Дело № 2-812/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 ноября 2015 года г. Шимановск
мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Шимановский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Воробьёва А.А.,
с участием истца Шутенко А.А.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шутенко Анны Александровны к Государственному казённому учреждению Амурской области – управлению социальной защиты населения по городу Шимановску и Шимановскому району о взыскании задолженности по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору на приобретение готового жилья,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Шутенко А.А. обратилась в Шимановский районный суд с иском к Государственному казённому учреждению Амурской области – управлению социальной защиты населения по городу Шимановску и Шимановскому району (далее по тексту – ГКУ АО УСЗН по г. Шимановск и Шимановскому району) о взыскании задолженности по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору на приобретение готового жилья.
В судебном заседании истец Шутенко А.Ю. иск поддержала и суду пояснила, что в соответствии с Положением о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) граждан, пострадавших от действия (бездействия) застройщиков, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 25.01.2012 года №26 (далее по тексту – Постановление №26) она и созаёмщик ФИО2 являются участниками программы по компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ №. Она обратилась в ГКУ АО УСЗН по г.Шимановск и Шимановскому району с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ №. 20.09.2011 года ГКУ АО УСЗН по г. Шимановск и Шимановскому району вынесло решение № о принятии расходов к компенсации. В соответствии с п.9 Постановления № выплата компенсации части расходов осуществляется ГКУ АО УСЗН по г. Шимановск и Шимановскому району в течении 5 рабочих дней после получения денежных средств от Министерства социальной защиты населения Амурской области. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выплаты в счёт компенсации расходов по уплате процентов не производились, в связи с чем образовалась задолженность на сумму <данные изъяты>. Просит суд взыскать с ГКУ АО УСЗН по г. Шимановск и Шимановскому району в её пользу: причитающуюся сумму задолженности по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Представитель ответчика ГКУ УСЗН по г. Шимановск и Шимановскому району в судебное заседание не прибыл, в материалах дела имеется заявление за подписью начальника ГКУ АО УСЗН по г.Шимановск и Шимановскому району Антоновой Е.А. о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
Из отзыва ГКУ АО УСЗН по г.Шимановск и Шимановскому району от 19.11.2015 года следует, что Шутенко А.А. являлась получателем социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту, полученному гражданами на строительство или приобретение жилья (далее - социальная выплата) в период с 20.09.2011 года по 21.07.2014 года. Впервые с заявлением Шутенко А.А. обратилась 20.09.2011 года. Социальная выплата Шутенко А.А. была предоставлена управлением за период с июля 2011 года по май 2013 года на общую сумму <данные изъяты>. Предоставление социальной выплаты осуществлялось до 01.01.2014 года в рамках подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23.11.2011 №617. Начиная с 01.01.2014 года, социальная выплата предоставляется в соответствии с подпрограммой «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» государственной программы Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23.09.2013 №446. Участником государственной программы является министерство социальной защиты населения Амурской области (далее - министерство). Источником финансирования данного мероприятия является областной бюджет. В указанных программах предусмотрен объем средств областного бюджета, выделенных на программные мероприятия. Предоставление мер социальной поддержки в рамках государственной программы Амурской области регулирует вопросы дополнительной социальной поддержки отдельных категорий граждан и осуществляется в пределах выделенных объемов средств областного бюджета, предусмотренного на действующее мероприятие. Условия и порядок предоставления социальных выплат регламентируются Положением о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 г. №26. Согласно пункту 10 Положения № 26 выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству на текущий год. Согласно пункту 9 Положения №26 предоставление социальной выплаты производится ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от министерства путем их перечисления на банковский счет гражданина, открытый в банке или иной кредитной организации, указанный в заявлении. Согласно пункту 4 Положения №26 размер социальной выплаты за месяц определяется по формуле, предусмотренной подпунктом «а» п.4 Положения №26, и не может превышать сумму уплаченных гражданином процентов по кредитному договору за месяц. Компенсации подлежат фактические расходы, уплаченные за первые 36 месяцев пользования ипотечным кредитом. Положением не предусмотрены сроки предоставления социальных выплат гражданам. Это программное мероприятие, и выплаты производятся в пределах средств, предусмотренных программой на данное мероприятие. Согласно статье 83 Бюджетного Кодекса РФ увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и доходных возможностей областного бюджета. В этом случае могут выделяться дополнительные средства для реализации программных мероприятий. В 2013 году министерство довело до ГКУ АО УСЗН по г.