Судья Беспалов А.В. Дело № 44г-650/2019
ГСК Ольков А.В - докл.
Кияшко Л.B.
Быстрое А.Н.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ
г. Краснодар 02 октября 2019 года
Президиум Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Свашенко С.Н.,
членов президиума: Кротова С.Е., Пятигоры А.И., Епифанова В.М., Павлычева М.М., Шандриной Е.В.,
при секретаре Чумак Е.Ю.,
рассмотрев дело по иску Лазаренко А.В. к Главному управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Краснодарскому краю о взыскании субсидии на приобретение жилья, направленное в президиум определением судьи Краснодарского краевого суда Моисеевой О.М. от 04 сентября 2019 года по кассационной жалобе Домбровского А.Ю. - врио начальника Главного управления Росгвардии по Краснодарскому краю, поступившей в краевой суд 19 июля 2019 года, на решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 21 января 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 14 мая 2019 года,
заслушав доклад судьи Моисеевой О.М., выслушав представителей сторон, учитывая, что все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте его рассмотрения, президиум
УСТАНОВИЛ:
Лазаренко А.В. обратился в суд с иском к Главному управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Краснодарскому краю о взыскании субсидии на приобретение жилья, обосновывая требования тем, что он проходил действительную военную службу во внутренних войсках МВД РФ в войсковой части <...> в должности <...>. Приказом командующего войсками Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск МВД России от <...> <...> по личному составу и на основании приказа командира войсковой части <...> от <...> « <...> он в звании подполковника был уволен с военной службы по подпункту «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона от <...> <...> ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», утвержденного Указом Президента РФ от <...> <...> «Вопросы прохождения службы» в связи с организационно-штатными мероприятиями в запас Вооруженных Сил РФ и исключен из списков части и со всех видов довольствия. Его выслуга составляет в календарном исчислении - <...> дней, а в льготной исчислении - <...> дней. За все время службы он не был обеспечен жильем, является нуждающимся в жилом помещении и состоит на жилищном учете в войсковой части <...> с составом семьи из <...>-х человек. Он подал 2 рапорта о выплате денежной субсидии для приобретения жилья. Решением жилищной комиссии Главного управления Росгвардии по Краснодарскому краю, изложенным в выписке из протокола <...> от <...>, за ним признано право на получение субсидии на основании Постановления Правительства РФ от <...> <...>. В соответствии с расчетом <...> от <...> года сумма субсидии составляет <...> руб., но до настоящего времени субсидия ему не выплачена. В настоящее время он с семьей проживает в служебном жилье по договору найма специализированного жилого помещении - в общежитии <...> от <...>, которое находится в аварийном состоянии. Ведомством инициирована передача общежития в муниципальную собственность, что подтверждено письмом командира войсковой части <...> войск национальной гвардии РФ <...> от <...>. По его мнению, федеральный орган исполнительный власти, в котором он проходил службу, уклоняется от выплаты ему субсидии на приобретение жилья. Поэтому он предъявил в суд настоящий иск и просит взыскать с Главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Краснодарскому краю за счет федерального бюджета Российской Федерации в его пользу субсидию, предоставляемую военнослужащим для приобретения или строительства жилого помещения, в сумме <...>.
Представитель Главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Краснодарскому краю иск не признал.
Представитель третьего лица - Управление Федерального Казначейства РФ по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, хотя надлежащим образом извещался о времени и месте слушания дела. О причине неявки в суд не сообщил.
Решением от 21 января 2019 года Прикубанский районный суд г. Краснодара взыскал с Главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Краснодарскому краю за счет федерального бюджета Российской Федерации в пользу Лазаренко А.В. субсидию для приобретения или строительства жилого помещения в сумме <...> руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 14 мая 2019 года решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 21 января 2019 года было оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Домбровский А.Ю. - врио начальника Главного управления Росгвардии по Краснодарскому краю просит отменить решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 21 января 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 14 мая 2019 года как вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права.
08 августа 2019 года судья краевого суда истребовал дело в суд кассационной жалобы и приостановил исполнение решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 21 января 2019 года до окончания кассационного производства по делу.
