Решение по делу № 2-314/2015 ~ М-224/2015 от 17.02.2015

дело № 2-314/2015г.

решение в окончательной форме принято 16.03.2015г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 марта 2015г.                                 г. Алейск

Алейский городской суд Алтайского края в составе

председательствующего О.В.Галкиной,

с участием помощника Алейского межрайонного прокурора Я.Л.Горлановой,

при секретаре Е.Г.Непомнящих,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Алейского межрайонного прокурора в интересах Поздняковой <данные изъяты> к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Алейская центральная районная больница» о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

Алейский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Поздняковой Т.П. к КГБУЗ «Алейская ЦРБ» о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы, указывая на то, что Позднякова Т.П. работает в КГБУЗ «Алейская ЦРБ». При начислении и выплате заработной платы Поздняковой Т.П. размер районного коэффициента и надбавки за стаж начислялся до доведения заработной платы истицы до минимального размера оплаты труда. Между тем, ст. 133 ТК РФ установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» установлен минимальный размер оплаты труда с 01.01.2014г. в сумме 5 554 рубля в месяц. В связи с чем, в 2014г. заработная плата работникам КГБУЗ «Алейская ЦРБ» должна быть начислена в размере не менее 6 664,8 рублей в месяц (5 554 рубля – минимальный размер оплаты труда + 1 110,8 рублей – районный коэффициент 1,2). Кроме того, согласно трудовому договору заработная плата истца включает в себя районный коэффициент, который определен работодателем в размере 1,20. Однако действия работодателя по установлению районного коэффициента в размере 1,20 также являются незаконными, поскольку данная компенсационная выплата на территории Алейского района законом определена в размере 1,25. Просит обязать КГБУЗ «Алейская ЦРБ» установить Поздняковой Т.П. с 01.11.2014г. заработную плату не ниже установленного минимального размера оплаты труда в РФ при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы; обязать ответчика установить Поздняковой Т.П. с 01.11.2014г. районный коэффициент в размере 1,25; обязать ответчика произвести Поздняковой Т.П. перерасчет заработной платы с 01.11.2014г. по день вынесения решения, путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера оплаты труда в РФ с учётом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнения норм труда с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента в размере 1,25 и процентной надбавки за стаж.

Истица Позднякова Т.П. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания была надлежащим образом извещена.

В судебном заседании помощник Алейского межрайонного прокурора Горланова Я.Л. уточнила исковые требования, просила удовлетворить заявленные требования, начиная с 17.11.2014г. Кроме того, просила обязать ответчика установить заработную плату истца не ниже минимального размера оплаты труда, начиная с 01.03.2015г. В целом доводы искового заявления поддержала в полном объёме. Дополнила, что из представленных расчётных листков следует, что размер заработной платы Поздняковой Т.П. не превышает минимальный размер оплаты труда, в состав которой работодателем включены районный коэффициент и надбавка за стаж, однако в соответствии с законом указанные надбавки должны начисляться на заработную плату, доведённую до уровня минимального размера оплаты труда. Кроме этого, постановлением Правительства РФ № 1631 от 27.12.1997г. установлен районный коэффициент для жителей Алейского района в размере 1,25, в связи с чем именно данный размер районного коэффициента должен применяться при начислении заработной платы истца. Считает, что ими не пропущен срок давности обращения в суд о перерасчёте заработной платы, поскольку заработная плата – это динамичный процесс: ежемесячно работнику выплачивается заработная, состав заработной платы указан в расчётном листке, который выдаётся работнику, откуда он и узнаёт о размере заработной платы, начисленных суммах. Также считает, что надбавка за стаж по профессии должна начисляться на заработную плату, доведённую до уровня минимальной оплаты труда.

Представитель КГБУЗ «Алейская ЦРБ» в судебном заседании не присутствовал, о месте и времени судебного заседания был надлежащим образом извещён. В отзыве на исковое заявление просил дело рассмотреть в его отсутствие.

