РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 марта 2013 г. Ленинский районный суд г. Тюмени
В составе:
председательствующего федерального судьи Савельевой Л.А.,
при секретаре Рахимовой Л.Ш., с участием представителя заявителя ФИО5, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя заинтересованного лица Тепловой ФИО11., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2410/2013 по заявлению Король ФИО12 о признании недействительным решения от ДД.ММ.ГГГГ № филиала федерального государственного бюджетного учреждения «<данные изъяты>» по <адрес> и обязании устранить допущенные нарушения,
Установил:
Заявитель обратилась в суд с заявлением о признании недействительным решения от ДД.ММ.ГГГГ № филиала <данные изъяты> и обязании филиала <данные изъяты> области устранить допущенное нарушение по заявлению № от ДД.ММ.ГГГГ
Свои требования мотивирует тем, что, являясь кадастровым инженером, по заявлению ФИО8 изготовила межевой план в связи с образованием двух земельных участков путем выдела в счет доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, бывшее <данные изъяты>».
ДД.ММ.ГГГГ в отдел кадастрового учета филиала <данные изъяты> было подано заявление № о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости.
ДД.ММ.ГГГГ решением №, принятым инженером 1 категории отдела кадастрового учета филиала ФГБУ <данные изъяты> ФИО7, было отказано в осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости(земельных участков), расположенных по адресу: <адрес> на основании п.2 ч. 3 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», поскольку выявлено, что в представленных для осуществления государственного кадастрового учета межевом плане № от ДД.ММ.ГГГГ содержатся сведения об образовании двух земельных участков площадью 4, 2494 га и площадью 7, 5506 га, что не соответствует требованиям ч.1 ст.2 Закона Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения и планирования их использования», согласно которому минимальный размер образуемого нового земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения устанавливает равным 60 гектаров.
Заявитель полагает, что указанное решение является незаконным в связи с тем, что земли сельскохозяйственного назначения бывшего <данные изъяты>» проектом перераспределения земель, утвержденным в ДД.ММ.ГГГГ г., изготовленным институтом <данные изъяты>, распределил земли на передаваемые органам местной администрации, передаваемые сельхозпредприятиям в пользование и в коллективно долевую собственность членам <данные изъяты>». Таким образом, земли сельскохозяйственного назначения распределились на земли государственной (муниципальной) и коллективно-долевой собственности. Пункт 1 статьи 33 ЗК РФ «Нормы предоставления земельных участков» - Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов РФ, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства – нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В отношении земли, находящейся в коллективно-долевой собственности на основании ч.3 ст.14 Закона № «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» определены полномочия общего собрания участников долевой собственности. В утвержденном в соответствии с законом № 101-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» «Проекте межевания <данные изъяты>» подшитом в приложении к межевому плану ФИО8 определены количество, размер и местоположение образуемых земельных участков, выделяемых в счет земельной доли принадлежащей ФИО8 Согласно проекта межевания, земельная доля ФИО8 выделяется двумя участками размером 4, 2494 га и 7, 5506 га, общей площадью 11, 8 га, что не противоречит действующему законодательству. Кроме того, частью 16 статьи 13.1 ФЗ № определено 5% максимальное отклонение площади образованных участков от утвержденных в проекте межевания, в этом случае отклонения отсутствуют.
Полагает, что указанным отказом на кадастрового инженера незаконно возложена обязанность вносить исправления(изменения) в межевой план, поскольку сформированный заявителем межевой план имеет полный набор необходимых документов для осуществления кадастрового учета образованных земельных участков и соответствует требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ, Приказу Минэкономразвития от ДД.ММ.ГГГГ №, № от ДД.ММ.ГГГГ, соответствует XML-схеме, утвержденной приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № П/501.
Считает, что её права и интересы нарушены, поскольку отказ в осуществлении кадастрового учета может явиться основанием для аннулирования квалификационного аттестата кадастрового инженера. Кроме того, заявитель несет ответственность перед заказчиком кадастровых работ за ненадлежащее исполнение обязательств по договору.
