Дело №2-2857/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Севастополь 17 ноября 2017 года
Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего судьи Калгановой С.В., при секретаре Петрович Е.В., с участием истца Мирошниченко И.В., представителя третьего лица ФГКУ «Крымское ТУИО» Кемарской Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мирошниченко И.В., Мирошниченко Н.Н. к Правительству Российской федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в Ленинский районный суд города Севастополя с вышеуказанным иском, мотивируя его следующим.
Истец Мирошниченко И.В. в период прохождения военной службы МО РФ на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ на всех членов семьи жена Мирошниченко Н.А., дочь ФИО7, сын ФИО10 была предоставлена квартира по адресу: <адрес>, Пр.ФИО3, <адрес>. Спорная квартира исключена из числа служебных. Мирошниченко И.В. уволен с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе. Дочь и сын отказались от приватизации спорной квартиры. Истцы обратились в ФГКУ «Крымское ТУИО» МО РФ, ЮРУЖО с заявлением о передаче им в собственность путем приватизации вышеуказанной квартиры, в ответ на обращение истцов данные органы им пояснили, что указанная квартира находится в собственности Российской Федерации, а в связи с тем, что Министерство обороны Российской Федерации не наделено полномочиями по передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации, решение о приватизации жилого помещения может быть принято в рамках гражданского судопроизводства.
Истцы просят суд признать за ними право общей долевой собственности по 1/2 доли на <адрес> по Пр.ФИО3 в городе Севастополе в порядке приватизации и прекратить право собственности РФ на вышеуказанную квартиру.
Истец Мирошниченко И.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Истец Мирошниченко Н.Н. в судебное заседание не явилась, о дне и времени рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, о причинах не явки не сообщила.
Представители ответчика Правительства Российской Федерации, МО РФ в судебное заседание не явились, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах не явки не сообщили.
Представитель третьего лица ФГКУ «Крымское ТУИО» МО РФ Кемарская Л.В. оставила вопрос на усмотрение суда.
Представитель третьего лица 1 Отдела (г. Севастополь) ФГКУ «Югрегионжильё» МО РФ в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах не явки не сообщили.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд приступает к рассмотрению дела в отсутствие истца, представителей ответчика Правительства РФ, МО РФ, представителя третьего лица 1 Отдела (г. Севастополь) ФГКУ «Югрегионжильё» МО РФ.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.2 ст.35 Конституции РФ, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В соответствии с ч.1 ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
Согласно ст.217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В силу положений ст.131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с требованиями ст.2 Закона РФ от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лег приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со ст.11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно ст.6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно п.6 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие – граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 года №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Министерство обороны является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного веления или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
В соответствии с Приказом МО РФ от 18 ноября 2010 года № 1550 «Об организации в Минобороны РФ деятельности по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в ВС РФ, жилыми помещениями», на Департамент имущественных отношений МО РФ России возложены функции по закреплению права оперативного управления на приобретенные Минобороны России жилые помещения за федеральным государственным учреждением «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ (ФГКУ «Специальное ТУИО» Минобороны России), организации передачи жилых помещений, в отношении которых заключены с военнослужащими договоры социального найма, из федеральной собственности в муниципальную собственность, ведение реестра жилых помещений Министерства обороны.
Распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2014 года №2580-р, создано Федеральное государственное казенное учреждение «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, основными целями которого определены: выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Минобороны России в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации.
Приказом Министра обороны РФ №110 от 25 февраля 2014 года утверждено Положение о Департаменте имущественных отношений Минобороны России, согласно которому Департамент уполномочен, в том числе, от имени Минобороны России заключать договоры аренды, безвозмездного пользования и иные договоры, предусматривающие переход прав пользования и (или) владения имущественном Вооруженных Сил.
Пунктом 2 Приказа Министерства обороны РФ от 3 ноября 2010 года «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации» установлено, что Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в том числе, и через Федеральное государственное учреждение «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.
Судом установлено, что на основании приказа Министра обороны РФ от 11 ноября 2009 года, Мирошниченко И.В. был уволен с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, с выслугой лет в календарном исчислении 32 год 2 месяца, в льготном 37 лет 7 месяцев.
Судом также установлено, что на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным 1997 отделением Морской инженерной службы КЧФ, Мирошниченко И.В. была выделена <адрес> по ФИО3 в городе Севастополе, на состав семьи: жена Мирошниченко Н.АН, дочь ФИО7, сына ФИО10
Указанная квартира находится в собственности Российской Федерации в лице Правительства РФ, что подтверждается свидетельством о праве собственности на <адрес>, выданным ДД.ММ.ГГГГ Фондом коммунального имущества Севастопольского городского Совета на основании решения сессии Севастопольского городского Совета № от ДД.ММ.ГГГГ и приказа Фонда коммунального имущества Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ №.
