№2-1463/2019
04RS0007-01-2019-001516-75
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 мая 2019 года г. Улан-Удэ
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Д.А. Баторова, при секретаре Цырендашиевой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ в интересах Филипповой Виктории Витальевне к Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, ФГБОУ ВО Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова об обязании выплатить задолженность по социальным выплатам, обязании произвести финансирование расходов,
УСТАНОВИЛ:
Истец, действуя в интересах Филипповой, обращаясь в суд просит обязать ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. Филиппова В.Р.» (далее БГСХА) выплатить в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу задолженность по социальным выплатам за 2016 год компенсацию питания – 22351,79 руб., на одежду – 8732,33 руб, на канцелярские товары- 2993,54 руб., за 2017 год компенсацию питания – 47335,62 руб., на одежду – 35230,97 руб., за 2018 год: на компенсацию питания –7145,33 руб., одежду – 27025,66 руб.; за январь 2019 года компенсация на одежду – 6323,73 руб., за февраль 2019 года компенсация на одежду –6338,10 руб., и обязать Министерство сельского хозяйства РФ (далее – Минсельхоз России) произвести финансирование указанных расходов БГСХА.
Требования мотивированы тем, что Филиппова является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 30.07.2015 зачислена на обучение в БГСХА на полное государственное обеспечение с выплатами социальной стипендии, компенсацией за питание, проезд, приобретение канцелярских товаров, одежды, обуви и мягкого инвентаря. По состоянию на 28.02.2019 БГСХА имеет перед ней задолженность по социальным выплатам за 2016 год компенсацию питания – 22351,79 руб., на одежду – 8732,33 руб, на канцелярские товары- 2993,54 руб., за 2017 год компенсацию питания – 47335,62 руб., на одежду – 35230,97 руб., за 2018 год: на компенсацию питания –7145,33 руб., одежду – 27025,66 руб.; за январь 2019 года компенсация на одежду – 6323,73 руб., за февраль 2019 года компенсация на одежду –6338,10 руб. Данная задолженность образовалась вследствие недостатка финансирования Минсельхозом России, в ведении которого находится БГСХА.
Определением суда от 14.05.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечены Министерство труда и социальной защиты РФ (далее – Минтруд РФ), Министерство финансов РФ (далее – Минфин РФ).
В судебном заседании прокурор Бородина А.С., Филиппова исковые требования поддержали. Суду пояснили, что на момент рассмотрения дела указанная задолженность не погашена.
Представитель ответчика БГСХА по доверенности Аюржанаева Д.Д. по доверенности исковые требования не признала, пояснила, что выплаты в полном объеме Филипповой не производятся в связи с отсутствием финансирования.
Представитель ответчика Министерства сельского хозяйства РФ Зыкова А.Н. по доверенности в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление. Указывая, что Минсельхоз как главный распорядитель средств федерального бюджета в полном объеме исполнил возложенные на него обязательства по доведению средств на оказание мер социальной поддержки до БГСХА в рамках утвержденных лимитов и выделенных Министерству бюджетных ассигнований на данные цели.
Представитель третьего лица Министерство труда РФ в судебное заседание своего представителя не направил, возражений по иску не представил.
Представитель третьего лица Минфин РФ Клишина С.Г. по доверенности в судебном заседании суду пояснила, что возможно дополнительное выделение средств федерального бюджета в случае обращения Министерства сельского хозяйства РФ.
Заслушав стороны, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон № 159-ФЗ), ст. 1 которого предусмотрено полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря или возмещение их полной стоимости, предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, а также бесплатное оказание медицинской помощи до завершения обучения по указанным образовательным программам.
В соответствии со ст. 4 Закона № 159-ФЗ, дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
В соответствии со ст. 5 Закона № 159-ФЗ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Как предусмотрено ст. 6 Закона № 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающиеся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения по указанным образовательным программам.
Данной нормой закона предусмотрены также выплата указанным лицам стипендии, ежегодного пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей и другие дополнительные гарантии права на образование.
Как усматривается из материалов дела, Филиппова, 20.09.1996 года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Приказом №1261 от 30.07.2015 Филиппова зачислена в число студентов 1-го курса экономического факультета БГСХА по очной форме обучения.
Имея социальный статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Филиппова поставлена на полное государственное обеспечение до момента окончания учебного заведения.