Заявитель также просит взыскать в ее пользу расходы на оплату юридических услуг представителя в размере 20 000 руб., в том числе: 5 000 руб. – за разработку заявления и направления его в суд по подсудности, 15 000 руб. – представление интересов заказчика в суде первой инстанции.
На указанное заявление представителем заинтересованного лица – Беляевым ФИО13 были принесены возражения, в которых он просит в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме, указывая на то, что решение филиала <данные изъяты>» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в осуществлении кадастрового учета принято правомерно, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, поскольку представленные в орган кадастрового учета документы не соответствовали требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ, Приказу Минэкономразвития от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно: размеры образуемых земельных участков(4, 2494 га и 7, 5506 га) путем выдела в счет доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 72:22:0000000:518 не соответствует минимальному размеру, установленному ст. 2 Закона Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения и планирования их использования», т.е.60 га.
Полагает, что ст.13 Федерального закона № 101-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» определено право выдела земельного участка в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом РФ и данным федеральным законом. Однако в рассматриваемом случае допущено нарушение требований ст.11.3 Земельного кодекса РФ и ст. 4 Федерального закона № –ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», так как не учтены требования, установленные <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения и планирования их использования» в части минимального размера вновь образуемого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.
Также полагает, что судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000 руб. являются завышенными, так как указанное дело не представляет особой трудности, заявитель располагал необходимыми доказательствами в обоснование предъявленных требований, прайс-листы юридических фирм, которые оказывают аналогичные услуги, подтверждают завышенность заявленных расходов, стоимость оказанных услуг определена заявителем произвольно и не обусловлена объемом предоставляемых услуг и соответствующими расценками. Также указывает, что в договоре на оказание юридических услуг наименование кадастрового органа указано неправильно, поэтому полагает, что указанный документ не может являться надлежащим доказательством по делу. Заявление в интересах ФИО8 подписано представителем по доверенности ФИО15 на основании доверенности, однако документа, удостоверяющего его полномочия на подписание заявления от имени ФИО8, в материалах дела не имеется, в связи с чем просит оставить указанное заявление без рассмотрения.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве заинтересованного лица была привлечена ФИО7, определением от ДД.ММ.ГГГГ в качестве заинтересованного лица было привлечено <данные изъяты>».
Заявитель, заинтересованные лица: ФИО8, ФИО7 в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания, доказательств уважительности причин отсутствия суду не заявили, дело рассмотрено в их отсутствие.
Представитель заявителя – Коротких ФИО16 судебном заседании требования заявителя поддержал в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица – Теплова ФИО17 в судебном заседании требования заявителя не признала по основаниям, указанным в возражениях.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ФИО8 является собственником земельной доли с оценкой 157 баллогектаров в земельном участке площадью 1633000 кв.м., расположенном по адресу <адрес>, <данные изъяты>», категория: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, размер доли ФИО8 в праве общей долевой собственности составляет 11, 8 га, что подтверждается Свидетельством на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ № серия №, кадастровой выпиской о земельном участке.
По его заказу кадастровым инженером Король ФИО18. был изготовлен межевой план по образованию вышеуказанных земельных участков путем выдела в счет доли в праве общей долевой собственности, после чего было подано заявление о постановке указанного объекта недвижимости на государственный кадастровый учет.
ДД.ММ.ГГГГ решением №, принятым инженером 1 категории отдела кадастрового учета филиала ФГБУ <данные изъяты> ФИО7, было отказано в осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости(земельных участков) на основании п.2 ч. 3 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», поскольку выявлено, что в представленных для осуществления государственного кадастрового учета межевом плане № от ДД.ММ.ГГГГ содержатся сведения об образовании двух земельных участков площадью 4, 2494 га и площадью 7, 5506 га, что не соответствует требованиям ч.1 ст.2 Закона Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения и планирования их использования», согласно которому минимальный размер образуемого нового земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения устанавливает равным 60 гектаров.
Суд полагает, что указанное решение является законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 27 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
В состав необходимых для кадастрового учета документов в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 22 Закона N 221-ФЗ о кадастре входит межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке.
Требования к межевому плану установлены в ст. 38 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", согласно ч. 10 которой образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 27 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
В соответствии п.1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 1 и п. 3 ст. 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
Особенности выдела земельного участка в счет земельных долей устанавливаются Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с п. 2 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с п.2 ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со ст.8 Закона Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ N 170 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения и планировании их использования" участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли. Площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может быть больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю или земельные доли, если такое увеличение или уменьшение площади выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка осуществляется с учетом состояния и свойств почвы выделяемого земельного участка и земельного участка, из которого образуется выделяемый земельный участок. При этом размер земельного участка с учетом состояния и свойств почвы определяется исходя из баллов бонитета почв, рассчитанных в соответствии с правилами землеустройства.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ N 170 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения и планировании их использования". Предельные размеры земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения минимальный размер образуемого нового земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения устанавливается равным 60 гектарам.
Указанной нормой также предусмотрено, что требования настоящего пункта не распространяются на случаи выдела земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, если их основной деятельностью является садоводство, овощеводство, цветоводство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее, чем минимальные размеры земельных участков, установленные настоящим пунктом.
В пояснительной записке к проекту межевания земельных участков кадастровый инженер указывает, что размер образуемых земельных участков соответствует требованиям закона Тюменской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения и планировании их использования", образуемые земельные участки будут использоваться для ведения личного подсобного хозяйства(овощеводство).
Суд полагает, что указанный вывод кадастрового инженера не соответствует закону по следующим основаниям.
В соответствии с п\п 1 п. 1 ст. 1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» одним из принципов, на которых основывается оборот земель сельскохозяйственного назначения, является сохранение целевого использования земельных участков.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
При этом возможность самостоятельного выбора любого вида разрешенного использования без дополнительных разрешений и процедур согласования предусмотрена лишь при наличии зонирования территорий.
Согласно п. 6 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, устанавливающего порядок проведения градостроительного зонирования территорий, градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав землепользования и застройки(п.1 ч. 6 ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации)
В соответствии с ч. 6 и ч. 7 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон.
Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Использование земельных участков в границах особых экономических зон определяется органами управления особыми экономическими зонами.
Из материалов дела следует, что образуемые собственником ФИО8 земельные участки в счет доли в общей долевой собственности имеют площадь 4, 2494 га и площадью 7, 5506 га, относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.
Следовательно, к образуемым ФИО8 земельным участкам из земель сельскохозяйственного назначения, имеющим вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, подлежат применению положения ч. 1 ст. 2 закона <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения и планировании их использования" об установлении минимального размера образуемого нового земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в размере 60 гектаров.
Суд находит не основанным на законе доводы заявителя о том, что положения Закона Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения и планирования их использования» в части установления предельных(максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам распространяется только на земельные участки сельскохозяйственного назначения, образованные из земель, находящихся в государственной собственности и не распространяется на земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в коллективно-долевой собственности, поскольку из системного толкования вышеуказанных норм закона следует, что требования о минимальном размере образуемого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения распространяется и на случаи выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в коллективно-долевой собственности.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В судебном заседании не нашли подтверждения факты нарушения прав и свобод заявителя, создания препятствий к осуществлению его прав и свобод обжалуемым решением, возложения на заявителя незаконно какой- либо обязанности или незаконного привлечения к ответственности.
С учетом вышеизложенного, оснований для признания недействительным решения от ДД.ММ.ГГГГ № филиала <данные изъяты> не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Король ФИО19 в удовлетворении заявления о признании недействительным решения от ДД.ММ.ГГГГ № филиала федерального государственного бюджетного учреждения «<данные изъяты> и обязании устранить допущенные нарушения отказать
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Ленинский районный суд г. Тюмени в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения – 18.03.2013 г.
Председательствующий Л.А.Савельева