В отзыве на исковое заявление указал, что КГБУЗ «Алейская ЦРБ» является бюджетным учреждением, её функции носят некоммерческий характер, что подтверждается Уставом учреждения. Кроме того, учредителем КГБУЗ «Алейская ЦРБ» является Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности в связи с чем, оплата труда работников учреждения осуществляется на основании нормативных правовых актов Администрации Алтайского края, обязательных к исполнению учреждением. В соответствии со ст. 144 ТК РФ оплата труда работников КГБУЗ «Алейская ЦРБ» производится на основании системы оплаты труда, введенной Отраслевым положением об оплате труда работников краевых государственных учреждений здравоохранения, подведомственных Главному управлению Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности, утвержденным постановлением Администрации Алтайского края от 26.10.2011 г. № 607. КГБУЗ «Алейская ЦРБ» было разработано и утверждено Положение об оплате труда в учреждении, которым определена обоснованная дифференциация оплаты труда всех категорий работников, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. Положение об оплате труда учитывает, что работники учреждения работают в особых климатических условиях, в связи с чем им производится доплата за работу в особых климатических условиях (ст. 129 ТК РФ). При заключении трудового договора истице установлены оклад, стимулирующие выплаты. При начислении истице заработной платы в обязательном порядке ей производится компенсационная выплата - доплата за работу в особых климатических условиях в виде коэффициента 1,20 к начисленной заработной плате, установленной на территории Алейского района распоряжением Исполнительного комитета Алтайского краевого Совета депутатов трудящихся от 20.01.1975г. № 39-р. В связи с тем, что размер месячной заработной платы истицы с учетом компенсационной выплаты (доплаты за работу в особых климатических условиях) меньше размера минимальной заработной платы, установленного Региональным соглашением о размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на 2013-2015 годы для работников бюджетного сектора экономики, ей дополнительно начисляется и выплачивается доплата до МРОТ. Доплата до МРОТ не является оплатой за труд, соответственно к ней не может быть применён какой-либо коэффициент. При этом полагает, что коэффициент 1,20, установленный на территории Алейского района, нельзя считать районным коэффициентом, применяемым в соответствии со ст. ст. 315, 316 ТК РФ, за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Предусмотренные ст.ст. 315, 316, 317 ТК РФ требования, в части начисления работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях, на возникшие между истицей и КГБУЗ «Алейская ЦРБ» правоотношения не распространяются. Поскольку Алтайский край не является территорией с тяжелыми климатическими условиями и не включён в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967г. № 1029 (в ред. от 03.03.2012г.). На сегодняшний день нет законодательного и иного нормативного правового акта бывшего Союза ССР, РСФСР, а также Российской Федерации или органа исполнительной власти Алтайского края, устанавливающего размер процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах и местностях Алтайского края и порядок её выплаты. Считает противоречащим действующему законодательству исковые требования об установлении и выплате истицы процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах и местностях Алтайского края. Считает, что содержащееся в постановлении Правительства РФ от 27.12.1997 № 1631 «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края» повышение с 01.01.1998г. районного коэффициента к заработной плате с 1,2 до 1,25 в отдельных районах Алтайского края должно быть закреплено нормативным правовым актом органа исполнительной власти Алтайского края. В настоящее время такой документ отсутствует. Вместе с тем, положения указанного выше постановления противоречат постановлению Правительства РФ от 30.12.2011г. № 1237, в приложении к которому установлены размеры коэффициентов, а также районы, в которых они применяются. Согласно п. 8 приложения к постановлению Правительства РФ от 30.11.2011г. № 1237 районы, в которых применяется коэффициент 1,25, - г. Славгород; г. Алейск и Алейский район в данном пункте не указаны. Кроме того, просит применить срок исковой давности в соответствии со ст. 392 ТК РФ, указывая на то, что перерасчёт может быть проведён с даты регистрации иска в суде.

Представитель третьего лица Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В отзыве на исковое заявление указал следующее. Действующее законодательство допускает установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда, при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Таким образом, в оклад истца не включены выплаты компенсационного (районный коэффициент), стимулирующего и социального характера, а тот факт, что должностной оклад истца ниже размера МРОТ для трудоспособного населения, сам по себе не свидетельствует об установлении работнику несправедливого размера заработной платы и как следствие о нарушение его прав в области оплаты труда. МРОТу должна соответствовать зарплата за месяц (нормы статьи 129, 135 ТК РФ), а не базовые тариф, ставка, оклад. В соответствии со ст. 144 ТК РФ 26.10.2011г. Администрацией Алтайского края принято Отраслевое положение об оплате труда работников краевых государственных учреждений здравоохранения, подведомственных Главному управлению Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности, которым установлены минимальные размеры окладов по профессиональным квалификационным группам; размеры повышающих коэффициентов к окладам; условия осуществления и порядок выплат компенсационного и стимулирующего характера. КГБУЗ «Алейская ЦРБ» при выплате заработной платы работникам руководствуется вышеуказанными нормативными правовыми актами Алтайского края. В соответствии со ст. 93 ТК РФ при работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объёма работ. КГБУЗ «Алейская ЦРБ» верно осуществляет начисление и выплату заработной платы истцу. Согласно постановлению Правительства РФ от 27.12.1997г. № 1631 расходы на выплату повышенного районного коэффициента к заработной плате работникам бюджетной сферы осуществляются за счёт средств бюджета Алтайского края. Таким образом, расходные обязательства по выплате повышенного районного коэффициента являются обязательствами Администрации Алтайского края и предусматривают принятие нормативного правового акта на уровне субъекта Российской Федерации, что является непосредственной прерогативой высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Понуждение к правотворческой деятельности не допускается действующим законодательством. Помимо вышеизложенного, требования прокурора о необходимости произвести перерасчет заработной платы с 01.11.2014г. путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера оплаты труда в РФ с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента 1,25 и надбавки за стаж работы не могут быть удовлетворены судом. Поскольку ст. 392 ТК РФ предусмотрено, что работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Материальный истец знала о том, что ей не осуществляется надлежащим образом начисление и выплата заработанной платы, поскольку ежемесячно всем сотрудникам КГБУЗ «Алейская ЦРБ» вручаются расчётные листы, в которых содержится указание на составные части заработной платы и их размер. Таким образом, получая заработную плату ежемесячно и в производимых работодателем расчётах, истица не могла не знать о нарушении своих прав. В связи с чем, срок исковой давности для разрешения судом индивидуальных трудовых споров является пропущенным без уважительных причин, и основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.