Шимановск и Шимановскому району средства на предоставление социальной выплаты в размере <данные изъяты>, выплачено было <данные изъяты> рублей. Вместе с тем, в управление в 2013 года обратились граждане с заявлениями о предоставлении социальных выплат на сумму <данные изъяты>. Долг перед гражданами на ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты>. В 2014 году доведено средств на сумму <данные изъяты>, выплачено <данные изъяты> В соответствии с п.8.1 Положения №26 предоставление компенсации гражданам производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в управление при условии соблюдения требований Положения №26. В 2013 году и в январе 2014 года выплаты производились по заявлениям, поданным до 11.09.2013 года. Шутенко А.А. по всем документам, предоставленным в управление, выплаты произведены по май 2013 года, так как при обращении 29.05.2013 года ею были предоставлены документы за этот период. Следующее обращение поступило 30.09.2013 года, были предоставлены документы за июль-сентябрь 2013 года. В соответствии с отчетом за октябрь 2015 года задолженность перед получателями социальных выплат, предусмотренных Положением №26, в том числе перед Шутенко А.А., составила <данные изъяты>, общая сумма задолженности перед получателями – <данные изъяты>. Причина задолженности не в бездействии сотрудников управления, а в отсутствии необходимого финансирования. Начисления социальных выплат по заявлениям, поданным гражданами, делались своевременно. Заявки на финансирование по начисленным выплатам предоставлялись в министерство своевременно. Однако финансирование на социальные выплаты, предусмотренные Положением №26, в необходимом объеме не осуществлялось. В связи с чем, граждане социальных выплат не получают. Управление приняло все необходимые меры в соответствии с действующим Положением №26: документы от заявителей приняло, расчет суммы выплаты осуществило, заявку на финансирование сформировало и в министерство направило. Управление является казенным учреждением, доходов, помимо бюджетных средств не имеет, поэтому компенсировать гражданам, понесенные ими расходы в связи с уплатой процентов по ипотечным кредитам, без предоставления финансирования, управлению не представляется возможным. Управление не усматривает нарушений действующего законодательства, так как причины непредставления социальных выплат из-за недостаточности средств областного бюджета, выделенных на данное мероприятие Подпрограммы, не зависят от работников управления. ГКУ АО УСЗН по г. Шимановску и Шимановскому району возражает против требований Шутенко А.А. и просит в их удовлетворении отказать.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Правительства Амурской области, Министерства социальной защиты населения Амурской области, Министерства финансов Амурской области в судебное заседание не прибыли, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, суду не сообщили об уважительных причинах неявки и не просили суд рассмотреть дело в их отсутствие. Суд в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Шутенко А.А. <данные изъяты>
Постановлением Правительства Амурской области от 23 ноября 2011 года №617 утверждена долгосрочная целевая государственная программа Амурской области «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы» и подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 года». Постановлением Правительства Амурской области от 24 октября 2013 года №519 Постановление Правительства области от 23 ноября 2011 года №617 утратило силу с 01 января 2014 года.
Постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 года №446 утверждена государственная программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014-2020 годы», в рамках которой предусмотрена подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области». Государственная программа введена в действие с 01 января 2014 года.
В число программных мероприятий также включено оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области.
Постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 года №26 утверждено Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, абзац второй пункта 2 которого предусматривал право на компенсацию всех граждан, зарегистрированных по месту жительства на территории Амурской области, заключивших не ранее 1 июля 2009 года с банком или иной кредитной организацией, ипотечным агентством кредитный договор (договор займа) на сумму не более 2 000 000 рублей на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, в обеспечение обязательств по которому установлена ипотека кредитуемого объекта.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между кредитором ОАО «Сбербанк России» Дополнительным офисом № ОАО «Сбербанк России», действующим с одной стороны и, и заёмщиками Шутенко Анной Александровной и ФИО3, действующими с другой стороны, заключён кредитный договор №, по условиям которого заемщику был предоставлен ипотечный кредит в размере <данные изъяты> рублей на приобретение объекта недвижимости – квартиры по адресу: <адрес>. Шутенко А.А. 20.09.2011 года впервые обратилась в ГКУ АО УСЗН по г.Шимановск и Шимановскому району с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по указанному договору в соответствии с условиями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы». Решением ГКУ АО УСЗН по г.Шимановск и Шимановскому району от 20.09.2011 года №17 расходы по кредитному договору, заключенному Шутенко А.А. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по в сумме <данные изъяты> приняты к компенсации.