Согласно Положению о социальной защите студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в БГСХА, утвержденному 14 января 2013 г., лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся в БГСХА в возрасте 18 лет и старше, но не более чем до 23 лет, имеют право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания обучения на очном отделении БГСХА, в том числе, предоставление бесплатного питания (размер устанавливается в соответствии с нормами с увеличением на 10% в выходные и праздничные дни), комплекта одежды и обуви (по прейскуранту розничной торговли), общежития, медицинского обслуживания. При невозможности предоставить бесплатное питание, комплект одежды и обуви, общежитие и медицинское обслуживание производится возмещение их полной стоимости.
Однако, как установлено судом, БГСХА в полном объеме причитающиеся выплаты истцу не производились.
Согласно представленным в материалы дела документам, задолженность по материальному обеспечению Филипповой составляет за 2016 год компенсацию питания – 22351,79 руб., на одежду – 8732,33 руб., на канцелярские товары- 2993,54 руб., за 2017 год компенсацию питания – 47335,62 руб., на одежду – 35230,97 руб., за 2018 год: на компенсацию питания –7145,33 руб., одежду – 27025,66 руб.; за январь 2019 года компенсация на одежду – 6323,73 руб., за февраль 2019 года компенсация на одежду –6338,10 руб.
БГСХА и Минсельхоз РФ не оспаривали наличие задолженности по социальным выплатам истцу в указанных размерах, при этом ссылались на отсутствие надлежащего финансирования. Однако, данный факт, по мнению суда, не является обстоятельством, освобождающим ответчиков от надлежащего исполнения предусмотренных законом гарантий для категории лиц, к числу которых относится Филиппова.
В соответствии с Уставом, БГСХА является самостоятельным юридическим лицом, находится в ведении Минсельхоза России. Учредителем учебного заседания является Минсельхоз России, осуществляющий полномочия главного распорядителя (получателя) бюджетных средств.
Как предусмотрено п. 5.11 Положения о Министерстве сельского хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 г. № 450, Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом на подведомственных предприятиях и учреждениях, главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В силу ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств.
Таким образом, именно Минсельхоз России как главный распорядитель бюджетных средств вносит предложения по формированию лимитов бюджетных обязательств и распределяет бюджетные ассигнования, в том числе и на обеспечение реализации положений Закона № 159-ФЗ. Соответственно, Минсельхоз России вправе перераспределять в установленном законом порядке объемы бюджетных ассигнований, с учетом приоритезации расходов.
При таком положении, иск заявлен к надлежащим ответчикам, требования обоснованы.
Касаемо сроков исполнения решения суда, оценив доводы сторон, суд не находит оснований для установления предложенных истцом сроков, при этом суд исходит из необходимости реального исполнения судебного постановления в разумные сроки, длительности нарушения прав истца, значимости требуемых денежных сумм для истца.
В связи с удовлетворением исковых требований в соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика БГСХА подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально удовлетворенным требованиям в сумме 4469,54 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:Исковые требования удовлетворить частично. Обязать ФГБОУ ВО «БГСХА им. Филиппова В.Р.» выплатить Филипповой Виктории Витальевне задолженность по социальным выплатам за 2016 год компенсацию питания – 22351,79 руб., на одежду – 8732,33 руб., на канцелярские товары- 2993,54 руб., за 2017 год компенсацию питания – 47335,62 руб., на одежду – 35230,97 руб., за 2018 год: на компенсацию питания –7145,33 руб., одежду – 27025,66 руб.; за январь 2019 года компенсация на одежду – 6323,73 руб., за февраль 2019 года компенсация на одежду –6338,10 руб., всего 163477,07 руб.Обязать Министерство сельского хозяйства Российской Федерации обеспечить финансирование указанных расходов ФГБОУ ВО «БГСХА им. Филиппова В.Р.» по оплате Филипповой Виктории Витальевне задолженность по социальным выплатам за 2016 год компенсацию питания – 22351,79 руб., на одежду – 8732,33, на канцелярские товары- 2993,54 руб., за 2017 год компенсацию питания – 47335,62 руб., на одежду – 35230,97 руб., за 2018 год: на компенсацию питания –7060,13 руб., одежду – 27025,66 руб.; за январь 2019 года компенсация на одежду – 6323,73 руб., за февраль 2019 года компенсация на одежду –6338,10 руб., всего 163477,07 руб.Взыскать с ФГБОУ ВО «БГСХА им. Филиппова В.Р.» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования городской округ "город Улан-Удэ" в сумме 4469,54 руб.На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Бурятия через Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Д.А. БатороваРешение суда в мотивированной форме изготовлено 03.06.2019