Суд считает возможным в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав помощника Алейского межрайонного прокурора Горланову Я.Л., настаивавшего на удовлетворении исковых требований, исследовав представленные материалы, суд пришёл к следующим выводам.

В соответствии с Конституцией РФ в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в России устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ).

Согласно ст. 130 ТК РФ одной из основных государственных гарантий по оплате труда работников является установление величины минимального размера оплаты труда. При этом закрепляется, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 133 ТК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ в состав заработной платы (оплаты труда работника) включаются: вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы; компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера); стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу ч. 2 ст. 146 ТК РФ в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 148 ТК РФ).

Системное толкование положений ст. ст. 129, 133 ТК РФ позволяет сделать вывод, что при выполнении работником в течение месяца нормы труда и отработавшим в этот период норму времени, ему гарантирована выплата МРОТ независимо от того, в каких климатических условиях он исполняет трудовую функцию, то есть и тогда, когда работа выполняется в нормальных климатических условиях. В связи с чем, соблюдение требований ст. ст. 146, 148 ТК РФ для работников, работающих в особых климатических условиях, возможно только в том случае, если компенсация за работу в таких условиях начисляется на величину МРОТ, а не включается в нее. Кроме того, в указанных статьях закреплено императивное предписание производить в повышенном размере оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями путём применения районного коэффициента к заработной плате на основании соответствующего нормативного правового акта. Такими нормативно-правовыми актами являются постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17.08.1971г. № 325/24, распоряжение Совета Министров РСФСР от 03.01.1972 № 4-р, Постановление Правительства РФ № 1631 от 27.12.1997г., установившими применение районного коэффициента к заработной плате всех работников на отдельных территориях Алтайского края, включая г. Алейск и Алейский район.

Как установлено судом Позднякова Т.П. работает <данные изъяты> в КГБУЗ «Алейская ЦРБ», её должностной оклад составляет 2181 рублей.

Из материалов дела следует, что размер заработной платы истицы (включая районный коэффициент) за ноябрь, декабрь 2014г. составил 5554 рублей, январь, февраль 2015г. – 5965 рублей, что равнозначно минимальному размеру оплаты труда. Данное обстоятельство подтверждается расчетными листками за спорный период, а также справкой КГБУЗ «Алейская ЦРБ».

Из представленных доказательств также следует, что районный коэффициент применялся до доведения заработной платы Поздняковой Т.П. до МРОТ.

При таких обстоятельствах ежемесячная заработная плата истицы без учёта районного коэффициента не могла быть менее минимального размера оплаты труда, а районный коэффициент подлежал начислению сверх указанной суммы.

С учетом изложенного, суд считает, что требования истца о необходимости при расчёте заработной платы Поздняковой Т.П. производить начисление районного коэффициента на установленный МРОТ законными.

Доводы представителя ответчика о том, что Поздняковой Т.П. производится доплата к заработной плате до МРОТ, однако данная доплата не является вознаграждением за труд, в связи с чем на неё не должно производится начисление районного коэффициента, не состоятельны.

По смыслу конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учётом прожиточного минимума (Постановление Конституционного Суда РФ от 27.11.2008г. № 11-П). В связи с чем при установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правило об оплате труда, осуществляемого в районах с особыми климатическими условиями, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

Требования прокурора об установлении истцу заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда в РФ при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в неё процентной надбавки за стаж работы, не подлежат удовлетворению, поскольку процентная надбавка за стаж Поздняковой Т.П. не установлена.