Как следует из сообщения ГКУ АО УСЗН по г.Шимановск и Шимановскому району от 21.10.2015 года, Шутенко А.А. с 20.09.2011 года по 21.07.2014 года по настоящее время состояла на учёте как получатель социальной выплаты в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков (Постановление Правительства Амурской области от 25.01.2012 года № 26). Задолженность по выплате по состоянию на 06.11.2015 года составила <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцу Шутенко А.А. не осуществляются.
При этом суд выяснил, что Шутенко А.А. приобрела статус участника подпрограммы, предполагающей оказание мер социальной поддержки, сохранил указанный статус весь спорный период, соответственно заявитель был вправе рассчитывать на получение социальной выплаты.
В свою очередь отсутствие достаточного финансирования не может стать препятствием к реализации предоставленного заявителю права, в связи с чем мнение ответчика об отказе истцу в удовлетворении требования, суд не находит заслуживающим внимания, поскольку право на получение социальных гарантий, установленных Правительством Амурской области не может быть обусловлено наличием или отсутствием финансирования.
Предусмотренная подпрограммами государственная поддержка в виде компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам) представляет собой меру социальной защиты, право на введение которой, определение круга субъектов, на которые она распространяется, источника и порядка ее финансирования, а также ее изменения является дискрецией органов государственной власти. Поскольку государство, включая заявителя в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым право ФИО7 на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по его социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него.
О нормативном характере подпрограммы свидетельствуют положения, определяющие условия участия граждан в долгосрочной целевой программе «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», направления реализации Программы и правила использования средств, предоставленных в качестве социальных выплат.
Согласно п. 9 указанного Положения выплаты компенсации производятся ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от министерства социальной защиты населения Амурской области путем перечисления денежных средств на банковский счет гражданина (гражданина, пострадавшего от действия (бездействия) застройщика), открытый в банке или иной кредитной организации.
Поскольку Шутенко А.А. обратилась в суд с требованиями о взыскании компенсационной выплаты, то её право на возмещение расходов по уплате процентов по ипотечному кредитному договору будет реализовано в судебном порядке.
Отсутствие в настоящее время указанных мер государственной поддержки не может служить основанием для неисполнения обязанности государственного органа перед гражданином по погашению задолженности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно подтвержденной в ряде принятых судебных постановлениях, соблюдение принципа поддержания доверия граждан к действиям государства предполагает правовую определенность, предсказуемость политики в социальной сфере, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основании действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В соответствии с положениями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы» предоставление мер социальной поддержки граждан, о котором идет речь в данном случае, является расходным обязательством Амурской области, выплаты компенсации производятся территориальными управлениями социальной защиты населения за счет средств областного бюджета.
В связи с изложенным, суд считает необходимым удовлетворить требование Шутенко А.А. и взыскать с ГКУ АО УСЗН по г.Шимановск и Шимановскому району в пользу Шутенко А.А. задолженность по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключённому между кредитором ОАО «Сбербанк России» Дополнительным офисом № и заёмщиками Шутенко А.А. и ФИО2 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>
Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы.
Факт оплаты Шутенко А.А. государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей подтверждается квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая изложенное, суд удовлетворяет требование Шутенко А.А. о возмещении ответчиком расходов по оплате государственной пошлины, взыскивает с ГКУ АО УСЗН по г.Шимановск и Шимановскому району в пользу Шутенко А.А. судебные расходы в размере <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Шутенко Анны Александровны удовлетворить.
Взыскать с Государственного казённого учреждения Амурской области – управления социальной защиты населения по городу Шимановску и Шимановскому району за счёт средств областного бюджета Амурской области в пользу Шутенко Анны Александровны задолженность по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключённому между кредитором ОАО «Сбербанк России» Дополнительным офисом № и заёмщиками Шутенко Анной Александровной и ФИО2, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>
Взыскать с Государственного казённого учреждения Амурской области – управления социальной защиты населения по городу Шимановску и Шимановскому району в пользу Шутенко Анны Александровны в порядке возврата государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через данный суд путём подачи апелляционной жалобы (апелляционного представления) в порядке Главы 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в течение 1 (одного) месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: _____________