29 августа 2019 года дело поступило в краевой суд.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, президиум считает жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Удовлетворяя иск, суд исходил из того, что право подполковника запаса Лазаренко А.В. на получение жилищной субсидии признано решением жилищной комиссии Главного управления Росгвардии по Краснодарскому краю, которое в настоящее время уклоняется от выплаты ему субсидии на приобретение жилья.
С таким выводом согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета;
военнослужащие - граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации (абз. 13 п. 1 ст. 15);
военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абз. 16 п. 1 ст. 15);
порядок предоставления жилищной субсидии и жилого помещения гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом настоящего пункта, устанавливается федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (абз. 18 п. 1 ст. 15).
В силу п. 17 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения в соответствии с настоящим Федеральным законом вне очереди предоставляются военнослужащим- гражданам и гражданам, уволенным с военной службы, имеющим трех и более детей, а также военнослужащим-гражданам и гражданам, уволенным с военной службы, относящимся к иным категориям граждан, которым в соответствии с другими федеральными законами жилые помещения предоставляются вне очереди.
В соответствии с п. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Аналогичный подход сформулирован и в п. 11 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации <...> от <...> При этом очередность определяется исходя из даты принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В целях реализации прав военнослужащих, гарантированных ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» приказом Министра обороны Российской Федерации от <...> <...> был утвержден Порядок предоставления жилищной субсидии.
Из п. 5 Порядка предоставления жилищной субсидии следует, что одним из условий для принятия в установленный срок решения о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей является наличие достаточных бюджетных ассигнований на реализацию выплаты жилищной субсидии, позволяющих обеспечить такой субсидией всех нуждающихся в получении постоянных жилых помещений граждан, изъявивших желание реализовать свое право на жилище в форме получения такой субсидии.
Приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от <...> <...> утвержден Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в войсках национальной гвардии Российской Федерации, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации.
Пункт 7 Порядка предусматривает, что в течение десяти рабочих дней со дня доведения ДС Росгвардии, воинской части (организации) лимитов бюджетных обязательств, предназначенных для предоставления жилищной субсидии, жилищная комиссия в целях получения сведений из Единого государственного реестра недвижимости о правах военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации направляет запрос в Росреестр.
Решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей принимается жилищной комиссией не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, при отсутствии оснований для снятия их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и оформляется протоколом (приложение <...> к настоящему Порядку), в котором указываются общая продолжительность военной службы военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, размер общей площади жилого помещения, полагающейся военнослужащему, гражданину, уволенному с военной службы, и размер жилищной субсидии, рассчитанной на день принятия соответствующего решения, а также реквизиты банковского счета, на который подлежит перечислению жилищная субсидия.
Согласно п. 9 Порядка жилищная субсидия вне очереди предоставляется военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, имеющим трех и более детей, а также относящимся к иным категориям граждан, которым в соответствии с федеральными законами жилые помещения предоставляются вне очереди.
Из материалов дела видно, что подполковник Лазаренко А.В. проходил действительную службу во внутренних войсках <...> в судебном порядке поставил вопрос о взыскании с Главного управления Росгвардии по Краснодарскому краю жилищной субсидии на приобретение жилого помещения на состав семьи из <...>х человек, ссылаясь на уклонение ответчика от выплаты субсидии.
Однако в подтверждение доводов об уклонении Главного управления Росгвардии по Краснодарскому краю от выплаты жилищной субсидии, Лазаренко А.В. не представил ни одного достоверного доказательства.
Между тем, из имеющихся в деле документов следует, что право Лазаренко А.В. на получении жилищной субсидии установлено и не оспаривается ответчиком.
Так, на основании договора специализированного жилого помещения в общежитии <...> от <...>, заключенного с войсковой частью <...> в лице командира части, действующего от имени собственника жилого помещения на основании Федерального закона от <...> <...> «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» и приказа Министра внутренних дел от <...> <...> л/с «По личному составу», Лазаренко А.В. с супругой и двумя сыновьями проживает в <...> квартире общей площадью <...> кв.м в том числе жилой площадью <...> кв.м по адресу: <...>, <...> (л.д. 14).
По решению жилищной комиссии войсковой части <...> от <...> подполковник Лазаренко А.В., состоящий в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) служебного жилого фонда войсковой части с <...> был признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с составом семьи из <...>-х человек (л.д. 9).