Анализируя требования прокурора в части установления истцу районного коэффициента в размере 1,25 суд приходит к следующему.

Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17.08.1971г. № 325/24, распоряжением Совета Министров РСФСР от 03.01.1972 № 4-р установлены размеры районных коэффициентов к заработной плате работников на отдельных территориях Алтайского края, включая г. Алейск и Алейский район.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1631 от 27.12.1997г. «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края» принято предложение администрации Алтайского края о повышении с 01.01.1998г. районного коэффициента к заработной плате с 1,20 до 1,25, в том числе для г. Алейска и Алейского района. Расходы на выплату повышенного районного коэффициента к заработной плате определено осуществлять работникам бюджетной сферы за счёт средств бюджета Алтайского края.

Таким образом, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1631 от 27.12.1997г. районный коэффициент к заработной плате на территории Алейского района определён в размере 1,25.

В силу ст. 423 ТК РФ данное постановление подлежит применению, как соответствующее нормам ТК РФ.

Согласно ст. 115 Конституции РФ постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в РФ.

Постановление № 1631 от 27.12.1997г. «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края» принято уполномоченным на установление районных коэффициентов к заработной плате государственным органом – Правительством РФ; в этом постановлении определены размер районного коэффициента 1,25 для ряда районов Алтайского края, включая г. Алейск и Алейский район, дата, с которой этот коэффициент вводится в действие, и источники финансирования затрат на эти цели.

Отсутствие регионального нормативного правового акта Алтайского края о повышении районного коэффициента до 1,25, по мнению суда, не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку постановление Правительства РФ № 1631 от 27.12.1997г. является нормативным правовым актом прямого действия, обязательным к исполнению на территории Алтайского края. Действие этого постановления, являющегося федеральным нормативным правовым актом, не может блокироваться или быть опосредовано нормативными правовыми актами регионального уровня.

Из материалов дела следует и подтверждено расчетными листками истца, что Поздняковой Т.П. начисляется районный коэффициент в размере 1,20.

В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу, что право истца на получение заработной платы с применением районного коэффициента 1,25 нарушено и подлежит восстановлению.

Ссылка представителя ответчика на применение положений постановления Правительства РФ от 30.12.2011г. № 1237 не состоятельна, поскольку указанное выше постановление Правительства РФ регулирует порядок применения коэффициентов для расчёта денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу, и не распространяется на медицинских работников бюджетной сферы.

При принятии решения суд обращает внимание на то, что заслуживают внимание доводы представителя ответчика о применении срока исковой давности. Вместе с тем требования истицей заявлены о восстановлении нарушенного права, с учётом уточнения, с 17.11.2014г., то есть в пределах срока давности.

Доводы третьего лица о пропуске срока на обращение в суд при разрешении индивидуального трудового спора не состоятельны, поскольку по смыслу закона заявление о пропуске срока исковой давности, сделанное третьим лицом, не является основанием для применения судом исковой давности, если соответствующее заявление не сделано стороной по спору.

Таким образом, заявление третьего лица Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности о пропуске истцами срока для обращения в суд, в отсутствие заявлений об этом истца и ответчика, не имеет процессуального значения для рассмотрения судом.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Уточнённые исковые требования Алейского межрайонного прокурора в интересах Поздняковой <данные изъяты> удовлетворить частично.

Обязать КГБУЗ «Алейская ЦРБ» с 01 марта 2015г. установить заработную плату Поздняковой <данные изъяты> не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента.

Обязать КГБУЗ «Алейская ЦРБ» установить Поздняковой <данные изъяты> с 17 ноября 2014г. районный коэффициент в размере 1,25.

Обязать КГБУЗ «Алейская ЦРБ» произвести перерасчёт заработной платы Поздняковой <данные изъяты> с 17 ноября 2014г. по 01 марта 2015г. путём начисления заработной платы не менее одного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с учётом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнения нормы труда с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента в размере 1,25.

В остальной части уточнённых исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме через отдел судопроизводства Алейского городского суда.

Судья                                    О.В.Галкина

Решение не вступило в законную силу

2-314/2015 ~ М-224/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Позднякова Татьяна Петровна
Алейский межрайонный прокурор в интересах Поздняковой Татьяны Петровны
Ответчики
КГБУЗ "Алейская ЦРБ"
Другие
Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности
Суд
Алейский городской суд Алтайского края
Судья
Галкина Оксана Владимировна
Дело на странице суда
aleysky--alt.sudrf.ru
17.02.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.02.2015Передача материалов судье
20.02.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.02.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.02.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.03.2015Судебное заседание
16.03.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.05.2015Дело оформлено
15.05.2015Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее