. Дело №2-1871/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 марта 2013 г. г. Сергиев Посад
Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи И.А. Беловой при секретаре Петровой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сергеевой М.А. к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ, ФГКУ «Западное РУЖО» Министерства обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Сергеева М.А., зарегистрирована в <адрес>. Наймодателем жилой площади является ФГУ «201 КЭЧ района» Минобороны России РФ.
Сергеева М.А. обратилась в суд с иском к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ, ФГКУ «Западное РУЖО» Министерства обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Драницына Н.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования Сергеевой М.А. поддержала и пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ. истица проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, которая находится в федеральной собственности. Кроме истицы в данной квартире зарегистрированы: Сергеев А.И., ДД.ММ.ГГГГ, Сергеева Р.А., ДД.ММ.ГГГГ и Сергеев А.А., ДД.ММ.ГГГГ, которые в нотариальном порядке отказались от права на приватизацию указанной квартиры. Жилой дом, в котором находится спорная квартира, стоит на балансе у Министерства обороны РФ. В соответствии с приказом Министра обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, уполномоченным органом по управлению и распоряжению жилым фондом Министерства обороны РФ является Департамент жилищного обеспечения РФ. ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в ДЖО МО РФ с просьбой выдать разрешение на приватизацию занимаемой ею квартиры. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ДЖО МО РФ ответило, что данный вопрос прорабатывается, а также указывает, что признание права собственности возможно в порядке гражданского судопроизводства. В связи с этим истица вынуждена обратиться в суд. Поскольку ранее истица не принимала участия в приватизации, она имеет право на приватизацию квартиры, занимаемой на условиях социального найма, в соответствии с Федеральным законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ». Просит суд признать за Сергеевой М.А. право собственности на квартиру по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.
Представитель ответчика ДЖО МО РФ, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (телеграммой), в судебное заседание не явился, сведений о причинах неявки в суд не представил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (телеграммой), в судебное заседание не явился, сведений о причинах неявки в суд не представил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.
Представитель ответчика ФГКУ «Западное РУЖО» МО РФ, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (телеграммой), в судебное заседание не явился, сведений о причинах неявки в суд не представил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.
Суд, руководствуясь ч.4 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков.
Третьи лица Сергеева Р.А., Сергеев А.И. и Сергеев А.А. в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителя истца, изучив материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования Сергеевой М.А. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законом о приватизации не предусмотрено иное.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Министерство обороны РФ уполномочено осуществлять в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами (п. 71 Положения).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, определенные функции, в том числе:
- закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций в оперативном управлении или хозяйственном ведении подведомственных федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, дает задания по его использованию в случаях, установленных законодательством Российской Федерации (п. «ж»);
- выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на имущество Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций и сделок с ним (п. «к»).
Таким образом, закрепление недвижимого имущества, приобретенного Министерством обороны РФ и являющегося в силу закона федеральной собственностью, за подведомственными организациями осуществляется Министерством обороны РФ.
В соответствии с Инструкцией об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилыми помещениями, утвержденной приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, обязанность по организации закрепления приобретенных (построенных) жилых помещений на праве оперативного управления за подведомственными Министерству обороны РФ организациями возложена на Департамент имущественных отношений МО РФ (п. 2.2 названной Инструкции). Указанную работу Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации может осуществлять через подчиненные территориальные управления.
Из приказа Министра обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что уполномоченным органом по управлению и распоряжению жилым фондом Министерства обороны является Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ. Свои функции ДЖО МО РФ осуществляет через специализированные организации Министерства обороны РФ, в частности ФГКУ «Западное РУЖО» Министерства обороны РФ.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В силу ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными и муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Передача жилых помещений в собственность граждан согласно ст. 7 Закона оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Судом установлено, что Сергеева М.А. зарегистрирована и проживает в <данные изъяты>-х комнатной квартире общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, на основании ордера №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Сергееву А.И., отцу истицы.
Совместно с истицей в спорном жилом помещении зарегистрированы: Сергеев А.И., <данные изъяты>, Сергеева Р.А., <данные изъяты> и Сергеев А.А., <данные изъяты>, которые в нотариальном порядке отказались от права на приватизацию указанной квартиры.
Учитывая, что в соответствии с действовавшим до 2005 г. Жилищным кодексом РСФСР основанием для вселения в жилое помещение являлся ордер, то граждане считаются занимающими жилые помещения на условиях социального найма.
Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № военный городок <адрес> исключен из перечня закрытых военных городков.
ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в ДЖО МО РФ с просьбой выдать разрешение на приватизацию занимаемой ею квартиры, что подтверждается описью вложения в ценное письмо.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ДЖО МО РФ информирует, что вопрос передачи жилого помещения в порядке приватизации прорабатывается, а также указывает, что признание права собственности возможно в порядке гражданского судопроизводства.
Согласно справкам начальника РЭУ № ОАО «Славянка» и управления по жилищным вопросам Администрации <адрес>, Сергеева М.А. в приватизации не участвовала.
Таким образом, суд приходит к выводу об уклонении ответчика от заключения договора передачи жилого помещения в собственность истицы.
Согласно п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с последующими изменениями), исходя из смысла преамбулы, ст.ст. 1 и 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким заявлением. При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст. ст. 7 и 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан. Пункт 5 названного Постановления Пленума Верховного Суда РФ предусматривает, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную либо долевую.
Отсутствие порядка безвозмездной передачи гражданам в порядке приватизации жилых помещений, находящихся в ведении Министерства обороны РФ не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
Каких-либо возражений относительно исковых требований и доказательств в их обоснование от ответчиков в судебное заседание не поступило, что является в соответствии со ст.150 ГПК РФ основанием для рассмотрения дела по имеющимся в деле доказательствам.
Таким образом, каких-либо препятствий к осуществлению Сергеевой М.А. права на бесплатную передачу в собственность предоставленного жилого помещения, не имеется, в связи с чем её исковые требования о признании права собственности на квартиры по адресу: <адрес> основаны на законе и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 1-8 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ст.ст. 56, 167, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать за Сергеевой М.А. право собственности на жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Сергиево-Посадский городской суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Федеральный судья И.А. Белова
Решение в окончательной форме изготовлено 29 марта 2013 года
Федеральный судья И.А. Белова
.
.
.
.