Производство № 2а-3846/2020
УИД 28RS0004-01-2020-003203-21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 августа 2020 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе
председательствующего судьи Коршуновой Т.А.,
при секретаре Матвеевой Н.И.,
с участием представителя административного истца Волобуева И.А., представителя административного ответчика администрации г. Благовещенска Вивдич Е.Н., представителей заинтересованных лиц МУ «БГАЖЦ» - Василенко Ю.В., Комитета по управлению имуществом МО г. Благовещенска – Какориной Л.А., заинтересованных лиц Гершевич Л.С., Елистратова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лысанского Е.Г. к администрации г. Благовещенска о возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Лысанский Е.Г. обратился в суд с настоящим исковым заявлением, указав, что 26.03.2020 г. было принято постановление администрации г. Благовещенска № 972 «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером ***, жилых и нежилых помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: ***, признанным аварийным и подлежащим реконструкции», постановление действует в течении 3 лет со дня его принятия. Раннее решением Благовещенского городского суда Амурской области от 02.07.2019 г. по делу № 2а-214/2019, требование администрации г. Благовещенска (исх. 02-11/1531 от 06 марта 2018 года) о реконструкции многоквартирного жилого дома в течение трех лет со дня его вынесения признано незаконным.Судом в требовании о реконструкции многоквартирного жилого дома по ул. *** г. Благовещенска установлен срок - в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, учтено, что проживание в указанном доме может повлечь негативные последствия для собственников МКД, существует угроза жизни и здоровья, в связи с его аварийного состояния.С учетом уточненных исковых требований, просит суд обязать администрацию г. Благовещенска в шестимесячный срок с даты вступления решения суда в законную силу изъять для муниципальных нужд: земельный участок с кадастровым номером ***, разрешенное использование: многоквартирный дом со встроенными нежилыми помещениями, площадью 2313 кв.м., расположенный по адресу: ***;жилые помещения - квартиры № 1-6, 8-12, 15-20 в многоквартирном доме, расположенном на земельном участке с кадастровым номером ***, по адресу: ***; нежилое помещение с кадастровым номером *** в многоквартирном доме, расположенном на земельном участке с кадастровым номером ***, по адресу: ***; обязать администрацию г. Благовещенска в шестимесячный срок с даты вступления решения суда в законную силу заключить с Лысанским Е.Г. соглашение, в котором определить сроки и размеры возмещения.
В судебном заседании представитель административного истца настаивал на удовлетворении заявленных требованиях.
Представители административного ответчика администрации г. Благовещенска, заинтересованного лица МУ «БГАЖЦ» возражали против удовлетворения заявленных требований, указали, что в соответствии с постановлением администрации г. Благовещенска от 26.03.2020 № 972 земельный участок и находящиеся на нем объекты недвижимого имущества уже изъяты. Срок действия в постановлении администрации г. Благовещенска от 26.03.2020№ 972 установлен 3 года в соответствии с ч. 13 ст. 56.6 ЗК РФ.Расселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования города Благовещенска осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007г. № 185 «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Федеральный закон № 185-ФЗ) в рамках адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории Амурской области в 2019-2025 годах», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 29.03.2019г. № 152, муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Благовещенска в 2019-2025 годах», утвержденной постановлением администрации города Благовещенска от 05.04.2013г. № 1727. В реестр вышеуказанных программ МКД № 69 не включен, так как п. 1 ч. 2 ст. 16 Федерального закона № 185-ФЗ в региональную программу включаются многоквартирные дома, признанные до 01.01.2017г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с фактическим износом в процессе их эксплуатации. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 16 Федерального закона № 185-ФЗ в первоочередномпорядке подлежат переселениюграждане из многоквартирный домов, год признания которых, аварийными и подлежащими сносу предшествует годам признания аварийным и подлежащим сносу других многоквартирных домов. Таким образом, расселения МКД № 69 возможно только в рамках программы. Кроме того, просили суд учесть, что на предложения администрации переехать в помещения маневренного фонда, собственники помещений аварийного дома отказались переезжать.
В судебном заседании заинтересованное лицо Гершевич Л.С. просила требования истца удовлетворить, так как проживание в квартире не возможно, существует угроза жизни и здоровью людей, ей не поступало предложений переехать в помещения маневренного фонда.
Заинтересованное лицо Елистратов А.В. полагал, что оснований для удовлетворения требований не имеется, помещение в котором он проживает по адресу: ***, его устраивает.
В судебное заседание иные участвующие в деле лица не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела судье не поступало. При таких обстоятельствах, суд определил в порядке статьи 150, 226 КАС РФ рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Задачами административного судопроизводства являются, в том числе защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (ст. 3 КАС РФ).
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Как следует из материалов дела, а также вступившего в законную силу решения Благовещенского городского суда по делу 2а-214/2019 от 02.07.2019г. Лысанский Е.Г. является собственником квартиры № ***, расположенной по адресу: *** (далее-МКД).
Постановлением администрации г. Благовещенска от 18 декабря 2017 года № 4569 многоквартирный дом, расположенный по адресу: ***, признан аварийным и подлежащим реконструкции.
Постановление администрации г. Благовещенска от 28 февраля 2018 года № 567 о мерах по реконструкции многоквартирного дома по ул. *** управлению ЖКХ администрации г. Благовещенска указано на необходимость в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня издания настоящего постановления, направить собственникам квартир №№ 1-20, а также нежилых помещений в многоквартирном жилом доме по адресу: ***, требование о реконструкции в разумный срок (но не более трех лет со дня получения соответствующего требования).
Из ответа администрации г. Благовещенска Лысанскому Е.Г. от 06 марта 2018 года (исх. 02-11/1531) следует, что в его адрес направляется требование о реконструкции указанного МКД, в течение трех лет со дня его вынесения.
20 марта 2018 года на общем собрании собственников помещений МКД принято решение об отказе от его реконструкции, что нашло свое отражение в протоколе общего собрания от 20 марта 2018 года.
26 марта 2018 года в адрес администрации г. Благовещенска направлено уведомление собственников МКД о принятом решении, с просьбой в месячный срок заключить с собственниками помещений соглашения, в которых определить сроки и размеры возмещений за изымаемые помещения, на что администрацией г. Благовещенска 20 апреля 2018 года (исх. № 02-11/3048) сообщено, что с учетом не истечения срока, установленного для реконструкции жилого дома, принятие решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, преждевременно.
03 мая 2018 года в администрацию г. Благовещенска подано заявление собственников МКД с просьбойпринять решение об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом; заключить с собственниками помещений соглашения, в которых определить сроки и размеры возмещений за изымаемые помещения. В ответе на данное заявление 04 июня 2018 года (исх.№ 02-11/4173) администрацией г. Благовещенска указано об отказе в удовлетворении заявления, со ссылкой на необходимость обеспечения переселения в жилые помещения манёвренного фонда (соц.найм); для собственников - составления проекта реконструкции и определения источников финансирования, сообщалось о преждевременности принятия решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и заключения с собственниками помещений соглашения с определением сроков и размеров возмещений за изымаемые помещения.
Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 02.07.2019 г. по делу № 2а-214/2019 требование администрации г. Благовещенска исх. 02-11/1531 от 06 марта 2018 года о реконструкции многоквартирного жилого дома в течение трех лет со дня его вынесения признано незаконным, установлен срок реконструкции многоквартирного жилого дома - в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
В рамках указанного административного дела проведена строительно-техническая экспертиза,согласно заключению эксперта ООО «Базис» после осмотра объекта в целом, а также квартир № 3, 6, 10, 20 чердака, выявлено следующее: в квартире № *** место обрушения потолка, закрыто брезентом по доске, без утепления из помещения 3 из чердачного пространства. Деревянные балки перекрытия поражены гнилью, наружный слой рассыпается от малейшего воздействия, стальные опорные «столики» по второстепенные балки перекрытия следы коррозии вплоть до сквозной, второстепенная балка и щиты наката отсутствуют (обрушились).В квартире №*** в помещении прихожей прогиб по второстепенным балкам, трещина в отделочном слое.В квартире №*** (находится на первом этаже) противоаварийные мероприятия (подпорка), разрушение отделочного слоя вследствие прогиба.В квартире № *** прогиб по потолку около 100 мм - выше нормативного более чем в 2 раза, критическое состояние, опасность обрушения, дана рекомендация закрыть доступ в комнату.По дому в целом согласно СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» объект находится в аварийном состоянии.Аварийное состояние - категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения(необходимо проведение срочных противоаварийных мероприятий).Проведение страховочных мероприятий считает невозможнымт.к. при их проведении в различных квартирах возможно обрушение в соседних от вибрационных и ударных воздействий, для проведения любых работ вплоть до работ по дворовой территории и рядом с объектом особенно земляных работ с применением тяжелой техники, необходимо выселить всех жильцов данного многоквартирного жилого дома.Также считает проведение страховочных мероприятий нецелесообразным ввиду того, что даже в случае выселения всех жильцов на момент проведения работ, необходимо будет построить в каждой квартире каркас, проходящий до фундамента, с раскреплением перекрытий в уровне каждого этажа и то при условии, что в другой части здания не произойдет обрушения перекрытий от работ в другой части здания.Для приведения здания в работоспособное состояние, необходимо выселить всех жильцов, оградить территорию, выполнить демонтаж крыши, и далее каждого перекрытия сверху вниз. Демонтаж сверху вниз обусловлен невозможность выполнения мероприятий, гарантирующих безопасные условия работ изнутри объекта. Далее выполнить монтаж нового перекрытия по разработанному проекту.
