Указанные в перечне мероприятия, могут способствовать только временному улучшению качества подаваемой питьевой воды. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями должен сопровождаться конкретными мероприятия направленными на устранение железа и снижение мутности в подаваемой питьевой воде, позволяющими достичь стойкого улучшения качества воды. На основании вышеизложенного МУП «Тыгдинский жилкомхоз» ТО Роспотребнадзор направил отказ в согласовании плана мероприятий. Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии со ст.1 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; среда обитания человека (далее - среда обитания) - совокупность объектов, ;явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека; факторы среды обитания - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений; вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений; благоприятные условия жизнедеятельности человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека; безопасные условия для человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека; санитарно-эпидемиологическая обстановка - состояние здоровья населения и среды обитания на определенной территории в конкретно указанное время; гигиенический норматив - установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека; санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими пилами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, в том числе, обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции (ст.11 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, вредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства (ч.1 ст. 19 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (ч.2 ст. 19 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). В соответствии с п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1074-01 санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. В соответствии с п.3.1, 3.2, 3.3 СанПиН 2.1.4.1074-01, питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении" регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведении». Согласно ст. 3 настоящего Закона, требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании. В силу ст. 6 настоящего Закона, к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях, в том числе, относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ, согласование планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (далее-план снижения сбросов). Согласно ст. 40 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении", основанием для разработки инвестиционной программы является техническое задание на разработку инвестиционной программы, утвержденное органом местного самоуправления (ч.1). Инвестиционная программа включает планы мероприятие по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями (ч.4). Утверждённые инвестиционные программы организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение должны содержать мероприятия, необходимые и достаточные для исполнения такими организациями обязательств по достижению включенных в инвестиционные программы плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности (ч.11). Таким образом, нарушения санитарно-эпидемиологических правил и норм при организации водоснабжения населения и в процессе эксплуатации водозаборных и водопроводных сооружений влечет за собой угрозу жизни и здоровью населения, так как питьевую воду, несоответствующую санитарно-гигиеническим нормативам, нельзя признать доброкачественной и безопасной потребления.
В судебном заседании представитель истца заявленные Управлением Роспотребнадзора по Амурской области в интересах неопределенного круга лиц исковые требования поддержал по доводам изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснил: согласно ст. 40 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении", основанием для разработки инвестиционной программы является техническое задание на разработку инвестиционной программы, утвержденное органом местного самоуправления (ч.1). Инвестиционная программа включает планы мероприятие по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями (ч.4). Утверждённые инвестиционные программы организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение должны содержать мероприятия, необходимые и достаточные для исполнения такими организациями обязательств по достижению включенных в инвестиционные программы плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности. Законом Амурской области О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями от 23 сентября 2014 года, вопросы водоснабжения закреплены за сельскими поселениями. Поскольку вода поставляемая жителям с. Тыгда не соответствует СанПин по показателю мутности и содержанию железа, должны быть приняты меры по нормализации водоснабжения. Просит суд удовлетворить заявленные требования.
Ответчик, в лице главы муниципального образования Тыгдинский сельсовет пояснил: в муниципальном образовании действительно в настоящее время не разработано техническое задание на инвестиционную программу по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. В бюджете денег на это нет. В связи с чем, он с иском не согласен.
Представитель МУП «Тыгдинский жилкомхоз» о месте и времени судебного заседания извещен, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
С учетом мнения лиц участвующих в деле, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела при указанной явке.