На основании распоряжения Севастопольской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ, на основании ходатайства начальника Севастопольского гарнизона МО РФ года квартира, расположенная по адресу: <адрес>, ФИО3 <адрес>, была исключена из числа служебных, что не оспаривалось сторонами.
Согласно справке, выданной ГУПС «ЕИРЦ», в <адрес> по ФИО3 в городе Севастополе зарегистрированы и проживают Мирошниченко И.В. и Мирошниченко Н.Н.
Из материалов дела следует, что ФИО10 и Пермяков (Мирошниченко) М.И. отказались от приватизации квартира, расположенной по адресу: <адрес>, Пр.ФИО3, <адрес> дали согласие на приватизацию вышеуказанной квартиры истцам
Как сообщается в уведомлении Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя №, за Мирошниченко И.В. и Мирошниченко Н.Н. право собственности на недвижимое имущество на территории РФ в органах Росреестра не зарегистрировано.
Из представленных суду доказательств усматривается, что Мирошниченко И.В. и Мирошниченко Н.Н. ранее право на бесплатную приватизацию не использовали, право собственности на жилье не имели и не имеют.
Таким образом, истцы Мирошниченко И.В. и Мирошниченко Н.Н. имеют право на приобретение спорного жилого помещения в собственность бесплатно, согласно Закону РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».
Согласно п.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года №8 (ред. от 2 июля 2009 года) «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в связи с отказом в приватизации занимаемого гражданином жилого помещения между ним и местной администрацией, предприятием, за которым на праве полного хозяйственного ведения закреплен, или учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд, возникает спор о праве, он разрешается судом по правилам искового производства.
В силу п.5 вышеуказанного Постановления требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
В соответствии с п.8 указанного Постановления, гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещениях на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с такими требованиями.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что собственник жилого помещения и уполномоченные им органы на осуществление функций собственника, в том числе передать в собственность квартиры в порядке приватизации, устранились от исполнения своих обязанностей, что нарушает конституционное право истца, предусмотренное ст.2 ФЗ «О приватизации жилищного фонда РФ» на получение квартиры в собственность в порядке приватизации, в котором ей не может быть отказано в силу закона.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым признать за Мирошниченко И.В. и Мирошниченко Н.Н. по 1/2 доли в праве общей долевой собственности на <адрес> по ФИО3 в городе Севастополе в порядке приватизации.
В соответствии с положениями статьи 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений возможна гражданами в отношении занимаемых ими на основании договора социального найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
В силу статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) (далее – Вводный закон) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
На момент увольнения Мирошниченко И.В. в запас, а также на момент принятия решения об изменении правового статуса <адрес> по ФИО3 <адрес> действовало законодательство Украины.
При таких обстоятельствах, уполномоченное лицо Министерства обороны, в чьи функции входит разрешение вопросов об изменении правового статуса входящих в специализированный жилищный фонд помещений, при исключении спорной квартиры из специализированного фонда был лишен возможности передать её в установленном порядке в муниципальную собственность.
В связи с выше изложенным к отношениям об изменении правового статуса <адрес> по ФИО3 <адрес> подлежат применению положения статьи 7 Вводного закона, как регулирующие сходные отношения.
Статьей 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» определен исчерпывающий перечень жилых помещений, которые независимо от вида собственности (государственная или муниципальная) приватизации не подлежат.
Таким образом, граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями на условиях договора социального найма, могут приобрести в собственность бесплатно жилые помещения, находящиеся не только в муниципальном, но и в государственном жилищном фонде.
Учитывая фактические обстоятельства данного спора, суд, определяя статус спорного жилого помещения, приходит к выводу о том, что истцы занимают жилое помещение на условиях социального найма, в связи с чем, имеет право на его приватизацию.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Мирошниченко И.В., Мирошниченко Н.Н. к Правительству Российской федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации– удовлетворить в полном объеме.
Признать за Мирошниченко И.В., Мирошниченко Н.Н. право общей долевой собственности по 1/2 доли за каждым в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, ФИО3, <адрес>.
Настоящее решение является основанием для прекращения права собственности Российской Федерации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, ФИО3, <адрес>.
Настоящее решение является основанием для внесения соответствующих записей Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя.
Судья: подпись
Копия верна
Судья Ленинского районного суда
города Севастополя С.В. Калганова