Решение Благовещенского городского суда Амурской области от 02.07.2019г. по делу № 2а-214/2019 вступило в законную силу 06.08.2019г.
Постановлением администрации г. Благовещенска от 26.03.2020 г. № 972 принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером ***, жилых помещений - квартир № 1-6, 8-12, 15-20, в многоквартирном доме, расположенном на земельном участке с кадастровым номером ***, по адресу: ***; нежилых помещений - с кадастровым номером ***, в многоквартирном доме, расположенном на земельном участке с кадастровым номером ***, по адресу: ***, постановление действует в течении 3-х лет со дня его принятия.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (ч. 1ст.15).
Согласно ч. 2 ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
В соответствии с разъяснением, данным в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкцииявляется, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой, исходя из принадлежности жилого дома, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, обизъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат. В силу части 4 статьи 32 ЖК РФ собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Согласно пунктам 1, 3, 5, 6 статьи 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.
Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
В силу пунктов 1, 2 статьи 56.6 ЗК РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.
Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия.
Статья 56.7 ЗК РФ предусматривает, что в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее также - соглашение об изъятии недвижимости) уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, организация, подавшая такое ходатайство: 1) выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования земельных участков, подлежащих изъятию, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка; 2) выступают заказчиком кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельных участков, подлежащих изъятию, в случае, если границы таких земельных участков подлежат уточнению; 3) выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков для их предоставления взамен изымаемых земельных участков; 4) обращаются от имени правообладателя изымаемой недвижимости без доверенности с заявлением о кадастровом учете земельных участков, подлежащих изъятию, земельных участков, предоставляемых взамен изымаемых земельных участков, или земельных участков, границы которых подлежат уточнению в связи с изъятием, если необходимо проведение государственного кадастрового учета таких земельных участков; 5) выступают заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества; 6) осуществляют переговоры с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия; 7) осуществляют совместно с уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, подготовку соглашения об изъятии недвижимости в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии; 8) направляют проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.
В соответствии с пунктом 56.8 ЗК РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности, которое подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.
В случае если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению (пункты 1, 2 статьи 56.8 ЗК РФ).
Размер возмещения определяется не позднее чем за шестьдесят дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости (пункт 7 статьи 56.8 ЗК РФ).
Согласно п. 1 ст. 56.9 ЗК РФ, соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд должно содержать в числе прочего размер и порядок выплаты возмещения за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимости.
Таким образом, по смыслу закона процедура изъятия земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости предполагает осуществление ряда последовательных мероприятий, которые завершаются заключением соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
Поскольку 26.03.2020г. было принято постановление администрации г. Благовещенска № 972 об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером ***, жилых и нежилых в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: ***, признанным аварийным и подлежащим реконструкции, то заявленные требования административного истца в части возложения обязанностей на администрацию г. Благовещенска произвести изъятие указанных земельного участка и жилых/нежилых помещений не подлежат удовлетворению.
Рассматривая требования о сроке заключения с истцом соглашения об изъятии для муниципальных нужд, судом учитывается, что проживание в указанном доме может повлечь негативные последствия для собственников МКД, имеется угроза жизни и здоровья проживающих граждан, в связи с его аварийным состоянием, при этом также принимается во внимание необходимость до заключения соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд проведения ряда действий, в том числе по оценке изымаемого земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества, осуществление переговоров с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия; подготовку и направление проекта соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания, с учетом принципа разумности, суд приходит к выводу о необходимости возложения на администрацию г. Благовещенска обязанности в девятимесячный срок с даты вступления решения суда в законную силу заключить с Лысанским Е.Г. соглашение об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения – кв. ***, расположенного по адресу: ***, в котором определить размер возмещения за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 КАС РФ суд,
РЕШИЛ:
Заявленные Лысанским Е.Г. требования удовлетворить в части.
Обязать администрацию г. Благовещенска в девятимесячный срок с даты вступления решения суда в законную силу заключить с Лысанским Е.Г. соглашение об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения – кв. ***, расположенного по адресу: ***, в котором определить размер возмещения за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.
Председательствующий Т.А. Коршунова
Решение в окончательной форме изготовлено 03 сентября 2020 года.