Ответчик МУП «Тыгдинский жилкомхоз» представил письменные возражения на исковое заявление Управление Роспотребнадзора по Амурской области, согласно которого, в 2012 году после произошедшего пожара в селе Тыгда были построены два двухэтажных дома, к которым с пробуренной в этом же году скважины № ВД-243 провели сети централизованного водоснабжения. Вода со скважины № ВД-243 не соответствует гигиеническим нормативам по содержанию железа и мутности. Для приведения качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями на скважине установлена насосная станция второго подъема. После очистки перед подачей в распределительную сеть вода соответствует требованиям СанПиН 3.1.4.1074-01, что подтверждается протоколами лабораторных исследований. В дальнейшем, пройдя по водопроводной сети до потребителя, холодная вода приобретает повышенные нормативы по содержанию железа и мутности. Это происходит из-за застоя воды в водопроводной сети по причине малого разбора воды, так как в этих двухквартирных домах всего 13 квартир и количество жильцов 24 человека. Среднемесячный объем подачи воды составляет около 30 м3 в месяц. Эта вода используется ими для хозяйственно-бытовых целей. Подвоз питьевой воды осуществляется водовозными машинами, согласно графику подвоза (2 раза в неделю) со скважины № 2660 по адресу: с. Тыгда, ул.Рабочая-Новая. Согласно протоколам лабораторных исследований со скважины № 2660 и водовозных машин питьевая вода полностью соответствует гигиеническим требованиям и нормативам. Согласно доработанного плана мероприятий по приведению качества воды в соответствие с установленными нормами была запланирована промывка разводящей водопроводной сети чистой водой с выбросом на рельеф в срок до 01 октября 2016 года. Работы были выполнены и дали положительные результаты. При гигиеническом нормативе по содержанию железа не более 0,3(1) мг/л по результатам исследований воды в распределительной сети в октябре 2016г показатель по железу составлял 0,53 и 3,4 мг/л, в ноябре 2016 г - 0,48 и 1,9 мг/л, в декабре 2016г - 0,43 и 1,5 мг/л. В доме, расположенном по адресу: с.Тыгда, ул.Бояринцева, 17 А вода соответствует предельно допустимому гигиеническому нормативу (1 мг/л). В доме, расположенном по адресу: с.Тыгда, ул.Школьная, 4 показатель по содержанию железа намного снизился, но пока превышает гигиенический норматив (1,5 мг/л при предельном нормативе 1 мг/л). Тариф на централизованное холодное водоснабжение установлен Управлением государственного регулирования цен и тарифов Амурской области в размере 30,75 рублей за один литр. По причине несоответствия качества питьевой воды гигиеническим нормативам с жильцами этих домов договора оказания коммунальной услуги по централизованному водоснабжению не заключались и плата за воду не взимается. В связи с большими затратами на содержание скважины и ее нерентабельность, с малым временем использования оборудования отсутствуют условия для разработки инвестиционной программы. Населению рекомендовано установить в своих квартирах бытовые фильтры. ( л.д. 85-86)
Заслушав объяснения сторон, на основании совокупности исследованных в судебном заседании доказательств суд находит исковые требования Управления Роспотребнадзора по Амурской области подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.ч.1, 2 ст.19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Аналогичные требования установлены в п.п., 2.5, 2,6, 2.6.1, 3.1, 3.2, 3.4, 3.5 Санитарно-эпидемиологических правил и норм "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» (СанПиН 2.1.4.1074-01), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Онищенко Г. Г. от 26 сентября 2001 г. № 24, в которых установлены гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест.
Согласно ч.ч. 3, 4 ст.23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляется по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.
Кроме этого, обязательные требования к качеству коммунальных услуг предусмотрены Жилищным кодексом, определены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354.
Пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354 предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в пп. «б» п. 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
При этом пунктом 31 данных Правил предусмотрено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
С целью повышения надежности и качества предоставления услуг водоснабжения и водоотведения, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение должны разрабатывать программы мероприятий (инвестиционные программы) по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Материалами дела установлено, что в результате проверок, проведенных территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека по Амурской области в г.Зее, Зейском и Магдагачинском районах, проб воды, отобранных со скважин питьевой воды и в жилых многоквартирных домах с.Тыгда, установлено, что холодная питьевая вода, поставляется населению с.Тыгда через водопроводную сеть ненадлежащего качества, а именно не соответствует нормам СанПин 2.1.4.1074-01 по содержанию вредных химических веществ – железа, а также по мутности, цветности и другим показателям, что подтверждается протоколами лабораторных исследований проб воды (л.д.67-79).