Приказом командующего войсками Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск МВД России от <...> <...> по личному составу, на основании приказа командира войсковой части <...> <...> с/ч от <...> Лазаренко А.В. в звании подполковника был уволен с военной службы по подпункту «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона от <...> <...> ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», утвержденного Указом Президента РФ от <...> <...> «Вопросы прохождения службы» в связи с организационно-штатными мероприятиями в запас Вооруженных Сил РФ и исключен из списков части и со всех видов довольствия.
Его выслуга составляет в календарном исчислении - <...>, а в льготной исчислении - <...> (л.д. 8).
27 февраля, <...> Лазаренко А.В. направил командиру <...> 2 рапорта, в которых просил рассмотрении вопроса о выплате ему субсидии на приобретение жилья (л.д. 6-7).
По решению жилищной комиссии Главного управления Росгвардии по Краснодарскому краю от <...> подполковник запаса Лазаренко А.В. с составом семьи из <...>-х человек, состоящий на жилищном учете войсковой части <...> <...>, был включен в список нуждающихся в жилом помещение, предоставляемом по договору социального найма (для постоянного проживания, в получении субсидии для приобретения или строительства жилого помещения) (л.д. 10-11).
Согласно расчету субсидии, произведенному Главным управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Краснодарскому краю, сумма субсидии для приобретения или строительства жилого помещения для обеспечения Лазаренко А.В. на <...> составила <...> руб. (л.д. 12).
Согласно справке врио начальника Главного управления Росгвардии по Краснодарскому краю от <...> <...> за период с <...> по настоящее время лимиты бюджетных обязательств на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилья в Главное управление Росгвардии по Краснодарскому краю не поступали (л.д. 43)
В телеграмме <...> врио руководитель Главного управления Росгвардии по Краснодарскому краю направил <...> России по тылу информацию о потребности в денежных средствах на выплату субсидии для строительства и приобретения жилого помещения по Главному управлению Рогвардии по Краснодарскому краю в сумме <...> коп. с указанием списка лиц, нуждающихся в предоставлении субсидии, куда включен и подполковник Лазаренко А.В. (л.д. 44).
В списке военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания, на <...> Лазаренко А.В. указан под номером <...> (л.д. 46).
Анализ приведенных выше норм свидетельствует о том, что право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями, в том числе в форме предоставления жилищной субсидии, должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, то есть в порядке очередности.
В возражениях на иск, в процессе судебного разбирательства, в апелляционной жалобе представитель Главного управления Росгвардии по Краснодарскому краю заявлял о том, что Лазаренко А.В. в соответствии с датой принятия на учет состоит вторым в очереди Главного управления Росгвардии по Краснодарскому краю на получение жилищной субсидии, что по отношению к первому человеку, претендующему на получение жилищной субсидии, он не имеет каких-либо льгот или преимуществ на получение такой субсидии вне очереди, что в период с 2016 года по 2019 год департамент строительства Росгвардии лимиты бюджетных обязательств, предназначенных для предоставления жилищной субсидии военнослужащим Главного управления Росгвардии по Краснодарскому краю не доводились, денежные средства для обеспечения субсидий не перечислялись, а также не перечислялись непосредственно для жилищной субсидии на Лазаренко А.В.
Однако при разрешении спора оставил без внимания указанные юридически значимые обстоятельства, неправильно применил нормы действующего законодательства и не проверил надлежащим образом, выделялись ли субсидии в период с 2016 года по 2019 год на приобретение жилья для военнослужащих Главного управления Росгвардии по Краснодарскому краю, не учел, что если денежные средства не выделялись и не поступали для обеспечения всех очередников или непосредственно для Лазаренко А.В., то решение о выплате этих средств последнему принято быть не могло, поскольку в силу ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Проверяя законность решения, апелляционная инстанции оставила без внимания недостатки, допущенные судом при рассмотрении дела.
При таких обстоятельствах решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 21 января 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 14 мая 2019 года не могут быть признаны законными и в соответствии со ст. 387 ГПК РФ подлежат отмене в кассационном порядке.
Руководствуясь ст.ст. 388, 390 ГПК РФ, президиум
ПОСТАНОВИЛ:
Кассационную жалобу удовлетворить.
Решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 21 января 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 14 мая 2019 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий С.Н. Свашенко
докл. Моисеева О.М.