Так, при отборе проб в многоквартирном жилом доме по адресу с.Тыгда, ул.Школьная, д.4 кв.1(16.09.2015) установлено, что показатель мутности воды составляет 30±6 ЕМФ при нормативе не более 2,6 (3,5) ЕМФ, показатель цветности - 54±11 град. при нормативе не более 20(35) град.; из скважины на территории школы по ул.Школьная (07.05.2015): цветность более 70 град. при нормативе не более 20(35) град., мутность –более 4,64 мг/л при нормативе не более 1,5 (2) мг/л; содержание железа – более 2,0мг/л при нормативе не более 0,3 мг/л; из внутренней водопроводной сети жилого дома по ул.Школьная д.4 кв.2 (07.05.2015): мутность – более 4,64 мг/л при нормативе не более 1,5 (2) мг/л; содержание железа – более 2,0 мг/л при нормативе не более 0,3 мг/л; из скважины №43 «Д» на территории больницы (16.09.2015): содержание железа 1,4±0,3 мг/л при нормативе не более 0,3 мг/л, окисляемость перманганатная – 8,2±0,8 мг/л при нормативе не более 5 мг/л; из скважины №842 на территории школы (08.06.2015): содержание железа – более 4,9±1,2мг/л при нормативе не более 0,3 мг/л, жесткость общая 10±1?Ж при нормативе не более 7(10) ?Ж, окисляемость перманганатная – 8,0±0,8 мг/л при нормативе не более 5 мг/л; мутность – более 8 ЕМФ при нормативе не более 2,6(3,5) ЕМФ; цветность 42±8град. при нормативе 20(35) при нормативе не более 20(35) град.; на территории МУП «Тыгдинский жилкомхоз» ул.Советская 27 (28.07.2015) - содержание железа – 7,3±1,8мг/л при нормативе не более 0,3 мг/л, мутность – 40±8 ЕМФ при нормативе не более 2,6(3,5) ЕМФ; привкус 3 балла при нормативе не более 2 баллов; запах при 20, 60 ?С– 3 балла при нормативе не более 2 баллов; на территории МУП «Тыгдинский жилкомхоз» ул.Советская 27 (11.03.2015): мутность – 4,64 мг/л при нормативе не более 1,5(2) мг/л; из скважины №43 «Д» на территории больницы (08.06.2015): содержание железа 5,1±1,3 мг/л при нормативе не более 0,3 мг/л, жесткость общая 11,1±1,1?Ж при нормативе не более 7(10) ?Ж; окисляемость перманганатная – 7,9±0,8 мг/л при нормативе не более 5 мг/л; мутность – более 8 ЕМФ при нормативе не более 2,6(3,5) ЕМФ; цветность 26±5 град. при нормативе не более 20(35) град.; в многоквартирном жилом доме по адресу с.Тыгда, ул.Бояринцева, д.17 кв.2(29.10.2015): содержание железа – 15±4 мг/л при нормативе не более 0,3 мг/л, мутность – 63±13 ЕМФ при нормативе не более 2,6(3,5) ЕМФ; привкус 3 балла при нормативе не более 2 баллов; запах при 60 ?С– 3 балла при нормативе не более 2 баллов; цветность - 27±5 град. при нормативе не более 20(35) град; из скважины по ул.Советская д.3 (11.03.2015): содержание железа 4,9±0,9 мг/л при нормативе не более 0,3 мг/л, жесткость общая 11,1±1,6?Ж при нормативе не более 7(10) ?Ж; окисляемость перманганатная – 7,8±2,4 мг/л при нормативе не более 5 мг/л; мутность – 4,64 мг/л при нормативе не более 1,5(2) мг/л; привкус 3 балла при нормативе не более 2 баллов; цветность 30±6 град. при нормативе не более 20(35) град.; из скважины по ул.Советская д.3 (29.10.2015): содержание железа 4,5±1,1 мг/л при нормативе не более 0,3 мг/л, мутность – 17±3 ЕМФ при нормативе не более 2,6(3,5) ЕМФ; в многоквартирном жилом доме по адресу с.Тыгда, ул.Бояринцева, д.17 кв.2(08.06.2015): мутность – более 8 ЕМФ при нормативе не более 2,6(3,5) ЕМФ; цветность - 29±6 град. при нормативе не более 20(35) град; из скважины по ул.Советская д.3 (28.09.2015): содержание железа 8,9±2,2 мг/л при нормативе не более 0,3 мг/л,; окисляемость перманганатная – 22±2 мг/л при нормативе не более 5 мг/л; запах при 60 ?С– 3 балла при нормативе не более 2 баллов; мутность – 20±4 ЕМФ при нормативе не более 2,6(3,5) ЕМФ.
На основании изложенного, доводы искового заявления о нарушении прав жителей с. Тыгда в связи с некачественным водоснабжением суд признает обоснованными.
Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01 января 2015 года к вопросам местного значения муниципального района относится в том числе, организация на территориях сельских поселений водоснабжения населения, водоотведения.
В соответствии с положениями с ч.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в том числе, организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ.
Согласно ч.1.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В силу Закона Амурской области от 03.10.2014 № 413-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области» за сельскими поселениями области, помимо вопросов местного значения, отнесенных частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплены вопросы местного значения сельских поселений, предусмотренные, в том числе п.4 части 1 статьи 14 указанного Федерального закона - организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
С учетом вышеприведенных норм законодательства, доводы искового заявления, согласно которым, организация водоснабжения на территории с.Тыгда относится к полномочиям органов местного самоуправления - администрации Тыгдинского сельсовета являются обоснованными.
Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 641 утверждены Правила разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, которые определяют порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки указанных инвестиционных программ, в том числе планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями (далее – Правила).
Согласно п.6 Правил - проект инвестиционной программы разрабатывается на основе технического задания на разработку инвестиционной программы регулируемой организации (организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем). Техническое задание разрабатывает и утверждает орган местного самоуправления поселения (городского округа).
Согласно п.37 Правил планы мероприятий по приведению качества питьевой воды и горячей воды в соответствие с установленными требованиями разрабатываются регулируемой организацией и подлежат согласованию с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Из объяснений главы администрации муниципального образования Тыгдинский сельсовет следует, что техническое задание на разработку инвестиционной программы регулируемой организации (организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем) не разработано, что также подтверждает доводы искового заявления о бездействии органа местного самоуправления в не разработке технического задания на разработку инвестиционной программы по приведению водоснабжения в соответствии с нормами СанПин, что безусловно нарушает права и законные интересы жителей с. Тыгда. Доводы ответчика об отсутствии денежных средств не является основанием для освобождения ответчика от обязанности по исполнению действующего законодательства в области водоснабжения.
В соответствии с договором №2 о закреплении муниципального имущества муниципального образования Тыгдинского сельсовета на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «Тыгдинский жилкомхоз от 01 января 2017 года, МУП «Тыгдинский жилкомхоз» осуществляет подачу холодной питьевой воды населению с.Тыгда из скважин, собственником которых является муниципальное образование Тыгдинский сельсовет, через водопроводные сети и путем подвоза.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" – организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
В случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение.
В случае получения указанного в части 5 настоящей статьи уведомления органы местного самоуправления до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации.
Организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 6 настоящей статьи, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы.
Факт предоставления населению с.Тыгда холодной питьевой воды ненадлежащего качества МУП «Тыгдинский жилкомхоз» нашел свое подтверждение в судебном заседании, в связи с чем исковые требования заявленные с МУП « Тыгдинский жилкомхоз» основаны на законе и подлежат удовлетворению, а доводы МУП « Тыгдинский жилкомхоз» изложенные в письменных возражения на исковое заявление является несостоятельным, поскольку эти доводы не основаны на нормах законодательства о водоснабжении. Сроки указанные истцом установлены Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", поэтому у суда оснований изменить эти сроки не имеется.
Факт бездействия администрации Тыгдинского сельсовета, выразившегося в не разработке технического задания на разработку инвестиционной программы по приведению качества подаваемой холодной питьевой воды, в соответствие с установленными санитарно-эпидемиологическими требованиями, и, как следствие, не разработка МУП «Тыгдинский жилкомхоз», являющегося поставщиком коммунальной услуги холодного водоснабжения на территории села Тыгда, плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с нормативными требованиями, нашли свое подтверждение в судебном заседании, указанное нарушает права и законные интересы жителей с. Тыгда.
С учетом изложенного, исковые требования Управлением Роспотребнадзора по Амурской области, суд считает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Амурской области в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам Администрации муниципального образования Тыгдинский сельсовет Магдагачинского района Амурской области, МУП «Тыгдинский жилкомхоз» удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования Тыгдинский сельсовет Магдагачинского района Амурской области по организации водоснабжения населения, нарушающими права и законные интересы неопределённого круга лиц, в не разработке технического задания на разработку инвестиционной программы по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.
Возложить на Администрацию муниципального образования Тыгдинский сельсовет Магдагачинского района Амурской области обязанность, после вступления решения суда в законную силу, в двухмесячный срок разработать техническое задание на разработку инвестиционной программы по приведению качества питьевой воды, поставляемой населению с.Тыгда, Магдагачинского района Амурской области в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 и направить его в МУП «Тыгдинский жилкомхоз».
Возложить на муниципальное унитарное предприятие «Тыгдинский жилкомхоз» обязанность в трехмесячный срок, с момента получения технического задания от Администрации муниципального образования Тыгдинский сельсовет Магдагачинского района Амурской области разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды, поставляемой населению с.Тыгда, Магдагачинского района в соответствие с установленными требованиями ФЗ № 416 от 07.12.2011г., «О водоснабжении и водоотведении», СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», постановлением Правительства РФ № 641 от 29.07.2013 г., «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения» и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
С мотивированным решением стороны могут ознакомиться в Магдагачинском районном суде ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано сторонами в Амурский областной суд через Магдагачинский районный суд в месячный срок со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий О. В. Волошин